Лого Сделано у нас
85

Экспансия российского угля: от Восточной Европы до Бразилии и Индонезии

Исторически Россия была второстепенным экспортёром угля, осуществлявшим небольшие поставки в Восточную и Западную Европу, а также Японию. Отправки в другие республики СССР даже к моменту его распада превосходили экспортные поставки, однако уже через два года были второстепенным направлением экспорта. В течение 1990-х гг. экспорт колебался в пределах 20-30 млн т в год, а в 2000 г. вырос сразу на 60%, превысив 40 млн т. География поставок мало изменилась, в качестве крупных покупателей добавилось Турция и Республика Корея.

Следующий рывок был совершён в 2003-2007 гг., когда экспорт вырос на 125% до почти 100 млн т. Россия стала экспортёром мирового уровня, уверенно выйдя на 3-е место среди всех стран. География поставок в целом осталась прежней, но значимость российского угля для импортёров возросла.

За нынешнее ещё не окончившееся десятилетие российский экспорт угля почти удвоился: в 2018 г. он составил 210 млн т, за 9 месяцев 2019 г. увеличился ещё на 8 млн т. Российский уголь стал играть ключевую роль в Европе, приобрёл существенный вес на крупнейшем восточноазиатском рынке, в больших объёмах поставляется в Юго-Восточную Азию, Индию, Северную Африку, Бразилию, а небольшие партии покупают даже Австралия, США и ЮАР, сами входящие в число ведущих экспортёров.

 © Фото из открытых источников

читать полностью

  • 1
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    05.12.1921:52:56

    Судя по всему в ближайшие годы рост экспорта в Южную и Юго-Восточную Азию продолжится.

    А вот в Европе я слышал проблемы стали возникать в связи с общим (предполагаемым) снижением потребления угля по экологическим мотивам.

    Происходит постепенный поворот на Восток (и не только по углю).

    • 5
      Нет аватара nabludatel71
      05.12.1922:32:32

      В Европе — да, в этом году трудности даже у нас. Но это связано с избытком дешёвого газа (он сейчас стоит дешевле, чем в 2017, хотя нефть — на уровне рубежа 2017 и 2018). Экология экологией, но за экономикой они тоже хорошо следят. Прошлый раз было сильное падение по углю в 2009-2010 — как раз когда газ сильно подешевел, в т. ч. из-за наплыва катарского СПГ. Потом к 2013-14 они почти всё отыграли. Потом стали вновь снижать ввоз угля, но это может и прекратиться: с точки зрения экологии их собственный уголь, которого до сих пор много (в той же Германии или Восточной Европе), хуже привозного, а ещё есть момент с закрытием АЭС.

      • 3
        exhausted1987 exhausted1987
        05.12.1923:58:00

        Украина до майдана по ~10 млн тонн угля закупала в России, это при том что у них тогда ещё угольный Донбасс был. Неужели не хватало?

        • 9
          Clausson Clausson
          06.12.1900:17:36

          Любой товар имеет как миниму две характеристики:

          1. Качество

          2. Цена

          Украинским шахтам, всегда было тяжело тягаться с Кузбасскими карьерами.

        • 0
          Нет аватара Штехель
          09.12.1900:20:00

          Закупали и закупают в РФ уголь металлургический(коксующийся), а не топливный. На Донбассе добывают антрацит, большая часть ТЭС в украине потребляла именно этот уголь .

          Сейчас уголь с ЛДНР идет через РБ в Украину, именно антрацит. Хотя вроде гдето читал что ТЭС переводят на уголь газовой группы.

      • 5
        Clausson Clausson
        06.12.1900:22:04

        Немцы вообще-то мировые лидеры по технологиям гидратации углей. Проще говоря делать бензин из угля. Причем эти их технологии существуют чуть ли не со времен кайзера Вильгейма. Во всяком случае Гитлер угольным бензином активно пользовался.

        Но, насколько помню, нашу технику в резерве (в ЗГВ) нельзя было заправлять немецким бензином — он от неподвижного состояния расслаивался.

