стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
62

Российские пожарные машины — повод для гордости

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Пребываю в смешанных чувствах. С одной стороны, испытываю гордость за страну, потому что у нас могут собирать качественные современные пожарные машины. С другой стороны — обидно, что производство вынуждено в одиночку справляться с проблемами целой отрасли без особой поддержки со стороны государства. Сейчас расскажу!Недавно познакомился с компанией «Спецтехника пожаротушения», они пригласили на своё производство и рассказали, как устроены современные пожарные машины. Компания была образована в 2008 году совместно с австрийским концерном «Розенбауэр», который вот уже 150 лет является мировым лидером в пожарной отрасли. Создавалась компания в рамках программы МЧС по переоснащению устаревшего пожарного парка современными отечественными машинами.Работа по импортозамещению тут началась задолго до того, как это стало мэйнстримом. Начав со сборки машинокомплектов, за 8 лет компания вырастила собственный пул российских поставщиков, превратившись в полноценную серийную сборочную линию от раскроя листа до эксклюзивного шасси. Сейчас от «Розенбауэра» остались три компонента: насос, лафетный ствол (электронная водяная «пушка» на крыше кабины, которая подает струю воды или пены) и необходимое к нему электронное обеспечение. В принципе, его можно написать и в России, так же как и собирать свои насосы. Но для выхода на требуемый уровень качества нужны объёмы, к которым, к сожалению, пока не готовы сами заказчики. Несмотря на существенную нехватку современной техники в пожарных парках, планы закупок и бюджеты не пересматриваются. Год от года сокращение госзаказа вынуждает предприятие работать в половину от своих мощностей (а это всего до 300 машин в год!).Технологии и материалы, которые применяются на заводе, во многом уникальны для России. Например, для сборки кузова не используют сварку. Все детали просто склеивают. Надстройка (пожарная «коробка» в которой размещены водобак, насос, оборудование и т. д.) сделана на бескаркасной основе из алюминия. За счет этого она получается легкой, устойчивой к коррозии и нашему климату, а значит не потечет, не сгниет и не лопнет, в отличие от своих стальных аналогов. Легкость конструкции дает возможность добавить к оснащению больше оборудования, не нарушая стандарты веса.В общем, давайте посмотрим производство.Современный пожарный автомобиль начинается с алюминиевого листа. На производстве их с ювелирной точностью раскраивают лазерным резом (для сравнения — обычно стальной лист режут простой болгаркой).

