стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
94

Казанский вертолетный завод: 80 лет достижений

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ПАО «Казанский вертолетный завод» (входит в холдинг Вертолеты России Госкорпорации Ростех) — всемирно известный производитель вертолетов семейства Ми-8/17. За 80-летнюю историю предприятие выпустило более 12 тысяч вертолетов. Изготовленные здесь вертолеты суммарно налетали более 50 миллионов часов более чем в ста странах мира. Мы посетили производство и пообщались с его сотрудниками, чтобы узнать о текущем положении дел и перспективах.

80 ЛЕТ ДОСТИЖЕНИЙ

«Авиационная история КВЗ исчисляется с 1940 года, когда обозный завод № 169 передали в систему авиационной промышленности СССР. В том же году 4 сентября Приказом наркомата авиапрома был создан завод № 387 в Ленинграде, который эвакуировали в Казань и объединили с казанским обозным заводом. Поэтому принято считать, что именно с 4 сентября 1940 года и началась история КВЗ», — рассказывает Валерий Юрьевич Соломахин, заведующий музеем Трудовой Славы завода.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Предприятие тут же встало на службу фронту. Уже к 1945 году здесь производили в 3,5 раза больше боевых самолетов, чем в начале десятилетия: 350 штук в месяц вместо 100. На КВЗ собирали каждый десятый боевой самолет, выпущенный в те годы в СССР. Всего предприятие изготовило для фронта около 11 тыс. бипланов По-2, за что коллектив завода в 1945 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Активно включившись в послевоенное восстановление народного хозяйства, предприятие за 1947-1951 годы выпустило более 9 тысяч первых в стране самоходных комбайнов С-4. В 1951 году на КВЗ стартовало первое в стране серийное производство винтокрылой техники — а именно, вертолетов Ми-1. Ми-4, производившийся на заводе с 1954 года, стал первым отечественным вертолетом, поставляемым на экспорт. В 1965 году предприятие приступило к изготовлению Ми-8 — самого массового и популярного из всех вертолетов семейства «Ми».

В 1966 году завод № 387 переименован в Казанский вертолетный завод. В 1973 году здесь освоили производство вертолета-амфибии Ми-14, который широко использовался в морской авиации. Достижения трудового коллектива были отмечены орденом Октябрьской Революции (1970 г.) и Международной премией «Золотой Меркурий» (1980 г.).

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Завод достойно пережил непростые для авиационной промышленности и страны в целом 90-е годы. КВЗ был преобразован в открытое акционерное общество и получил право выхода на международный рынок, что позволило начать перевооружение производства и внедрять новые технологии обработки материалов и сборки агрегатов сложной геометрии.

В 1993 году предприятие начинает разработку «Ансата» — первого вертолета, спроектированного и созданного у нас в стране в постсоветский период. В 1997 КВЗ получает официальный сертификат от Авиационного Регистра МАК, позволяющий производить разработку вертолетов. Тогда же был создан первый прототип «Ансата» с электродистанционной системой, в 1999 году совершивший первый полет.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В 2007 году КВЗ вошел в российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех». С 2019 года на КВЗ началось серийное производство транспортно-пассажирских вертолетов Ми-38 — были сданы два первых серийных вертолета Ми-38Т по заказу Минобороны России и изготовлен первый серийный Ми-38 с салоном повышенной комфортности.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сегодня КВЗ уделяет значительное внимание проектированию новых моделей летательных аппаратов. В связи с этим на предприятии организован выпуск собственных комплектующих. Например, было освоено производство сотового заполнителя из полимерной бумаги типа «НОМЕКС», обладающих высокими эксплуатационными качествами. Это позволяет удовлетворить как потребности лопастного производства, так и потребности при изготовлении новых конструкций с применением легкого и прочного заполнителя на вертолетах Ми-38, «Ансат» и модификациях вертолета Ми-17.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Кроме того, организованы специализированные участки по изготовлению конструкций из композиционных материалов, включая участки механической обработки. Организовано производство автоклавного формования с автоклавом большого диаметра, что дало возможность качественного изготовления композиционных конструкций на уровне международных требований сертификации авиационного производства.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

