Лого Сделано у нас
77

Великое разнообразие (репортаж о модельном ряде и производстве двигателей АО «СП «Камминз Кама» )

В России было локализовано производство моторов, широко востребованных не только для грузовиков КАМАЗ, но и для целого ряда автомобилестроительных кластеров, а также и для предприятий самого разнообразного профиля, в том числе и агропромышленного. Статус двигателя российского производства позволяет российским производителям техники участвовать в различных программах государственных субсидий, что в свою очередь отражается на снижении стоимости продукции для конечного покупателя.

  • Отливка блока цилиндров 9-литрового двигателя поступает из Бразилии
  • Отливка блока цилиндров 9-литрового двигателя поступает из Бразилии

Историческая справка

История сотрудничества компаний «КАМАЗ» и «Cummins» насчитывает три десятилетия. Первый рабочий визит в Набережные Челны топ-менеджеры американской корпорации нанесли в 1987 году, и результатом тех переговоров стало освоение советской стороной мелкосерийного производства тягачей КАМАЗ с десятилитровыми дизелями Cummins. Новый виток сотрудничества пришёлся на 2004 год, когда Камский автозавод вывел на рынок среднетоннажник КАМАЗ-4308. И в 2006 году были подписаны учредительные документы о создании совместного предприятия по производству двигателей. Так и родилось ЗАО «КАММИНЗ КАМА».

  • Ради борьбы за стабильность качества ежемесячно один случайный двигатель с конвейера вместо отдела сбыта направляется в лабораторию для проведения периодических испытаний. Там его «гоняют» под нагрузкой на стенде, а потом полностью разбирают для контроля
  • Ради борьбы за стабильность качества ежемесячно один случайный двигатель с конвейера вместо отдела сбыта направляется в лабораторию для проведения периодических испытаний. Там его «гоняют» под нагрузкой на стенде, а потом полностью разбирают для контроля

Производство и модельный ряд

Производственные мощности совместного предприятия с высокой степенью автоматизации отличаются компактностью, занимая участок площадью всего 14 100 м2. Суммарная производительность предприятия — 25 000 шт. двигателей в год. Начав с простой отверточной сборки, СП постепенно перешло к полноценной производственной деятельности, освоив все технологические процессы обработки блока цилиндров и локализовав более 50% компонентов, включая блок цилиндров, головку блока цилиндров, коленчатый вал и маховик.

  • Линии для подсборки головки блока цилиндров и поршня с шатуном
  • Линии для подсборки головки блока цилиндров и поршня с шатуном

Итак, с марта 2017 года в производственную программу ЗАО «КАММИНЗ КАМА» входят три семейства двигателей. Основную массу из них по-прежнему составляют рядные «шестёрки» Cummins ISBe 6.7 мощностью до 300 «лошадок». Эти агрегаты успешно применяются на средних и тяжёлых грузовиках КАМАЗ, а также на автобусах марок НефАЗ и КАвЗ. Остальной объём выпуска приходится на дизельные «четвёрки» Cummins ISBe 4.5, представленные в диапазоне мощности от 140 до 185 л.с., и шестицилиндровые автомобильные двигатели серии ISL рабочим объёмом 8,9 л, мощностью до 400 л.с.

  • Быстроразъёмное соединение двигателя с испытательным стендом
  • Быстроразъёмное соединение двигателя с испытательным стендом

  • Быстроразъёмное соединение двигателя с испытательным стендом
  • Быстроразъёмное соединение двигателя с испытательным стендом

Все семейства двигателей, предназначенные для установки на автомобили предлагаются в вариантах как четвертого, так и пятого экологического классов. Но параллельно с автомобильными моторами уже более двух лет СП развивает производство перспективных промышленных модификаций своей продукции для обеспечения потребностей производителей дорожно-строительной, промышленной и сельскохозяйственной техники. Двигатели серии QSB 6.7 Tier 3 построены на единой платформе с широко применяемым на автомобильной технике ISBe 6.7, по аналогии с ними унифицированы и девятилитровые моторы серии «L».

  • Конвейер Thyssen Krupp Krause (Германия)
  • Конвейер Thyssen Krupp Krause (Германия)

Технологический процесс и качество

Предприятие ежегодно подтверждает соответствие системы менеджмента качества автомобильному стандарту ISO / TS 16949. Оборудование для производства двигателей распределено по следующим технологическим участкам: линия блока цилиндров, сборочный конвейер, испытательные стенды, линия окраски, склад. Отдельного описания заслуживает процедура обработки отливки блока цилиндров. Сама отливка импортируется из-за рубежа (точно такие же заготовки поставляются на другие заводы Cummins в США, Бразилию и Англию) либо поставляется с Литейного завода ПАО «КАМАЗ». Механическая обработка отливки производится с помощью немецких обрабатывающих центров Heller и Nagel. Посты контроля качества размещены на каждой рабочей станции, при этом оператор, исходя из важности размера, производит замеры самостоятельно c помощью средств измерений Air Gauge, либо отправляет деталь на координатно-измерительную машину Carl Zeiss. Статистический контроль стабильности технологических процессов производится автоматически и охватывает более 500 размеров.

