стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
32
lapshin-89 19 августа 2024, 12:21

Сибирское барокко

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Крестовоздвиженский храм в ИркутскеКрестовоздвиженский храм в Иркутске

Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов, подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние украинского барокко, а в отдельных случаях и ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске, Тюмени и Томске, но первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви Иркутска — шедевре старинной сибирской архитектуры.

Термин «сибирское барокко» появился в истории архитектуры 100 лет назад. В 1920-х исследователи русской архитектуры «внезапно» обнаружили в восточной части государства десятки памятников, схожих в планировке и декоративном оформлении. Термин появился, но в связи с политикой власти по отношению к религии исследования надолго остановились.

Благовещенский собор в Тюмени (1700-04гг., взорван в 1932г.)Благовещенский собор в Тюмени (1700-04гг., взорван в 1932г.)

Барокко пришло в Россию в самом конце XVII века, а его расцвет пришелся на XVIII век.На русской почве архитектурные приемы этого направления претерпели изменения в Москве и Санкт-Петербурге, а в Сибири и вовсе трансформировались под сильнейшим влиянием Азии благдаря чему местные храмы обрели восточные орнаменты и мотивы (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы, цветки лотоса и др.).

Тихвинская церковь в Иркутске (1754-75гг., разрушена в 1930-е.)Тихвинская церковь в Иркутске (1754-75гг., разрушена в 1930-е.)

В XVII веке каменное строительство в Сибири велось только в Тобольске и Абалаке. Это были классические древнерусские постройки с элементами господствовавшего в русской архитектуре тех лет узорочья. На смену ему пришло барокко. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов — «барочная переусложнённость форм».

Чудотворская церковь в Иркутске (1741-54гг., разрушена в 1930-е)Чудотворская церковь в Иркутске (1741-54гг., разрушена в 1930-е)

В духе нарышкинского барокко была выдержана самая ранняя каменная постройка Тюмени — Благовещенский собор (1700-04гг., разрушен в 1932 г.). Строившийся сразу вслед за ней Троицкий монастырь имеет много общего с украинским барокко. Объясняют это украинским происхождением сибирских иерархов того времени. Последующие сибирские храмы удержали некоторые конструктивные элементы украинского барокко, в частности, вертикально-сводчатые архитектурные решения.

"Тюменский кремль" (фото автора))"Тюменский кремль" (фото автора))

Барочные церкви есть во многих сибирских городах, например Улан-Удэ, Томске, Красноярске, Енисейске, но подавляющее их число было возведено в Тобольске, Тюмени и Иркутске, здесь «сибирское барокко» достигло своего расцвета.

Богоявленский собор в Иркутске (фото автора)Богоявленский собор в Иркутске (фото автора)

Церковь Захария и Елизаветы (1758-1776 гг.) в Тобольске. Эта великолепная церковь — ключевое произведение Тобольского барокко. Её форма и венчание стали образцом для подражания во всей Сибири.

Михайло-Архангельский собор Тобольска построен в 1745 году, это яркий образец русского барокко, характерный для тобольского зодчества.

Петропавловская церковь заложена на средства прихожан в 1768 г., это образец местной тобольской «школы» каменного культового зодчества, показательный своеобразным сочетанием барочных и классических черт.

Крестовоздвиженская церковь (1754-84гг.) в Тобольске. Четверик храма с двухъярусной апсидой, трапезной и колокольней, обустроенной с трех сторон двухъярусной галереей и приделом по северному фасаду. Храм является одним из наиболее интересных сохранившихся в Тобольске памятников эпохи барокко.

К концу 1930 года как и все церкви Тобольска, Крестовоздвиженская церковь была закрыта, имущество и ценности были конфискованы. В 1950-х годах храм пытались лишить крестов, но не получилось. Теперь это единственный храм в Тобольске, на котором сохранились дореволюционные кресты. Сам храм до 1961 года периодически использовался для хозяйственных нужд, а затем церковь вошла в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Но уже в 1965 году она была передана музеем в аренду ОРСу-2 Главтюменьнефтегазстроя, и в течение 19 лет, т. е. до 1984 года, в здании хранили овощи приведя его в аварийное состояние.

Недавно Правительство Тюменской области выиграло арбитражный суд у Росимущества, современного собственника храма. Решение втупило в силу, работы по изучению, консервации и восстановлению Крестовоздвиженской церкви начались.

