стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
100

Холдинг «Росэлектроника» создал первую российскую микросхему для интернета вещей

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

  •  © www.soyuzmash.ru

Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех завершил создание первой российской микросхемы для Интернета вещей (Internet of Things, IoT). Чип размером 5*5 мм предназначен для приема и передачи информации в оптимальном для Интернета вещей частотном диапазоне от 100МГц до 2,5ГГц. Это первая отечественная микросхема, которая обеспечивает цифровую связь на расстоянии до 30 км.

Устройство будет использовано в решениях IoT для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и в «умных» приборах бытового назначения. Основное преимущество — защищенность от вмешательства извне, что является ключевым при использовании на стратегически важных предприятиях и объектах инфраструктуры. На текущий момент создана и тестируется опытная партия изделий.

Разработка АО «НИИМА „Прогресс“ (входит в АО „Росэлектроника“) представляет собой схему СВЧ-приемопередатчика. При проектировании и разработке устройства не используются готовые иностранные схемотехнические решения, а изготовление и сборка будут осуществляться на территории РФ компанией-резидентом."Электронная компонентная база — это основной элемент при построении систем Интернета вещей. Разработка отечественного чипа является необходимым шагом для снижения зависимости от импортных комплектующих. Создание подобных устройств способствует масштабной цифровизации самых различных отраслей экономики и создает предпосылки для создания „умных“ продуктов для массового рынка. Мы оцениваем сегодняшнюю потребность российского рынка решений IoT не менее чем в 1 млн таких устройств в год», — заявил индустриальный директор Госкорпорации Ростех Сергей Сахненко.

Научно-исследовательский институт микроэлектронной аппаратуры «Прогресс» (г. Москва, АО «НИИМА «Прогресс») — ведущий дизайн-центр Российской Федерации по разработке специализированной микроэлектронной элементной базы, участник и головной исполнитель по ряду государственных программ, межотраслевой центр проектирования СБИС типа «Система на Кристалле», разработчик и производитель ГЛОНАСС/GPS навигационных приемников, микроэлектронной аппаратуры.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 12
    Aleksandr Timofeyev Aleksandr Timofeyev
    29.11.1814:12:31

    При проектировании и разработке устройства не используются готовые иностранные схемотехнические решения, а изготовление и сборка будут осуществляться на территории РФ компанией-резидентом.

    !!!Вот это многого стоит.

  • 2
    foxkeys foxkeys
    29.11.1814:29:34

    Разработка собственных электронных компонентов — это безусловно отлично. Но.

    Что значит «микросхема для интернета вещей»?

    Разработка АО «НИИМА «Прогресс» (входит в АО «Росэлектроника») представляет собой схему СВЧ-приемопередатчика.

    И всё? Только приемопередатчик???

    Извините — но IOT безусловно подразумевает использование SoC (System-on-a-Chip — Система на кристалле).

    Простыми словами — это когда в одной микросхеме находится и процессор и периферия и радиотракт. Примеры: ESP32, ESP-8266 (я привожу наиболее дешевые китайские решения, т.к. именно они наиболее актуальны для IOT).

    Никто не будет встраивать в «умный утюг/холодильник/чайник/выключатель» навороченные DSP или платы с кучей микросхем.

    Так что, судя по описанию, это изделие больше похоже на радиомодуль для систем удаленного мониторинга и управления. Что к «интернету вещей» никакого отношения не имеет. Зато является безусловно необходимым и крайне важным компонентом промышленной автоматизации. Т.к. защищенный (в том числе от наших «партнеров») канал связи для таких систем крайне необходим.

    Отредактировано: foxkeys~14:32 29.11.18
    • 2
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      29.11.1816:18:48

      Основное преимущество — защищенность от вмешательства извне

      Вот это предполагает какую-то логику.

      Отредактировано: Zveruga~16:18 29.11.18
      • 5
        foxkeys foxkeys
        29.11.1816:44:19

        Любая современная связь является цифровой и полагает по собой логику. Аналоговая связь фактические не используется уже прорву лет.

        Но есть большая разница — когда вычислительное внутри чипа ядро занимается только связью и когда оно (или отдельно выделенное ядро на том же чипе) доступно и для пользовательских приложений.

        В первом случае — у нас просто модуль связи (обычно общающийся с внешним контроллером через UART или другие интерфейсы). А второй случай — это как раз IoT, когда у нас в один кристалл упаковано всё.

        Вот, как раз у обсуждаемого НИИМА «Прогресс» есть модуль связи. Вы можете передавать через него данные. Но вы не можете «зашить» в него свою программу, подключить датчики и получить готовую систему на одном чипе.