Затем деталь шлифуют и сгибают.
Гибка — тоже особенность производства. Чем больше согнуто, тем меньше сварных швов, которые мало того, что выглядят не эстетично, так еще и рискуют лопнуть или прогнить в процессе эксплуатации автомобиля.
Это пульт управления гибочным станком.
Из этих трехметровых алюминиевых ламелей собираются шторные двери отсеков. Они сделаны из уникального, прочного и легкого профиля, закупаемого у российского поставщика в больших объемах. Двери имеют двойной надежный замок и собираются полностью на заводе, от раскроя и распиловки до оформления в аккуратные рулоны и установки автоматической подсветки.
Так выглядит насос пожарной машины с электронным управлением (оно продублировано в кабине водителя). Все остальные насосы в России — с механическим управлением.
Процесс установки насоса. Наряду с парнями на предприятии работают девушки!
Сверху насос закрывают защитным кожухом. На всех других отечественных машинах насосы и коммуникации ничем не защищены. Это связано с особенностью их работы: рядом всегда должен находиться человек, и при длительной работе насоса он доливает в него масло, смотрит за температурой и давлением. Обогрев предусмотрен за счет выхлопных газов автомобиля. Это в 2000-х годах! У «Спецтехники пожаротушения» все по-другому: насосный отсек закрыт, утеплен, температура ниже +5 не опускается и поддерживается от двигателя (даже когда отсек открыт настежь).
Внутри стенок надстройки, по бокам, днищу и крыше уложены пластиковые сэндвич-панели, похожие на медовые соты. Они придают конструкции жесткость и дополнительное утепление. C панелями «Спецтехнике…» пришлось повозиться: раньше их использовали только в авиа- и космической отрасли, и потребовалось изрядное количество усилий, чтобы убедить поставщиков в целесообразности применения сендвичей внутри пожарной машины. Панели раскраивают и устанавливают тут же, в цеху. К слову, другие производители не озабочены утеплением надстроек. В лучшем случае, на внутренней части стенки приклеивают обычный хрупкий пенопласт.
Ещё одна фирменная фишка «Спецтехники пожаротушения» — литые водо- и пенобаки из полипропилена. Это легкий и прочный материал, не подверженный воздействию агрессивной среды. В России баки до сих пор варятся из нержавейки, у самых продвинутых производителей они из клееного полиэтилена. Неудивительно, что на пожар приезжает машина, из которой течет вода. Сталь быстро ржавеет, пенообразователь разъедает ее изнутри (помним про сварные швы?). А полипропилен будет служить 25 лет без потери качества. Вы знаете, что по ГОСТу бак пожарной машины должен быть пригоден для перевозки питьевой воды? Полипропилен с этим требованием легко справляется.
Так проводятся испытания бака и тестирование всех систем пожарной машины. Обычно машину просто везут на реку и прогоняют воду по системе. Такое испытание «на коленке». На этом стенде, единственном в России, компьютер диагностирует состояние всех систем и прочность водобака (диагностика гидростатическим давлением). Хитрые австрийцы в начале работы заявили о норме лафетной линии (давлении внутри бака) в 12 рабочих или 15 проверочных атмосфер. По нашим нормам рабочее давление тоже 12 Атм… но выдержанное проверочное — 25 Атм! Русские производители выдержали даже свыше 25, чем немало удивили хваленых западных технологов.Днище надстройки в прямом смысле приклеивается к раме шасси. Конечно, на критических точках предусмотрены и болтовые крепления.
Кабина боевого расчета. У сидений есть крепления для дыхательных аппаратов разного типа. Пожарные едут на вызов сразу в них и не теряют времени на их одевание на месте. Благодаря этому баллоны не мешаются под ногами. Под сиденьями можно оставить личные вещи.
Перед тем как установить на шасси пожарную надстройку, нужно подготовить раму.
Параллельно дорабатывается надстройка: устанавливаются двери, сиденья боевого расчета, лафетный ствол.
Это уже готовые надстройки. На крыше появилась светодиодная оптика, проложена электрика, смонтированы специализированные установки (это, по желанию заказчика, может быть установка для резки металла гидроабразивом или система тушения высотных зданий). На следующем этапе их будут ставить на шасси.
Рабочие монтируют внутренние покрытия и крепежи для пожаро-технического вооружения (сокращенно ПТВ). Крепежи, полки, системы хранения «Спецтехники пожаротушения» позволяют комплектовать машину большим количеством оборудования, чем положено по ГОСТу.
Вот, кстати, часть «начинки» одной машины.
Электронный пульт управления насосом
Управление продублировано в кабине.
Еще одна фирменная особенность: дверь, которая открывается сразу со ступенькой. Вспомните, как непросто забраться в грузовик. А в полной боевой экипировке с двумя кислородными баллонами на спине? По этой ступеньке пожарный может выйти быстро и просто в полный рост.
Смотрите, как красиво.
В год на заводе производится 120-150 машин при мощности 300 единиц. Можно и больше, но пока что предприятие ориентируется на спрос.