  • Контроль размеров и геометрии на координатно-измерительной машине Carl Zeiss
  • Контроль размеров и геометрии на координатно-измерительной машине Carl Zeiss

  • Участок тестирования: здесь проводятся испытания двигателя на стендах AVL (Австрия)
  • Участок тестирования: здесь проводятся испытания двигателя на стендах AVL (Австрия)

Заключительным аккордом в деле контроля качества является проверка на герметичность полостей системы смазки и системы охлаждения. И лишь после успешного прохождения всех этих тестов на готовый блок цилиндров набивается серийный номер. Перед сдачей в сбыт полностью готовый двигатель подвергается «горячей» обкатке на испытательном стенде, результаты всех выполненных проверок по каждому экземпляру выпущенного двигателя сохраняются в заводской базе данных.

  • Технологические и финишная моечные машины с ультратонкой фильтрацией от Durr (Германия, Китай) и вспомогательное оборудование, компоновка линии от Durr (США)
  • Технологические и финишная моечные машины с ультратонкой фильтрацией от Durr (Германия, Китай) и вспомогательное оборудование, компоновка линии от Durr (США)

Серия ISLe, соединяющая преимущества лёгкого и компактного мотора с конструкционной прочностью тяжёлых двигателей, обеспечивает достойные технические характеристики при выполнении экологических требований. При массе чуть более 700 кг двигатель подходит для применения на грузовых автомобилях и средних тягачах и обеспечивает высокий уровень крутящего момента для двигателей такой размерности. Это семейство уже нашло своё применение на тяжёлых грузовиках и шасси семейства КАМАЗ-6520, спецтехнике производства ОАО «РИАТ», локализованную версию серии «L» будут устанавливать на сельскохозяйственную и внедорожную технику других российских производителей: комбайны «Ростсельмаш», бульдозеры «Четра». Промышленные модификации серии «L» будут представлять собой механическую и электронную версии мотора для разных уровней сертификации. Мировая гарантия на двигатели составляет 2 года без ограничения по пробегу с глобальным покрытием в сервисной сети Cummins в 190 странах мира. С 2017 года гарантия на автомобильные двигатели производства ЗАО «КАММИНЗ КАМА» составит 3 года или 200 тысяч км пробега.

  • У девятилитровых двигателей ISL переднее расположение шестерёнчатого привода ГРМ в отличие от ранее освоенной в Набережных Челнах серии ISB
  • У девятилитровых двигателей ISL переднее расположение шестерёнчатого привода ГРМ в отличие от ранее освоенной в Набережных Челнах серии ISB

  • Серия двигателей Cummins ISG12 состоит из рядных 6-цилиндровых моторов рабочим объёмом 10,5 и 11,8 л, которые отличаются компактными размерами и небольшой массой, мощностной диапазон 350–500 л.с.
  • Серия двигателей Cummins ISG12 состоит из рядных 6-цилиндровых моторов рабочим объёмом 10,5 и 11,8 л, которые отличаются компактными размерами и небольшой массой, мощностной диапазон 350–500 л.с.

  • Девятилитровый новичок российского производства – двигатель Cummins ISL, общий вид
  • Девятилитровый новичок российского производства – двигатель Cummins ISL, общий вид

Мощность, л.с., при мин-1Число цилиндровКрутящий момент, Н∙м, при мин-1
400 / 210061700 / 1400
370 / 210061550 / 1400
360 / 210061500 / 1400
340 / 210061460 / 1500
325 / 200061400 / 1400
300 / 200061230 / 1400

Мощность, л.с., при мин-1Число цилиндровКрутящий момент, Н∙м, при мин-1
110 / 22004488/1500
110 /18004488/1300
130 / 22004600/1500
160 / 22004624/1500
160 / 25004624/1500
160 / 25006732 / 1500
173 / 22006800 / 1400
190 / 22006929 / 1400
200 / 21006743 / 1500
220 / 22006945 / 1500
240 / 25006987 / 1500
240 / 20006986 / 1500
260 / 25006990 / 1500
260 / 22006990 / 1400
275 / 25006990 / 1500

