«Суровые» аэродромы — большой аэродром — не значит самый сложный
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruГлавное управление строительства дорог и аэродромов за последние месяцы завершило сразу три аэродромных объекта. По карте эти точки разбросаны так: юг страны, Заполярье и самый дальний восток. География и климат, геология грунтов и сейсмическая активность — целый комплекс факторов обусловили технологические решения, применявшиеся при их строительстве.
В августе 2014 г. ВВС России для эксплуатации была передана взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и другая инфраструктура военного аэродрома в Ахтубинске. В октябре был подписан Акт приемки первой очереди аэродрома «Североморск-1». В ноябре сдан заказчику гражданский аэродром «Палана». География — соответственно, Астраханская и Мурманская области, Камчатский край.
Все три объекта схожи тем, что их стержень — новая взлетно-посадочная полоса (ВПП).
К ней привязаны многочисленные обязательные «добавки». Например, в Ахтубинске — водосточно-дренажная сеть (ВДС) и очистные сооружения, четыре рулежные дорожки, светосигнальное (ССО) и радиотехническое оборудование (РТО), объекты энергетики, охраны и связи.
На аэродроме «Североморск-1» — главной базе ВВС Северного флота, построен только первый пусковой комплекс: ВПП, две рулежные дорожки, места стоянки авиатехники и водосточно-дренажная система.
Гражданский аэродром Палана, самый маленький из трех. Он включает ВПП, одну рулежную дорожку и пассажирский перрон, который одновременно является местом стоянки авиатехники, водозащитные сооружения.
Однако между объектами, кроме физических размеров, есть и другие существенные различия. Так взлетно-посадочные полосы в Ахтубинске и в Североморске построены из монолитного бетона. В Палане — из плит ПАГ-14, которые доказали свою надежность еще в советские времена на военных аэродромах.
ЧЕМ ТРУДНЕЕ, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЙ
Об особенностях технологических решений, применявшихся при строительстве взлетно-посадочных полос, рассказал заместитель начальника — руководитель комплекса аэродромных сооружений Главного управления строительства дорог и аэродромов Павел Чернухин.
— Конструкционные особенности покрытия аэродрома всегда определяются проектом. Проект же делается на основании расчетов интенсивности использования аэродрома, экономики строительства, геологии и других изысканий. Важно ответить на вопросы: что там внизу под аэродромом находится, каковы природно-климатические условия? В итоге по каждому объекту принимается свое решение.
— Почему, например, ВПП аэродрома «Палана» была спроектирована из плит ПАГ?
— Это оказалось экономически наиболее целесообразным, учитывая, что строительство велось в отдаленном поселке Камчатки. Не менее важно — они надежные. Прежде считалось, что военные аэродромы должны быть как бы полевыми и мобильными. Десять — пятнадцать тысяч таких плит привезли на точку, инженерный батальон их «раскидал» и ровно уложил. Вот тебе готовая взлетно-посадочная полоса или военный аэродром.
А про их качество говорят факты. Реконструируем аэродром «Степь» в Забайкальском крае, разбираем старую полосу и видим: плиты — в прекрасном состоянии. А ведь они там лет тридцать пролежали — не меньше. Строили «Палану» — привезли 3600 новых плит, изготовленных на Дальнем Востоке. Они прослужат не одно десятилетие.
— За 30 лет технология строительства аэродромов из плит как-то изменилась?
— Практически не изменилась. Необходимо качественное основание, водосточно-дренажная сеть, очистные сооружения, дополнительная защита — на Камчатке, от сходящих с сопок потоков.
Сложность в том, что нет уже того оборудования, которое в свое время использовали инженерные батальоны. Например, профилировщик основания — специально искали, но так и не смогли найти. Приходится приспосабливаться. В «Палане» выкладывали два ряда «маячных» плит, из двутаврового швеллера сварили что-то типа профилировщика, укладывали ПАГ и проводили дефектовку — в итоге плиты легли ровно.
А большие военные аэродромы сегодня строятся из монолитного высококачественного бетона. Но вне зависимости от качества верхнего слоя, главное — создать надежное основания для полосы.
А это значит, что необходимо убрать просадочные породы, заторфованные места, линзы, и заменить все нормальным грунтом, который поддается уплотнению.
— Чем отличаются друг от друга взлетно-посадочные полосы в Североморске и Ахтубинске?
— В Ахтубинске из-за глинистых грунтов применялась геомембрана. Она не должна пропускать воду в основание полосы. Образно говоря, мы слоеный пирог основания ВПП завернули в пластик, как конфету «Гулливер» в обертку.
А в Североморске основание лежит на камнях, валунах — вода спокойно просачивается и уходит. Поэтому здесь геомембрана не применялась.
— На аэродромах вне зависимости от размеров обязательно строятся водосточно-дренажная сеть и очистные сооружения. Чем продиктована такая необходимость?
— При эксплуатации полосы обязательно применяются антигололедные реагенты, самолеты обрабатываются специальными средствами против обледенения. Это все не должно попадать в почву. Система коллекторов собирает загрязненную воду с полос и направляет ее в очистные сооружения.
