стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
161
SergeySeverny 19 мая 2017, 05:57

Газотурбинный двигатель Д049Р: как Россия довела до ума украинские моторы

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

  • Д049Р
  • Д049Р
Представителям николаевского завода «Зоря-Машпроект» не дает покоя успех НПО «Сатурн», специалисты которого разработали газотурбинный двигатель Д049Р, во многом превосходящий украинский аналог.

После распада Советского Союза на энергетических установках России в качестве привода турбогенератора использовались двигатели Д049, которые производились на украинском заводе «Зоря-Машпроект», однако лицензионное соглашение действовало лишь до 1997-го года. В связи с этим была разработана программа, в соответствии с которой ведущие российские производители газотурбинных установок были обязаны создать отечественный усовершенствованный аналог советской установке.

В октябре 2000-го года специалисты ОАО «Рыбинские моторы» (ныне — НПО «Сатурн») провели успешные квалификационные (согласно ГОСТ 15.001) и приемочные испытания нового привода. Через два года была готова первая партия газотурбинных установок ГТЭС-2,5, предназначенных для производства и обеспечения тепло- и электроэнергией промышленных и бытовых потребителей. Сердцем мощнейшего агрегата стал новый газотурбинный двигатель Д049Р мощностью 2,5 МВт.

Ярославские конструкторы смогли создать высокопроизводительный агрегат по одновальной схеме, наиболее полно удовлетворяющей требованиям к качеству вырабатываемой энергии. Д049Р оснащен встроенным соосным редуктором, а общая компоновка мотора обеспечивает, при необходимости, в эксплуатации блочную замену ГТД или редуктора, а также отдельных узлов и элементов. Двигатель Д049Р спроектирован изначально по стойкости к сернистой коррозии и морскому климату. Это обеспечивается применением лопаток из сплава с повышенным содержанием хрома и использованием антикоррозионных покрытий.

Главное преимущество разработанной установки заключалось в ее универсальности и эффективности. Д049Р может работать на различных видах топлива, включая тяжелые виды топлива (дизельное, биотопливо, нефтяное, пиролизный газ и т. д.). Кроме того, мотор демонстрировал высокий коэффициент полезного действия при эффективном использовании топлива — до 80% (что, собственно, и определяло низкую себестоимость производимой энергии, низкие издержки на техобслуживание и повышенную надежность работы).

К концу действия программы «Внедрение и строительство электростанций и энергоустановок в 2002-2005 годах и на период до 2010 года» Д049Р был обеспечен заказами на несколько лет вперед, причем предложения поступали не только от отечественных предприятий. Естественно, коммерческий успех НПО «Сатурн» не устраивал представителей николаевского завода «Зоря-Машпроект», производителя Д049.

В 2014-м году в арбитражный суд Ярославской области поступил иск от украинского предприятия по факту плагиата технологии производства газотурбинного двигателя. По мнению николаевских представителей, НПО «Сатурн» нарушил их исключительные права, однако суд, изучив технические характеристики агрегатов и выслушав специалистов, постановил, что ярославские конструкторы в ходе модернизации двигателя, по сути, создали новую уникальную установку, причем во многом превосходящую украинский аналог.

Материал подготовил Сергей Перелесов

18 мая 2017 в 16:40

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 30
    Нет аватара Maggey
    19.05.1708:59:22

    Развалится «Зоря-Машпроект» из-за отсутствия финансирования и новых разработок. Они бы лучше создавали новые установки, а не в суды подавали. Оно и понятно создать новое не могут из-за отсутствия финансирования и специалистов.

  • 1
    Нет аватара Учиться
    19.05.1709:12:44

    КПД до 80%, здесь нет ошибки?

    • 17
      Нет аватара Maggey
      19.05.1709:18:37

      80% это не КПД, а коэффициент использования топлива то есть топливо которое поступает в двигатель это 100% из них 80% сжигается как и положено, а 20% это какие-то потери.

      А про КПД сказано просто что он высокий.

      демонстрировал высокий коэффициент полезного действия

      • 20
        Нет аватара Учиться
        19.05.1709:47:31

        Спасибо! Я нашёл, что это суммарный КПД, т. е. электрическая энергия (около 28%) + тепловая. Главное, что этот ГТД пользуется спросом (конкурентоспособен) даже в Канаде и Чехии.    

  • 9
    Нет аватара guest
    19.05.1709:47:54

    Без обид, но о чем новость? Просто статья Сергея Перелесова, даже не новость, ни событие, ни новая продукция и т. д. Да и то не очень информативная, без каких то анализов, конкретики. Мужики, давайте покачественнее контент заливать…

    Отредактировано: Саша Рошка~09:49 19.05.17
    • 2
      Сергей Турчин Сергей Турчин
      19.05.1711:57:42

      Согласно информации, доступной на сайтах Зори-Машпроекта и официальному описанию рыбинского варианта ГТД, его параметры КПД выше.