  • Двигатель Cummins ISL – шорт-блок позволит быстро восстановить двигатель без применения технологий расточки и шлифования
  • Двигатель Cummins ISL – шорт-блок позволит быстро восстановить двигатель без применения технологий расточки и шлифования

  • Двигатель Cummins ISВ6.7 – первенец СП «КАММИНЗ КАМА», общий вид
  • Двигатель Cummins ISВ6.7 – первенец СП «КАММИНЗ КАМА», общий вид

Мощность, л.с. при 2500 мин-1Число цилиндровКрутящий момент, Н∙м
1404550 / 1100-1700
1604600 / 1100-1800
1854700 / 1200-1800
2106800 / 1200-1700
2306900 / 1200-1700
2456925 / 1200-1700
2706970 / 1200-1700
2856970 / 1200-1700
300 / 230061100 / 1200-1600

Мощность, л.с., при мин-1Число цилиндровКрутящий момент, Н∙м, при мин-1
6LTAA8.9
240 / 220061180 / 1400
260 / 220061200 / 1300
300 / 220061230 / 1400
325 / 220061350 / 1400
325 / 200061400 / 1400
360 / 220061400 / 1400
QSL8.9
220 / 22006936 / 1500
325 / 210061385 / 1500
340 / 210061455 / 1500
360 / 210061500 / 1500

  • Двигатель семейства Cummins серии «L» с ТНВД для «Ростсельмаша»
  • Двигатель семейства Cummins серии «L» с ТНВД для «Ростсельмаша»

  • Двигатель Cummins ISL без навесного оборудования для ремонтных организаций и автохозяйств будет поставляться в запасные части
  • Двигатель Cummins ISL без навесного оборудования для ремонтных организаций и автохозяйств будет поставляться в запасные части

Автор: Даниил Минаев (фото автора)

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • -9
        Марина О Марина О
        29.06.1708:32:32

        сказки для евродегенератов про электромобили

        • -6
          Dani Max Dani Max
          29.06.1708:38:47

          ну да ну да

          мы живём в капиталистическом мире и производители будут делать то, что им выгодно

          это сейчас электромобили хилые, но перспективы у них огромны…особенно если учесть, что появились они параллельно с автомобилями с ДВС и не развивались толком 100 лет, просто нефтяники были резко против

        • 4
          Макс Южный
          29.06.1712:31:36

          Уже не сказки: плотность ёмкостей для запаса электричества сильно выросла в последние годы, поэтому в будущем всё больше машин будут на электродвигателях.

          Впрочем, это вовсе не означает, что обычные двигатели разрабатывать не нужно.

          • 0
            Denis Grabov
            30.06.1711:57:02

            Думаю, что электромобили еще лет 50 не вытесняет ДВС. Во-первых, нет такой веской причины, чтобы все бросились покупать электромобили. Во-вторых, мощность всех автомобилей больше мощности всех электростанций. И в -третьих, ДВСы продолжают совершенствоваться, еще много чего можно сделать. Например Citroen Air flow. Это гибридный автомобиль, когда тормозит и едет на оптимальном режиме, то запасами энергию в старом воздухе. На испытании эта машина ехала по городу 24 минуты, из них 17 минут ДВС не работал. Или, например, отключение цилиндров, или не обычные свечи, а свечи с объемным высокочастотным разрядом. Такие штуки экономят 10%топлива. Или двигатели на газу, которые в полной мере используют октановое число 110, а то и 130 у газа. Он будет по экономической как дизель. Или дизеля на газу. Газ дает меньше окислов азота в выхлоп и можно степень сжатия в дизеле довести может и до 50. Это будет очень экономичный мотор.

      • 5
        Сергей Поздеев Сергей Поздеев
        29.06.1711:41:57

        Dani Max, вам бы книжки писать… фантастические… я эту сказку в в 2001 г. читал… почти слово в слово… )))

        Отредактировано: Сергей Поздеев~11:54 29.06.17
        • 0
          Dani Max Dani Max
          29.06.1714:14:52

          обязательно начну…полагаю, получится не хуже Жюля Верна)))

    • 9
      Владимир Макаров Владимир Макаров
      29.06.1708:42:47

      Вы как шакал Табаки: «Акелла промахнулся» кричите. И таки школа двигателестроения у нас есть и очень даже не плохо себя чувствует, а в нынешнем глобализированном мире глупо отказываться от сотрудничества.

      • -7
        Марина О Марина О
        29.06.1708:56:51

        негоже к табаки на «Вы» ,а глобализованный мир, есть безусловное Зло для России,т.к. он требует отказа от собственной идентичности и превращение в евродегенерата-общечеловека, Вас санкции запада,продолжающиеся Всю историю России ничему не учат?