По плану технического перевооружения предприятия продолжается его оснащение новейшим высокопроизводительным оборудованием, внедряются унифицированные процессы и процедуры. Развитие производственной базы направлено на сокращение издержек и снижение себестоимости изделий, наращивание объемов выпускаемой продукции. При этом ставится задача повышения качества и надежности производимых вертолетов, расширения экспортного потенциала.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Научно-исследовательская деятельность предприятия ориентирована на повышение экономической эффективности производства и его технического уровня. Ежегодно в рационализаторской и изобретательской работе принимают участие до 200 человек. Из 300 поданных ими предложений внедряются в производство около 250 рацпредложений и 30 патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ЭКСКУРСИЯ ПО ЦЕХУ

Заместитель главного инженера по развитию технологий и производству оснастки

Вячеслав Лазуткин провел для нас экскурсию по корпусам агрегатно-сборочного производства, в которых под одной крышей размещены цехи: фюзеляжно-сборочный, окончательной сборки и малярно-отделочный. «Этот корпус уникальный. Здесь под одной крышей параллельно собирается три различных типа вертолетов: вертолет легкого класса „Ансат“, вертолет среднего класса Ми-8 и более тяжелого класса Ми-38», — отметил Лазуткин.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Вертолет Ми-38 вобрал в себя лучшее, что было достигнуто при создании и эксплуатации вертолетов марки «Ми». Вместе с тем это новый, инновационный продукт. Спроектированный по выверенной одновинтовой схеме, в соответствии с международными стандартами, вертолет оснащен двухдвигательной силовой установкой с высокими мощностными и экономическими показателями. Основные элементы конструкции фюзеляжа выполняются из алюминиевых сплавов, отдельные узлы и детали — из стали, титана и композитных материалов. На вертолете устанавливаются два двигателя ТВ7-117 В отечественного производства. Двигатели оборудуются пылезащитными устройствами с высокой степенью очистки воздуха. Передовой по конструкции шестилопастной несущий винт обеспечивает высокую тягу и низкий уровень вибраций. Лопасти оборудованы противообледенительной системой. Х-образный рулевой винт придает вертолету отличную управляемость при низком уровне шума. Втулки винтов не имеют узлов, требующих смазки, и допускают обслуживание по состоянию. Ми-38 обладает прогрессивной и надежной конструкцией вертолетных систем. Современное бортовое оборудование вертолета имеет интегрированную архитектуру.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Средний многоцелевой вертолет семейства Ми-8/17 сегодня прошел глубокую модернизацию. Проверенный в эксплуатации вертолет отличается надежностью и неприхотливостью. Машина приспособлена к работе в любых климатических условиях. Большая грузовая кабина, удобство погрузки-выгрузки, простота обслуживания и универсальность делают вертолет незаменимым. Высокий уровень безопасности, огромный потенциал конструкции, широкий спектр модификаций и дополнительного оборудования позволяют удовлетворять высочайшие требования заказчиков.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Легкий многоцелевой Ансат — вертолет нового поколения, спроектирован конструкторским бюро КВЗ по результатам интенсивного анализа требований рынка. Изначально при конструировании были заложены принципы технико-экономической целесообразности. Ансат обладает оптимальным соотношением эффективности и стоимости, отвечая самым современным требованиям безопасности. На вертолете установлены два двигателя с цифровой системой управления, с большим запасом мощности и возможностью продолжения взлета при одном отказавшем двигателе. Вертолет Ансат построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. В нем сбалансировано сочетаются традиционные и новаторски технически решения.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

