стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
54

Торф: от полей до батарей

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Двенадцать котельных из ста во Владимирской области в этом отопительном сезоне перейдут на новое топливо. Сгорая в котлах, торфяные брекеты принесут региону экономию на других ресурсах, от чего чиновники останутся довольны, а бизнес получит возможность заработать. Корреспондент «Бизнес Навигатора» прошел по торфяным полям и побывал в залах котельной, чтобы понять, как добыть деньги из земли, которая у нас под ногами.

360 гектаров денег

От Владимира до Гусевского района на машине — час-полтора. Добираемся до поселка Мезиновский, здесь садимся в небольшой поезд и отправляемся на торфяное поле. Колеса паровоза отсчитывают километры узкоколейки, картинка за окном практически не меняется. Редкие березовые рощи сменяют торфяные поля. Проехав двенадцать километров, прибываем на место и проходим к торфянникам — это, действительно, места, в которых деньги буквально лежат под ногами.

  • Автор фото: Александр Каменский
  • Автор фото: Александр Каменский

- По нашим подсчетам, запасов торфа на этом участке хватит на шестьдесят — семьдесят лет, - дает прогноз руководитель Владимирского биоэнергетического кластера корпорации «Биоэнергия» Григорий Мальцев. Он, что называется, «в теме»: по образованию энергетик, всю кухню знает «от и до». И, как рассказывает, если бы не столичный инвестор, - не видать региону альтернативных источников энергии.

Корпорация пришла в регион в 2011 году. Тогда «Владторф» жил за счет распила и приема в металлолом вагонов и техники. Цена восстановленного предприятия — 350 миллионов рублей. Результат впечатляющий: предприятие по переработке восстановлено, появилось больше ста рабочих мест, в котельных установлено новое оборудование.


Кластер — всему голова


  • Торфодобыча
  • Торфодобыча

Топливо от «Биоэнергии» - это история про тот самый кластер, который объединяет компании сразу нескольких отраслей.

- Подобных кластеров уже три, - рассказывает Денис Бучельников, генеральный директор корпорации. - Один — во Владимирской, другие — в Ярославской и Тверской областях. Во Владимире мы завершили рабочую модель кластерного подхода. Цикл начинается на этапе проектирования и возведения завода, продолжается добычей торфа и замыкается на подаче в котельные и отопление небольших поселков.

Большой проект одних предпринимателей — повод подключиться и другим. Все агрегаты, электроника и другие элементы «торфяной империи» произведены во Владимирской области. Вместе с налоговыми отчислениями корпорация гарантирует региональным властям: торфянники уже точно не придут в упадок.

- Если бы в результате краха «Владторфа» распилили железную дорогу, мы бы просто не восстановили предприятие, - рисует страшную картину Алексей Мигачев, директор департамента природопользования администрации Владимирской области. - Есть и другой важный аспект работы с корпорацией. Давайте вспомним, почему горели болота в 2010 году? Из противопожарных водоемов ушла вода. И если на какой-то площади произошло возгорание, МЧС никак попасть к ней не сможет. Получается, что сейчас мы обеспечиваем безопасность и месторождениям торфа, и всех прилегающих к ним территориям.

Но главное, конечно, — экономия средств областного бюджета. Сокращать затраты руководители кластера предлагают беспощадно. Большая часть чиновников от этого не отказывается.

- В результате работы стандартная угольная котельная дает два с половиной миллиона убытков в год, - приводит расчеты Григорий Мальцев, руководитель владимирского биоэнергетического кластера корпорации «Биоэнергия». - Задолженность покрывается из бюджета области. Это те самые деньги, которые могли бы пойти на строительство школ, больниц, какие-то другие цели. Возникает вопрос: «Как добиться сокращения?». Самый легкий путь — перевести котельные на газ. Но газификация в регионе еще не закончилась, а некоторые районы уже перенасыщены. Другой способ — перевести котельную на дешевое, но при этом сертифицированное топливо. В жидкой форме это дизельное, в какой-то степени мазут, в твердой — рафинированная биомасса. Это могут быть продукты лесопиления, сельского хозяйства, и, в частности, торф.

Доказанная эффективность

Тариф от перехода на новое топливо ниже не станет точно, уверены эксперты. А вот подать тепло в каждый дом — задача выполнимая. Теперь жители самых отдаленных районов будут платить за гарантированную подачу тепла, а не за систему «Недотоп», утверждают топ-менеджеры. Тем более эффективность местного топлива доказана исследованиями экспертов.

- Мы провели необходимые замеры, - рассказывает Гриогорий Мальцев. - Экономия энергии составила 10-15 процентов.

