Интервью с директором судостроительного завода «Янтарь»
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruДумал не публиковать. Но, уж больно много тут информации о текущей деятельности и планах судостроительного завода «Янтарь» (Калининград).
Цеха главной верфи региона — Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» — в последнее время загружены плотно, причем не только по основному профилю — военными кораблями, но и гражданскими. О сошедших со стапелей и вставших на них заказах рассказал генеральный директор АО «ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов.
- Проект технического перевооружения ПСЗ "Янтарь" реализуется за счет средств федерального бюджета, в рамках программы развития ОПК, и собственных средств предприятия. Фото: Пресс-служба АО "ПСЗ "Янтарь"
Проект технического перевооружения ПСЗ «Янтарь» реализуется за счет средств федерального бюджета, в рамках программы развития ОПК, и собственных средств предприятия. Фото: Пресс-служба АО «ПСЗ «Янтарь»
Эдуард Александрович, удалось ли заводу полностью выполнить сдаточную программу-2016? Какие объекты были самыми сложными?
Эдуард Ефимов: Действительно, в 2016 году у нас была напряженная сдаточная программа, и завод хорошо поработал над ее выполнением. Нашему основному заказчику — Министерству обороны России — были переданы два сторожевых корабля проекта 11356. На головном СКР «Адмирал Григорович» флаг был поднят 11 марта, а на первом серийном СКР «Адмирал Эссен» — 7 июня. Оба корабля несут сейчас службу в составе Черноморского флота.
Планировалась также передача флоту третьего корабля этой серии, СКР «Адмирал Макаров». К концу 2016 года на корабле была завершена программа государственных испытаний в полном объеме, за исключением комплекса ПВО «Штиль-1», в работе которого выявились неполадки. Сейчас корабль продолжает испытания, и мы планируем подписать с заказчиком акт приемки в первой половине этого года.
Самым сложным, пожалуй, объектом сдаточной программы прошлого года был головной БДК проекта 11711 «Иван Грен». По ходу его строительства заказчик несколько раз изменял проект, возникала необходимость в дополнительных работах. На ходовых испытаниях стало ясно, что требуется доработка одной из систем корабля, в связи с чем по согласованию с минобороны передача «Ивана Грена» была перенесена на конец 2017 года. В настоящее время на корабле устраняются замечания, и он готовится ко второму этапу испытаний.
Какова эффективность работы предприятия в 2016 году с точки зрения финансово-экономических показателей? Как выглядят эти результаты в сравнении с предыдущими годами?
Эдуард Ефимов: Главный факт: 2016 год, как и три предыдущих года, завод закончил с прибылью. Чистая прибыль прошлого года составила 403 миллиона рублей, а выручка — 12 миллиардов рублей.
Объем прибыли уменьшился в сравнении с предыдущими годами, и это обусловлено спецификой судостроения. Необходимо учитывать, что это отрасль с длительным циклом изготовления продукции. В частности, срок изготовления нашей линейки кораблей — примерно 5 лет. В процессе строительства судна формирование его себестоимости — и, как следствие, прибыли — происходит неравномерно. Основная фаза формирования выручки приходится на период насыщения судна оборудованием и механизмами, так как это самая дорогая его составляющая. А на начальной стадии строительства, когда формируется корпус, и на завершающей стадии, в период испытаний, выручка формируется в меньшей степени.
Соответственно, в 2016 году, с его насыщенной сдаточной программой, формирование выручки было ниже, чем в предыдущие, достроечные, годы. Так что судить об эффективности работы судостроительного завода только по прибыли — неправильно. Результаты нашей работы нужно рассматривать в комплексе экономических показателей. Среди них, в частности, рентабельность продаж: показатель 2016 года — 12 процентов. В 2015 году он составлял 9 процентов, а в 2014 году — 7.
Важно также отметить, что в прошлом году предприятие полностью погасило кредитные обязательства перед банками и на данный момент имеет безупречную кредитную историю. Кроме того, по итогам 2016 года мы погасили убытки прошлых лет и получили по балансу нераспределенную прибыль — впервые в современный период истории завода.
Каковы перспективы достройки трех оставшихся кораблей проекта 11356? Вы говорили, что для этих фрегатов этого проекта двигатели вместо украинского завода должен будет поставить рыбинский завод «Сатурн». Есть ли у вас сведения, как решается эта проблема на предприятии?
Эдуард Ефимов: Завод продолжает выполнение контракта, подписанного с Министерством обороны РФ, на строительство второй тройки кораблей «адмиральской» серии. В рамках действующих договоренностей, после соответ-ствующей проработки вопроса, наш заказчик принял решение о принципиальной возможности достройки трех кораблей с энергетической установкой россий-ского производства. В настоящее время на «Сатурне» разрабатывается модификация газотурбинного двигателя, которая может быть установлена на корабли проекта 11356. Опытно-конструкторские работы они планируют завершить в этом году.