      Кстати, в тексте было бы правильнее исправить ярославские конструкторы на рыбинские конструкторы.

      Отредактировано: Сергей Турчин~12:23 19.05.17
      • 5
        Нет аватара guest
        19.05.1712:26:26

        В октябре 2000-го года… этому события, если читать статью, 17 лет… И всё писалось ради «В 2014-м году в арбитражный суд Ярославской области поступил иск от украинского предприятия»? Так что, You have to be much careful before you try to use english words    

    • 0
      Нет аватара alcalini
      19.05.1713:43:46

      газотурбинный двигатель Д049Р

      Ну, это для кого как.

    • -2
      Нет аватара guest
      19.05.1721:16:40

      Мужики в поле рожь сеют   

  • 29
    Нет аватара Argonaft
    19.05.1710:29:24

    По мнению николаевских представителей, НПО «Сатурн» нарушил их исключительные права,

    Ни стыда ни совести. Им значит от ненавистного СССР перепало производство и технология, а они о исключительных правах заговорили   . Меньше отделятся надо было…

    • 27
      Нет аватара Maggey
      19.05.1711:03:03

      Ага, вообще то Россия правоприемница СССР, а значит технологии разработанные в СССР принадлежат ей, а не Украине.

    • 34
      Нет аватара монархист
      19.05.1711:04:53

      Все спецы рукастые уже уехали в Россию. А скакуны только денег могут требовать «нахаляву». Так и будут по судам бегать.

      «- Что вам дал майдан? — майдан дал мне независимость. Я стал предпринимателем — открыл бордель. Дела поперли в гору… — А сколько стоят услуги в вашем борделе? — Недорого. Анал 200гривен, орал 150 гривен — Ну, а классика, классика сколько? — А классики у меня пока нет. Предприятие маленькое, пока я один работаю…» ©

    • 21
      Сергей Турчин Сергей Турчин
      19.05.1711:43:31

      Николаевцы при СССР паслись в ЦИАМе и авиадвигательных КБ РФ, поскольку в судпроме им было не с кем общаться. Соответственно получали методики, консультации специалистов, расчетные программы из ЦИАМ совершенно бесплатно. Из централизованных ресурсов СССР они получали и финансирование, в частности импортную валютную вычислительную технику. Ну и само КБ зародилось по указу Хрущева в виде переезда 60 ведущих сотрудников авиамоторного КБ из Казани.

      Отредактировано: Сергей Турчин~11:44 19.05.17
      • 21
        Нет аватара Ил-2
        19.05.1712:00:52

        Это значит что сейчас они отрезаны от подробных сведений о научных и окровских разработках гостайной и коммерческой тайной и единственное на что могут рассчитывать это на дружеское общение и какие то статьи в открытых источниках. А своей теоретической и научной баз на Украине нет и не начто. ЗА что скакали на то и напоролись))) И еще ГОЗ для них закрылся ну может быть кроме ремонта старых судов ВМФ и то…

        • 12
          Сергей Турчин Сергей Турчин
          19.05.1712:18:26

          Ну да, представить, что GE, R&R или кто-то еще из производителей корабельных ГТД будут делиться своим научным заделом с Машпроектом явно опрометчиво. Кроме того, для новых двигателей необходима увязка с проектируемым кораблем, раньше их в этом плане пас питерский институт им Крылова.

          Так что-либо их скупит кто-то и превратит во второстепенный филиал, либо китайцы выжмут их досуха.

          Отредактировано: Сергей Турчин~12:18 19.05.17
  • 18
    Нет аватара Евгений Медвежонков
    19.05.1715:26:44

    Недавно общался со специалистом с этого Украинского предприятия, на заводе в России.

    Уже гражданство получил. Российское. Так что, все хорошо, прекрасная маркиза.

  • 7
    Е.Юрий Е.Юрий
    19.05.1721:00:54

    Зачем использовать столь популистские названия типа «до ума» — достаточно просто написать «усовершенствовали». Чести это журналисту не делает. Двигатели дураки не делают. Реальные дураки в их правительстве сидят, и специалисты им не нужны — умные не скачут — не формат. Вот и переезжают к нам — и слава Богу.

  • 5
    Нет аватара guest
    20.05.1700:33:28

    Ребята, что вы все про хохлов. Сатурновцы сделали хороший движок, честь им и хвала, это безусловно отличная новость

  • 6
    Денис М Денис М
    20.05.1700:40:02

    Не украинские, а советские.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,