стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
47

Сохранение снежного барса

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

  • Ирбис в природе (а не в зоопарке)
  • Ирбис в природе (а не в зоопарке)

Как считает WWF России, за последние 10 лет численность ирбиса (снежного барса) в России удалось стабилизировать. А в Республике Тыва популяция даже немного выросла. И главная новость - удалось найти снежного барса там, где он считался уже истребленным.

Ирбис в долине Аргута еще есть

 

С помощью "фотоловушек" в долине Аргута впервые подтверждено обитание снежного барса.

Сайт WWF в России сообщил, что впервые получены фото-свидетельство обитания краснокнижных снежных барсов в долине реки Аргут (Республика Алтай), где некогда крупнейшая группировка хищника была практически уничтожена браконьерами

Специалисты Алтайского заповедника при поддержке Алтае – Саянского отделения WWF привезли из последней экспедиции кадры фотоловушек, запечатлевших ирбиса на Аргуте.

В феврале WWF сообщал о том, что первые в истории Горного Алтая фотографии снежного барса были получены на хребте Чихачева в Республике Алтай в рамках мониторинга WWF. Снежный барс продефилировал перед  объективом, показавшись со спины. И вот – снова уже июньские фото с хребта Чихачева и первые аргутские!

Еще весной после многих месяцев исследований в долине Аргута специалистам все же удалось обнаружить здесь следы снежного барса. На месте фиксации следов 24 марта и были установлены фотоловушки, а 6 апреля первый хищник уж попал "в прицел" фотокамеры. Второе посещение зафиксировано 29 апреля, а третье -  9 мая.  Три камеры с разных ракурсов сделали более 50 снимков этого редкого и таинственного хищника.

По словам руководителя экспедиции по мониторингу снежного барса, государственного инспектора  Алтайского заповедника Сергея Спицына: "Во время последней экспедиции мы снова получили снимки барса на хребте Чихачева, но здесь он попадал к нам в кадр и раньше. Важно именно то, что мы получили первые в истории кадры аргутского барса! В долине реки Аргут работало три автоматические фотокамеры, мы получили более 50 снимков, которые сейчас будем обрабатывать. Предварительно можно сказать, что, видимо, это не один, а две особи "позировали" перед фотоловушками. Удивительно, что при активности браконьеров – петельщиков, нескольким ирбисам на Аргуте точно  удалось выжить. Важно сконцентрировать усилия именно на восстановлении аргутской группировки, учитывая, что условия для обитания ирбиса здесь – одни из лучших в России – обилие козерога и марала, подходящий ландшафт ".

Аргутская группировка редчайшего хищника в 30 – 40 особей в Республике Алтай ранее считалась крупнейшей в России. Сейчас столько снежных барсов нет во всем Горном Алтае. Исследования последних лет с применением современных методов (камеры – фотоловушки и анализ ДНК) показали – группировка ирбиса была сильно подорвана браконьерством 90х гг., самым страшным видом которого является нелегальная добыча животных с применением проволочных петель - удавок.

Факт присутствия ирбиса на Аргуте дает природоохраникам надежду на восстановление здесь группировки редкого хищника с учетом благоприятных мест обитания обилия объектов питания – сибирского горного козла и марала. Фотоловушки позволили уточнить территорию, где именно стоит концентрировать дальнейшие усилия по охране снежного барса.

Кроме того, WWF отчитался об итогах напряженной десятилетней работы по мониторингу и сохранению ирбиса в России.

«Если в 2002 г. численность ирбиса в России оценивалась экспертами в 150-200 особей, то исследования 2003-2011 гг.. (с применением комплекса традиционных и современных методов)  показали: реальная численность вида в России как минимум в два раза ниже - не более 80 – 100 особей (1-2% от общей численности вида в мире), - комментирует Михаил Пальцын, один из авторов «Сохранения снежного барса в России», координатор проектов WWF.

Результаты исследований, представленных в публикации, выполнены в течение последних десяти лет в рамках работы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и проекта Программы развития ООН (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в российской части  Алтае – Саянского экорегиона».

Первая «Стратегия сохранения снежного барса в России» (2002) предлагала лишь общие подходы к сохранению этого вида в нашей стране в силу недостаточной на то время его изученности а также ограниченного опыты охраны ирбиса в России. Материалы 2012 года обобщают многолетний опыт целенаправленного изучения и сохранения cнежного барса.  Эти данные станут основой подготовки новой версии Стратегии сохранения снежного барса в России (2012-2022 гг.), которая сейчас находится в стадии рассмотрения Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

В результате реализации Стратегии сохранения снежного барса за 2001 – 2011 гг.:

·        уточнены данные по распространению и численности ключевых группировок вида в России на территории Республик Алтай, Тыва, в южной части Красноярского края;

·        при поддержке Проекта ПРООН/ГЭФ и Всемирного фонда дикой природы (WWF) России разработана Программа мониторинга снежного барса в России (2009);

