Почтолёт, или Как доставляют посылки на Камчатку
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruЗачем «Почте России» «крылатые почтальоны»? Есть ли на борту Ту-204 стюардессы? Нравится ли пилотам почтового самолёта Ждун? Зачем в полёте нужны паллеты? И сколько стоит «Пётр I» и «Екатерина II»?
Сегодня я расскажу вам о небесном почтовом «грузовике». Красавец-самолёт Ту-204-100С очень выделяется на фоне других воздушных судов в главном аэропорту Камчатки. Сложно не обратить на него внимание. Поэтому, конечно, и мы не могли пройти мимо такого лакомого объекта. J Но, прежде чем ступим на борт почтолёта, сразу хочу оговориться, что тратить ваше время на жалобы и сетования в адрес «Почты России» я не буду. Шуточки о «Филиале Ада на Земле» и «Это мы придумали изюм» — тоже не про этот материал. Мы предлагаем Вам факты, беседы с интересными людьми (авиаторами!) и красивые фотографии. Итак, сегодня я расскажу вам о почтовой крылатой машине.
Чтобы попасть на перрон аэропорта, мы заранее оформили пропуска и прошли личный досмотр. По расписанию почтовый рейс должен был прибыть в 13:30. Но наш ярко-синий авиалайнер неслышно показался из-за угла в 13:55.
Пока почтолёт паркуется, расскажу предысторию появления собственного авиапарка у «Почты России». По официальным данным, необходимость в «крылатых почтальонах» возникла из-за роста объёмов почтовых отправлений за последние годы. Почтовики это связывают с развитием электронной торговли. Причём, по данным пресс-службы ведомства, жители Камчатского края — одни из самых активных пользователей почтовых услуг. Только за первый квартал 2017 года камчатский филиал «Почты России» доставил больше 500 тысяч почтовых отправлений. В их числе мелких пакетов — более 300 тысяч, посылок — около 100 тысяч и EMS-отправлений — более 50 тысяч.
Два грузовых самолёта Ту-204-100С «Почта» приобрела в конце прошлого года у ульяновской компании «ИФК Эссет Менеджмент» за 3,39 миллиарда рублей.
Оба воздушных судна оформлены в фирменном стиле «Почты России». Каждое из них имеет собственное имя — «Пётр I» и «Екатерина II». Они названы так в честь государственных деятелей, которые внесли особый вклад в развитие российской почтовой связи. Аэропорт их постоянного базирования — Хабаровск.
Сегодня на Камчатку прилетел «Пётр I».
Лайнер занял своё место на перроне.
Наземные службы аэропорта приветствуют друг друга,
и практически одновременно начинается обслуживание самолёта,
а также разгрузка.
Перегрузочный агрегат ставят параллельно трапу, фиксируют с помощью упоров и поднимают платформу до уровня грузового пола воздушного судна.
За один раз такой «МАЗ» перевозит около 8 тонн груза.
Как видите, грузовая дверь у самолёта данного типа находится сбоку.
Наконец-то мы получили разрешение, чтобы подняться на борт.
Работа кипит!
Процесс разгрузки происходит под контролем бортинженера воздушного судна Ту-204-100С авиакомпании «Авиастар-Ту» Андрея Новикова.
Корреспондент: — Сколько почтовых отправлений вы сегодня привезли на Камчатку?
Андрей Новиков: — 8,5 тонны почты.
— Это полный салон?
— Нет! Только четверть. У нас ведь была промежуточная посадка.
— Где? И сколько в итоге вы добирались до Петропавловска?
— Мы вылетели 21 числа из Москвы. А на Камчатку, как видите, прилетели 23. Одна посадка у нас была в Иркутске — на дозаправку, оттуда мы полетели в Певек (Чукотский автономный округ России). Там у нас была существенная разгрузка и стоянка почти 20 часов. Это связано с тем, что аэропорт Певека работает по регламенту. Мы улетели, как только он открылся. И сразу к вам. До Иркутска летели 5,5 часа, оттуда до Певека — 5 часов и 3 часа 11 минут до Петропавловска-Камчатского.
