Обзор рынка: зафиксирован рост экспорта угля в Польшу, Китай и Турцию
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruЭксперты железнодорожного холдинга НПК «ОВК» ожидают дальнейший рост погрузки ключевых грузов.
Специалисты «Объединенной вагонной компании» подготовили обзор железнодорожного рынка РФ в августе-сентябре. Они отмечают, что рост погрузки угля произошел главным образом за счет экспорта в Польшу, Китай и Турцию, руды — за счет внутреннего потребления и переориентации экспорта, черных металлов — за счет внутреннего потребления. Рост перевозок стройматериалов сдерживает дефицит полувагонов. Вместе с тем, в целом ставки аренды полувагонов на типовых тележках стабилизировались. Рост погрузки ключевых грузов продолжается.
В августе рост перевозок продолжился: погрузка составила 106,2 млн т (+0,4% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 208,2 млрд т-км (+4,9%). Выросли к прошлому году перевозки угля (+7,6%), железной руды (+2,2%), черных металлов (+3,4%), удобрений (+9,1%), зерна (+18,8%), цемента (+6,9%) и лома черных металлов (+7,7%). Произошло снижение погрузки нефти и нефтепродуктов (-4,5%), строительных грузов (-13,8%), цветной руды (-5,3%) и кокса (-9,1%). Однако в краткосрочной перспективе ожидается дальнейший рост погрузки ключевых грузов. (По данным ОАО «РЖД», погрузка на сети холдинга в январе-сентябре выросла на 2,8% до 937 млн тонн).
- Уголь: основной рост за счет экспорта в Китай, Турцию и Польшу. Погрузка угля в августе установила рекорд для данного месяца и составила 28,3 млн т (+7,6% к августу прошлого года). Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 234,4 млн т угля, что на 9,5% выше аналогичного периода 2016 года. Основной рост перевозок угля произошел на экспортных направлениях (+13% к августу прошлого года). Больше всего поставки из России нарастили Китай (в 1,5 раза), Турция (в 2,5 раза) и Польша (в 2 раза) — экспорт в эти страны вырос на 400-500 тыс. т к августу прошлого года. Кроме того, на высоком уровне находятся поставки в Румынию и Индию — прирост потребления российского угля этими странами составил около 200 тыс. т. Эксперты считают, что поставки в Польшу будут расти и дальше. Там наблюдается дефицит угля в связи с истощением шахт сразу нескольких угледобывающих компаний. Ситуация может меняться по мере переключения энергетики Польши на АЭС, однако в ближайшие годы это не произойдет. В 2018 году откроются новые возможности для экспортного грузопотока из Якутии с реализацией строительства первого железнодорожного моста между Россией и Китаем Нижнеленинское (РФ) — Тунцзян (КНР). Сооружение рассчитано на пропуск двух путей с колеей российского и китайского стандартов. По августовскому прогнозу Минэнерго России, в 2017 году объем экспорта угля вырастет на +8% в годовом исчислении до 185 млн т. При этом, по данным Минэнерго России, внешний спрос на российский каменный уголь в перспективе также будет стабильным, что дает основания для сохранения погрузки угля на высоком уровне.
- Нефть и нефтепродукты: очередное снижение перевозок. Погрузка нефти и нефтепродуктов в августе снизилась к прошлому году на 4,5% и составила 19,2 млн т. Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 156,7 млн т нефти и нефтепродуктов, что соответствует аналогичному периоду прошлого года. Падение перевозок произошло за счет сокращения экспорта почти на 14% к августу прошлого года, тогда как объем внутренних перевозок вырос на 1%. Снижение экспорта произошло в направлении портов Нидерландов (-25%), Италии (-15%) и Украины (-40%). При этом выросли поставки в Белоруссию (+45%), Великобританию (в 2,5 раза) и Польшу (в 1,5 раза). В структуре перевозимых грузов сохраняются прежние тенденции: снижение перевозок мазута (-30%) и рост перевозок дистиллятов газового конденсата (+20%). В настоящее время Минэнерго работает над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты. Ранее РЖД уже представили им скидку, однако положительных результатов она пока не принесла. Прогнозировать увеличение перевозок нефтепродуктов железнодорожным транспортом возможно только, если будут предложены новые транспортные решения.
