76

В метро Москвы и Санкт-Петербурга испытывают биметаллический контактный рельс нового поколения

В метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга проводятся испытания контактного рельса нового поколения. Биметаллическое изделие изготовлено из алюминия РУСАЛа и оснащено накладкой из нержавеющей стали.

  •  © Фото из открытых источников

По расписанию

Подача тока через контактный рельс — самый распространенный способ электропитания поездов метро, а зачастую и городских электричек во всем мире. Не стали исключением и российские метрополитены. Применяемые здесь контактные рельсы в течение длительного времени изготавливались исключительно из стали как самого доступного металла. Однако в современных условиях такая система себя полностью изжила.

— С каждым годом количество пассажиров в метро и городских электричках увеличивается, и транспортники вынуждены сокращать интервалы движения поездов, — рассказывает руководитель группы проектов по развитию потребления алюминия на железнодорожном транспорте Андрей Гаркавенко. — Однако тут возникает проблема: имеющиеся системы энергоснабжения уже не справляются с растущими объемами токосъема. Чтобы ее решить, необходимо построить целую сеть новых подстанций — каждая стоимостью около 300 млн рублей. Но есть и другой вариант — модернизировать систему контактных рельсов, заменить сталь на более эффективный металл. Именно поэтому РУСАЛ активно подключился к проекту по замещению в метрополитене стальных рельсов на биметаллические на алюминиевой основе.

Подобные системы ранее зарекомендовали себя в метро некоторых европейских стран,а также в Египте и Индии. Благодаря алюминию инновационные контактные рельсы обладают отличными показателями по токосъему, сопротивлению и теплопроводности, позволяют повысить безопасность, сократить расход и потерю электроэнергии. Еще одно их отличие — повышенный гарантированный срок эксплуатации, до 60 лет.

Есть контакт

Первым объектом в России, где было решено опробовать контактные рельсы на основе алюминия, стал метрополитен Санкт-Петербурга. Здесь конструкции длиной 100 и 150 метров были установлены на станциях «Рыбацкая» и «Автово» в августе 2018 года. Их изготовила швейцарская компания Rehau, которая ранее оснастила контактными рельсами метрополитены Берлина, Мюнхена, Хельсинки и других городов. Основу таких систем составляет алюминиевая конструкция со стальной вставкой, содержащей 17% хрома — это снижает риск возникновения коррозии. Дополнительную защиту обеспечивает кожух, устойчивый к ультрафиолету, агрессивной внешней среде и к химическим реагентам, применяемым при эксплуатации подземных рельсовых систем. Еще одним преимуществом системы Rehau стало то, что рельсы оборудованы устройствами компенсации температурных напряжений.

Свой вариант контактного рельса на основе алюминия предложил и российский производитель — компания «Титалит» из Перми. Его изделия испытываются в Московском метрополитене. Причем если импортные рельсы отличаются оригинальностью конструкции и требуют отдельных креплений, то отечественные в сечении полностью повторяют рельсы, которые сейчас находятся в эксплуатации. А значит, их монтаж потребует минимальных затрат.

  •  © Фото из открытых источников

Подконтрольные испытания инновационных контактных рельсов в Москве и Санкт-Петербурге продлятся до мая 2019 года, после чего будет принято решение о повсеместном использовании этих конструкций и размещении заказов.

Вестник Русала № 10 (729), 25-31 МАРТА 2019

  • 0
    Нет аватара
    24.03.1917:58:44

    А Русал с кем работает? с Рехау или Титалитом?

    • 1
      Корбен Далас
      24.03.1918:04:48

      Думаю что и с теми и с другими. Да и из начала статьи тоже самое можно понять.

      Отредактировано: Корбен Далас~02:54 25.03.19
  • 0
    Павел Тикунов
    25.03.1910:50:22

    А резиновые колеса не пора ли ставить? или это не для нас? шум в метро как в преисподней.

    • 0
      Корбен Далас
      25.03.1911:07:26

      или это не для нас?

      А где-то применяются?

      • 0
        Нет аватара
        25.03.1914:07:16

        Париж. Колёса метро — резиновые непневматические гусматики.

        • 4
          Нет аватара
          25.03.1914:43:31

          Париж. Колёса метро — резиновые

          1)на шум это не повлияет, в том же Париже в метро не грамма не тише.

          2)энергозатраты выше.

          3)стоят дороже, служат меньше.

          и это все плата за один единственный плюс, меньше трясет…

          • 0
            Нет аватара
            25.03.1915:05:39

            Ну в принципе да, в основном гасится вибрация на радость архитекторам домов наверху.

            Но немного тише всё-таки есть.

    • 5
      Нет аватара
      25.03.1911:34:22

      а можно узнать уровень шума в преисподней?    

    • 2
      Нет аватара
      26.03.1912:35:52

      Новые вагоны типа Москвы или Яузы в Питере решили проблему шума внутри. Снаружи тоже стало тише. При этом мы лишены их минусов: сниженный ресурс колеса, дополнительные колеи для них, эксплуатация, больше сопротивление при качении на выбеге.

      Также у нас контроль занятости участков подвижным составом осуществляется от рельсовых электрических цепей. В их случае придётся усложнять автоматику.

  • 0
    Нет аватара
    25.03.1914:43:26

    •  © Фото из открытых источников

    •  © Фото из открытых источников

    В Канаде тоже на резиновом ходу, но заменить у нас на резину не реально. Это нужно ПОЛНОСТЬЮ перестраивать ВСЁ путевое хозяйство.

    Отредактировано: mik88~14:44 25.03.19
    • 0
      Vladimir Dyuzhev
      25.03.1918:00:33

      В Канаде тоже на резиновом ходу

      Не в Канаде, а в Монреале, наверное? Потому что в Торонто грохочет ровно так же, как в Питере, субьективно если. Объективно — приборами — не мерял.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,