·        современные методы исследования, такие как метод фото-ловушек и анализа ДНК, включены в практику программ по мониторингу вида;

·        активизирована антибраконьерская деятельность, в первую очередь, направленная на борьбу с незаконным петлевым промыслом в местообитаниях редкого хищника;

·        созданы новые особо охраняемые природные территории,  включая национальный парк «Сайлюгемский»,  природные парки «Зона покоя Укок» и «Ак-Чолушпа» в республике Алтай, природный парк «Шуйский» в Республике Тыва и федеральный заказник «Позарым» в Республике Хакасия;

·        реализован ряд успешных проектов по сокращению конфликтов между ирбисом и скотоводами в Западной Туве;

·        стартовали программы развития малого бизнеса, в первую очередь, экологического и сельского туризма для местных жителей, проживающих в местообитаниях снежного барса, как альтернатива браконьерству;

·        организовано сотрудничество между Россией и Монголией по изучению и сохранению трансграничных группировок вида.

В результате реализации комплекса мер численность ключевых группировок снежного барса в России удалось сохранить на стабильном уровне и даже несколько увеличить в Юго-Западной Туве

Тем не менее, на сегодня наибольшей угрозой для выживания вида на территории России является браконьерство, в особенности петлевой промысел - нелегальная добыча животных с помощью проволочных петель, в основном устанавливаемых на кабаргу, в которые попадает и снежный барс. Петлевой промысел в местах ирбиса на Алтае, Туве,  Красноярском крае и в Республике Бурятия препятствует восстановлению их численности хищника (например, в бассейне р. Аргут, на юге Красноярского края).

Дополнительная информация:

В нашей стране снежный барс обитает на северном пределе современного ареала и образует всего лишь несколько устойчивых группировок в оптимальных местообитаниях – в горах Алтае-Саянского экорегиона.

Снежный барс до сих пор остается малоизученным видом в силу своего скрытного образа жизни и труднодоступных мест обитания. Очень мало известно о биологии и экологии этого редкого хищника, а численность его в пределах современного ареала определена весьма условно. Мало кому удается увидеть ирбиса в дикой природе, гораздо чаще о его незримом присутствии в горах говорят следы жизнедеятельности этого осторожного хищника.

