Санкт-Петербург: в ЦНИИ судовой электротехники и технологии создали прототип топливного элемента
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruПетербургские ученые готовы внедрить на рынок свою разработку – водородные топливные ячейки, которые признают одним из самых перспективных видов альтернативного топлива для городских автомобилей. Параллельно в городе не забывают и об электричестве как о безвредном источнике энергии для машин – уже через месяц в городе начнут создавать зарядную инфраструктуру для электромобилей.
В конце августа в Петербурге собираются открыть первую зарядную станцию для электромобилей – она появится в одном из крупнейших торгово-развлекательных комплексов в центре города. Петербург пока отстает в этом плане от Москвы, где уже работают несколько десятков таких станций. Первый в России форум, посвященный электротранспорту и зарядной инфраструктуре, прошел в июле в Москве. На нем пообещали, что в самое ближайшее время в Петербурге могут создать целую зарядную сеть, пока об этом ведутся переговоры с представителями бизнеса. А далее такие точки начнут создавать и в других крупных городах страны.
Если зарядной инфраструктурой занимаются частные компании, то ученые стараются разработать другие экологически чистые источники энергии для автомобилей, прежде всего, водородные ячейки, которым экологи прочат большое будущее в транспортной сфере. Воздействие этого газа на окружающую среду минимально, что позволило говорить уже не просто о водородной энергетике, а о водородной экономике.
Поскольку жидкий водород разрушает металл двигателей, все разработки в этой области сосредоточились на создании топливных ячеек на водороде, и одним из лидеров среди российских разработчиков стали петербургские ученые, которые заявили, что почти готовы внедрять разработанный элемент на рынок. Заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии Геннадий Кулаков рассказал, что сам топливный элемент уже готов, осталось отработать ресурсные показатели.
Мы в скором времени собираемся вывести продукт на рынок, – рассказал Кулаков, – однако пока опыт показывает, что для автомобилей использование такого топливного элемента будет слишком дорогим, и чтобы оно стало дешевле, надо развивать целую серию таких топливных ячеек. Но, несомненно, это топливо будущего.
По словам ученого, пока что при выходе на рынок создатели водородного топлива в первую очередь рассчитывают на сферу защиты газовых трубопроводов – вместо протягивания линий электропередачи на тысячи километров, можно создать электростанции на газе. Необходимый для работы водород берется из газа, кислород – из воздуха, и выхлопом является водяной пар, что совершенно безопасно для окружающей среды. В ближайшие два года сотрудники петербургского института будут работать над созданием опытной установки такого типа для «Газпрома» – топливная батарея есть, а комплексную систему еще предстоит создать. Руководитель научно-исследовательских и образовательных программ Центра диагностики и технологии ремонта автотранспортных средств Константин Гаврилов считает, что топливные ячейки еще не скоро смогут заменить в России бензин для автомобилей из-за своей дороговизны и множества сложностей в обращении с водородом.
Например, смесь газообразного водорода с кислородом в воздухе образует гремучий газ, и для такого топлива нужны особые «дожигатели», изменение изоляции двигателя и охлаждение водорода до температуры, при которой он теряет свои взрывные свойства. В топливных же элементах газ не горит, а разлагается, питая бортовую энергетическую установку. Единственный недостаток – нужна платиновая мембрана, что делает такие двигатели не только очень дорогими, но и недолговечными.
Затраты на производство, хранение и консервацию водорода приводят к тому, что непосредственно на передвижение автомобиля идет незначительная доля вырабатываемой энергии, КПД сжатого водорода для двигателя внутреннего сгорания равно 22 процентам, жидкого – 17 процентам. Это позволяет скептикам считать, что водородные ячейки вряд ли станут в ближайшее время главным элементом двигателя будущего.
Кстати
Один из видов альтернативного автомобильного топлива, который активно применяется в Петербурге, это газ. На территории города и Ленинградской области уже работают около сорока станций, где можно заправить автомобиль газом – метаном, пропан-бутаном, сжатым природным газом. Никаких мер поддержки автовладельцев, ездящих на газе, здесь пока не применяется, однако количество заправочных станций медленно, но стабильно растет. Несколько компаний в городе предоставляют услуги по переоборудованию автомобилей на газовое топливо. Сейчас на заправках пропан-бутан обходится примерно в 14 рублей за литр, бутан – в 9 рублей за кубометр, цены на различные виды традиционного бензина колеблются в пределах 27–40 рублей за литр.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
10.08.1219:34:18
11.08.1200:23:08
12.08.1212:46:28