89

В Санкт-Петербурге закончена проходка второго двухпутного тоннеля метро

Сегодня в Санкт-Петербурге завершилась проходка двухпутного перегонного тоннеля метро от стартового котлована на Туристской улице до демонтажной камеры на острове Декабристов на строящемся участке Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена.

Проходка тоннеля диаметром 10.3 метра и длиной 5.2 км началась в декабре 2015 года, тоннель прошёл через строящиеся станции «Беговая» и «Новокрестовская», а также впервые в практике Петербургского метростроения под дном Финского залива. Проходка тоннеля выполнена с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса Herrenknecht «Надежда», который ранее построил тоннель длиной 3.8 км между строящимися станциями «Шушары» и «Проспект Славы» Фрунзенско-Приморской линии.

И ещё одна хорошая новость — 28 июля началась проходка 2-го перегонного тоннеля длиной 2.2 км от станции «Театральная» до станции «Горный институт» на строящемся участке Правобережной линии, проходка 1-го тоннеля началась ещё в январе этого года.

Оба тоннеля прокладывают отечественные проходчиские щиты КТ-1 5.6.

Двухпутный совмещённый перегонный тоннель метро диаметром 10.3 метра:

Фото Игоря Албина

  • 8
    A_SEVER
    25.08.1712:04:45

    Пока так:

    • 2
      kovalery
      25.08.1715:26:49

      Смачно!

      • 4
        A_SEVER
        25.08.1716:00:05

        Смачно!
        Эффектно!    

        • 4
          Макс Южный
          25.08.1719:29:56

          Север, не совсем по предмету вопрос: почему с весны ещё заброшена основная учётная запись узла в «Твиттере»? Теперь обновляется только вспомогательная (с приставкой, «sdelanounas_ru»).

    • 1
      Нет аватара
      25.08.1717:26:11

      достаточно точно въехал в камеру))

      • 10
        A_SEVER
        25.08.1717:33:09

        достаточно точно въехал в камеру
        Спасибо маркшейдерам за точность!

        • 4
          Нет аватара
          25.08.1718:24:33

          спасибо за ролик… эх, бальзам на сердце))

      • 1
        Михаил Киселёв
        25.08.1718:43:42

        А как Вы это определили?

        • 0
          Нет аватара
          26.08.1701:57:43

          во вертикальной оси симметрии камеры и вертикальной оси симметрии плоскости шита. про горизонтальную — немного непонятно, а по вертикальной — просто шикарно.

          вот думаю — и как это?

          вариант 1: в камере был установлен маячок, на который и шел щит.

          вариант 2: щит шел по объемной координатной сетке

          и там и там обязана быть погрешность, но по вертикали щит вошел именно шикарно)

          Отредактировано: alex_uns~01:59 26.08.17
          • 3
            Михаил Киселёв
            26.08.1707:19:28

            Ничего себе, куда Вы смотрите.

            Щит идёт по координатам, понятно, что он имеет свойство «клевать» носом, задирать юбку или закручиваться вокруг оси. Из-за этого трасса сбивается, но допуск ±50 мм в радиусах никто не отменял.

            Трасса забивается до начала проходки, а дальше выдерживается в допусках, иногда требуется её некоторая корректировка, чтобы выйти на точки. Когда машинисты не справляются, тогда включаются проектировщики, чтобы помочь вывести машину на трассу, если её начинает откровенно уводить с трассы. Не всегда помогает способ подтянуть и надавить.

            • 0
              Нет аватара
              26.08.1711:39:06

              а на каком расстоянии по длине трассы набегает эти ± 50 мм?

              • 5
                von_gobelen
                26.08.1712:25:46

                Можно и на 1 кольце сделать так, что его не замкнёшь, а это всего-то 75 см, чтобы сделать себе проблемы.

                Маркшейдер не должен кольцо принять у бригады, если оно развалено больше ± 50 мм в плоскостях. Конечно, маркшейдер обязан участвовать в закладывании лотка и замка, иначе вся вина будет только на нём.

                Есть другая ситуация, рассечка произведена так, что дальше тоннель может уйти в любую плоскость, как его не подтягивать и расклинивать. Можно тоннель в форме сердца собрать при проходке.

                Причин здесь множество начиная с кривизны рук ИТР и рабочих, заканчивая ошибками в проектах.

