стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
94

Директор КЭМЗ рассказал, как завод в Кизляре заменил Украину

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
  •  © static.riafan.ru

Кизлярский электромеханический завод является уникальным концерном оборонной промышленности, выжившим во время развала СССР. Ныне его продукция поступает в Вооруженные Силы России, поставляется за рубеж. КЭМЗ также выпускает товары народного потребления. В рамках программы импортозамещения концерн сумел заменить сразу несколько заводов Украины, поставлявших продукцию в нашу страну. О проблемах конкретного оборонного завода, планах руководства и перспективах этого уникального предприятия рассказал генеральный директор ОАО «Концерн КЭМЗ» Ибрагим Ахматов.

— Ибрагим Магомедович, ваше предприятие в плане производственной базы, кадровой политики и выпускаемой продукции выделяется на фоне многих предприятий Дагестана и России в целом. Что является главным в деятельности концерна?

— Главное, чтобы не остановилось производство. Ведь мы уже были на краю пропасти. В 1992 году объем производства рухнул на 80% по сравнению с 1991 годом. Но мы продолжали изготовление сложных изделий, чтобы не потерять кадры, хотя заказов практически не было. Мы производили сложные механизмы МПК, 12-ти дорожечные магнитофоны для записи данных диагностики летательных аппаратов. Параллельно занялись разработкой производства изделий на современной элементной базе. Наша продукция стала поступать в ВВС, продаваться за границу. Это помогло нам удержаться на плаву, потому что поставки для нашего Минобороны в определенный момент упали почти до нуля.

Но мы неустанно занимались разработкой и обновлением изделий, в т. ч. летательных аппаратов. Занялись поиском заказов. Одно время в Ахтубе, в испытательном институте, на испытаниях из семи было пять наших изделий в рамках импортозамещения. Мы освоили продукцию, которая раньше производилась на Украине и в других странах.

Нашему коллективу свойственны смелые поступки — особенно в плане освоения новых изделий. Это помогает развиваться и двигаться вперед.

— Сколько человек работает на предприятии? Каков оборот? Сколько налогов выплачивается в бюджет?

— По итогам 2017 года у нас работают свыше 2200 человек. В 2014 году наши объемы производства оценивались в 1,4 млрд рублей, а прошлый год мы закончили с показателями в 5 млрд. В 2014 году мы выплатили налогов на 290 млн рублей, в 2015 — 475 млн, в 2016 — 987 млн, в 2017 — 1 млрд 105 млн.

— Расскажите о линейке вашей продукции, как в гражданских отраслях, так и в обороной сфере.

— В 2017 году основной упор у нас был на балочные держатели — на экспорт и для внутреннего заказчика. Мы это делаем в рамках импортозамещения, выпускаем это изделие вместо двух украинских заводов.

В 2014 году получили документацию на восемь новых изделий, включая продукцию в рамках импортозамещения. За эти годы все изделия освоены, прошли квалификационные испытания и переданы заказчикам. Это новая для нас серьезная продукция. За это время коллектив вырос на 1000 человек — почти в два раза.

Чтобы не сорвать выполнение плана Гособоронзаказа, в 2016 году мы организовали филиал в Каспийске, где в течение полугода выпускали продукцию, часть из которой поставлялась на экспорт в Китай. Все эти годы коллектив работал героически. И это не преувеличение.

— Кто работает на КМЗ? Каков среднестатистический портрет работника завода?

— Больше тысячи человек у нас — молодежь в возрасте до 30 лет. В основном, люди обучены у нас на заводе. За 2016-2017 годы мы организовали 673 новых рабочих места.

  •  © static.riafan.ru

Но ситуация в целом по стране сказывается и на нас — сегодня поступает меньше заказов по сравнению с прошлыми годами. И все же заказы есть. Передо мной на столе пакеты документов по двигателестроению, балочным держателям, социальной инфраструктуре, автомобильной технике. Здесь документация на 20 изделий, которые нам предстоит освоить. На сегодня мы занимаемся 78 новыми изделиями, малыми и большими, начиная от различных датчиков и кончая самолетами.

К разработке и освоению новых изделий подключен весь коллектив. Другого выхода нет. Согласно указу Президента РФ, взамен спецпродукции нам необходимо примерно на 2,5 млрд рублей выпустить продукции гражданского направления.

— По этому же указу к 2025 году доля гражданской продукции на предприятиях оборонной сферы должна быть не менее 30%, а к 2030 году — уже 50%. Вы готовы выйти на такие показатели?