        А вот IoT решений я у них не вижу… Возможно, просто хорошо спрятаны    

        Просто чтобы было понятно (если вы не специалист) — в том же ESP32 вся начинка доступна пользовательской программе. Там есть ограничения — но они софтовые, а не аппаратные. Просто производитель не публикует исходных кодов ядра и радиомодуля, они доступны только в виде скомпилированной библиотеки, функции которой может вызывать пользовательское приложение.

        Такой подход позволяет разрабатывать по настоящему компактные и энергоэффективные решения как раз для «умных» устройств.

        P. S. Но применять тот же китайский ESP32 для серьезных проектов? Даже не смешно. Для своей работы подобные чипы по определению должны иметь доступ к сети. Слово «Internet» в названии ка-бы намекает. И, вот представьте, у вас есть некая китайская микросхема, с заведомым доступом в интернет и неизвестно каким аппаратным функционалом. Что там есть внутри помимо заявленного — вопрос открытый. Ведь WiFi/Bluetooth радиотракт, например, может работать не только для этих сетей. А вообще как приемник чего угодно, особенно на кратных частотах. Да и возможность прослушивать вайфай сети, извлекать из трафика ключи и пароли и отправлять их куда-то сама по себе не лишняя, правда?

        Поэтому, я безусловно и крайне поддерживаю любые отечественные разработки в этой области. Но их уровень должен быть как минимум не ниже тех же китайских изделий. Иначе разработчик предпочтет их. Ибо отвечать за кражу китайцами паролей он никак не будет. А продавать разработанные изделия надо (для чего нужен высокий функционал и низкая цена). Это для военных — функционал наше всё, а на цену можно забить. А для IoT — цена критична.

        Отредактировано: foxkeys~12:34 30.11.18
        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          30.11.1812:04:06

          И тем не менее само определение 3G уже предполагает логику, так как это протокол, который требует не только приёмо-передатчика, но и логического модуля обрабатывающего протокол связи. То есть какая-то логика там всё же присутствует. Возможно не конкретно та, которая вам нужна, для управления какими-то конкретными сервоприводами или контроля датчиков, но я думаю этот контроль и управление шибко зависит от устройства, которым предполагается управление.

          Модуль связи более универсален чем контроллер управляющий устройством, а значит он более массовый продукт.

          • 0
            foxkeys foxkeys
            30.11.1812:46:51

            Модуль связи более универсален чем контроллер управляющий устройством, а значит он более массовый продукт.

            Скорее нет, чем да. Модуль связи может применяться только в достаточно сложных системах (в силу размера, потребления и необходимости наличия отдельного, собственно контроллера. Это по определению часть некой системы

            А чипы нацеленные на сегмент IoT предназначены быть автономными и встраиваемыми в огромное количество различных бытовых устройств.

            Я не буду обсуждать полезность этого подхода…

            Хотя, нет, буду     Хоть это и оффтоп, но как дипломированный специалист по ИБ я вообще считаю IoT в его нынешнем виде крайне вредным явлением.

            но, возвращаясь к теме «массовости» — современная парадигма IoT подразумевает встраивание подобных устройств фактически во всю бытовую технику.

            — Холодильник — со считыванием радиометок на продуктах и заказом недостающего через интернет.

            — Мультиварки — со скачиванием чужих рецептов и возможностью публикации своих

            — Утюги (смешно, да) — с возможностью проверить выключен ли утюг через интернет (это не я придумал! Погуглите, посмеётесь)

            — Выключатели — с возможностью включать/выключать свет со смартфона

            — Чайники — с возможностью включать/выключать, задавать температуру со смартфона

            И т.д. и т. п.

            Если следовать такой модели развития — то «типовая» квартира вскоре будет содержать десятки IoT устройств. Другое дело — что я, например, в подобную утопию не верю. Количество проблем от такой «интернетизации» будет сильно превышать степень полезности. Но это тренд, и спрос на такие чипы в ближайшее десятилетие, как минимум, точно будет. Да и потом будет — просто изменятся возможности, степень защиты и разумность применения, я полагаю.

            Отредактировано: foxkeys~12:47 30.11.18
            • 0
              RadiantConfessor RadiantConfessor
              30.11.1821:58:05

              Ну и как создать универсальный контроллер для сотни тысяч устройств?