Тюменские барочные храмы отличаются особой архитектурной выразительностью и разнообразием форм. Вслед за Тобольском и Иркутском, во второй половине XVIII века, город подвергся активной застройке из камня. Следствием этого процесса стало появление большого количества церквей. Кроме того, одно из первых зданий в стиле сибирского барокко — собор Благовещения Пресвятой Богородицы, стало первым каменным храмом в городе. Самые известные сохранившиеся памятники сибирского барокко в Тюмени — Знаменский собор и Спасская церковь.

Троицкий Тюменский мужской монастырь — один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь Тюмени, он основан в 1616 году.

Троицкий монастырь в ТюмениТроицкий монастырь в Тюмени

К началу XVIII века Свято-Троицкий (Преображенский) монастырь был в ветхом состоянии. Особо возлюбив эту обитель, митрополит Филофей Лещинский решил привести её в благоустройство и великолепие.

Троицкий собор (фото автора)Троицкий собор (фото автора)

Троицкий собор (1708-15гг.) одно из первых каменных зданий в Сибири. Архитектурная доминанта монастыря выполнена в формах украинского барокко. Для него характерна трехчастность объёма, трёхкупольность, южное размещение главного фасада, восьмигранная форма куполов.

Купола Троицкого собора (фото автора)Купола Троицкого собора (фото автора)

Сохранение монастыря началось в 1947 году с издания постановления Совета министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры», а постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 монастырь был объявлен памятником архитектуры республиканского значения.

Троицкий монастырьТроицкий монастырь

Надвратная церковь апостолов Петра и Павла (1733—1755 гг.). Этот храм Троицкого монастыряне не имеет барочных черт, но от этого он не менее уникален.

Петропавловский храм (фото автора)Петропавловский храм (фото автора)

Такие храмы были очень популярны в украинской архитектуре конца XVII века. Считается, что прототипом церкви служил Георгиевский собор киевского Выдубицкого монастыря или Всехсвятская надвратная церковь Киево-Печерской лавры. При этом, церковная колокольня имеет традиционную для допетровской России шатровую форму, таких колоколен в Сибири единицы.

Шатровая колокольня храма (фото автора)Шатровая колокольня храма (фото автора)

Святитель Филофей возвёл на берегу Туры символическое подобие Киево-Печёрской лавры (в которой он когда-то был пострижен в монахи) — величайшего монастыря Древней Руси и самой почитаемой святыни западнорусских земель.

Крестовоздвиженская церковь (1774-91гг.) вторит Троицкому монастырю отстоя от него на 300 метров. Она построена по канонам барокко, но ремонт, проведённый в XIX веке, повлёк за собой значительную утрату изящного барочного декора церкви.

Крестовоздвиженская церковь в Тюмени (фото автора)Крестовоздвиженская церковь в Тюмени (фото автора)

Знаменский собор — главный православный храм Тюмени (после сноса в 1932 году Благовещенского собора). Это уже третье по счёту здание (предыдущие сгорели), которое было заложено в 1768 и освящено через 33 года.

Знаменский соборЗнаменский собор

Внешний орнамент храма, его многоярусность, наличие нескольких куполов разной величины, ярко выделяющихся бело-голубых оттенков стен и ряд других достоинств придают архитектурному памятнику XVIII столетия особо неповторимый вид, это яркий образец русского барокко в Сибири.

Спасская церковь (1796-1819гг.)в Тюмени — наиболее выразительный барочный храм города, памятник архитектуры федерального значения.

Благодаря строительству в 1914—1916 годах северного придела и паперти-притвора в русском стиле церковь приобрела редкую для Сибири «сдвоенную» форму.

Спасская церковь (фото автора)Спасская церковь (фото автора)

Более подробно об истории и реставрации Спасской церкви можно прочитать в моей статье «Восстановление объектов культурного наследия Тюмени (часть 1)».

Сретенский собор — самое красивое и заметное здание в Ялуторовске. Он построен в 1777 году в стиле русского провинциального барокко, на полтора века он стал главной духовной и культурной святыней города.

Сретенский соборСретенский собор

Тревога по поводу состояния Сретенского собора появилась ещё в 1903 году, когда Епископ Тобольский и Сибирский Антоний при осмотре заметил трещины в сводах и арках трапезной нижнего храма — мастера допустили ошибку в закладке фундамента. Собор был закрыт с 1908 года. Ремонт проходил медленно, и храм был капитально отремонтирован лишь перед Первой мировой войной в 1913-1914 годах, после чего служба в нем была возобновлена.

Сретенский соборСретенский собор

В конце 20-х годов ХХ века собор закрыли, а в помещении устроили молодёжный клуб. В 1931 году, под предлогом ветхости, собор взорвали. Кирпичи собора пошли на сооружение Дома культуры и бани, а остатками строительного мусора замостили улицы.