— Камчатка — сейсмоопасный район, Североморск расположен за Полярным кругом, Ахтубинск — астраханские солончаки. Какие особенности это накладывает на процесс проектирования и строительства аэродромов?
— От землетрясений на всех аэродромах предусмотрены деформационные швы шириной 32 мм и глубиной на всю толщину бетонного слоя. Фактически взлетно-посадочная полоса разрезается на плиты, которые могут двигаться относительно друг друга. Кстати, в Ахтубинске такие швы приходилось нарезать даже чаще, поскольку от жары бетон расширяется и может деформироваться.
А на Камчатке и вообще на Дальнем Востоке самая серьезная проблема — не сейсмика, а транспортная схема доставки материалов и вахтовый метод работы строителей. Квалифицированного персонала на Камчатке нет, поэтому приходится завозить специалистов с Большой земли.
— А местные жители приходят работать?
— К сожалению, там местные жители очень часто работают до первой зарплаты. А затем начинается путина, прогулы. В Североморске другая проблема — уже в конце сентября выпадает первый снег, поэтому очень короткий летний строительный сезон. В октябре ударят морозы, и все — большинство работ закончились. Но есть и плюсы — белые ночи: можно работать круглые сутки без подсветки. Красота! Это очень выручает — выстраивается круглосуточный график работ в две смены.
— В Ахтубинске главная проблема — жара…
— Да. Когда на улице 40 градусов — невозможно работать днем. Вода испаряется настолько быстро, что бетон твердеет слишком рано и начинает трещать. Не успеваешь швы нарезать, чтобы разлом прошел там, где надо.
— Какой из трех аэродромов оказался самым сложным?
— Каждый имеет свои особенности и проблемы. Лично я думаю, что самый проблемный тот, на котором предусмотрена наиболее сложная светосигнальная система на взлетно-посадочной полосе: множество закладных деталей, большое количество труб, море огней. И при этом в основании есть геомембрана, через которую необходимо протащить пластиковую трубу, чтобы заложить в нее кабель. Такую геомембрану надо не просто аккуратно пробить, но и обварить затем, чтобы восстановить герметичность и предотвратить протечку воды в основание полосы. Очень много ручной работы, очень высокая трудоемкость процессов. На мой взгляд, и «Ахтубинск», и «Североморск-1» одинаково сложные объекты. Тем интереснее на них нам работать.
РЕЦЕПТ «СЛОЕНОГО ПИРОГА» ВПП
На месте строительства будущей взлетно-посадочной полосы роют длинный котлован — «корыто». Глубина зависит от особенностей грунта. В Ахтубинске, скажем, она составила 2,1 м. Дно котлована уплотняется виброкатками и застилается полимерным полотном — геотекстилем. Его задача — отсечь грунтовые воды и равномерно распределить всю нагрузку. Далее идет укладка слоев основания. Первый слой — уплотненный мелкий песок. Его толщина 80 см. Поверх раскатывается второй гидроизолирующий слой — геомембрана. Именно Спецстрой России первым в стране начал применять этот уникальный материал. Затем — два слоя щебня разной фракции, «тощий» бетон, аэродромная полиэтиленовая пленка. Сверху — марочный бетон, который и является видимой частью взлетно-посадочной полосы.
АХТУБИНСК
Здесь была построена одна из самых длинных взлетно-посадочных полос в России и мире. По официальным данным, ее протяженность составляет 4 км, ширина — 60 метров. Строительные работы были завершены в августе 2014 г. с опережением графика. Также сданы в эксплуатацию рулежные дорожки, периметровое ограждение с техническими средствами охраны, водосточно-дренажная сеть, очистные сооружения, светосигнальное оборудование, а также средства связи и радиотехническое оборудование.
Работы вели Ижевский, Калужский, Воронежский и Ефремовский филиалы Главного управления строительства дорог и аэродромов. На объекте одновременно работало до 550 сотрудников Спецстроя России. Использовались два цементо-бетонных завода, более 200 единиц спецтехники, в том числе бетоноукладочный комплекс Gomaco 2800.
В основание полосы уложено 840 тысяч тонн инертных материалов, длина коллектора дренажной система составила 23 км. В ходе строительства были выявлены и успешно решены проблемы с просадкой грунтов в месте строительства полосы.
Использование высокопроизводительной техники позволило уложить 100 тысяч м3 марочного бетона в рекордный срок — за 5 месяцев. 29 апреля 2013 г. коллектив участка укладки бетона во главе с производителями работ СМУ № 3 Калужского филиала Сергеем Ашихминым и Сергеем Банниковым установили рекорд укладки марочного бетона: за 15 часов было уложено 2993 м3. Размеры уложенной в тот день полосы составили 975×7,5×0,41м.
Военный аэродром в Астраханской области, на северо-восточной окраине одноимённого города. Принадлежит 929-му Государственному лётно-испытательному центру им. В. П. Чкалова. Старейшая авиационная база России. Ведущее учреждение в системе научно-исследовательских и научно-испытательных организаций Министерства обороны России.
ВПП позволяет принимать и отправлять самолеты любого типа, любых габаритов, в любых погодных условиях.