При строительстве фюзеляжно-сборочного цеха были реализованы новые решения. Потолок имеет эффективные шумопоглощающие панели, которые не дают распространяться шуму от пневматического инструмента. У пола беспрецедентная толщина в 170 мм — по расчетам он способен выдержать двойную нагрузку, создаваемую самым крупным из стапелей, что позволяет при необходимости произвести быструю трансформацию цеха с учетом загрузки производственных линий. Пневматическая система имеет осушители и возможность подачи воздуха со специальным маслом для работы пневматического инструмента пониженной вибрации.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В фюзеляжно-сборочном цехе процессы сборки выстроены по принципу конвейерной линии. Изготовление фюзеляжа начинается с участков детальной сборки, далее подсборки поступают на участки сборки агрегатов, уже собранные агрегаты закладываются в стапель общей сборки фюзеляжа, далее следуют участки внестапельной сборки, где производится стыковка носовой и средней части фюзеляжа, установка шасси, капотов, люков, навеска створок или аппарели. После сборки фюзеляж проходит контроль службы качества предприятия и независимой инспекции в лице военного представительства. После сдачи в конце технологической цепочки выполняется проверка фюзеляжа на влагозащищенность в дождевальной камере, где создаётся имитация дождя и на каждое изделие проливается по 9 кубических метров воды. Перед передачей в цех окончательной сборки внутренняя поверхность будущего вертолета окрашивается.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Цех окончательной сборки разделен на «большую» и «малую» серии. На «большой» производится изготовление самых востребованных в своём классе транспортных вертолетов семейства Ми-8. Также на этой половине размещены участки сборки жгутов, пультов и панелей, дополнительного оборудования, верстачной сборки агрегатов. На «малой» — собираются вертолеты Ансат, Ми-38 и Ми-8 в варианте «Салон», а также дооборудование и ремонт вертолетов. Собранные на участках агрегаты, такие как главный редуктор, двигатели, топливные баки, хвостовая балка устанавливаются на фюзеляж. Одновременно с этим происходит монтаж жгутов, навеска пультов, панелей и установка всех систем вертолета. Технологический процесс построен таким образом, что практически все работы выполняются параллельно. После окончания монтажей производится проверка и отработка всех систем вертолета под током. В процессе сборки и отработки вертолета проводится четырехэтапный контроль: самим исполнителем, производственным мастером, внутренней службой качества и независимой инспекцией. Затем полностью собранный и прошедший контроль в объёме цеха окончательной сборки изделия поступают на малярно-отделочные работы.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В малярном цехе выполняется подготовка поверхности, грунтование, окраска и проведение внутренних отделочных работ. После зачистки поверхности в специальном боксе вертолет перекатывают в окрасочно-сушильные камеры для нанесения грунта и наружной окраски; сушка в данных камерах проходит при температуре 40-80 градусов по Цельсию. По завершению лакокрасочных работ изделие перемещается в зону, где устанавливается отделка и наносятся трафареты. Все работы производятся под контролем службы качества и независимой инспекции.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Уже собранный и окрашенный вертолет передаётся на летно-испытательный комплекс для проведения наземных и летных испытаний.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ПЕРСПЕКТИВНАЯ РАБОТА

Сегодня на КВЗ трудятся свыше 5 тысяч человек. Предприятие обеспечивает своим сотрудникам конкурентные условия труда, достойную зарплату и хороший социальный пакет. Работникам со стажем более 5 лет и их семьям выделяются путевки на отдых и санаторно-курортное лечение. По соглашению с фитнес-клубами Казани персонал КВЗ может приобрести абонемент по корпоративной цене или со скидкой 50%, если стаж составляет не менее 3 лет, и 70%, если стаж составляет от 6 лет. Действует комиссия по работе среди женщин и детей, которая оказывает поддержку сотрудникам, имеющим детей-инвалидов, организует семейные праздники и спортивные мероприятия, а также помогает Приволжскому детскому дому. С 2016 года началась реализация жилищной программы, предусматривающей предоставление работникам корпоративной поддержки в приобретении или строительстве жилья. В 2018 году в качестве субсидий для погашения ипотеки 21 работник получил суммарно 2 миллиона 313 тысяч рублей. На предприятии активно работает Совет ветеранов завода, для пожилых сотрудников действует много льгот и проводятся мероприятия.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Большое внимание уделяется работе с молодежью, которая составляет 36,8% персонала предприятия. Ею занимается общественная организация Заводской Союз Молодежи. В прошлом году для молодых сотрудников были проведены более 50 мероприятий — в частности, встречи и поздравления для ветеранов Великой Отечественной войны, посещение подшефного детского дома и участие в благотворительных мероприятиях. На предприятии ежегодно организуют конкурс «Молодой рационализатор и изобретатель», где можно попробовать свои творческие силы в совершенствовании технологических процессов и повышении качества изделий. Специалисты завода показывают достойные результаты на аналогичном республиканском конкурсе: так, в прошлом году в номинации «Авиация и космонавтика» победила инженер-технолог КВЗ Алида Матвеева. Не менее успешно сотрудники КВЗ выступают в конкурсах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills: в прошлом году команда предприятия заняла первое место на мировом чемпионате WorldSkills Kazan по компетенции «Управление жизненным циклом» в блоке Future Skills и второе место в национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech по компетенциям «Управление жизненным циклом» и «Технология композитов». Активному участию в конкурсах способствует система материальных поощрений.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