- Строительные грузы и цемент: дефицит полувагонов сдерживает рост перевозок стройматериалов. Погрузка строительных грузов в августе продолжила падение и составила 12,5 млн т (-13,8% к августу прошлого года). Погрузка цемента выросла до 3,1 млн т (+6,9%), впервые показав положительную динамику к прошлому году за последние 2 года. Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 90,2 млн т строительных грузов и 18,5 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 7,8% и 1,1% соответственно. По данным Росстата, в августе в РФ введено около 6,3 млн м2 жилья, что на 13,1% выше результата за аналогичный период 2016 года. Накопленным итогом с начала года показатель упал на 7,3%. Снижение ключевой ставки (в сентябре до 8,5%) привело к росту ипотечного кредитования, что на фоне падения ввода жилья может привести к увеличению его стоимости и, как следствие, к восстановлению активности в отрасли. По оценке Михаила Меня, министра строительства и ЖКХ РФ, в 2017 году будет введено 74-76 млн м2 жилья, а в 2018 году этот показатель будет превышен. Об активизации строительной отрасли свидетельствует и позитивная динамика производства цемента. Несмотря на падение с начала года, в августе рост производства составил 2,7% к аналогичному периоду 2016 года. Наметившиеся позитивные тенденции в строительной отрасли могут привести к постепенному восстановлению объемов перевозок стройматериалов и цемента в среднесрочной перспективе, однако нехватка полувагонов, которые в настоящее время задействованы в перевозке более доходных грузов, пока сдерживает рост погрузки строительных грузов.
- Черные металлы: рост за счет внутреннего потребления. Погрузка черных металлов в августе составила 6,1 млн т (+3,4% к августу прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 47,4 млн т черных металлов, что на 0,3% выше аналогичного периода 2016 года. В августе внутренние перевозки выросли на 20%, тогда как экспорт сократился на 7% (падение вдвое в Италию, Бельгию и Египет). Увеличение перевозок черных металлов на внутренних направлениях частично обусловлено ремонтом железнодорожных путей — погрузка путевой решетки выросла на 65% к августу прошлого года. В то же время растет потребление листовой стали (+15%), проката черных металлов (+15%) и слябов (вдвое). По оценкам компании «Северсталь», в 2017 году объем потребления стали вырастет к прошлому году на 5%. При этом в I-м полугодии рост спроса был обеспечен неосновными рынками: вагоностроением и автомобилестроением. В следующем году в компании ожидают 3%-й рост внутреннего спроса и аналогичный рост мирового потребления стали. В краткосрочной перспективе на фоне роста внутреннего потребления, а также проводимых ремонтных работ путей РЖД ожидается рост перевозок черных металлов железнодорожным транспортом.
- Руда: рост внутреннего потребления и переориентация экспорта. Погрузка руды в августе составила 9,5 млн т (+2,2% к августу прошлого года). Всего с начала года было отправлено 73,3 млн т руды, что на 0,2% выше аналогичного периода 2016 года. Внутренние перевозки выросли на 4%, а экспорт снизился на 8% к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло за счет низкого уровня поставок относительно показателей прошлого года в Турцию (вдвое) и Словакию (-60%), а также прекращения грузопотока в Венгрию и на Украину. При этом растут поставки в Китай (+20%), а также начались отправки в Южную Корею, Японию и Египет. Драйвером роста внутреннего потребления стало увеличение поставок в адрес отечественных металлургических заводов. В среднесрочной перспективе возможно снижение перевозок руды за счет выстраивания новой экспортной логистики.