Снежный барс внесен в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП) и имеет статус редкого или исчезающего вида во всех 12 странах своего современного ареала.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • Doc
  • 26
  • 0
    Doc Doc
    17.06.1210:49:55
    Нет раздела, посвященного экологии. А надо бы, ИМХО
    • 0
      nanonews nanonews
      25.10.1223:20:11
      Теперь есть.     Объединили лесоводство, рыбоводство и экологию в новый блог.
  • 0
    Doc Doc
    17.06.1210:52:42
    А, и еще. СуН не берет русскоязычные адреса доменов. Приходится пинговать, что не очень удобно пользователям (ну что это за адрес сайта такой получился?), не все умеют, да и для престижу было бы правильно.    
  • 0
    Нет аватара Ermine
    17.06.1219:09:35
    Создать раздел по экологии - было бы весьма актуально. А то выходит, что такая важная, но как-то подзаброшенная тема как экология будет неродной дочкой в самых разных разделах. Ведь никакая хитротехнология пчёлку пока не сделает, а куда ж мы без них?
  • 0
    Нет аватара richmedia
    17.06.1220:02:12
    Нужно убивать браконьров за такое. Если бы не уголовная ответственность, я бы заплатил бы по $10.000 за каждого убитого браконьера, который погубил хоть одного ирбиса или дальневосточного леопарда или тигра.
    • 0
      Нет аватара darkman70
      17.06.1220:40:22
      Ирбиса, амурского тигра и леопарда нужно обязательно сохранить и приумножить. Это наш долг. А убийц этих животных нужно приравнять к убийцам людей.
      • 0
        Нет аватара guest
        17.06.1221:28:07
        А если это была самозащита?
        • 0
          Нет аватара darkman70
          17.06.1222:50:23
          Если самозащита, то конечно нет.
        • 0
          Нет аватара Beltar
          19.06.1213:34:30
          Ирбисы не нападают на людей.
      • 0
        Jack_Forest Jack_Forest
        17.06.1222:28:22
        Насколько я слышал, в 90-х была мощная и успешная операция по спасению амурских тигров.
        • 0
          Нет аватара Beltar
          19.06.1213:36:59
          После Войны популяция тигров была на грани исчезновения, тогда советским руководством была проделана огромная работа по ее восстановлению. В 90-ые же вместе с коллапсом лесного хозяйства полярный лис пришел и к тиграм.
      • 0
        valentina34 valentina34
        17.06.1222:30:47
        darkman70, говоря "убийц этих животных нужно приравнять к убийцам людей", Вы приравниваете человека и животное. Вы считаете, что это правильно? Тогда нужно поставить к стенке всех, кто ест говядину и свинину, а также употребляет яичницу на завтрак и плов с шаурмой. Не подумайте только, что я сочувствую тем, кто истребляет редких животных, напротив, мне очень больно, что прекрасный и совершенный мир человеком уродуется и истребляется. Я не понимаю людей, которые ведут себя по принципу "а после меня - хоть потоп". Но ставить животное и человека на одну ступень - это явный перегиб, я так думаю.
        • 0
          Нет аватара darkman70
          17.06.1222:53:00
          Я конечно жестковато выразился, .. но в общем то я имел ввиду, что за браконьерство нужно сильно ужесточить наказание. А вот просто сочувствием животным вряд ли поможешь.
          • 0
            valentina34 valentina34
            17.06.1223:14:11
            darkman70, согласна с Вами, что просто охами и вздохами редким животным не поможешь, и насчет ужесточения наказания за браконьерство - только за. Пусть это будет лишение свободы или неподъемные штрафы в сотни тысяч (миллионы даже) рублей. Но все же с пониманием, что животное, пусть даже очень редкое и ценное - это животное, а человек, пусть даже очень плохой и грешный - это человек.
        • 0
          sash1234567 sash1234567
          18.06.1202:41:03
          Ну, учитывая, что некоторые "человеки" опустились до уровня ниже животного, то не вижу ничего зазорного в сравнении наказания...
        • 0
          Нет аватара BagI
          18.06.1210:51:58
          Я согласен, что надо приравнять, но только по отношению к тем видам численность которых уже критична. Поэтому,не считаю корректным сравнивать редких и диких животных с домашним подворьем. Мы же не ирбисов дома не разводим. Я думаю неправильно ставить человека (как вид) венцом эволюции и мы не имеем каких-то привилегий по отношению к другим обитателям.
          Отредактировано: BagI~10:54 18.06.12
          • 0
            Нет аватара richmedia
            18.06.1219:34:52
            Если рассуждать на холодную голову, то нужно некоторые особенно редкие виды животных заносить в особый список, типа "национальное достояние", и охоту на них приравнивать к особо тяжким преступлениям (сделать специальную статью в УК). В случае поимки, срок от 15 лет до пожизненного, и штраф скажем в 10М рублей. Кроме этого на уровне заповедников, оснастить егерей по последнему слову техники. Увеличить и количество егерей, их зарплату, и оснащение. Что-бы браконьерствовать в этих местах стало крайне опасным занятием для браконьеров. PS. В Китае за убийство тигра или панды - смертная казнь. И я целиком поддерживаю именно такой подход. Поскольку у нас смертная казнь заменена пожизненным наказанием, вот именно такой и должен быть максимальный срок за такое преступление.
            • 0
              Нет аватара darkman70
              19.06.1221:14:05
              Полностью с вами согласен. Трудность в том, что за каждым деревом егеря не поставишь. Нужно бороться с продавцами и каналами сбыта браконьерской продукции.
          • 0
            Нет аватара Beltar
            19.06.1213:39:49
            А вот тигры искренне считают, что мгут есть всех, кого встретят. :P
      • 0
        Нет аватара Beltar
        19.06.1213:38:32
        Вы очень мелко мыслите, в Китае за убийство человека вас посадят, а за убийство тигра расстреляют. Ибо китайцев много, а тигров мало.
    • 0
      valentina34 valentina34
      17.06.1222:21:46
      richmedia, я тоже всеми руками и ногами за сохранение редких животных, я против хищнического истребления природы и против браконьерства, но уверена, что приравнивать жизнь леопарда, барса или тигра к жизни человека, даже браконьера - это неправильно. Надеюсь, Ваша фраза: "я бы заплатил бы по $10.000 за каждого убитого браконьера" сказана сгоряча, в запале.
  • 0
    Doc Doc
    17.06.1221:11:12
    М-да... А теперь разрешили загонять животных вертолетами, квадроциклами и пр. См. на том же сайте.
  • 0
    Нет аватара darkman70
    17.06.1222:54:59
    Да. Да операция была, но тигр находится всё ещё под большой угрозой. И браконьерство всё ещё не совсем искоренено.
    • 0
      Нет аватара Beltar
      19.06.1213:43:20
      Да причем тут браконьерство? Вырубить лес, так тигр с голодухи сам к людям придет. А у людей коровы, но тигр, что их нельзя есть не знает. В возникшем конфликте же всегда побеждает тот у кого ружье. А лес рубят безо всякого контроля. Там по многим явно вышка плачет за хищения в размерах приравнеемых к измене Родине.
      • 0
        Нет аватара darkman70
        19.06.1221:09:15
        Безконтрольная вырубка леса - тоже своего рода браконьерство.
  • 0
    Doc Doc
    18.06.1221:32:29
    Вы знаете, господа, не знаю как, но возник антагонизм между природозащитным движением и движением за скорейшую реиндустриализацию России. Вопрос очень сложный. Вот и в пику моему посту, похоже, возник пост против правозащитных движений. Похоже, надо это дело обсудить обществом. Если есть такая возможность, начну ка я дискуссию.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,