Так что же меня расстроило? Под предлогом «кризиса» на лучшей технике начинают экономить. Но одно дело, когда в целях экономии чиновник заказывает себе «Мерседес» с тканевым салоном вместо кожаного, но совсем другое — когда предприятие просят отказаться от современных технологий и вернуться к технике уровня 70-х годов. А ведь из опыта сервисного сопровождения «Спецтехника пожаротушения» вывела неутешительную статистику: обслуживание дешевых и устаревших машин за 7 лет по ГОСТу обходится дороже, чем эксплуатация современной техники, которую выпускает компания. За 20 лет эта разница увеличивается вдвое!Надо понимать, что хорошая пожарная машина стоит дорого. Но в отличие от другой техники, на кону стоят жизни людей. Машина — это высококлассный, технологичный инструмент для оказания помощи. Чем он качественнее и удобнее, тем проще и быстрее пожарный сможет выполнять свою работу. На пожаре или при аварии от самых незначительных мелочей могут зависеть жизни людей. Поэтому все фирменные фишки, что я показывал выше, это не технологии ради тюнинга, это реальные инструменты помощи и безопасности. Пара примеров:— рукавная катушка 60 метров с электронной намоткой и стволом высокого давления («Спецтехника пожаротушения» удлинила ее до 80 метров). Это значит, что машина может находиться на 20 метров дальше от полыхающего объекта (или если неправильно припаркованные легковушки мешают подъехать). Тушение ведется мелко-мелко распыленной водой (водяной пылью) или пеной. При пожаре в доме это значит, что пламя возможно погасить точечно и аккуратно, не заливая квартиры снизу.— лафетный ствол под управлением водителя в кабине способен подавать струю воды до 70 метров. В это время экипаж в полном составе занят тушением. — удобный доступ ко всем инструментам экономит драгоценные секунды. Крепления не заедают, не лопаются и не смерзаются. Пожарный спокойно берет инструменты, не снимая защитных перчаток. Кстати, инструментов и оборудования «Спецтехника…» комплектует в машину больше и лучше, чем положено в ГОСТе.Пожарные рукава закреплены каждый в отдельном отсеке. Они не путаются и не смерзаются зимой (в старых машинах они лежат на простых полках, перевязанные веревкой).
Большинство материалов, которые используются в производстве, ранее в отечественной пожарной индустрии вообще не применялись. Термостойкие пластики, алюминий особого сплава, диоды, фурнитура и т. д. поставляются эксклюзивно для «Спецтехники пожаротушения» ее российскими поставщиками. На одну стандартную автоцистерну приходится 83 крупных поставщика, не считая метизов. У «Спецтехники пожаротушения» даже шасси эксклюзивное! Это полноприводный КамАЗ 5387, маневренный, проходимый и невысокий (это важно, ведь перевезти 3200 литров воды на скорости 100 км/ч — не шутка, центр тяжести машины должен быть как можно ниже). Поэтому Поэтому естественно, что цена готовой машины будет выше обычной железной водяной бочки.
Готовые машины. Красная — пожарная автоцистерна емкостью 3200 литров, самая популярная и востребованная модель. Белая — аварийно-спасательный автомобиль АСА с краном-манипулятором и электрогенератором. Применение многообразно, например, она может потушить горящие машины на ДТП, растащить их с места аварии, оказать первую помощь пострадавшим, при необходимости обеспечив электроснабжение на участке.
Что же получается в итоге? С одной стороны, российские чиновники очень горды тем, что в у нас в стране есть предприятие, производящее спасательную технику европейского уровня. Но с другой стороны, на деле эта техника никому не нужна, и поддерживать ее производство никто не собирается. Чиновники жалуются, что она слишком дорогая, и покупают вместо нее дешевые ржавые машины образца 80-х годов. В частных беседах они признаются, что берут «три старых машины, две из них сразу пускают на запчасти, а под третью ложится механик и начинает ее чинить». Машина, которая может выполнять функции сразу нескольких автомобилей различного назначения — это спасение парка и сокращение расходов. Это реальная помощь людям, это шаг в будущее. Но при громких заявлениях о переходе на новых технический уровень чиновники продолжают сокращать закупки действительно современной техники. Поэтому пожарные, выезжая на вызов, по-прежнему лезут в огонь и рискуют жизнями из-за того, что в их машине слишком короткий шланг, протекает водобак или нет нормальных инструментов. Если кто-то из них погибает, то чиновники предпочитают наговорить громких слов про героизм и выплатить семьям миллионные компенсации, чем купить нормальную пожарную машину. Выходит, что сейчас жизни пожарных и людей, которых они спасают, у нас ценятся меньше, чем новые машины в пожарном парке города.А нам остается только надеяться, что если вдруг в доме вспыхнет пожар, то на него приедет современная высокотехнологичная машина, а не старая ржавая пожарка.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • Комментарий удален
    • Комментарий удален
  • 7
    Нет аватара koshmar
    11.01.1717:47:15