— Дай бог, чтобы получилось то, что наметили — и самолеты, и двигатели. Мы занимаемся не чашками и ложками, а серьезными проблемами. Думаю, что с изготовлением новых изделий проблем меньше, чем с их реализацией. Вот мы получили сертификат летной годности на наш четырехместный самолет, завершили испытания. Сейчас предстоят сертификационные испытания. Думаю, мы проведем их в течение года или полутора лет. Параллельно работаем и над другими вопросами, но я не стал бы вдаваться в подробности раньше времени.

— Высока ли конкуренция, в том числе и со стороны иностранных производителей, в этом сегменте самолетостроения?

— Иностранные конкуренты не могут соревноваться с нами по цене, учитывая их уровень зарплат. Средняя зарплата на нашем предприятии составляет 30 тыс. рублей. Так что здесь у нас преимущество. Сейчас у нас идет процесс обучения изготовлению деталей из углепластика, стеклопластика. Вопрос оснащения имеет свою специфику. Мы связались с передовыми отечественными организациями в области самолетостроения. Не сомневаюсь, что с помощью друзей в авиации и авиастроении мы осилим производство новой для нас продукции.

  •  © riafan.ru

В настоящий момент идет строительство нового корпуса площадью около 6 тыс. кв. метров под сборку этих самолетов. Так что развиваемся в плановом порядке.

— Есть мнение, что выжить, развиваться и получать госзаказы высокотехнологичным предприятия оборонки, таким как КЭМЗ, можно лишь в составе госкорпораций. Вы согласны с таким утверждением?

— На 100%. И 25% наших акций входит в госкорпорацию «Ростех». Но главным для получения заказов является все же гарантия качественной и своевременной работы. Да, сегодня мы — акционерное общество с долей акций в госкорпорации. Но если руководство КЭМЗ не будет шевелиться, если коллектив завода не будет поддерживать темпы производства, заказов не будет. Никто «за красивые глаза» не обеспечивает работой, тем более в оборонном комплексе.

Мы не входим ни в концерн «Сухой», ни в Объединенную авиастроительную корпорацию, но работаем с ними, как работаем с Объединенной двигательной корпорацией. Наших партнеров и заказчиков интересует не то, где размещены наши акции, а качество нашей работы.

Техническое перевооружение предприятия мы осуществили практически за счет своих средств. Там нет ни одной федеральной копейки! И, хотя были планы дать нам определенные деньги из бюджета, мы за ними не обращались. Нет, мы модернизируемся за счет средств, вырученных от поставок за границу. Мы самодостаточны, у нас есть прибыль для того, чтобы саморазвиваться.

Мы отличаемся от других и в дивидендной политике. Я тоже акционер предприятия, но не помню, когда получал дивиденды от КЭМЗ. Потому что все средства вкладываются в развитие производства. Хотя, казалось бы, можно получить деньги, положить деньги в карман, оставив без работы сотни и тысячи людей. Но так не будет. У нас ни один акционер дивиденды не получает, ни большой, ни маленький, в том числе и «Ростех». У нас самое современное оборудование, потому что все средства направляются на развитие и освоение новых изделий.

— С одной стороны, идет анонсированное ранее сокращение гособоронзаказа, а с другой, в Каспийск переводится Каспийская флотилия ВМФ РФ. Как в ближайшие годы здесь, в республике будет развиваться промышленность, ориентированная на ВПК?

— То, что флотилию переводят в Дагестан, является плюсом для многих отраслей, включая промышленность, обслуживающую сферу, развитие инфраструктуры.

Что получается? В коллективе, особенно у молодежи, выросла производительность труда, люди осваивают прогрессивные станки, вместо одного работают на трех-четырех станках. Поэтому мы принимаем любые заказы: детали для «АвтоВАЗа», участвуем в тендерах, изготовляем детали для вертолетных двигателей и т. д. Лишь бы люди были загружены и занимались производством.

Наше поле деятельности обширно. Нам есть, чем загрузить людей.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • 12
    Е.Юрий Е.Юрий
    04.06.1813:04:39

       Самолет очень симпатичный — в легкую заменит импортные аналоги — главное грамотно продвигать.

  • 12
    Serg My Star Serg My Star
    04.06.1813:13:10

    А еще есть хороший кизлярский коньяк.     Но вот про предприятие — просто великолепная новость!!! Молодцы! Спасибо автору. Это как раз такая новость, которая не попадает на большие экраны, но имеет громадное значение.

    Отредактировано: Serg My Star~13:14 04.06.18
  • -2
    oleg repin oleg repin
    04.06.1813:17:22

    Движки какого производителя?

    • 1
      Нет аватара RIX
      04.06.1815:17:50

      Австрийский ROTAX. Он под Бомбардье.