Торфяные парадоксы

При разведанных запасах торфа — 175 миллиардов тонн — Россия далеко не в топе торфодобытчиков. У нас в год добывается всего 1,6 миллиона тонн. Для сравнения, в Ирландии за то же время добывают шесть миллионов, в Канаде — два.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара Roman1477
    19.09.1222:26:02
    А какая машина режет торф такими цилиндрами, как на первом фото? Это ведь не фрезерный торф?
    • 0
      Нет аватара Peat-Industry
      19.09.1222:36:08
      Это уже конечный продукт - торфяной брикет. Торф поступает на завод на котором из сырья делают брикеты, которые могут быть разной формы.

       © enbima.ru

    • 0
      Нет аватара Chelbas
      19.09.1223:39:35
      • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара guest
    20.09.1210:43:08
    Торф очень неэфективное топливо. Перед тем ка использовать его надо сушить и брикетировать что требует не только труда но и энергозатрат, возить его надо либо поездом либо автотранспортом,, в трубу не лезет, он обладает низкой удельной теплотворностью (то етсть для достижения одинакового эффекта вместо одного вагона угля надо три - пять, в зависимости от качества вагонов торфа), высокой зольностью (огромные золоотвалы),работает только в стационарных станциях и то не в каждой. В общем крайне неудобная и дорогая в эксплуатации штука, вполне естественно что Россия где настолько много таких высококалорийных вкусняшек как нефть и и газ что и уголь то использовать брещгуют торф использует только локально, когда он ну совсем просто под ногами валяеться. Реальное промышленное использование торфа практикуют только те страны где не то что нефти/газа а и угля то мало.
    • 0
      Нет аватара Peat-Industry
      20.09.1211:02:54
      Торф очень неэфективное топливо.
      Комментарии торф "невыгоден" и всё    . Вы хоть пишите, от своего имения, что вы так считаете - Эксперт.
      • 0
        Нет аватара guest
        20.09.1211:23:37
        При чем здесь то что я считаю? С чем Вы не согласны? С тем что у торфа теплотворность в разы ниже чем у угля и на порядок ниже чем у нефти? Так откройти любой учебник по соответствующей специальности там это написананно, не мной ни разу. С тем что у него высокая зольность? Так это то же не моё открытие. С тем что торф можно использовать только в установках с внешним сгоранием? Так приведеите хоть один обратный пример. С тем что его используют только те у кого ничего другого нет? Так откройте список стран максимально использующих торф и найдите там хоть одну с приличными нефтегазовыми провинциями. И кроме того я не говорил что торф невыгоден в принципе, любое топливо с EROI больше единицы может быть использованно в хозяйстве, просто нефть, газ и уголь много удобнее в применени, и соответственно, пока их у нас есть в достаточном количестве применение торфа ОТНОСИТЕЛЬНО невыгодно. Торф в принципе может быть эффективен в определенных условиях, если он хорошего качества, сухой и лежит у Вас под ногами, в приведенной Вами статье эти условия соблёдены. Но в условиях нашей страны с её ценой на энергоносители везти его на пару тыщ километров уже не выгодно, поэтому удивляться что в России мало используют торф совсем не следует.
        Отредактировано: Евгений~11:26 20.09.12
        • 0
          Нет аватара Peat-Industry
          20.09.1213:58:11
          Как торф добывается и перерабатываться это мне известно, в каких станах максимально используют тоже. Для справки его не кто не будет и не возит на пару тыщ-километров, а вот продукцию из торфа: брикеты или торфсмеси для С/Х нужд могут и даже экспортируют в другие страны. Разводить демагогию нет смысла и желания тратить время.
          • 0
            Нет аватара guest
            20.09.1214:11:11
            Вы высказали удивление от того факта что Россия обладая огромными запасами торфа практически не использует его в ЭНЕРГЕТИКЕ. Я аргументированно ответил почему так происходит. Вы неичего не возразив по существу начинает рассказывать об экспорте торфа для СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НУЖД. Не хотите разводить демагогию, так не разводите, особенно не передергивайте тему в ходе дискуссии.
            • 0
              Нет аватара Peat-Industry
              20.09.1216:28:13
              Если бы Вы сразу написали развёрнутый комментарий, что Россия обладая огромными запасами торфа практически не использует его в ЭНЕРГЕТИКЕ, потому что: 1.,2.,3. А Вы сразу с плеча рубанули, что Торф очень неэффективное топливо. Вот из за этого Мы друг друга и не поняли. Минусы торфа известны.
              Отредактировано: Peat-Industry~16:29 20.09.12
        • 0
          Нет аватара Z-zyl
          20.09.1215:12:55