Посылки упакованы в большие мешки. В оранжевых — перевозят отправления EMS.
Багаж, конечно, опечатан.
— Груз должен быть закреплён сеткой, чтобы в случае болтанки он не сместился со своего места, — рассказывает бортинженер. — Вы же пристёгиваетесь, когда летите на самолёте?
— Получается, вы посылки тоже как пассажиров пристёгиваете?
— Да-да-да! Нам груз упаковывают, привозят, а мы смотрим, соответствует ли он нормативам. Если всё нормально, как в данном случае, то допускаем загрузку.
— Каков вес данной части груза?
— Около 3,5 тонны.
— Как же удаётся всего лишь вдвоём его разгружать?
— Довольно просто. Груз находится на поддоне. Он катится по полу, который оборудован специальной системой для погрузки и разгрузки.
— И поэтому достаточно одного-двух человек для того, чтобы перемещать такой тяжёлый груз. И с помощью этой системы довольно быстро можно разгрузить и загрузить самолёт. Это очень удобно, — говорит Андрей Новиков.
— Сколько времени занимает разгрузка?
— В зависимости от того, как работает служба грузового терминала. Где-то это занимает 20 минут, где-то четыре часа. Это всё зависит от оснащённости, технических и финансовых возможностей аэропорта.
— И на каком уровне камчатский аэропорт?
— На среднем.
Мне же показалось, что разгрузили крылатую машину довольно быстро.
Почту отправили в Петропавловский авиационный грузовой терминал.
— Вы с Камчатки пустые полетите? Обратно в Москву?
— Да, мы полетим пустыми, но не в Москву, а в Харбин (КНР). Там мы заберем посылки и отправимся в логистический центр Новосибирска.
— Сегодня снова в полёт? Или с ночёвкой остаётесь?
— Завтра летим.
— Сколько времени занимает подготовка лайнера к вылету?
— По-разному. Если обратно пустыми летим, то разгружаемся, заправляемся топливом и поехали. А если надо что-то везти… Загрузка занимает от 40 минут до 1,5 часа. И это в том случае, если груз готов: вот так спакетирован, закреплён. Пока загружается самолёт, экипаж проходит всю необходимую подготовку для выполнения полёта. И полетели…
В салоне теперь хоть в футбол играй. :)
Согласитесь, самолёт без иллюминаторов выглядит необычно. А ещё ни стюардесс, ни пассажирских кресел в грузовом воздушном судне нет.
— Этот самолёт изначально был грузовым?
— Да, «Пётр I» изначально был построен как грузовой. Хотя обычно в грузовой самолёт переделывают пассажирский, после того как последний достаточно много полетал. Так вот, именно этот лайнер изначально в Ульяновске был построен как грузовой. Это новая модификация самолёта Ту-204 — Ту-204-100С. А «С» — это cargo, то есть грузовой.
— Сколько лет вашей птичке?
— Эта птичка молодая — 2009 года.
— Насколько я знаю, раньше лайнер летал в «Трансаэро».
— Абсолютно верно. Но компания, к счастью или к сожалению, перестала существовать, а самолёты остались бесхозными. «Почта России» их приобрела в собственность и заключила контракт на эксплуатацию с авиационной компанией «Авиастар-Ту», представителем которой я являюсь. Наша фирма уже больше 10 лет занимается грузоперевозкой.
— Сколько рейсов вы совершаете в месяц?
— Достаточно много. Самолёты не простаивают — летают практически каждый день. Исключения делают на время отдыха или непогоды. Так что можно сказать, что почтовый самолёт востребован.
— Сколько экипажей эксплуатируют это воздушное судно?
— Не один. Ротация происходит. Именно почтовых самолётов два — «Пётр I» и «Екатерина II». Всего у нас в компании 20 экипажей. Но они работают не только на этих бортах, но и на других авиалайнерах авиакомпании.
— А сколько человек обслуживают этот самолёт? Я имею в виду экипаж.
— Экипаж — три человека: два пилота и бортинженер.