      • Комментарий удален
    • 0
      Нет аватара guest
      06.06.1811:16:19

      Двигатель так просто не сделаешь

  • 1
    Нет аватара guest
    04.06.1819:18:30

    Плохо что конкурировать хотят с учетом зарплат,а не качества.В конце концов престиж страны не в самолетах, а в уровне обеспеченности граждан

    • 5
      Нет аватара guest
      05.06.1807:52:15

      Да вообще все плохо, двигатель австрийский, конкурировать хотят с учетом зарплат.

      Нет чтобы завод закрыть, акции продать и уехать наслаждаться жизнью на благословенный Запад.

      • -2
        Нет аватара mikr
        05.06.1808:30:36

        Увы, но чудес не бывает. То отставание, которое накопилось за десятилетия, а иногда — за столетие, невозможно устранить за короткое время. Да и вообще не всегда есть смысл догонять те технологии, которые дешевле купить в виде готовой продукции. Тут надо различать ситуации, когда технология имеет критическое значение для экономической или военной безопасности. Тогда да, надо изо всех сил стремиться обеспечивать технологическую независимость в данном конкретном направлении. Но, если освоение производства легкомоторных авиадвигателей может обойтись государству очень дорого, а купить их на мировом рынке не составляет большой проблемы, то есть ли смысл ломиться через стену вместо того, чтобы просто купить этот двигатель, а сэкономленные ресурсы направить для решения более важных задач?

        • 0
          Нет аватара guest
          05.06.1809:49:26

          Если бы так все в мире рассуждали, то не было бы конкуренции и развития, в каждой бы сфере был бы один монополист на весь мир, у которого не было бы желания развиваться.

          Первый шаг всегда является проверочным и стоит недёшево в любой сфере.

          Я уже молчу про китайцев и японцев с корейцами и индусамию, которые буквально недавно отставали от всего мира на сотни лет, при этом у которых хватило смекалки покупа технологии и патенты, а не становиться дикими вымирающими племенами, которые будут менять последние ресурсы на высокотехнологичные изделия.

          А с нашими бесконечными территориями вертолёты очень нужны там, где вкладываться в строительство аэродрома неокупаемо.

          Всегда есть смысл догонять и развиваться в духе времени в тех технологиях, потребность в которых на внутреннем рынке очень высокая. А дальше развитие идёт обычно в направлении узкоспециализированном именно для нашего климата.

          Так как рынок свободный, то он позволяет продавцу не продавать тому, кому он не хочет. Соответственно по этой причине зависеть в стратегических отраслях от капризов поставщиков всё время нельзя. А иногда это могут быть и не капризы, а просто обстоятельства проблем самого поставщика.

          И уж тем более всегда было дешевле производить у себя при большом спросе, нежели тащить это за много тысяч км от потребителя на регулярной основе.

          Покупать нужно не рыбу, а удочку и учиться ей ловить. А еще умнее покупать технологию изготовления удочек, если самому изобретать слишком долго. А уже купленную технологию можно и доработать, улучшив характеристики.

          Двигателестроение — одна из важнейших задач. Каждая покупка импортного выводит из страны средства в карман иностранца. А осваивая технологию своими силами оставляет эти средства внутри страны у своих же граждан, которые смогут их потратить на любой потребительский товар, который также стоит осваивать и производить своими силами, конкурируя с азиатами в количестве и в качестве с японцами или немцами.

          • 1
            Нет аватара guest
            05.06.1811:57:45

            Я не пойму, в чем претензии к руководству завода?

            Они сумели выжить в ельцинские времена, наладили выпуск и экспорт необходимой продукции, сами развивают производство, собираются выпускать самолеты, чего никогда не делали.

            Двигатель для самолета сами не выпускают? Так руками покажите, как это делается, выпустите свой. Не мешки ворочать на форуме не так тяжело.

            • 0
              Нет аватара guest
              07.07.1810:32:45

              Я лично без претензий, я желаю, чтобы двигателями тоже занимались.

              Отредактировано: Алексей Павин~10:33 07.07.18
        • Комментарий удален
          • 1
            Нет аватара brat_po_razumu
            05.06.1812:51:20

            совершенно по всем направлениям… ФРГ и Японии

            Прекрасно, ты сам предложил в качестве примеров ФРГ и Японию.

            Но разве эти страны развивают ВСЕ направления? Как у них обстоят дела с развитием космических ракет или ракет ПВО, технологиями добычи нефти, тепловозостроением, гражданским и военным авиастроением, вкл. вертолетостроение, авиационным двигателестроением, АЭС…

            Разве эти страны развивают ВСЕ направления? Отнюдь нет.