          Вы немного теряете из виду вот что: энергетический торф может быть даже дороже нефти или газа (с углём - немного иное), но при этом выгоднее для развития экономики. При равной цене соляры и торфа для местной котельной нужно предпочесть торф, потому что цена соляры - в основном акциз и прибыль какого-нить миллионера, а цена торфа - почти полностью состоит из зарплат местных рабочих, армотизации оборудования, выпущенного в России и т.п. То есть, все деньги не просто крутятся в России, они крутятся на месте самым здоровым образом - через занятость местного населения. Вот два варианта: нищая деревенька, которая топится печной солярой и более-менее приличная торфодобывающая, которая топится местным торфом, пусть даже тот чуть дороже - вот Вы какой вариант предпочли бы? Я бы второй. Высокая зольность не есть большая беда, если золу использовать как минеральное удобрение для компенсации кислых почв или закапывать в отработаных полях торфяников. Угольные золоотвалы - это беда, тем много кремния, серы и радиоактивных веществ. Торф же куда моложе угля, у него таких бед нет. Дерево же жгём? Жгём. Торф точно такой же возобновимый ресурс. Малая теплотворная способность для _местного_ топлива вообще не проблема. ВОт если бы возник проект этот торф экспортировать как газ - вот тут бы транспортные расходы встали во весь рост. А покуда местными торфяниками местные же частные дома, котельные и маломощные электростанции топятся, особых проблем нет. То, что торф работает только в стационарных станциях - ну да. А уран можно сжигать вообще только на АЭС. Так что? Торф - топливо как топливо. И если уж вкладывают в его добычу деньги (а в России сейчас принято, что проекты должны "отбиваться" быстро), то, очевидно, в конкретном месте его энергия дешевле. А где дороже - кто ж станет себе в убыток добывать?
          • 0
            Нет аватара guest
            20.09.1215:45:25
            Вы подробно развернули то что я писал двумя постами выше, есть определенные условия при которых торф эфективно употреблять в качестве топливо, главное из них повторюсь в третий раз это именно наличие торфа на месте, отсутствие необходимости в транспортировке, так в этих местах егои используют, и правильно, и молодцы. Но повсеместное использование торфа в промышленности имеет смысл только при отсутствии других источников энергии, у нас они есть поэтому Россия ипользует торф мало.
            • 0
              Нет аватара Peat-Industry
              20.09.1217:19:37
              Вы правильно отметили, что торф не будет приминаться везде, а только там где это выгодно, а чем дальше Фрезерный торф транспортировать тем выше цена. Фрезерный торф сейчас перевозят по железной дороге на небольшие расстояния и по специальным тарифам РЖД.
  • 0
    Нет аватара brat_po_razumu
    20.09.1216:02:59
    С чем Вы не согласны? С тем что у торфа теплотворность в разы ниже чем у угля и на порядок ниже чем у нефти? Так откройти любой учебник по соответствующей специальности там это написананно, не мной ни разу.
    К сожалению, справочники дают несколько другую информацию: Торф 5500–5700 кКал/кг 23–24 МДж/кг Бурый уголь 6100–7700 кКал/кг 26–32 МДж/кг Каменный уголь 7700–8800 кКал/кг 32–37 МДж/кг Антрацит 8000–8500 кКал/кг 34–36 МДж/кг http://www.kras...-sgoraniya-ugol бензин 42 бензол 40 дизельное топливо 42,7 керосин 40,8 мазут 41 http://www.calc.ru/126.html Так что никакого "в разы", тем более - "на порядок" - я не вижу. Может быть, неправильные справочники?
  • 0
    Нет аватара brat_po_razumu
    20.09.1216:15:59
    Уже писал на другой торфяной ветке, что с детства помню особенный приятный запах на улице, когда дома отапливаются торфяными брикетами. Как раз во Владимирской области, где я провел значительную часть детства, это и было. Прекрасно, что и есть, и будет. Да, теплота сгорания торфа ниже - но, если верить справочникам - несколько ниже, отнюдь не в разы и уж тем более - не на порядок. Ну и что, собственно, с того? Торф - свой, владимирский, везти с Кузбасса не надо. Это - и рабочие места местным жителям, и - налоги в местный бюджет. Выгодное дело! Не говоря уж об экологии: пожары торфяников - серьезная проблема.
  • 0
    Нет аватара Peat-Industry
    20.09.1216:50:14
    Немного информации для, тем кому будет интересно: ТРАНСПОРТИРОВКА ТОРФА Вывозка торфа с участков добычи может осуществляться круглогодично, преимущественно железнодорожным транспортом по постоянным и временным путям узкой колеи. Крупным потребителям торф может доставляться в вагонах широкой колеи. Для этого перегрузка торфа осуществляется с помощью перегружателей. Транспортировка торфа Вывозка торфа для сельского хозяйства осуществляется автотранспортом в зимний период времени по временным зимним дорогам. Если складирование и хранение торфа осуществляется на суходоле, то вывозка торфа автотранспортом возможна круглый год. Для этого может использоваться оборудование для контейнерных перевозок торфа. Всероссийский научно-исследовательский институт торфяной промышленности
  • 0
    Нет аватара pakhomov
    20.09.1220:06:45
    Там не паровоз, а тепловоз работает. Хорошо хоть вовремя одумались. А у нас в Московской области и в Пересласком районе области Ярославской, увы, почти все торфоразработки забросили.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,