    Известное своими откатами ООО «ЗТТП» создал дочку «пожарные технологии» с австрийской компанией. Берётся местная платформа и на неё монтируется импортное оборудовние. А поскольку оборудование производится не в РФ и по сути уникально (например, упомянутые насосы с электронным блоком управления… а кстати зачем тут лишняя электроника, если достаточно простой неубиваемой механики?), то запчасти может поставить только одна компания и только по установленной ими цене. Российского тут — шасси Камаза (а это не новость) и каркасная алюминиевая будка. Всё остальное, в том числе и оборудование на предприятии — импорт. За который платит бюджет, вместо поддержки отечественного производителя.

    Напомню, что сайт называется «Сделано у нас». А в статье постоянно проскакивают термины «наше лучше, чем делают в России» и «в России до сих пор делают из стали, зато мы…». Забывая при этом рассказать, что они занимаются сборкой, а не производством. А вся производственная площадка ограничена ангаром, где скручивается всё в одно целое и приклеивается бирка «российская пожарная машина». Тьфу!

    Третье с конца фото всё правильно описывает — «Собрано в России». Это как гордиться сборкой мерседесов и бмв в Калининграде.

    Отредактировано: koshmar~18:53 11.01.17
    • Комментарий удален
      • 6
        Нет аватара koshmar
        11.01.1718:05:07

        И вы поверили? Слышали про «скрытый импорт»? Когда поставки комплектующих разбиваются на потоки и частично идут через местных подрядчиков, чтобы увеличить на бумаге процент импортозамещения.

        Почему тогда не написали, кто производитель сидений, баков для воды/смеси, запорной арматуры, комплекта спасательного оборудования (пила, домкрат, тот же багор). Если производители российские, тогда почему другие поставщики пожарной техники якобы с ними не сотрудничают? В конкурсе на поставку техники принимают участия и сами пожарники и могли бы указать требуемую комплектацию, если было бы из чего выбирать.

        PS компания принадлежит бывшему функционеру из МЧС, на него много компромата гуглится. Но он из обоймы непотопляемых и незаменяемых, потому что со всем уважением вовремя делится. Всё, прекращаю писать на эту тему. Просто видно заказной характер статьи и нехорошие акценты про «рашку за мкадом».

        PPS

        вот пример другой пожарной машины, сделанной «за мкадом». Чем она хуже?

         http://www.prioritetmiass...harnaya-ats-30-40-43502-0 

        Где лежащие на полке шланги и недоступный пожарникам инструмент? Где стальной кузов, который гниёт и много весит?

        Или чем хуже эта машина?

         http://www.prioritetmiass.ru/catalog/30-404-43253 

        Может тем, что руководство компании не имеет своих людей в Министерстве по ЧС и не может лоббировать закупку? Или тем, что некий блогер никогда не поедет дальше МКАДа, тем более что ему за это не заплатят?

        Отредактировано: koshmar~19:22 11.01.17
        • Комментарий удален
  • 2
    чебурашка1974 чебурашка1974
    11.01.1718:24:33

    Русские производители выдержали даже свыше 25, чем немало удивили хваленых западных технологов.

             

  • 12
    Нет аватара UHAHAN
    11.01.1718:46:17

    На производстве их с ювелирной точностью раскраивают лазерным резом (для сравнения — обычно стальной лист режут простой болгаркой[/b]).

    Нас тут держат за дебилов.

    • 4
      Нет аватара koshmar
      11.01.1719:36:50

      о чём и речь, заказное чтиво для московской буржуазии.

      • 2
        Нет аватара UHAHAN
        11.01.1720:24:35

        Абсолютно согласен. Жаль, что модераторы сайта не видят в статье ни политической подоплеки, ни откровенного принижения России, ни грубый обман и/или инсинуации и подмены понятий.

        • Комментарий удален
          • 1
            Нет аватара UHAHAN
            12.01.1700:06:18

            С какой целью Вы пытаетесь убедить меня в том, что Варламов не профессионал?

            • Комментарий удален
              • 0
                Нет аватара UHAHAN
                12.01.1711:07:24

                Вот объясни мне, Хуман, кого ты сейчас пытаешься наебать обмануть?! Меня или себя? Ты реально считаешь, что я не ходил на сайт Варламова, не знаю кто, что и как там делает? Или может ты считаешь, что я, образованный и не глупый человек, не зашел на первоисточник и не увидел, что это рекламная статья???

  • 3
    shigorin shigorin
    11.01.1719:56:44

    За подборку фото плюс; за лишнюю «гордость», лишний жирный и лишний пафос вроде «С другой стороны — обидно, что производство вынуждено в одиночку справляться с проблемами целой отрасли без особой поддержки со стороны государства» похвалить никак не могу (у нас примерно так же, ничего, работаем -- главное, что мирное небо над головой, на улицах порядок, и это как раз заслуга государства).