— Надо, конечно, добавить, что Ту-204-100С — самолёт среднемагистральный, узкофюзеляжный…
— Всё верно.
— А на какое расстояние он может летать без дозаправки? И сколько это часов полёта?
— Расстояние зависит от того, какую максимальную загрузку он несёт. При полной загрузке — 30 тонн — машина преодолевает около 4 тысяч километров. Это чуть больше 4 часов полёта. Если самолёт загружен наполовину, то, соответственно, дальность его увеличивается.
— Сколько топлива нужно лайнеру?
— Вот смотрите, мы из Певека прилетели к вам и привезли 8,5 тонны груза. Израсходовали мы за этот перелёт 9 тонн топлива. То есть расход за один час, условно говоря, получился в среднем 3 тысячи 200 килограммов.
— Хороший аппетит.
— Да, всё-таки это не автомобиль. (Смеется). Кстати, вместимость Ту-204-100С — 30 тонн. Достаточно удобная ниша. И очень востребованная. Представляете, сколько груза нужно найти, чтобы, к примеру, загрузить большой «Boeing-747»? Где столько взять? А 20-30 тонн — легко!
А вот и традиционная инфографика для любителей технических характеристик.
— Сколько лет вы в авиации, если не секрет? И из какого города?
— Из Москвы. А в авиации с 1986 года. Налёт — около 10 тысяч часов.
— Обалдеть! Даже не могу представить, сколько дней надо было провести в полёте…
— Много…
— Расскажите про суеверия, приметы и традиции авиаторов.
— Они у каждого свои. К примеру, наверняка слышали, что фотографироваться нельзя перед полётом на фоне самолёта. Но кто-то фотографируется, и даже в полете… Смотря как к этому относиться.
— А вот, например, по часовой или против часовой стрелки обходите лайнер во время осмотра?
— Самолёт всегда обходят против часовой стрелки, начиная от носа. Это обязательное правило. И не зависит от того, кто как захотел. Существует технология, от неё отступать нельзя.
— Ещё я слышала, что некоторые пилоты не бреются перед полётом…
— Может, это лётчики военной авиации. Мне кажется, что не бриться перед рейсом не комильфо. Ладно, если ты после рейса… Или как мы после Певека. Там в гостинице из крана бежала вода цвета «Кока-колы», коричневая… Помылись там, как смогли, — с баклажки.
— Это, что называется, трудовые будни авиаторов?
— Да. Не везде пряник. (Смеётся).
— Правда, что воздухоплавателям приходится намного чаще остальных людей ходить в парикмахерскую? Говорят, что во время полёта волосы растут намного быстрее.
— Не обращал на это внимание. А вот то, что они редеют, это да. (Хохочет). Но я не знаю, почему это происходит, может, нервы, возраст или предрасположенность генетическая. (Смеётся). Тут сложно сказать.
— Не так давно вы начали работать на «Почту России», а День российской почты (в этом году его будут отмечать 9 июля) уже вошёл в Ваш праздничный календарь?
— Когда «Почта России» обзаведется собственной авиакомпанией, то, наверно, будет уместно праздновать День почты. А пока мы День авиации отмечаем. (Улыбается). Но, если вы будете называть нас почтовиками, то мы обижаться не будем. Почту-то мы привезли. (Смеётся). Крылатые почтовики!
Благодарю Андрея Новикова за беседу, и приглашаю вас в кабину пилотов Ту-204-100С. Я почему-то думала, что она гораздо просторней. :)
Полную версию фоторепортажа и интервью с командиром воздушного судна Ту-204-100С авиакомпании «Авиастар-Ту» Сергеем Карповым читайте здесь.
Текст: Леся Сурина, фото: Матвей Парамошин.
Другие материалы фотопроекта «Посторонним В» здесь.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
07.06.1704:53:15
07.06.1705:11:18
07.06.1705:25:47
07.06.1705:27:26
07.06.1711:02:31
08.06.1700:06:12
07.06.1711:21:52
08.06.1700:07:49
13.06.1716:01:25
14.06.1701:43:01