ПАЛАНА
Проект был выполнен в тесном сотрудничестве с ОАО «Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект» в рамках единой технической политики. Таким образом, речь идет уже не просто о партнерстве, а о возрождении былых традиций единой системы всероссийского «Аэропроекта».
Проект предусматривает: реконструкцию ИВПП размером 1440×35 м, проведение реконструкции дренажной системы по отводу грунтовых вод, строительство рулежной дорожки и перрона с площадкой спецавтотранспорта, восстановление целостности ограждения и строительство автомобильной дороги по всему периметру аэропорта.
Установку светосигнального оборудования типа ОМИ с одного направления, реконструкция обособленной приводной радиостанции, создание системы электроснабжения аэродромного комплекса и строительство склада ГСМ на 400 куб. м. Согласно условиям тендера, проект предусмотривает максимально возможное использование при реконструкции отечественных строительных материалов и конструкций.
01 декабря 2014 года введена в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса аэропорта в посёлке Палана.
29 ноября 2014 года в аэропорт Палана был выполнен технический рейс на самолете Як-40 с целью подтвердить пригодность к эксплуатации реконструированной взлётно-посадочной полосы с искусственным покрытием.
Участие в строительстве принимали более 150 работников предприятия. В эксплуатацию введена первая очередь объекта: новая взлетно-посадочная полоса с рулежной дорожкой и водосточно-дренажной сетью. Кроме того смонтировано новое светосигнальное оборудование.
Ресурс эксплуатации данного аэродрома до первого капитального ремонта составляет 25 лет. Выполненные строительные работы по реконструкции должны обеспечить более высокую степень готовности ИВПП, особенно в периоды весенней и осенней распутиц, что благоприятно скажется на регулярности полетов.
Строительные работы в аэропорту Паланы не закончены, планируется, что второй этап продлится до сентября 2015 года — будут сданы в эксплуатацию пассажирский перрон и склад горюче-смазочных материалов, а также сопутствующие элементы лётного поля, например ограждение.
Региональный аэропорт, расположеный в 4 км к западу от посёлка Палана в Камчатском крае. Обеспечивает регулярное авиасообщение с Петропавловском-Камчатским. По проекту, длина взлетно-посадочной полосы — 1,44 тыс. м, ширина — 28 м. До реконструкции мог принимать только самолеты Ан-2, Ан-28 и вертолеты. После — воздушные суда взлетной массой до 16 тонн (III-IV класса), например АН-2, АН-26, АН-28, Л-410, ЯК-40, все типы вертолетов.
ПАГ-14 (плита аэродромная гладкая; толщина — 14 см) — марка плиты перекрытия, которая относится к группе специальных железобетонных плит для аэродромных покрытий. Для изготовления используется специальный тяжелый бетон с напряженной арматурой. Требования к характеристикам этих ж/б изделий очень высоки, поэтому их производство налажено в нашей стране только на нескольких предприятиях. Плиты в количестве 3600 штук были изготовлены на заводах Владивостока и Хабаровска. ГУ СДА при Спецстрое России организовало на предприятиях приемку продукции, так как очень жесткие требования предъявляются к изделиям по геометрии и прочности. Каждая плита проверялась индивидуально, потому что брак, доставленный на Палану, слишком дорого стоит.
СЕВЕРОМОРСК-1
Военный аэродром в Мурманской области, расположенный в 4 км южнее ЗАТО Североморск. Основной аэродром базирования морской авиации Северного флота ВМФ России. Взлетно-посадочная полоса с бетонным покрытием длиной 3,5 км и шириной 60 м.
До 1951 года имел наименование Ваенга-1. Аэродром был построен перед Великой Отечественной войной. Ещё с военных лет аэродром был известен среди лётно-технического состава как Большой аэродром. После завершения работ там смогут садиться самолеты стратегической авиации. Таким образом, Североморск-1 станет самым северным в России аэродромом для стратегической авиации.
Проектом предусмотрена реконструкция существующей взлетно-посадочной полосы с увеличением ее длины до 3,5 тысячи метров, что позволит принимать все виды воздушных судов, включая дальнемагистральные самолеты Ил-96, стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-22М3, противолодочные самолеты дальней морской зоны Ту-142.
Авиация Северного флота, что базируется на аэродроме
Продолжение sdelanounas.ru/blogs/64988/
Источник:
spetsstroy.ru, map.spetsstroy.ru/region/index.php?ID=27180 , www.gusda.ru, zaoamd.ru/project1, kamchat.info/photoreports/, www.kamchatka.gov.ru/index.php?cont=info&news_id=34142, grandfence.ru, www.faktografia.ru
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
12.07.1515:01:32
zu112.07.1518:06:11
12.07.1518:54:26
13.07.1509:57:17
13.07.1502:34:24
13.07.1511:37:21
13.07.1511:44:44
13.07.1521:24:43
13.07.1521:43:31
13.07.1522:38:25
13.07.1521:05:45
13.07.1508:18:45
13.07.1511:03:13
14.07.1501:03:28
14.07.1507:31:51
16.07.1512:58:12
16.07.1520:19:59
21.01.1601:22:42