КВЗ заинтересован в привлечении новых талантов. Ведется серьезная профориентационная работа: так, в прошлом году предприятие посетили 1737 человек из 55 образовательных учреждений России. По инициативе завода в 2015 году в КНИТУ-КАИ была создана базовая кафедра «Вертолетостроение», где готовят специалистов в интересах предприятия. В учебный процесс вовлечены высококвалифицированные работники завода. На кафедре развита система индивидуального наставничества: каждый студент может выбрать себе наставника из числа сотрудников кафедры, который будет сопровождать его на протяжении всего времени обучения. Учащиеся проходят практику в стенах предприятия по специально разработанным программам, включающим в себя получение первичных навыков по рабочим профессиям (слесарь-сборщик, сборщик-клепальщик и др.), проектирование деталей и конструкции ЛА, изучение технической документации и чертежей. Защита выпускных квалификационных работ также проводится на заводе, председатель и члены комиссии — ведущие специалисты предприятия и преподаватели кафедры. Лучшие выпускники бакалавриата по рекомендации ГЭК поступают в магистратуру базовой кафедры «Вертолетостроение». Студенты магистратуры устраиваются на предприятие на должность инженера-конструктора или инженера-технолога, их обучение на протяжении двух лет курирует один из более 350 сотрудников-наставников. Ученикам, поступившим на работу в ПАО «КВЗ», выплачивается стипендия и заработная плата, окончившие вуз без отрыва от производства и получившие дипломы по профилю работы молодые люди получают единовременное пособие.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Текст и фото: Бионышева Елена

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 16
    Нет аватара guest
    15.02.2010:06:26

    Полиция Мексики уже начала патрулирование на Ансатах. Супер завод, супер техника. Удачи.

    • 8
      Нет аватара guest
      15.02.2010:52:30

      …и шикарный фоторепортаж

    • -3
      Нет аватара bambambigaloSM
      15.02.2013:41:57

      На этом всё и закончится…

      Мексика отказалась от закупки вертолётов из-за опасений введения санкций от США.

      • 6
        Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
        15.02.2016:31:57

        Отказалась от закупки военных вертолётов. Ансаты не военные.

        Не знаю как класифицуются обычные МИ-17.

        Отредактировано: Roman Wyrzykowski~16:36 15.02.20
        • 5
          Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
          15.02.2016:34:38

          На снимках видно много композитных элементов.

          Это правильное направление.

        • -8
          Нет аватара bambambigaloSM
          15.02.2017:45:45

          Основновным эксплуатантом у них является ВМФ, а ми8/17 легко могут получить клеймо двойного назначения со всеми вытекающими. Ансат это нишевый продукт, не делающий кассу.

          • 7
            Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
            15.02.2019:40:12

            Ансат очень перспективный продукт.

            Ми-8/17 идёт за границу уже много лет, Ансат начал поставляться за бугор недавно — это достаточно новая машина.

            Нужны такие новые конструкции и новые рынки.

            Тут ещё Ми-38 хороший кандидат для развития экспорта — он только что начался.

            • -1
              Нет аватара bambambigaloSM
              17.02.2022:47:11

              У Ансата есть и боевая модификация, только она не востребована никем.

              История Ансата тянется с середины 90х, очевидно что в стране были огромные проблемы, но… Маловероятно, что продажи будут достойными.

