стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
86

ОС Альт Образование перенесена на «Эльбрус»

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Официально объявлен выпуск операционной системы Альт Образование 9.0 для отечественной платформы «Эльбрус», примечательный встроенной поддержкой многоместных конфигураций на серийно поставляемых МЦСТ машинах на основе «Эльбрус 801-РС» с двумя или тремя графическими картами Radeon RX 570/580, R7 240, R5 230.

Альт Образование 9.0 для ЭльбрусАльт Образование 9.0 для Эльбрус © Фото из открытых источников

Выпуск, разумеется, включает наработки августовского эксперимента -- но теперь стал полноценным дистрибутивом со своей собственной документацией. Напомню, что исходно Альт Образование поддерживает платформы x86 (64/32 бита) и aarch64 (64-битный ARM, например, Raspberry Pi 3), предлагая на них программы для всех уровней образовательных учреждений -- от университетов до садиков:

Альт Образование 9.0 для Эльбрус: установкаАльт Образование 9.0 для Эльбрус: установка © Фото из открытых источников

А вот как такие машины устроены:

Трёхместный "Эльбрус 801-РС" изнутриТрёхместный "Эльбрус 801-РС" изнутри © Фото из открытых источников

Двухместный "Эльбрус 801-РС" изнутриДвухместный "Эльбрус 801-РС" изнутри © Фото из открытых источников

Трёхместный "Эльбрус 801-РС" снаружиТрёхместный "Эльбрус 801-РС" снаружи © Фото из открытых источников

Далее собираемся перенести сделанное опять в Рабочую станцию -- к сентябрьскому выпуску не успевал, а в сравнении с восьмой версией получилось добавить трёхместную конфигурацию, «изкоробочную» настройку звука через HDMI-выходы соответствующих видеокарт, а также решить ряд недочётов практического характера при использовании флэшек.

Возможно, сделаем вариант для третьей версии архитектуры (то есть для 401-РС), но уже без многоместности -- если не придумаем, как туда поставить больше одной из доступных ныне видеокарт (там только один PCIe x16).

Заказать наши e2k-дистрибутивы отдельно или с предустановкой можно в МЦСТ, а получить для тестирования на имеющемся оборудовании -- написав мне.

Ну и за поворотом -- железные новости, пусть будет пока такой отблеск :)

Эльбрус-8СВ на материнской платеЭльбрус-8СВ на материнской плате © Фото из открытых источников

Всех с грядущими Новым годом и Рождеством Христовым!

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • Комментарий удален
  • 3
    Нет аватара Захарка
    27.12.1923:56:13

    Немного не догнал — а зачем 3 видеокарты то, учитывая, сколько сейчас графических разъёмов пихают в одну карточку?

    • 8
      shigorin shigorin
      28.12.1901:03:11

      На разъёмах «Горыныча» делать технически возможно, но очень уж нетехнологично и ненадёжно по сравнению с вариантом раздельных GPU. Я делал и так, и так    

      Ну и хотя в том варианте тоже можно сделать многомониторные рабочие места (например, два выхода из трёх -- одному пользователю, оставшийся -- второму), сходу не вижу вариантов, как такое сделать управляемым (тем более самим пользователем); а в текущем варианте -- подоткнул монитор, возможно, отвёз его куда надо в аплете, да и работай себе с таким количеством, какое карта потащит (в моей двухместной 801-РС на одной из карт висят три монитора).

      Ну и в случае задействования HDMI-выхода получается более-менее красиво разрулить вопрос со звуком -- он уходит сразу в монитор, откуда или через встроенные колонки, или разъёмом на наушники идёт уже по назначению. Правда, RX на amdgpu пока брыкается.

    • 7
      shigorin shigorin
      28.12.1901:07:39

      Т. е. тут вопрос не в количестве pipe’ов, а в количестве именно GPU.

      • 4
        Allmat Allmat
        28.12.1902:37:37

        Отличная работа! И я хотел у вас узнать по поводу последней картинки, а 8 ядерный процессор, запущен в серию или ещё нет?   

        • 5
          shigorin shigorin
          28.12.1902:59:24

          Именно по 8СВ (e2kv5) точно пока не знаю -- думаю, у Горшенина что-нить более официальное будет; а 8С (тоже восьмиядерный, но v4) уж почти пару лет как доведённый выпускают. Хотя и первый вариант, на котором была опытная серия 801-РС, весьма неплохо себя у нас показал.

          • 1
            Allmat Allmat
            28.12.1911:09:34

            Спасибо большое! Хоть Горшенина, регулярно смотрю, но видимо эту новость пропустил.

        • 2
          Нет аватара Захарка
          28.12.1911:18:21

          Недавно новость промелькнула о том, что на TSMC выпустили первые инженерные образцы Эльбрус 16С. Правда, увидим мы его ближе к 2021 году. Зато в наступающем году должны, по идее, появится Эльбрус 2С3 и Эльбрус 12С.

          Молодцы МЦСТ, работают!

          И shigorin молодец    

          • 0
            shigorin shigorin
            28.12.1913:44:19

            Не знаю, в каком порядке материализуются серийные 16С, 12С и 2С3 (они все уже шестого поколения архитектуры) -- но очень нужны, факт!

  • 1
    Isaac Newton Isaac Newton
    28.12.1910:37:19

    А на ваших репозиториях кто-нибудь еще строит дистрибутивы помимо вас?

    Не думали ли из хэшера сделать контейнерные приложения по типу снап флатпак?

    Ну и ждем замеров 8СВ

    • 0
      shigorin shigorin
      28.12.1913:48:30

      Да: http://altlinux...eases/Community -- возможно, кто-то делает себе и не особо спрашивает, это тоже нормально.