            В том-то и дело, что ни одна страна в мире не может быть чемпионом мира во всех видах спорта — и ни одна страна в мире не может развивать ВСЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ. Это — абсурд, на это ни у одной страны мира не хватит ресурсов — ни людских, ни финансовых.

            РФ ничем не хуже.

            Ну, финансовых ресурсов у нас несравнимо меньше, а в остальном — да, ничем не хуже.

            И — ничем не лучше. И раз Германия и Япония — в которых финансовых ресурсов много больше — не развивают ВСЕ, потому как невозможно, абсурдно развивать все, то — соответственно…

            • Комментарий удален
              • 1
                Нет аватара brat_po_razumu
                05.06.1814:12:14

                И ФРГ, и Япония очень даже занимаются космосом.

                Ни ФРГ, ни Япония не имеют пилотируемой космонавтики, и даже не пытаются ее развивать — у них даже планов таких нет. Не говоря уж о десятках других ракетных технологий.

                У них нет технологий ПВО — и они даже и не собираются их создавать.

                Немцы присоединили своё аэрокосмическое дело в «Аэробус"

                Совершенно верно — самолетостроением в Германии занимается ГОЛЛАНДСКАЯ компания EADS (частью которой является подразделение Эйрбас). В рамках международной кооперации многих стран.

                При этом Германия и ЕС целиком — в принципе не производят самолетов класса Суперджета, они все это импортируют (канадский Бомбардье, бралильский Эмбрэйер, тот же наш Суперджет). Сами это направление не развивают.

                "абсурда» -- надо заниматься всем, чем только можно,

                Еще раз — всем заниматься просто-напросто невозможно. На это не хватит никаких финансовых и людских ресурсов. Надо заниматься тем, на что есть финансы — и что может принести прибыль.

                В рамках международной кооперации.

                Импорт Германии 2016 г — 1,06 триллиона долларов (экспорт — 1,34).

                Основные статьи ИМПОРТА Германии:

                Промышленное оборудование — 137 мрлд долларов

                Электрооборудование — 132

                Автомобили и комплектующие — 111

                Нефть и топливо — 78

                Лекарства — 49

                Пластмассы — 40

                Измерительные инструменты — 38

                Органическая химия — 30…

                 https://globaledge.msu.ed...ntries/germany/tradestats 

                • Комментарий удален
                  • 1
                    Нет аватара brat_po_razumu
                    05.06.1816:35:39

                    Совершенно верно — в кооперации стран ЕС. Население ЕС — 510 млн человек, в 3,5 раз больше России, ВВП по ППС — 20 трлн долларов, в 5 раз выше российского.

                    И то — даже с такими колоссальными, в разы выше российских, людскими и финансовыми ресурсами — Евросоюз не способен производить ВСЕ, и — не стремится к этому, поскольку это — абсурд безумия.

                    Евросоюз в целом — вообще не производит ближнемагистральных реактивных самолетов (импортирует канадские Бомбардье, бразильские Эмбрэйеры, наши Суперждеты). И планов разработки/производства их не имеет — в силу ограниченности ресурсов. Которые у них много выше, чем в России — но не бездонны и у них. Штаты, кстати — тоже не производят. По той же причине.

                    Те среднемагистральные Аэробусы — они производят в мировой кооперации, закупают комплектующие по всему миру, в т. ч. и в России, кстати. При этом — еще и массово закупают американские Боинги.

                    Про дальнемагистральники уж вообще не говорю — тут в Евросоюзе абсолютно доминирует Боинг.

                    Даже огромный, богатейший Евросоюз — и то не производит и малой толики потребных им самолетов, это при в разы бОльших, чем в России, человеческих и финансовых ресурсах.

                    Поскольку это — производить все внутри страны — невозможно и не нужно. За всю многотысячелетнюю историю человечества такого не было, за невозможностью и ненужностью.

                    • Комментарий удален
                      • 0
                        Нет аватара brat_po_razumu
                        06.06.1800:50:19

                        Что такое — ключевое и не ключевое?

                        Никакая из ключевых отраслей экономики -- даже самая большая и многоуровневая -- не требует более нескольких миллионов человек

                        Совершенно верно — если не пытаться делать ВСЕ в этой отрасли.

  • 5
    Нет аватара Holodoff
    05.06.1809:55:54

    Критиковать кого-либо имеет право только тот, кто сам смог сделать лучше.

  • -1
    Drub Drub
    06.06.1812:18:49

    Отличная новость. Приятный самолет. Ну и как и многие здесь - надеюсь что двигатели для таких самолетов будут российские. Ну или хотя бы произведены (ПОЛНОСТЬЮ, а не сборка) в России

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,