          • -1
            Кот Стальной Кот Стальной
            17.02.2014:38:22

            Ансат это нишевый продукт, не делающий кассу.

            Вот не надо тут грузить вакуум ) Да еще с фразами про нишевой продукт. Вообще смешно    

            Грузоподъемность «Ансата» 1300 кг или 6-7 чел. Взлетная масса 3500 кг. Это класс легких многоцелевых вертолетов. Наиболее востребован и распространен в мире. Ближайшие аналоги — Bell 407,427. Eurocopter 145. Agusta AW109. Да в этом классе дофига моделей! А российских современных и не было до сих пор. Какой нафиг нишевой!

            Другое дело что пробиться на мировом рынке через такую конкуренцию будет непросто. Это факт. Но самих себя обеспечим запросто.

            Отредактировано: Кот Стальной~15:20 17.02.20
          • 0
            alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
            17.02.2014:49:15

            ми8/17 легко могут получить клеймо двойного назначения со всеми вытекающими

            С одной стороны — могут. С другой стороны — Ми-8/17 можно изготовить вообще без проводки для вооружения. Другое дело, что в «огражданенном» варианте тем же мексиканцам он может быть интересен разве что в количестве пары-тройки штук («членовозов» для командования).

            Очевидно, что на мексиканцев надавили «из-за заборчика», а они и не стали портить отношения с соседом.

            • Комментарий удален
              • 1
                alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
                17.02.2016:58:48

                Среди активных — нет. Но более 50 штук Ми-8/17 эксплуатируют.

                Так что можно примерно прикинуть, какой кусок пирога мы потеряли (и новые поставки другим ведомствам, и замену тем машинам, что были поставлены ранее).

      • 1
        Кот Стальной Кот Стальной
        17.02.2014:45:41

        «США не исключают, что в случае приобретения российских военных вертолетов Мексикой могут применить против нее санкционные меры, сообщает мексиканский портал SDP Noticias со ссылкой на представителя госдепа США Уго Родригеса."

        Источник тут

        Выделены ключевые моменты.

        Разницу между военными и гражданскими вертолетами понимаете? А разницу между «могут применить санкции» и «применили санкции»?

        Делайте выводы.

        • -1
          Нет аватара bambambigaloSM
          17.02.2022:36:55

          А вы разницу понимаете?

          1. Чтобы считаться военным не обязательно таскать ракеты/авиационные пушки и пулеметы. Какие-ниб тросы для десантирования, тепловые ловушки, пулестойкие баки, лебедки и формально уже не гражданский. А это как раз возможные 8/17 и даже ми26. Не дума, что вмф Мексики закупал девственно гражданские версии.

          2. Контракты уже режут, т. е. дошли до дела=фин потери и завода и страны.

          3. И да, Ансату ой как далеко до желаемых поставок. Увы.

          • 0
            Кот Стальной Кот Стальной
            18.02.2012:56:28

            В данном обсуждении речь идет в первую очередь об «Ансате». А предлагаемая сейчас на рынке модификация «Ансата» не имеет никаких указанных вами военных примочек. Боевая же модификация «Ансат-2РЦ» — пока не более чем проект.

            Но если по большому счету — посчитать военной техникой могут любой вертолет в принципе. «Парням из-за заборчика» наглости не занимать. У них у самих Bell различных гражданских модификаций применяются полицией, ФБР и прочими милитаризованными структурами. Так что если цель стоит «показать фак» мексиканцам и подгадить России, то любой повод можно найти.

    • 5
      Нет аватара Sanzar
      15.02.2019:01:54

      Константин Нашев, откуда инфа, что уже летает?

      Пишут, что первый вертолет прибудет в Мексику только в апреле. И первые два вертолета латиноамериканский сервисный центр и дистрибьютор «Ансата» Craft Avia Center приобретает для себя. Затем уже планируют поставить еще 11 клиентам различных компаний и служб.

  • 0
    alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
    17.02.2014:51:34

    Странное сочетание на МЧСовской машине — кабина-«веранда», но сплошная панель приборов (а не две отдельные для каждого пилота).

    Или на обзорность это не особо влияет и гораздо больше мешает метеоРЛС?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,