Сретенский собор (фото автора)Сретенский собор (фото автора)

24 октября 2009 года в Ялуторовске вновь зазвучали колокола Сретенского кафедрального собора, а 14 февраля 2010 года, в день Сретения Господня, собор вновь открыл свои ворота, он был восстановлен в первоначальном виде.

Богоявленский собор в Ишиме (1775-1814гг.). В советское время храм успел побывать и зерноскладом и городским водозабором, но к 1989 году, когда началась реставрация, собор сохранился без больших разрушений.

Богоявленский собор в ИшимеБогоявленский собор в Ишиме

Храм имеет традиционную для русского зодчества трехчастную композицию: храм с алтарем, широкую трапезную и притвор с двухъярусной колокольней. Здание двухэтажное с тремя ярусами окон храмовой части. Храм и колокольня покрыты восьмидольными барочными куполами со световым фонариком над храмом и луковичными главками на восьмигранных, оформленных волютами шейках.

Богоявленский собор в ИшимеБогоявленский собор в Ишиме

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске (1816г.).Эта церковь хоть и была построена в начале XIX века, всё-же, является представителем позднего сибирского барокко, уже менее ажурного, а более строгого. Восточные мотивы выдаёт приплюснутый купольный шатёр и форма купола колокольни, явно отсылающая к буддистской ступе. Храм был разрушен в 1930-х и воссоздан на прежнем месте в 2001 году.

Покровский храм в Ханты-МансийскеПокровский храм в Ханты-Мансийске

Диалог между «каноничным» и «народным» сформировал неповторимый внешний облик Иркутска, где находится наибольшее количество построенных и уцелевших памятников архитектуры, относимых к «сибирскому барокко». К середине XVIII века город был одним из богатейших в Сибири благодаря экономически выгодному расположению и большим объёмам продаж пушного меха. Это и повлекло за собой «бум» строительства богатых храмов из дорогих в то время камня и кирпича.

Нижняя набережная в Иркутске (фото автора)Нижняя набережная в Иркутске (фото автора)

От Иркутского острога сохранилось лишь одно здание — Спасская церковь, построенная в 1706-09 годах. На всю Сибирь храмов такого возраста меньше десятка и все они расположены в 4 городах — Тобольске, Тюмени, Иркутске и Нерчинске.

Спасская церковь (фото автора)Спасская церковь (фото автора)

Спасская церковь считается старейшей каменной постройкой восточнее Енисея. Чрезвычайно массивная колокольня немного моложе — 1750-60-х годов.

Колокольня Спасской церкви (фото автора)Колокольня Спасской церкви (фото автора)

В Спасской церкви сочетаются элементы древнерусской архитектуры и элементы зарождающегося сибирского барокко. Первая из каменных церквей Байкальской стороны стала и отправной точкой «иркутского барокко» — формы её наличников явно навеяны буддийским искусством.

Спасская церковь (фото автора)Спасская церковь (фото автора)

Спасская церковь (фото автора)Спасская церковь (фото автора)

Но самая запоминающаяся деталь — внешние росписи: две иконы на стенах и целая сюжетная фреска над апсидой. Крайний левый сюжет — между прочим, не что-нибудь, а Крещение бурят.

А по соседству, но уже вне бывшего острога, расположен Богоявленский собор (1718-46гг.). Он последний построен по образцам древнерусского зодчества, целое столетие в Иркутске господствовало барокко.

Богоявленский собор (фото автора)Богоявленский собор (фото автора)

Прототипом собора называют Троицкий собор в Верхотурье, изначально они были больше похожи друг на друга из-за пятиглавия над восьмериком. Шатровая колокольня, достроенная к 1727 году — редчайшее в Сибири явление, такие есть ещё только в Тюмени и Нерчинске. Причём восстановили шатёр лишь в 1960-е годы, а разрушен он был весьма неожиданным для России образом — в 1802 году его и боковые главки опрокинуло землетрясение. В 1755 году собор получил ещё и три придела с разных сторон, похожих на небольшие часовни, а в 1812-15 годах построили и вторую колокольню для 12-тонного Большого колокола.

Знаменский монастырь — первый храм появился в Ремесленной слободе Иркутска в 1689 году. Каменная Знаменская церковь построена в 1727-62 годах, и как и Спасская церковь, это переходная форма от древнерусской архитектуры к «иркутскому барокко». Украшения колокольни уже несут явную печать буддизма, а основной объёма храма сюда будто привезли из Великого Устюга или Вятской губернии.