      Изобретать ещё один вариант упаковки контейнеров смысла не вижу, а flatpak{,-builder} у нас есть; в принципе можно научить mkimage-profiles такое собирать, но тоже пока непонятно, а надо ли (и текущих задач по нему полно: вон дистрибутивные профили надо свести в кучку из форков, архитектуры причесать, красоту опять навести после оседания пыли).

      8СВ живьём сам хочу наконец пощупать -- в тот вечер несколько недель назад, когда сделал этот снимок, к нему у ребят не нашлось под рукой DDR4 ECC (текущие-то камушки сплошь на DDR3 работают, вот она и была). Ну и в сборочницу добавить, да.    

      • 3
        Isaac Newton Isaac Newton
        28.12.1914:57:53

        А вы как-то ревностно относитесь к тому что на ваших пакетах дистрибутивы может кто-то собирать не спросив разрешения? К примеру вылезет завтра что-нибудь по типу минт комъюнити которое на ваших релизах свои основывает — как вы к этому отнесетесь? Как каноникл или как рэдхат?

        Изобретать ещё один вариант упаковки контейнеров смысла не вижу

        Ну такие и не надо изобретать, хрень редкостная. Мне просто интересно узнать насколько хэшер по твоему мнению пригоден для таких задачь и может вы что-то такое делали уже.

        Ну и да — флатпак и снап он не для того чтоб вы в него пакеты собирали же, они для того чтоб сторонние разработчики через него сами добавляли и обновляли свои приложения чтоб не маинтейнер этим занимался.

        8СВ живьём сам хочу наконец пощупать -- в тот вечер несколько недель назад, когда сделал этот снимок, к нему у ребят не нашлось под рукой DDR4 ECC

        А вот кстати давно интересовало — без ECC он вообще память отвергает, или все-таки можно, но не рекомендуется?

        • 0
          shigorin shigorin
          28.12.1915:49:33

          А вы как-то ревностно относитесь к тому что на ваших пакетах дистрибутивы может кто-то собирать не спросив разрешения?

          Эээ… так мы же и не требуем спрашивать разрешения     Разве что «назовите это своим именем тогда, а не нашим».

          Собственно, мы с Сашей Чумаченко когда-то сделали Альт Линукс Терминал -- поскольку делали в кооперации, то не только альтом назвали, альты нам ещё и с брендингом/документацией помогли (мы тогда в Киеве работали в своей маленькой консалтерской лавочке, которая с альтом партнёрила).

          Весь стек технологий для этого открыт и в меру сил задокументирован; см. тж. про mkimage-profiles и сборки клуба активных пользователей.

          Мне просто интересно узнать насколько хэшер по твоему мнению пригоден для таких задачь и может вы что-то такое делали уже.

          hasher в первую очередь создан для задач воспроизводимой сборки из недоверенных исходников, как легковесную контейнеризацию его стали применять уже потом (например, для запуска вечнодырявых браузеров); в нём в принципе нельзя гонять фоновые сервисы, например.

          А вот кстати давно интересовало — без ECC он вообще память отвергает, или все-таки можно, но не рекомендуется?

          Насколько понимаю, контроллер закладывается на ECC, поскольку в защищённом режиме хранит там ещё и данные тегирования памяти. Для обычного режима, наверное, можно было бы и без ECC -- я постараюсь спросить при случае.

  • Комментарий удален
    • 0
      shigorin shigorin
      28.12.1913:51:24

      Для меня сейчас две по-своему крупные, хоть и очень разные, «вешки» будут -- публикация патчей без NDA (это откроет дорогу к публикации дистрибутивов и нормальному взаимодействию по ним) и портирование chromium/webengine (а это даст возможность собрать ещё целый пласт софта вроде того же KDE5, ну и Firefox 52 уже местами превращается в IE6 «на ощупь» всё-таки -- на днях отвалились странички магазинов на aliexpress, что-то там они неисправимо улучшили).

  • 5
    Нет аватара 1ogicandscience
    28.12.1914:14:09

    Таким новостям всегда жирный плюс.

    Надеюсь наши образовательные учреждения когда-то переведут полностью на свои компьютеры и по возможному максимуму на свое ПО. А то столько денег уходит за рубеж и лично Биллу Гейтсу, что капец.

    • Комментарий удален
      • 3
        shigorin shigorin
        28.12.1915:52:47

        Ну мы-то двадцать лет как «чисто на всякий» делаем как надо.

        Да, теперь вовсю понадобилось, людей набираем -- я вот по эльбрусовому направлению помощников тоже ищу, одна ставка есть прямщас, вторую явно тоже получится организовать.

  • 1
    Нет аватара termometrix
    28.12.1914:33:32

    Традиционный плюс для инноваторов    

    Отредактировано: termometrix~09:27 29.12.19
    • 1
      shigorin shigorin
      28.12.1915:53:11

      Лишь бы на пользу; спасибо и Вам за труды!

  • 2
    Е.Юрий Е.Юрий
    28.12.1914:55:24

    Отличная новость! Поздравляю Вас Михаил и всех нас!   

    Маленький вопрос — есть ли информация о разработке отечественного графического процессора?

    • 1
      shigorin shigorin
      28.12.1915:53:51

      2D уже есть в Эльбрус-1С+ (MGA2, не путать с Matrox); вот про 3D пока не слышал.

  • 0
    Евгений Алексеевич Евгений Алексеевич
    29.12.1917:30:53

    Если долго смотреть на ногти, то видно как они растут!!! Так и с прогрессом «Эльбрус» и его интеграцией в быт гражданина РФ.    

    • 0
      shigorin shigorin
      29.12.1917:47:31

      Вам, пожалуй, предложу мультики:

      ©Видео с youtube.com

         

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,