    • 0
      Нет аватара rtr67
      30.11.1812:27:13

      IoT — это словечко, модное в последние пару лет среди руководителей, которые не имеют образования в электронике. И там «йот» и тут «йот»    

      А вот так видит свою микросхему сам Прогресс:

      «К5200МХ014 (РППУ-ЛСН), совместно с К1917ВС014 (ЦПП-ЛСН), предназначена для применения в аппаратуре базовых станций и абонентских терминалов локальной системы навигации. Отдельно СБИС РППУ-ЛСН может применяться как основа аналогового тракта в аппаратуре для приема и передачи сигналов в диапазоне частот 0,1 — 2,5 ГГц и шириной спектра полезного сигнала 50 кГц или 1,25 — 2,5 МГц.»

      • 0
        foxkeys foxkeys
        30.11.1813:06:36

        К5200МХ014

        Если в статье речь о К5200МХ014 (что не очевидно ни разу, т.к. в тексте этого нет, а картинку выставили иллюстрацией к новости недавно, раньше была другая) — то она вообще к IoT отношение имеет… Чуть менее чем никакое.

        Вот К1917ВС014 уже где-то так-то за уши притянуть можно. Хотя она тоже шибко специализированная. (ЛСН — локальная система навигации)

        Теоретически — наверное ее можно встроить в утюг, да. Но.

        1. Это из пушки по воробьям

        2. Не смотря на свою «крутость» при применении по назначению, сделать на базе этого чипа подключение к обычному вайфаю (что нужно для IoT) если и возможно — то ни разу не просто

        3. Доступность документации и необходимых инструментов (среда разработки, отладочные платы, библиотеки, отладчики и т. п.) — как обычно. Т. е. никакие. Подозреваю, что обычному (частному) разработчику их просто не предоставят вообще. А IoT Это не оборонка, как-бы, требования совсем другие.

        4. Возвращаясь к теме статьи — эта пара чипов сделана уже давно и ни разу не новость.

        Отредактировано: foxkeys~13:07 30.11.18
  • 2
    Нет аватара guest
    29.11.1821:15:31

    обеспечивает цифровую связь на расстоянии до 30 км. может 30 метров

    • 0
      foxkeys foxkeys
      30.11.1812:29:37

      Вполне возможно, что и 100км.

      Диапазон

      от 100МГц
      - довольно «дальнобойный» (с хорошей антенной и на небольшой скорости)

  • 0
    Нет аватара Выхухоль
    30.11.1809:39:49

    А литографию где делают, у нас или на Тайване?

  • 1
    Нет аватара Alexei_T
    30.11.1809:57:51

    Не совсем в тему. Американская конкуренция в действии. Китайцев давят.

    Updated 0906 GMT (1706 HKT) November 28, 2018

    Hong Kong (CNN Business)New Zealand blocked its top telecom firm from using Huawei equipment for its 5G mobile network, dealing another blow to the Chinese tech company’s ambitions to become a leader in the next generation wireless technology.

    Spark, the country’s largest telecommunications company, said government officials told the company Wednesday that using Huawei’s 5G equipment «would, if implemented, raise significant national security risks."

    New Zealand’s spy agency, the Government Communications Security Bureau (GCSB), confirmed the assessment in a statement to CNN.

    «I have informed Spark that a significant network security risk was identified," said Andrew Hampton, the director general of GCSB.

    Under the country’s telecommunications security law, that means Spark can’t use Huawei equipment to build its planned 5G network.

    Huawei is China’s biggest telecommunications and smartphone company. It has invested heavily in 5G technology, becoming one of the few companies, like Sweden’s Ericsson (ERIC) and Finland-based Nokia (NOK), capable of making competitive equipment for global 5G networks.

    Huawei said Wednesday that it is «looking into the situation» in New Zealand.

    «We will actively address any concerns and work together [with the government] to find a way forward," the company said in a statement.

    New Zealand’s move comes just months after Australia blocked Huawei from providing 5G technology for the country’s wireless networks. The United Kingdom has also warned of potential security risks from using Huawei products.

    The most intense scrutiny on the Chinese company is coming from the United States, which has effectively banned Huawei products since 2012. It is now pushing allies to follow suit. US lawmakers have warned Canada to keep Huawei out of its 5G network plans, and American officials are reportedly pressuring Germany, Italy and Japan to stop using Huawei telecommunications equipment.

    But several major carriers around the world are already deploying Huawei’s 5G equipment.

    The company said it has signed more than 20 commercial contracts for 5G equipment and technology, but didn’t disclose the companies or countries involved in those deals.

    Angus Watson contributed to this report.