Знаменский храмЗнаменский храм

Один из красивейших храмов Иркутска — Троицкая церковь (1763-68гг.). Это уже образец истинного «иркутского барокко» — едва ли не самой странной в истории России архитектурной школы. Планировка церквей-то вполне обычная: восьмерик-на-четверике, трапезная, массивная колокольня со шпилем, но вот украшения…

Троицкая церковьТроицкая церковь

В облике иркутских церквей отчётливо видны буддийские мотивы. Не «китайские» (тогда бы происхождение этой архитектуры можно было бы списать на купцов, разбогатевших в Поднебесной), а именно буддийские — похожим образом оформлены бурятские дацаны. Как это получилось — загадка, не разгаданная и по сей день. В Иркутске три церкви с отчётливым буддийским дизайном, и ещё три — где он чуть менее ярко выражен.

Троицкая церковь (фото автора)Троицкая церковь (фото автора)

Харлампиевская церковь (1777-90гг.) — это уже поздний излёт «иркутского барокко».

Харлампиевская церковь (фото автора)Харлампиевская церковь (фото автора)

У этого храма богатая история и сложная судьба, о его возрождении я рассказывал в своей статье «Восстановление объектов культурного наследия в Иркутске».

В центре Иркутска находится район, который вполне можно назвать кварталом Декабристов — ведь многие из них после забайкальской каторги поселились в Иркутске, и обосновались в приходе Спасо-Преображенской церкви (1796-97гг.) — самого позднего храма «иркутского барокко».

Спасо-Преображенская церковь (фото автора)Спасо-Преображенская церковь (фото автора)

В 1845-55 годах здесь жили с семьями князья Трубецкой и Волконский, в самой церкви венчались дочери декабристов Елена Волконская и Юстина Кюхельбекер, отпевали Муханова и Панова.

Дом Трубецких (фото автора)Дом Трубецких (фото автора)

Дом Волконских (фото автора)Дом Волконских (фото автора)

Завершить рассказ о Сибирском барокко следует храмом, без которого впечатление об Иркутске будет как о Москве без собора Василия Блаженного, Петербурге без Эрмитажа или Париже без Эйфелевой башни.

Крестовоздвиженская церковь (фото автора)Крестовоздвиженская церковь (фото автора)

Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1747-50 годах, изначально была кладбищенской — поэтому стоит далеко от бывшего острога. И тем не менее, это красивейший храм Иркутска, а может быть и всей Сибири — дело в каменной резьбе, которая мало того что тончайшая — так ещё и в буддийском стиле!

Как уже говорилось ранее буддийские мотивы — это вообще особенность «иркутского барокко» XVIII века, и гипотезы его происхождения самые разные, в сумме дающие примерно такую теорию: декоративно-прикладное искусство бурят и монголов вдохновило местных мастеров, а в петербургском Синоде идеей прониклись, решив, что так можно будет завлечь в церкви бурят.

Всего в Иркутске сохранилось шесть церквей с «буддийскими мотивами» — Спасская (1706-09гг.), Знаменская (1727-62гг.), Троицкая (1763-68гг.), Харлампиевская (1777-90гг.), Спасо-Преображенская (1796-97гг.), ещё две — Тихвинскую (1754-75гг.) и Чудотворскую (1741-54гг.) — снесли в годы советской власти, но у Крестовоздвиженской эти детали самые обильные и тонкие.

Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)

Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)

Так, как в Сибири, порталы больше не оформлялись нигде!

Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)

Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)

Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)

Крестовоздвиженская церковь — наиболее самобытный памятник сибирского барокко. Своим видом она приковывала внимание уже дореволюционных исследователей русской архитектуры. Игорь Грабарь так писал об этой церкви: «наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковёр, с своеобразным привкусом соседнего Востока».

Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)

Крестовоздвиженская церковь в Иркутске стала венцом и непревзойдённым шедевром «сибирского барокко».

Церкви с буддийскими орнаментами так и не вышли за пределы Иркутска, но внесли огромный вклад в неповторимый и уникальный облик старого города…

Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)

Период «сибирского барокко» оказался важным этапом в формировании местной архитектурной идентичности. Это большой пласт самобытного культурного наследия, значимый в аспекте истории, культуры и религиозной жизни городов. По этой причине, а также в связи с высоким туристическим потенциалом, «гений места» сибирской храмовой архитектуры в большинстве своём бережно сохранён. Многие памятники сибирской архитектуры в данном стиле сегодня входят в списки объектов культурного наследия регионального и федерального значения.

В статье использованы материалы из открытых источников и личные фотографии.

P. S. О других объектах культурного наследия Сибири читайте в моих статьях Восстановление объектов культурного наследия в Тюмени (часть 1) и (часть 2), Развитие Сибири (часть 1) и по этой ссылке.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,