        Брать технологии это хорошо ,на начальных этапах,безусловно,но Своё оно и есть Своё.

        Отредактировано: Алексей Кунгурцев~08:57 29.06.17
    • 7
      capt4net capt4net
      29.06.1710:33:32

      > нет своей школы двигателестроения-ПОЗОР для великой страны!!!

      А кто сказал, что Украина — великая страна? Или Вы про Грузию?

    • 8
      Нет аватара gritsevsky
      29.06.1710:46:51

      нет своей школы двигателестроения-ПОЗОР для великой страны!!!

      А вы из какой страны пишете? Если из РФ то это вам и позор. Почему не развивали моторостроение? Если из другой то похвастайтесь успехами своего моторостроения.

      • -4
        Марина О Марина О
        29.06.1711:03:09

        ОХОХО КАК НЕЧЕГО СКАЗАТЬ,так значит оппонент хохол,нет я из Челябинска,а школы в России всегда были есть и будут прерогативой Государства и если нет его воли к развитию той или иной отрасли, то будет то ,что есть сейчас.

        Отредактировано: Алексей Кунгурцев~11:03 29.06.17
        • 3
          capt4net capt4net
          29.06.1713:31:10

          Не «как нечего сказать», а когда когда кто-нибудь начинает не мешки ворочать.

          Таких автоматом считают хохлами.

    • 7
      Сергей Поздеев Сергей Поздеев
      29.06.1711:38:18

      Ошибаетесь, уважаемый Алексей Кунгурцев. ЕСТЬ — …школа… Зайдите на сайт ЯМЗ, посмотрите 530-ю серию моторов. Да и в 650-й серии по сути от рено, только блок цилиндров остался… У нас нет своих дизелей в сегменте ниже 115 л.с. вот — проблема… Цитата с оф. сайта «Ярославский моторный завод реализует ряд крупных инвестиционных проектов по производству продукции, соответствующей лучшим мировым стандартам

      Ведущий среди этих проектов -производство средних рядных четырех- и шестицилиндровых дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 мощностью от 120 до 320 л.с. стандартов „Евро-4“ с потенциалом обеспечения „Евро-5“ и „Евро-6“. Это новое дизелестроительное предприятие, построенное в России за последние 35 лет, по уровню технологической оснащенности и автоматизации производства не уступающее лидерам мирового автопрома.»

      Отредактировано: Сергей Поздеев~11:55 29.06.17
  • Комментарий удален
  • 3
    Олег Котов
    29.06.1712:40:42

    Критики такие критики.Начало чего бы то ни было российского было в момент распада СССР. Не нужно путать сухое с красным — экономика у нас российская, а различные производственные и конструкторские школы — русские. Не стоит сравнивать развитие нынешней России с СССР 50×60х годов. У нас колоссальный прогресс и отлично все разрабатывается, вы сравните что было 27 лет назад.

    • -2
      Михаил Горбачев Михаил Горбачев
      29.06.1713:01:29

      А почему надо сравнивать с тем, что было 27 лет назад? Давайте сравнивать с 1853 годом. Отличный был год. Там точно не было никакого машиностроения. Надо с этим годом сравнивать.

      • -1
        Олег Котов
        29.06.1713:04:23

        Сравнивать нужно Российскую Федерацию с Российской Федерацией, а не русский народ с русским народом.возьмите любой момент существования РФ, и сравните сегодняшний день с ним по любым показателям.

        • 1
          Михаил Горбачев Михаил Горбачев
          29.06.1713:08:45

          Почему бы не сравнить с 2010ым годом? Или с 2000ым годом? Почему бы не сравнить этом с мировыми показателями? Почему бы не сравнить с другими странами? Почему такие однобокие сравнения?

          • 3
            Олег Котов
            29.06.1713:16:32

            В каком смысле почему бы не? Я однозначно за — давайте сравним с 2000, давайте сравним с 2010. Я уверен, что текущий момент выиграет, и это очень здорово. Я как раз считаю, что наш прогресс заметен. Почему не сравниться с общемировыми — потому что живем мы в России, а не во всем мире; потому что в мире, как минимум западном, есть глобальная экономика, коей мы не являемся частью; и потому, что сравнивать нужно в одной системе координат, в сопоставимых обстоятельствах и вводных данных. Мягко говоря,обстоятельства у нас хуже общемировых, и маловероятно, что с ними сравняются.Или вы опять хотите променять пушки на масло, как в 80е?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,