        В общем превращать уголь в относительно экологичное топливо можно, но пока дешевле нефть.

        • 10
          Arsenic Arsenic
          06.12.1908:59:20

          Эти технологии широко использовались во вторую мировую, именно потому что у Германии под конец войны были большие проблемы с нефтью, а угля завались. Процесс Фишера-Тропша. Однако, в мирное время этот процесс экономически невыгоден. Многие пробовали, но в итоге вернулись к нефти.

          Отредактировано: Arsenic~08:59 06.12.19
    • 13
      Нет аватара POLO
      05.12.1923:28:10

      Основной драйвер роста будет — Индия!!! (Речь идёт о десятках млн тонн !!!) Благодаря выходу на проектную мощность шахт на Камчатке где индусы с нуля разрабатывают месторождения (TATA), а также серьезного интереса индийских металлургов в коксующем угле южной Якутии … сейчас идут переговоры о совместной добыче угля на уже существующих шахтах ( Колмар, Эльга)… думаю в ближайшие полгода услышим громкие подписания СП и уголёк потечёт в Индию, которая имеет очень большой рынок… возможно второй после Китая.   

      А насчёт Европы там парадокс: собственные угольные шахты закрываются быстрее чем угольная генерация))) отсюда: вроде и угольная генерация падает, и импорт из РФ растёт )) особенно Польша и Германия    

      Отредактировано: POLO~23:31 05.12.19
      • 0
        Нет аватара nabludatel71
        06.12.1910:24:17

        Не уверен насчёт Индии, далековато она от нас по сравнению с большинством других крупных покупателей, причём что с востока, что с запада. Последние 3 года, когда был бурный рост вывоза угля из России, мы немного смогли туда прибавить. Поэтому десятки миллионов тонн там точно не светят. И с нуля реализовать проект даже на 10 млн т на Камчатке, где нет никакой инфраструктуры (не считая небольшого островка вокруг Петропавловска) — это дорого и долго.

        • 1
          Сергей Котенко Сергей Котенко
          06.12.1912:01:31

          Посмотрим.

        • 2
          Нет аватара POLO
          06.12.1912:17:55

          Республика Индия в то же время импортировала в 2018 году 230 млн тонн угля и выступает одним из крупнейших мировых его импортеров. В 2018 году экспорт угля из России в Индию составил 4,5 млн тонн. Полагаю, что можем нарастить объем поставки в шесть раз, экспортируя до 28 млн тонн в год в Республику Индия к 2025 году", — сказал Тырцев.

          В свою очередь, индийский министр нефти, природного газа и стали Дхармендра Прадхан отметил, что необходимость страны в коксующихся углях сейчас составляет около 70 млн тонн, особенно это касается алюминиевой промышленности.

          «55 млн тонн коксующегося угля потребляется только сталелитейной промышленностью, мы являемся вторыми в мире по импорту угля. Мы собираемся к 2030 году достигнуть производства 3 млн тонн стали в год, и поэтому нам необходимо увеличивать поставки угля для нашей национальной сталелитейной индустрии», — отметил он.

          В настоящее время, по словам замглавы Минвостокразвития, на Дальнем Востоке в разной степени реализации находятся шесть российско-индийских проектов на общую сумму 1,8 млрд долларов.

          Ссылка: https:// www.investvostok.ru/ news/2888/?sphrase_id=340265

        • 4
          Нет аватара POLO
          06.12.1912:25:45

          И с нуля реализовать проект даже на 10 млн т на Камчатке, где нет никакой инфраструктуры (не считая небольшого островка вокруг Петропавловска) — это дорого и долго.

          Индийские товарищи не с нуля) а с 2017 года разрабатывают Крутогоровское угольное месторождение компанией Tata Power)) оно вообще находится «внутри», выход на Охотское море, строят они и порт и инфраструктуру…

          • 5
            Нет аватара nabludatel71
            06.12.1914:25:32

            Индийские товарищи не с нуля) а с 2017 года разрабатывают Крутогоровское угольное месторождение

            Именно что с нуля. В 2017 г. компания приобрела лицензию, в этом году (летом) проводились торги на ГРР — сами работы, по всей видимости, будут уже в следующем году. Как пишут в одном актуальном сообщении:

            Разработка месторождения и запуск производства займет около 4 лет.