  • 10
    Rapira Rapira
    12.01.1715:24:36

    Мужики у меня в части где я являюсь замом начальника (ПСЧ-44 г. Щёлково Московской области) находиться на вооружении два шедевра этой так называемой компании, кроме мата ничего не хочется говорить.

    по пунктам:

    шасси КАМАЗ 4308 двигатель камминс 185 л/с через полтора года эксплуатации на крылись на одной машине мозги, а на второй форсунки и маслосьемные кольца, а

    также рассыпался мост, найти запчасти целая беда.

    по надстройке что именно делает данная компания:

    1) треснула полка крепления пенобака на обоих камазах(кстати в документах он 120 литров, а на самом деле 100 литров) которая из алюминия, а вот чтобы ее приворить на место это песня. Мастера с насосного завода г. Щёлково матерились так что не передать — алюминий в месте сварки опять трескался хотя и варили в камере с инертными газами, пришлось сажать на уголок.

    2) насос розембаур отказала система управления вакумника на одном (пере прошили заработала) на втором разбило шкиф привода пришлось городить по принципу как делают в МИАСЕ теперь работает самое интересное что со старой прошивкой хотя датчики и принцип подключения другие

    3) крепления лестницы Л-60 (10,6 метра разложенная)внутри корпуса, сделана так что без мата ее из роликов крепежных не вытащишь — ну русская смекалка помогла — обточили ролики и раз в неделю смазываем их саледолом, теперь работает

    4) Система смотки рукава высокого давления приказала долго жить через два месяца на одном камазе и через 4 месяца на втором камазе, пришлось в водоканале у токарей вытачивать новые звездочки зацепления барабана рукава, и самое интересное система продува рукава сделали от ресивера пневмосистемы тормозов, летом то оно ладно, а вот зимой это хохма почему-то мерзнет и не работает (У меня был КАМАЗ 43118 делал торговый дом БЕРЕГ с похожей системой только продувал он отработанными газами проблем вообще не было)

    5) проверка уровней жидкостей на этом шедевре выполнена шедеврально — нужно постоянно поднимать кабину (кто понимает при заступление на дежурство проверить обязан — то есть каждый день), на камазах других производителей (МИАСС, ВАРГАШ, ТОРЖОК, БЕРЕГ) почему-то это делать не надо (для этого есть либо полка в салоне или отсек в кабине)а на этих машинах кабина поднимается на гидравлике по другому не как и скрепляется со второй частью 3 замками за год эксплуатации поменяли один раз насос и два раза шланги, но самое главное нарушалась обтюрация между частями кабины зимой ездить стало просто классно.

    ну и на закуску стоимость данной машины АЦ-2.4-40 (КАМАЗ 4308) 16,5 миллионов рублей

    а АЦ 6.0-40/4 (КАМАЗ 43118 или 53215) — 9,5 миллионов с таким же оборудованием + насос высокого давления и вышкой освещения. и таскает воды не 2 тонны, а 6 тонн

    и выполнен также из алюминия и ничего не трескалось и не отваливалось: у меня было две машины одна (53216)1999 года вторая (43118)2003 года летело шпильки на 43118 ну и двигатели не серьезно, но с его ремонтом проблем не было (как правило летели или турбина или прокладку выдавило) и то редко пока я эти машины не передал в другую часть и не получил эти недоразумения. Самое интересное эти машины еще бегают во всю.

    Отредактировано: Rapira~20:30 12.01.17
    • 1
      Нет аватара guest
      12.01.1718:14:06

      Трудно что-то возразить.

      Учитывая личность Варламова, такой расклад не удивляет.

  • 1
    Нет аватара guest
    15.01.1700:10:23

    >На производстве их с ювелирной точностью раскраивают лазерным резом (для сравнения — обычно стальной лист режут простой болгаркой)

    Не знаю, на каких производствах стальной лист режут «болгаркой» (гаражные мастерские — не в счёт), а на более-менее приличных предприятиях либо газовая резка, либо гидроабразив, либо плазморезы. Причём, как правило — с ЧПУ.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,