Какова степень готовности второго БДК проекта 11711 «Петр Моргунов»?
Эдуард Ефимов: «Петр Моргунов» стоит на стапеле, его готовность — 50 процентов. Корпус корабля был полностью сформирован еще осенью прошлого года. Однако продолжение его строительства сдерживал изготовитель основного комплектующего оборудования, который сорвал сроки по-ставки. Сейчас завод реализует необходимые корректирующие мероприятия, чтобы решить эту проблему и сдать корабль в согласованные заказчиком сроки.
На «Янтаре» строятся два исследовательских судна для ВМФ — «Алмаз» и «Евгений Горигледжан». Чем они отличаются?
Эдуард Ефимов: Два этих судна, хоть и имеют одинаковое назначение, существенно отличаются одно от другого. Во-первых, это суда разных проектов — значит, и все характеристики у них различны, от внешнего вида до состава оборудования и, собственно, возможностей. Кроме того, «Алмаз» станет воплощением значительно улучшенного проекта, по которому мы построили судно «Янтарь». А «Евгений Горигледжан» будет построен в результате переоборудования буксирного судна с элементами ремонта. Во многом ремонт этот уже завершен — и по корпусу, и в части основного оборудования, собраны секции надстройки, первый ярус которой уже установлен. «Алмаз» находится в стадии формирования корпуса, как и предусмотрено графиком строительства.
В марте состоялась закладка третьего траулера норвежского проекта. Как идет строительство этой серии для камчатских рыбаков? И в чем ее особенность?
Эдуард Ефимов: Траулер «Ударник» был заложен 24 марта, как и положено по графику, и теперь на стапеле находятся корпуса всей серии, в разной степени их готовности. Строительство серии идет в хорошем темпе, даже с некоторым опережением графика. В обработке практически весь корпус головного судна «Ленинец», который сформирован на 90 процентов. Летом мы планируем спустить его на воду.
Особенности этого серийного заказа — назначение судов, гражданский заказчик и зарубежный проектант. Они потребовали от завода новых подходов к организации работ по выполнению заказа, и такие подходы были найдены. Кроме того, это первый за по-следние четверть века подобный контракт, который отечественный заказчик заключил с российской верфью — заводом «Янтарь».
Обращаются ли другие желающие строить гражданские суда?
Эдуард Ефимов: Обращаются, и прежде всего — представители рыбодобывающей отрасли. В проработке у нас всегда есть несколько предложений от потенциальных заказчиков. Мы, безусловно, заинтересованы в увеличении сегмента гражданского судостроения, поэтому готовы к размещению новых заказов на заводе.
Как сейчас выглядит заводской портфель заказов?
Эдуард Ефимов: На данный момент он достаточно заполнен. Четыре сторожевых корабля проекта 11356, два больших десантных корабля, два исследовательских судна — это контракты с минобороны РФ. Плюс три траулера-сейнера. Кроме того, мы продолжаем заниматься судоремонтом. Производственные мощности завода загружены процентов на 80. Но это не предел, и мы работаем на перспективу. Результатом этой работы в этом и следующем годах могут стать контракты на новые рыболовные суда и очередной контракт с министерством обороны.
Обеспечен ли кадрами такой большой объем заказов?
Эдуард Ефимов: Кадровый состав завода — крепкий, опытный и развивающийся. Работников у нас хватает, чтобы выполнять текущую производственную программу. Однако с учетом ближайшей перспективы мы ведем постоянный набор специалистов судостроительного профиля.
По сравнению с началом 2015 года число сотрудников у нас выросло почти на 12 процентов — с 3605 до 4023 человек. Людей на завод привлекает стабильная зарплата, система мер социальной поддержки, возможность сделать здесь карьеру или получить новые навыки — обучение и повышение квалификации мы постоянно проводим как для производственных рабочих, так и для руководящего состава.
Выполняется ли программа технического перевооружения завода? Что в ближайших планах?
Эдуард Ефимов: Осуществление программы технического перевооружения предприятия было начато в 2011 году. Этот проект реализуется за счет средств федерального бюджета, в рамках программы развития ОПК, и собственных средств предприятия.
Сейчас мы находимся в стадии завершения первого его этапа, предусматривающего техперевооружение машиностроительного и трубогибочного производств. В 2016 году продолжалось обновление станочного парка этих двух производств. В этом году, в рамках второго этапа, начнутся работы по рекон-струкции причальных набережных завода и будет выполнен капитальный ремонт корпуса, в котором размещено машиностроительное производство.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
14.04.1719:29:32