                Например, с геологией напортачили, ошиблись, тоннель сел (это совсем плохо может быть), ствол сел или наклонило, отсюда рассечка пойдёт не правильно, геометрия нарушится. На временных выработках — не принципиально, можно закрыть глаза на этот факт, а вот на постоянных — проблемы. И основная проблема — габарит приближения строений. Т. е. поезд не проедет нормально. Остальное можно подкорректировать, если немного не стыкуется, а если много, то тоннели перебираются.

                • 0
                  Нет аватара
                  26.08.1712:50:31

                  … и если я правильно понимаю — проходка (управление) щитом сейчас управляется с тыла и только на основании расчетов и исполнительной съемки с постоянным учетом ситуации по геологии?.

                  А геологию берут из статического (динамического) зондирования?

                  С геологией да, в Санкт-Петербурге в условиях плотной застройки данные по геологии взять проблематично… особенно под заливом, поэтому участок под заливом действительно уникален.

                  Отредактировано: alex_uns~13:09 26.08.17
                  • 2
                    von_gobelen
                    26.08.1716:36:18

                    Геологию берут из проекта, но она часто не стыкуется с фактом, т.к. исследования делаются не полностью в связи с отсутствием части оборудования, а главное — времени на изыскания.

                    Про тыл ничего не понял.

                    • 0
                      Нет аватара
                      26.08.1720:42:47

                      Ладно) не важно) «тыл» у меня — это выработанный тоннель после щита.

                      А просадка тоннеля — это фактор геологии? слабые грунты? Торфяных линз на средней глубине заложения наверное в СПб не встретишь, разве что на наклонной шахте для эскалатора… но все равно любопытно про просадку тоннеля было услышать!

                      В общем ясно — если бы щит сам грыз без контроля макршейдерами )) он бы шел с другой скоростью))

                      Отредактировано: alex_uns~20:50 26.08.17
                      • 1
                        von_gobelen
                        27.08.1708:43:44

                        Теперь понял вопрос. Геология не всегда меняется очень сильно в процессе проходки, но бывают случаи, когда идёшь через свалки, овраги, вот тут сложно, т.к. неоднородные грунты, да и попасться может всё, что угодно.

                        На глубине или в старых районах таких проблем нет.

                        Просадки тоннеля идут постоянно. Из-за слабых неустойчивых грунтов, производства БВР, горного давления, изменения гидрогеологии… Вопрос только в их уровне, либо в норме, либо критические.

                        Про геологию СПб не скажу, не строил.

                        Ага, он бы вообще бы не шёл.

                        Современные ТПМК чем-то напоминают подводные лодки. Система гироскопов, контроль положения ротора щита, юбки щита, за щитового оборудования.

                        Насчёт просадок, можно сделать искусственно. Сделать водопонижение не по проекту, отключить его в раскрытой камере, а затем включить, если в лотке тоннеля плывун, то он из-под тоннеля уйдёт вверх, образуется пустота, начнёт ломать постоянную крепь тоннеля (готовый тоннель). Это не любопытно, это страшно.

                        • 0
                          Нет аватара
                          27.08.1716:59:19

                          Теперь я понял, что строительство метро в Москве ничуть не легче, чем в Питере, особенно линий мелкого заложения за счет непредсказуемости грунтов. А думал раньше по другому. Хотя системы раскрепления котлованов московских станций или открытых участков все время подсказывали, что с грунтами не все в порядке. Это то что видно, то что не видно — это то с чем сталкивается проходческий щит.

                          Отредактировано: alex_uns~17:03 27.08.17
                          • 0
                            von_gobelen
                            27.08.1717:06:48

                            Распорная система — не показатель. Раньше нормы были другие, поэтому и металла вешали меньше, стояло десятилетиями, не падало.

                            А вот котлованы стали глубже, грунты, в которых сейчас строят в Москве, их очень давно не было. На первых очередях были похожие условия.

    • 3
      Vladimir Glazunov
      25.08.1717:49:53

      Ювелирная точность!)

  • 14
    Нет аватара
    25.08.1712:36:20

    метро нужно абсолютно во всех крупных городах. а уж в Питере без него просто не жить.

    • 4
      A_SEVER
      25.08.1716:01:53

      в Питере без него просто не жить
      Согласен — для Питера с его размерами и географией метро очень необходимо.

      • 0
        Нет аватара
        26.08.1720:55:22

        Конечно — в Питере метро с бутылочным горлышком в центре. Это конечно не проблема, но, но было бы удобнее его иметь с дополнительными кольцевыми ветками — как в Москве))

        Отредактировано: alex_uns~20:59 26.08.17
        • 1
          A_SEVER
          26.08.1721:42:22

          было бы удобнее его иметь с дополнительными кольцевыми ветками
          Да, удобнее.