    Отредактировано: Alexei_T~10:00 30.11.18
    • 0
      foxkeys foxkeys
      30.11.1812:32:55

      Ничего нового…

      Наглосаксы всегда так делали. Создают выгодные для себя правила и требуют, чтобы их все соблюдали. Когда это становится не выгодным — меняют правила…

      Классический пример: Navigation Acts

  • 1
    foxkeys foxkeys
    30.11.1813:55:56

    Задели важную тему. Выскажусь, авось кто причастный прочитает…

    К слову, надеюсь меня дополнят/поправят другие разработчики, кто прочитает.

    Что нужно разработчику «инновационной» бытовой техники (или, шире, гражданской продукции) от отечественного производителя чипов?

    1. Цена. Микросхема дороже 300 рублей в закупе не нужна вообще, независимо от ее степени крутости. Потому что бОльшая часть бытовой техники имеет цену порядка 3000р. И, само собой, один из компонентов не может стоить больше 10% конечной цены продукта (порядка 20% себестоимости). Понятно, что есть исключения. Холодильники, стиралки, автотехника. Но микросхема должна быть универсальной. Иначе смысла нет.

    2. Совместимость с распространенными бесплатными средами разработки. Viaul Studio Code, Eclipse. Крайне желательно — с инфраструктурой Arduino. Да, да! Именно так. Потому что эта экосистема массовая и на ней детишки учатся. И под нее написана гора совместимого кода. Или вы полагаете, что частный разработчик горит желанием писать сотни библиотек для работы с периферией, шифрованием, и т. д. и т. п. Или, быть может, производитель чипов имеет такое желание? Чтобы был понятен масштаб вопроса — VSCode имеет 2845 библиотек совместимых с Arduino.

    Дорогие, профессиональные среды разработки типа Keil и т. п. — не годятся для ниши IoT. От слова «вообще». Порог вхождения слишком высок.

    3. 100% доступная без всяких регистраций и прочей дури и максимально полная техническая документация. Включающая Data Sheet и, как минимум, несколько полных типовых примеров. Включающих схему, разводку платы, софт и порядок установки и настройки всего этого.

    4. Дешевые и доступные от самого производителя или назначенного партнера отладочные платы разного уровня. Начиная от китов в виде чипа + печатная плата с макетным полем и заканчивая неким простым типовым устройством типа «выключатель» или что-то вроде. Наличие встроенного USB-UART обязательно для всех дизайнов, кроме «батарейных». Там он или отключаемый или отсутствует (дабы не кушать джоули)

    Да, да! Это все очевидно и так оно и есть от всех мировых производителей! Вопрос. А кто из Российских производителей это соблюдает???

    Требования к железу — также очевидны.

    1. Как минимум — полностью встроенные WiFi и BT + BT LE (только антенну подключить). Включая необходимый сетевой стек до уровня TCP/IP на уровне железа или ОС. Встроенный софт для работы с https (как сервером, так и клиентом) с аппаратным ускорением. Те, кто пытался реализовать софтовый https на 32кб ОЗУ поймут проблему. А без https выпускать устройтво в сеть в наше время… Не смешно.

    2. Стандартная периферия. Минимум десяток GPIO, ШИМ, таймеры, АЦП, SPI и прочие I2C — не надо изобретать велосипед, тупо смотрим, что сейчас продается лучше всего.

    3. Совместимость и, желательно, аппаратная поддержка FreeRTOS (или любой другой свободной RTOS). Ну не могут пользовательский код и WiFi/BT стек нормально взаимодействовать без ОС. Фигня получается.

    4. По той же причине (WiFi) — не менее двух аппаратных ядер. В противном случае — начинается жуткая беда с отваливающейся сетью и общей нестабильностью кода.

    5. Энергоэффективность. Работа месяцами от CR2023 без WiFi и максимальная эффективность (в ущерб скорости) с WiFi. Глубокий сон. Контроль напряжения питания. Встроенный управляемый стабилизатор напряжения для работы от одной литиевой «банки» во всем диапазоне ее напряжений (желательно с контроллером заряда). Почему встроенный? Потому что режимы работы как стабилизатора так и зарядки зависят от режима работы чипа. Толку от спящего режима потребляющего микроамперы, если в это же время внешний линейник жрет миллиаперы?

    6. Встроенный термометр и вольтметр батареи. Именно встроенные и максимально эффективные. Измеряющие напряжение питания до стабилизатора (напряжение батареи) и не занимающие «обычные» каналы АЦП

    • 0
      Нет аватара guest
      30.11.1814:16:23

      Что нужно разработчику «инновационной» бытовой техники (или, шире, гражданской продукции) от отечественного производителя чипов?

      Э… вообще ответ на этот вопрос банальнее (если мы говорим о чайниках и прочем таком).

      Ничего.

