Лого Сделано у нас
133

Российский беспилотник установил мировой рекорд по длительности полета

В ходе испытаний в подмосковной Черноголовке октакоптер российской фирмы НЕЛК, снабженный водородно-воздушными топливными элементами, созданными в Институте проблем химической физики РАН (ИПХФ), установил мировой рекорд по продолжительности полета на открытых пространствах среди мультироторных беспилотников. Длительность полета октакоптера составила 3 часа 10 минут. Разработка инновационной топливной системы, позволившей аппарату находиться в воздухе столь продолжительное время, была выполнена в партнерстве с Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК).

— Серию испытаний проводили в подмосковной Черноголовке больше года — с марта 2015 по апрель 2016 года, — рассказал исполнительный директор фирмы НЕЛК Игорь Василевский. — Летательный аппарат оснащается электрохимическим источником питания — энергоустановкой с применением водородно-воздушных топливных элементов. Аппарат поднимает полезную нагрузку в полкилограмма. Водородно-воздушные топливные элементы отечественной разработки позволяют делать рекордный налет в условиях холодов российской зимы, а также высокой влажности.

Масса октакоптера составила 12 кг, энергетическая установка имела мощность 1,3 кВт, полезная нагрузка — 0,5 кг.

Водородное топливо считается наиболее перспективным в транспортной сфере, поэтому разработки в данном направлении ведет несколько компаний. Впечатляющие результаты демонстрирует канадский разработчик EnergyOr Technologies. В июне 2015 года EnergyOr сообщила о рекордной продолжительности полета коптера на водородном топливе, который длился 3 часа 43 минуты и 48 секунд. На сегодняшний день это и есть рекорд непрерывного полета для мультироторного беспилотника. Судя по видео, размещенному на сайте EnergyOr, рекорд был установлен в ангаре, при этом коптер не летал — он оторвался от поверхности на полтора метра и завис в воздухе. То есть рекорд был установлен в максимально экономичном режиме и внутри помещения.

Испытания октакоптера НЕЛК, напротив, проводились под открытым небом, причем более трех часов полета было продемонстрировано в сложных погодных условиях.

— Коптер летал в условиях порывистого ветра и временами под дождем, — рассказал руководитель лаборатории ионики твердого тела ИПХФ РАН Юрий Добровольский, принимавший участие в испытаниях. — При этом менялись режимы полета — автопилот и управляемый, коптер менял высоту и передавал на землю изображения и видео. А в тепличных условиях он должен был летать, по нашим расчетам, порядка 4 часов 20 минут.

— Одно из приоритетных для сегодняшнего авиастроения направлений — создание «более электрического самолета» — требует удвоения мощности аккумуляторов и электрогенераторов воздушного судна, — рассказал директор Научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев. — Разработка ИПХФ — это важный шаг не только для беспилотной авиации, но и других отраслей промышленности — робототехники, автомобилестроения, связи и коммуникаций.

Генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков отметил, что технологии химиков РАН могут быть задействованы в новых гражданских самолетах — среднемагистральном лайнере МС-21 и широкофюзеляжном самолете, разрабатываемых в кооперации с иностранными партнерами.

Высокой продолжительности полетов октакоптера удалось достичь благодаря особой конструкции мембранно-электродных блоков, которые генерируют электрический ток за счет электрохимической реакции водорода и кислорода и при этом работают при экстремальных температурах от -60 до +40 °С. На основе этих блоков формируются водородно-воздушные топливные элементы. Основную часть работы по их созданию проделали в лаборатории ионики твердого тела ИПХФ РАН. В проекте также участвовали ООО «Эй Ти Энерджи», ООО «АФМ-серверс» и ЗАО «Аэрокон».

— Надо поздравить с мировым рекордом команду разработчиков, причем результат показан в водородной энергетике — одной из самых перспективных областей развития современных технологий, — отметил главный аналитик некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Андрей Ионин. — И если мы начали ставить в таких областях мировые рекорды, как в 60-х годах прошлого века, то это само по себе хорошо. Малые беспилотники — это абсолютно новый вид авиационного транспорта, для них есть огромная сфера применений, эти коптеры просты и дешевы в эксплуатации. И время нахождения в воздухе — это, пожалуй, главный технологический барьер для развития такой техники. Водородная энергетика — это выход из ситуации.

  • 7
    Нет аватара Инженер2015
    22.04.1607:39:38

    Круто что ядро изобретения — российское

    Нужно поскорее до серии довести, и на экспорт

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 2
        Нет аватара Инженер2015
        22.04.1619:35:06

        Там Сингапурский топливный элемент с Американскими протонообменными мембранами.
        отккда у вас такая информация?

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 15
      difa difa
      22.04.1608:52:15

      Как написано в статье, ВВТЭ разработан в ИПХФ РАН. Достаточно пройти на их страничку и в рубрике «Материалы для водородной энергетики" всё описано. Они и материалы для ТЭ сами разрабатывают и производят и ТЭ и источники водорода, т. е. полный ассортимент. С чего вы взяли, что разработчики импортируют мембраны, да ещё и «как правило»?

      • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
        • 6
          VV Axntv VV Axntv
          22.04.1610:34:14

          Ключевой элемент здесь — платиноидный катализатор. По себестоимости хотя бы. Для мобильных устройств ТЭ на метаноле. Он жидкий, удобный, а водород трудносжимаемый газ и заправка требует оборудования. Но метанольные при работе должны сильно нагреваться и быстрее деградируют.

          • -3
            Нет аватара k_v
            22.04.1611:01:26

            да всякие есть технологии ТЭ с разной степенью промышленной готовности и ограничениями, но все больше слышно про водородные, хотя для них нужна целая инфраструктура с гидролизными установками, аппаратурой высокого давления, внешними источниками электроэнергии. видимо пока приходится с этим мирится потому что по остальным направлениям для мобильного применения у них не достаточная удельная мощность и прямой кпд, а для стационарного они мало чем превосходят дизель или газотурбинный генератор

            • 2
              Нет аватара Goldman
              22.04.1621:33:02

              Ваши выводы, извините, основанные на предположениях, не являются, на мой изгляд, обоснованными и объективными.

        • 9
          difa difa
          22.04.1610:46:26

          Пустая болтовня… сначала вы утверждаете что разработчики ТЭ импортируют мембраны. Вам приводят факты что разработчики на то и разработчики, чтоб разрабатывать. Вы же тут-же прыгаете к коммерческим образцам. Ну и что дальше? Вот вам два примера AT Energy и ИнЭнерджи. У обоих есть полностью свои разработки, которые уже предлагаются на рынке. Конечно они используют и иностранные компоненты, а почему бы и нет на начальной стадии?

          Отредактировано: difa~12:48 22.04.16
          • -4
            Нет аватара k_v
            22.04.1611:23:36

            с AT Energy знаком чуть лучше чем простой обыватель — у них кроме красивого сайтика и лейбла «сколково» мало что есть. инэнерджи что-то тоже о собственной мембране ничего не говорят. вопрос о мембране не на пустом месте появился потому что многие могут собрать из готовых материалов, а полный цикл — не только лишь все

  • 1
    Нет аватара Nirvanko
    22.04.1616:56:04

    Вот тут есть его фотография, второй в ряду: mother-russia.org/blog/innovations/2691.html

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,