На «КРЕСТАХ» не ставят крест
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru© Бионышева Елена/Сделано у нас
Изначально «Кресты» были центральной пересыльной тюрьмой — транзитным пунктом, откуда заключенных распределяли по всей России, включая Сибирь. «Централ», как называли такого рода учреждения на тюремном сленге, начал работать в 1862 году. Сегодня от тех построек ничего не осталось, а история современных «Крестов» началась тридцатью годами позднее.
В 1884 году под руководством архитектура Антонио Томишко началось возведение двух пятиэтажных зданий в краснокирпичном стиле. Работы были закончены 8 лет спустя, в 1892 году. По легенде, архитектор доложил царю Александру III: «Ваше величество, я для вас тюрьму построил». Царь ответил: «Не для меня, а для себя!» — и заточил архитектора в камеру № 1000, где тот якобы и умер. Обнаружить это помещение до сих пор не удалось.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
«Кресты» проектировались как тюрьма-одиночка. Ее длинные коридоры вмещали 960 одиночных камер, где могли отбывать наказание до 1150 арестантов, а вместе с больницей мест было 1350. Коридоры «Крестов» расположены друг по отношению к другу перпендикулярно, тоже образуя крест. В одном из корпусов на верхнем этаже была построена пятиглавая церковь святого Александра Невского, где одновременно могли находиться до 400 прихожан. Чтобы арестанты не могли переговариваться, между ними устанавливались низкие деревянные перегородки, открытые с передней стороны.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Познакомиться с бытом заключенных можно в экскурсионной камере № 366, где почти все сохранили в изначальном виде. Деревянные полы, труба парового отопления, светлые стены, довольно большое окно, стол, табурет, койка и полка с посудой — похоже на комнатку в хостеле, жить можно. В двери — окошко: через него передавали еду и присматривали за заключенным.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
При царе «Кресты» считались образцовой тюрьмой, где заключенные обязаны были работать. В основном сюда попадали по политическим делам. Здесь оказались участники революции 1905 года, после Июльского восстания 1917 года некоторое время содержались Лев Троцкий и Анатолий Луначарский, а в 1917 году большевики заточили в этих стенах все Временное правительство, кроме сбежавшего Керенского. Но даже тогда, если верить свидетельствам, тюрьма оставалась одиночкой.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
В годы сталинских репрессий этому пришел конец. В 1930-х в камере площадью 7 квадратных метров, спроектированной для одного, содержалось до 15-17 узников. Типичный для питерского политзаключенного путь оставался прежним: сначала — дом предварительного заключения на Шпалерной улице, потом — «Кресты». Тогда ряды «постояльцев» тюрьмы пополнили Лев Гумилев и Николай Заболоцкий.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
С «Крестов» начинался путь по этапу для многих известных преступников. В местных камерах дожидались суда воры в законе Горбатый (Алексеев), Цыпленок (Лукьянов), Очко (Петров), Окунев (Огонек). Доподлинно известно, что в конце 50-х здесь отбывал заключение Джаба Иоселиани — известный грузинский вор в законе, впоследствии ставший политиком. Одним из последних знаменитых преступников Крестов стал литератор Юрий Шутов, приговоренный к пожизненному заключению по обвинению в заказных убийствах и других тяжких преступлениях.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
В конце XX века общее количество лишенных свободы доходило до 12 тысяч. По рассказам заключенных, в 90-е им жилось вполне вольготно: были радио и кипятильники, даже можно было перемещаться между камерами. Так продолжалось до 23 февраля 1992 года, когда несколько содержавшихся в отдельно стоящем корпусе заключенных попытались совершить побег. Их план не удался, и тогда они взяли в заложники нескольких сотрудников, которых застали врасплох — по иронии судьбы, они отмечали День защитника отечества. Беглецов обезвредили, но один из сотрудников СИЗО погиб.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
В 2006 году Минюстом была разработана программа переезда изолятора из центра северной столицы в Колпино. Уже в следующем году был представлен план нового учреждения: 4000 мест, спортивный комплекс и тир, пятиэтажная больница, пожарное депо и гараж на 40 автомобилей. На реализацию проекта было выделено 500 млн долларов. Его завершили на четыре года позже запланированного — в 2017 году.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Даже после «переезда» СИЗО в Ленинградскую область «Кресты» продолжают оставаться режимным объектом. Сейчас здесь располагаются подразделения Федеральной службы исполнения наказаний и колония-поселение № 8 более чем на 100 арестантов, перевезенная из поселка Борисова Грива. Администрация учреждения намерена не просто сохранить старые «Кресты», но и развить инфраструктуру. Периодически в тюрьме производятся телевизионные съемки.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Текст и фото: Бионышева Елена
Фото: Голубева Елена
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
05.02.2010:04:23
07.02.2016:20:50