      Отредактировано: Антон Смоленский~14:21 30.11.18
      • 0
        foxkeys foxkeys
        30.11.1814:30:56

        Ну, чайники «с мозгами», умеющие поддерживать заданную температуру — вещь не лишняя. И не мешало бы их и в России производить, мне так кажется    

        К слову, кулеры и прочие термопоты — это тоже чайники, в общем-то.

        • 0
          Нет аватара guest
          30.11.1815:08:23

          И не мешало бы их и в России производить, мне так кажется

          Отсутствие российской ЭКБ не мешает производить их в России.

          Более того — она не является необходимой даже в случае потребности признать товар российским.

          Боль от отсутствия российской ЭКБ испытывают только ребята, работающие на ВПК. Им приходится каждый импортный чип обосновывать. Ну и сам дамоклов меч санкций и ITAR над ними висит всегда.

          В случае чайников — под боком ЮВА, которая плодит мелкую и среднюю рассыпуху на все случаи жизни и никого ограничивать в её применении не собирается. И Европа, у которой по факту тоже нет никакого экспортного контроля.

          Тут полноценный конкурентный рынок. Годный и недорогой чип найдет себе применение независимо от страны происхождения. И никто только из-за страны происхождения его ставить не будет.

          Отредактировано: Антон Смоленский~15:14 30.11.18
    • 0
      berkut berkut
      30.11.1819:19:21

      Да не парьтесь вы — всё уйдёт для военных

      • 2
        Нет аватара guest
        30.11.1819:28:22

        Я и не парюсь.

        Лично мне все равно что применять.

        У меня нет каких-то предпочтений или антипатий. Если заказчику прям нужна отечественная ЭКБ не взирая на все сопутствующие проблемы — почему бы и не внедрить её. В этом даже есть определенный вызов.

        Хотя конечно для многих разработчиков — Эльбрусы, ВЗПП и Интеграл и прочие — это прям фууу. Но это с возрастом проходит обычно, когда работа из самообразования в рутину превращается. Поначалу с этим конечно грустно возиться.

        Это как сидеть и писать софт на Бейсике, когда все вокруг на модных Java, Go и прочем. Но в конечном итоге трушному опытному программисту, который уже наездился по хакатончиками и конфам и поймал дзен — все равно на чем писать. Так же и в разработке железа.

        А всяческие «страдания» в духе — вот если бы у Вас было то и это, то мы бы обязательно купили, а так нет — это все большое лукавство. Когда «то и это» будет — обязательно не будет чего-то еще.

        Вот чего реально нету — это маркетинга. Я например по большому счету вообще не в курсе что там у нас производят, а про забугорные микросхемы информация как-то сама собой заходит. Постоянно тусят какие-то торг. преды, рекламщики, глобальщики. Вот даже если ты 100% никогда и низачем не будешь применять какой-то тип микросхем (в силу специфики продукции) — все равно так или иначе узнаешь что там как там в этой части. А наши… Вот я блин уверен, что если завтра где-нить в Воронеже сделают DDR5, отрасль об этом узнает случайно через пару лет. Бытует какое-то странное убеждение, что мы дескать сделали, а продастся само. Можно подумать мы (разработчики) рабочий день начинаем с того, что сайт того же Прогресса проверяем, новости там, отсканенные справочники в 100+ страниц почитываем, библиотекарь исправно на платные ТУ подписан и ходит за ними на почту …

        Отредактировано: Антон Смоленский~20:21 30.11.18
        • 0
          Нет аватара AlexJ
          30.11.1820:59:23

          Маркетинг у отечественных производителей есть, не переживайте. Он реально странный, но они они таки сообщают что что-то сделали тем, кого считают потенциальными клиентами.

      • 0
        Нет аватара AlexJ
        30.11.1821:03:18

        Ага, особенно микросхемы в пластике с «К» в названии     Ближайшим партнерам Прогресса — весьма вероятно. Военным — это врятли.

    • 0
      Нет аватара AlexJ
      30.11.1821:09:02

      Хорошо написано, но только «IoT» это одна сплошная маркетинговая шелуха. Производители компонетов по всему миру последние несколько лет пытаются обозначить тремя модными буквами вообще все подряд.

  • 0
    Alex M Alex M
    11.01.1922:27:29

    Почему я, как инженер-электронщик, не понял из этой публикации ровным счетом ничего?! Каковы возможности чипа, блок схема, каков стандарт, какие протоколы каких версий поддерживаются, какое в нем ядро и если ли вообще? Какие внешние компоненты требуются? Информации ноль, не могу даже порадоваться.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,