Производство грузовиков: рост на деле, кризис в уме
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Разразившийся три года назад финансовый кризис подорвал оптимистичные прогнозы, которые обещали подъем рынку грузовых автомобилей на долгие годы вперед. Новая волна кризиса, которую прогнозируют эксперты, может повторить ситуацию трехлетней давности. Как относятся производители грузовой техники к негативным прогнозам и что предполагают предпринять в случае спада?
Три года назад гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин уверял, что кризис компания переживет, так как руководcтвом была заранее подготовлена антикризисная программа. «Она предполагает, прежде всего, введение режима жесткой экономии средств и ресурсов, резкое сокращение затрат по всем направлениям деятельности», — ранее сообщал он. И действительно, КАМАЗ — один из немногих автопроизводителей, переживший экономический кризис с наименьшими для себя потерями. Если в кризисном 2009 году продажи тяжелых иностранных грузовиков упали на 80 %, то продажи отечественных КАМАЗов снизились на 62 %.
«Если сейчас наступит вторая волна кризиса, у нас уже есть несколько вариантов развития ситуации», — говорит представитель КАМАЗа Олег Афанасьев. По его словам компания обеспечена заказами до конца этого года. С января по август было продано около 23 тыс. машин (что обеспечило КАМАЗу 40-процентную долю рынка), а целом в этом году компания планирует продать в России и за рубежом 38,5 тыс. грузовиков. На случай же возможных сюрпризов КАМАЗ подготовил несколько вариантов. «У нас есть оптимистичный, пессимистичный и стагнационный варианты, когда мы можем остаться на том же уровне, на котором находимся сейчас», — сообщил Олег Афанасьев.
Подстраховываются от новой волны кризиса и в группе ГАЗ. «В зависимости от различных прогнозов у нас разработано несколько сценариев производства на следующий год, а также план обеспечения экономической эффективности в случае реализации негативного сценария», — сообщила вице-президент компании Елена Матвеева.
А вот в компании «Рено Тракс Восток», у которой в России есть собственный завод, уверяют, что специальных мер, рассчитанных на кризис, пока не предпринимают. «Мы рассчитываем на осторожно-позитивный сценарий для России, но у нас уже есть опыт выживания при резком падении продаж новой техники. Надеемся, что нам не придется им воспользоваться», — заявил директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк.
Главным иностранным импортером в России является Scania, которая за январь—август этого года продала на российском рынке 4,03 тыс. грузовиков — на 4,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (доля на рынке импорта — 27,5 %), вторым в этом списке значится MAN, чьи продажи увеличились на 2,2 %, до 3,9 тыс. грузовиков (доля 26,7 %).
«Первая волна кризиса была финансовой, и проблемы у производителей грузовиков были связаны не столько с отсутствием спроса, сколько с финансированием. Я думаю, если финансирование сохранится, то в возможной второй волне кризиса такого падения продаж мы не увидим», — рассуждает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов.
«Кризис в экономике не наступил, но негативные прогнозы уже сейчас влияют на покупательское поведение на рынке коммерческого транспорта. Потребители опасаются снижения темпов в своем бизнесе или отрасли и из-за этого начинают проявлять особую осторожность при инвестировании, откладывая покупку на тот период, когда наступит большая ясность в экономике», — говорит Елена Матвеева. Она подчеркнула, что группа ГАЗ сейчас фокусируется на стимулировании покупательского спроса. «Мы внедряем специальные программы и маркетинговые акции для клиентов: например, скидку на новые автомобили, равную возрасту старого автомобиля, который сдается по схеме trade in; компенсацию ставки по кредиту при покупке автомобиля в рассрочку на три года; лизинг без первоначального взноса, взамен которого идет в зачет стоимость старого автомобиля», — пояснила она.
Напомним, что в этом году производители грузовиков ждали запуска государственной программы утилизации грузовой техники. Однако в верхах решили пока отказаться от этой идеи, объясняя это тем, что продажи грузовых автомобилей и так идут хорошо, и стимуляция рынка не нужна. С чиновниками согласны и на КамАЗе. «Утилизация грузовиков как рычаг стимулирования спроса была бы сейчас неактуальна. Рынок растет нормальными темпами. Однако она была бы уместна для замены старого парка новым, ведь больше половины грузовиков на рынке старше десяти лет. То есть с точки зрения экологии программа утилизации была бы полезной», — уверен Олег Афанасьев.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
abdula12.11.1102:31:30
26.12.1114:34:57