          Поэтому 7-я линия Петербургского метрополитена будет Кольцевой!    

          Только строить её начнут не раньше, чем в Москве замкнут 2-ю кольцевую.

  • 2
    Arsenic
    25.08.1714:14:17

    Отличная новость, а то Московское метро строится ударными темпами, а Питерское отстает.

    • 9
      A_SEVER
      25.08.1716:06:21

      Московское метро строится ударными темпами
      Что иногда приводит к авариям и переносу сроков открытия станций.    
      Питерское отстает
      В Санкт-Петербурге метро тоже активно строят, просто наглядный результат этого строительства будет виден только в следующем году.

    • 8
      Михаил Киселёв
      25.08.1718:44:45

      Не надо сравнивать Москву и Санкт-Петербург. Это абсолютно разные по сложности строительства метро города.

      • 0
        EyeSauronn .
        26.08.1720:30:27

        это должно быть отражено в цене билета на метро, метро должно быть окупаемым…хочешь ездить- плати, т. е. метро в Ленинграде должно быть дороже чем в Москве.

        Отредактировано: EyeSauronn .~20:31 26.08.17
        • 0
          von_gobelen
          27.08.1708:46:57

          Этого не будет, затраты на строительство и эксплуатацию колоссальны. Это десятки млрд в год. Цена будет огромной, город встанет, убытки для экономики будут измеряться совсем другими величинами, чем будет эффекта от этого решения.

      • -2
        Нет аватара
        27.08.1700:42:20

        и по количеству денег. Москва сосет все ресурсы как всегда.

        • 1
          Нет аватара
          27.08.1702:39:57

          Глупости: Москва — регион-донор, это — колосальный промышленный и транспортный узел России, и Москва — дает в федеральный бюджет больше любого другого региона России.

  • 6
    serp_1
    25.08.1723:12:33

    Отредактировано: serp_1~23:17 25.08.17
  • 0
    Нет аватара
    26.08.1715:04:16

    ЗДОРОВО

    мечтаю- нет фантазирую

    что МЕТРО соединится Питерское с Московским)

    • 0
      A_SEVER
      26.08.1715:07:21

      соединится Питерское с Московским
      Не реально.    

      • 0
        Нет аватара
        26.08.1723:01:12

        сам понимаешь что тысячу лет назад и лампочка была нереальной))

    • 1
      EyeSauronn .
      26.08.1720:35:15

          проблем нет,.плати, и построят хоть до Камчатки,

      • -1
        Нет аватара
        26.08.1723:00:18

        то есть типа я плачу уже за то что строят))

        подумаю уж — давать или нет

  • 0
    Леонид Сохор
    28.08.1713:00:53

    А кто такие щиты производит? Что-то не смог найти.

    • 0
      von_gobelen
      28.08.1714:45:52

      Немцы — Herrenknecht AG

      Французы — NFM

      Cat — под маркой Lovat (США/Канада)

      Hitachi — Япония

      Есть и другие.

      У нас разработкой занималось тульское СКТБ и Ясиноватовский ЯМЗ, но развал СССР, а затем и всей отрасли поставили крест на этом деле.

      Можно ли сейчас возродить это дело?

      Можно, но очень дорого и долго, т.к. у нас сейчас для этого нет никаких компетенций. Нужно перевооружить машиностроительные заводы на высокоточные обрабатывающие центры, без них ничего не получится совсем, вложить средства в разработку электрики и гидравлики, без этого оно работать не будет. Гидравлику у нас делали никакую, вложить в НИОКР по новым сплавам. И самое главное — обеспечить экспериментальное производство для этого оборудования, а этого у нас не делали никогда. После всего этого купить пару — тройку патентов и можно выходить на поделенный рынок. Импортозамещение здесь не поможет, нужен экономический строй другой.

      • 0
        Леонид Сохор
        28.08.1714:49:07

        Я имел в виду именно щит КТ-1 5.6.

        • 1
          von_gobelen
          28.08.1714:55:17

          Никто его не делает. Раньше Ясиноватая собирала. Этот щит, если я не ошибаюсь, в 1981 году рекорд скорости ставил, вот и считайте сколько ему лет. Но это пусть лучше Ленметрострой подтвердит или опровергнет.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,