стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
48

Начались полеты сверхзвуковой ракеты СВЗ-2 — «летающего стенда»

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

27 мая 2016 года в Кировской области стартовала твёрдотопливная ракета СВЗ-2 исследовательской компании «Лин Индастриал». Эта двухступенчатая ракета предназначена для испытания системы управления на сверхзвуковых скоростях (пока она регулярно испытывается на «дозвуке»).

Теперь подробнее о том, зачем создавалась эта ракета и как прошел полет. Условия полета на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях сильно отличаются, поэтому в компании захотели протестировать прототип системы управления космической ракеты на сверхзвуке. Однако испытательная ракета для такого режима полета должна значительно отличаться от предыдущей дозвуковой ракеты.

Основное отличие — она заметно больше и состоит из двух ступеней. Первая ступень предназначена для разгона примерно до 85% от скорости звука. Она отстреливается на высоте около полкилометра. У нее обычные плоскостные стабилизаторы (в просторечии — «плавники»). Вторая ступень разгоняется до сверхзвуковой скорости. На сверхзвуковом режиме ракета идёт около 5 секунд, причем система управления поворачивает решетчатые рули (расположены в самом низу ступени) так, чтобы полет шел строго вертикально. Высшая точка траектории ракеты находится на высоте около 5 км. Там открывается первый парашют, второй выбрасывается после снижения до 800 м.

Александр Ильин, генеральный конструктор «Лин Индастриал»: «Для чего нужны „игры“ с летающими стендами? Одно (!) дозвуковое (!!) испытание в трубе ЦАГИ стоит от 1 млн рублей. Полет дозвукового летающего стенда: 40 000 руб. — 50 000 руб. максимум (10 000 руб. + зарплаты участников процесса + транспортные расходы + много всего). Одно испытание или 20 полетов. Со сверхзвуком — еще интересней соотношение!»

В первом полете на ракете не была установлена система управления, хотя решетчатые рули и сервомашинки присутствовали. Кроме того, в этот раз решили не запускать двигатель второй ступени. Цель испытания — проверить работоспособность ракеты в целом.

В 11:40 по московскому времени ракета СВЗ-2 стартовала.

Запуск первой ступени прошел штатно по радиокоманде. Через 3 секунды после старта был подан сигнал на разделение ступеней. Разделение произошло на высоте 570 м с характерным хлопком. Ракета продолжила полет по инерции. Первая ступень приземлилась на парашюте на расстоянии 800 м от места запуска.

На высоте 2100 м был дан сигнал на выброс первого парашюта второй ступени, а на высоте 940 м — на выброс второго парашюта. Ракета без повреждений приземлилась на расстоянии 2 км от места запуска и была найдена по переданным GPS-координатам.

Следующий полет СВЗ-2 состоится через несколько месяцев. В планах — несколько полетов для отработки конструкции ракеты, а затем полноценные испытания системы управления в полете на сверхзвуковой скорости.

«Лин Индастриал» — российский стартап, создающий сверхлегкие космические ракеты, резидент иннограда «Сколково» с 25 июня 2014 года и единственный в России частный разработчик космических ракет. В компании работают опытные российские инженеры и управленцы, работавшие в том числе в ГКНПЦ им. Хруничева, а также основавшие команду «Селеноход» — единственного российского участника международного конкурса Google Lunar X PRIZE по созданию частного лунохода.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • Комментарий удален
  • 1
    Vsemoguchij Vsemoguchij
    05.06.1616:37:30

    Частники — хорошо, только когда не за гос. Счет!

    А так супер конечно!

  • 0
    Нет аватара Reduktor
    05.06.1622:09:45

    Никогда бы не подумал, что такое испытание и испытание в трубе, могут заменить друг друга.

    • 0
      nanonews nanonews
      07.06.1611:16:55

      Ну, если б испытывалась обтекаемость и прочие аэродинамические характеристики формы — замена была бы сильно неравнозначная: в трубе можно проконтролировать форму потоков-завихрений и т. п., а «на природе» нет.

      Но отрабатывая управление, достаточно проверять внешние силовые воздействия, сбивающие траекторию, и реакцию системы на них. А это можно писать с датчиков самой ракеты.

      С другой стороны, они как-то некорректно сравнивают стоимость. Я, конечно, могу ошибаться — но «одно испытание в трубе», равное по стоимости 20 полетам, может длиться дольше, чем эти полёты в сумме, давая возможность отследить все нюансы.

      Однако, если методика работы — «продуть несколько секунд — посмотреть результаты — подумать — подкорректировать настройки — повторить», то заказ трубы действительно становится нерациональным.

      • 0
        Нет аватара guest
        10.06.1619:34:44

        …, а может уже перешли к полевым испытаниям класса воздух — воздух, как раз и размерчик подходит — ну и небольшая модернизация капсулы с ''полезным'' грузом.

        Вот будет интересно посмотреть на реакцию пендосов.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,