            Первоначальная производственная мощность составит около 1,5 млн т/год, и в течение 3 лет данный показатель увеличится до 7,5-8 млн т/год.

            То есть, если в следующем году они-таки начнут шаги в сторону инфраструктуры и разработки, то к концу 2024 г. запустятся. Но это в лучшем случае. И ещё 3 года для выхода на полную мощность.

            А район — реально пустой. Это вам не Кузбасс и даже не Южная Якутия, где хоть какие-то дороги есть. Туда — только морем и самолётом, при том что и пристать-то особо некуда. А ещё ледовая обстановка, а ещё вечная мерзлота, долгая зима с обильными снегами (опять же — далеко не Кузбасс). И для всего этого строительства нужны будут люди, которым тоже нужны всяческие условия.

            На мой взгляд, если они и начнут добывать, то точно после 2025 г. Это чиновникам всегда просто всё в разы увеличивать. (Индусам, кстати, тоже — у них было много планов по той же чёрной металлургии, где они к 2015 г. должны были чуть ли не 150 млн т выплавлять, а на деле только недавно 100 перевалили).

            Но во что верить — личный выбор каждого.   

            • 1
              Нет аватара POLO
              06.12.1921:36:14

              Ну никто вам и не обещал такой объём в 2020…)     если не передергивать, то написано «основной драйвер роста — Индия.» и аргументы: Камчатка и коксующие угли Южной Якутии)     Ведь вы зашли и сами увидели 8 млн т с Камчатки в перспективе 4 года… понятно что это планы… в остальном будем посмотреть   

              • 1
                Нет аватара nabludatel71
                07.12.1910:31:19

                Ведь вы зашли и сами увидели 8 млн т с Камчатки в перспективе 4 года

                Читайте внимательно: 4 года на запуск производства, первоначальная мощность — 1,5 млн т. Сейчас не началось ещё никакое строительство, т. е. отсчёт этих 4 лет не идёт. И только ещё через 3 года после запуска, если всё будет хорошо, выйдут на 7,5-8 млн т.

                Итого: по текущей ситуации, самое раннее 1,5 млн т в 2025 г., 8 млн т в 2028 г. Так что росту в 6 раз до 28 млн т в 2025 г., как заявляют некоторые чиновники, взяться неоткуда. В Южной Якутии добывается не больше 20 млн т, и весь этот объём сейчас уходит покупателям, резервы роста сопряжены с трудностями (сколько «Мечел» с Эльгой мучается?). И т.д. Я из своего опыта даже 1% не дам, что эти цифры сбудутся.    

            • 1
              Нет аватара POLO
              06.12.1921:41:46

              А район — реально пустой. Это вам не Кузбасс и даже не Южная Якутия, где хоть какие-то дороги есть. Туда — только морем и самолётом, при том что и пристать-то особо некуда.

              Это понятно) сам работаю в строительстве инфраструктуры в регионах: Чукотка Магадан Якутия Чита Хабаровск Иркутск … будет интересно — много могу рассказать о специфике работы и логистики в тех условиях

              • 1
                Нет аватара nabludatel71
                07.12.1910:33:32

                Спасибо, буду иметь в виду.

                Тем более вам тогда очевидны трудности реализации этого проекта. Дай бог им, конечно, чтобы всё получилось, но сроки и стоимость точно вырастут.

          • 3
            Денис Денисов Денис Денисов
            06.12.1920:24:20

            Не уверен насчёт таких радужных планов. Работаю с ними не первый год. Очень тяжело все решения принимаются годами раскачиваются. Торгуются, зажимают деньги на инвестиции. Отношение к персоналу вообще тема отдельного разговора(((

            • 0
              Нет аватара Tony
              07.12.1901:27:44

              да, индусы именно такие

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,