- Лесные грузы: дальнейшая реализация экспортного потенциала отрасли. Погрузка лесных грузов в августе осталась на уровне прошлого года и составила 3,5 млн т. Всего с начала года было отправлено 30 млн т лесных грузов, что на 3,6% выше аналогичного периода 2016 года. В августе перевозки на внутренних направлениях сократились на 4%, тогда как экспорт вырос на 5%, прежде всего, по-прежнему за счет Китая (+20%) и Казахстана (+30%). До конца года ожидается запуск целого ряда мощностей: по производству фанеры на Вятском комбинате в Кировской области и Мурашинском фанерном заводе, по выпуску плит МДФ в Смоленской области («Эггер Древпродукт Гагарин»), а также запуск современной бумагоделательной машины на «Сегежском ЦБК» в Карелии. Кроме того, в Пермском крае на ЦБК «Кама» реализуется проект по производству высококачественного картона с объемом инвестиций 30 млрд рублей. Эксперты полагают, что к 2030 году произойдет расширение российского экспорта лесопереработки более чем в 3 раза. В текущих условиях ожидается дальнейший рост перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом.
- Зерно и продукты перемола: обильный урожай нового сезона на фоне предпосылок к росту мировых цен. Погрузка зерна в августе составила 1,9 млн т (+18,8% к августу прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 12,4 млн т зерна, что на 10,9% выше аналогичного периода 2016 года. В августе внутренние перевозки сократились на 7%, тогда как экспорт вырос на 40%, в основном за счет роста поставок в Египет (в 2,5 раза). В текущем году ожидается новый рекорд по урожаю — уже на середину сентября в России было собрано более 117 млн т зерна. При этом в Америке и Канаде прогнозируется 20%-е падение урожая, что приведет к росту цен на мировом рынке. С учетом запасов предыдущего сезона и обильного урожая текущего, а также прогнозируемого увеличения цен возможен дальнейший рост перевозок зерна железнодорожным транспортом.
- Химические и минеральные удобрения: выход на новые рынки сбыта. Погрузка удобрений в августе составила 4,8 млн т (+9,1% к августу прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 38 млн т удобрений, что на 8,4% выше аналогичного периода 2016 года. При этом внутренние перевозки выросли на 3%, а рост экспорта к прошлому году составил 9%. Поставки российских удобрений нарастили Китай (+8%), Бразилия (+17%) и Финляндия (в 2,3 раза). Кроме того, открылся грузопоток в Танзанию, тогда как в прошлом году экспорт в эту страну не осуществлялся. В конце августа правительство Аргентины отменило действующую с 2011 года пошлину в размере 6% на ввоз российского высококачественного диаммонийфосфата. По оценкам участников рынка (компаний «Фосагро» и «Еврохим»), это открывает возможности для экспорта в Аргентину 300-350 тыс. т отечественных удобрений. На фоне выхода на новые рынки сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортного грузопотока.
В августе реализация вагонов заводами СНГ составила 5,1 тыс. ед. (3,0 тыс. — полувагоны), что на 35% выше результатов августа 2016 года (3,8 тыс. ед.) и на 10% ниже уровня предыдущего месяца. По оценке экспертов, на конец года производство вагонов в РФ составит 50-52 тыс. вагонов. Спрос на полувагоны вдвое превышает списание, составившее в августе 1,4 тыс. ед. Всего в отчетный месяц было списано 3,8 тыс. ед. подвижного состава. Коммерчески пригодный к перевозкам парк остается на высоком уровне — 996 тыс. ед., тогда как неисправный парк на начало сентября сократился до 59,5 тыс. ед. (минимальный уровень с 2014 года). В результате профицит парка составил 60 тыс. ед., а профицит полувагонов близок к нулевой отметке. Ставки аренды на полувагоны на типовых тележках в сентябре остаются на прежнем уровне — около 1 400 руб./сутки. К концу года в связи с уровнем производства вагонов, превышающим списание, ожидается балансировка парка с корректировкой ставок до уровня 1 000 — 1 200 руб./сутки. По материалам НПК «ОВК»
Николай Логинов, Gudok.ru
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
02.10.1722:06:32