«Газпром» — Южно-Русское месторождение (фоторепортаж)
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruАвтор репортажа - Александр "Russos" Попов
Чтобы узнать, как добывают газ в суровых условиях тундры, я отправился в пресс-тур на Южно-Русское месторождение, организованный для российских и иностранных журналистов двумя компаниями, входящими в Группу «Газпром», — ОАО «Севернефтегазпромом» и Nord Stream AG. В программе поездки было запланировано посещение производственных объектов, а также визит на стойбище оленеводов. В этом репортаже я расскажу о самом месторождении, а про оленеводов будет отдельный пост.
Если вам не терпится увидеть все и сразу, то на сайте «Газпрома» вы можете найти итоговый материал по поездке —
Южно-Русское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в Северо-Восточной части Западной Сибири, в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, и является одним из крупнейших в России по объемам запасов. На сегодняшний день они превышают 1 трлн куб. м газа и 40 млн тонн нефти и газового конденсата.
Первые исследования этого региона проводились еще в конце 60-х годов прошлого века. 17 ноября 1969 года Уренгойская нефтегазоразведочная экспедиция во время испытания разведочной скважины № 6 получила фонтан газа из сеноманских отложений (глубина залегания — от 900 до 1700 метров) — так было открыто это месторождение. Осваивать его начали уже в этом столетии: в январе 2006 года начались работы по его обустройству, а в октябре 2007 года пусковой комплекс месторождения был введен в эксплуатацию. В 2009 году — с опережением на один год — Южно-Русское месторождение было выведено на проектную мощность добычи — 25 млрд куб. м газа в год.
В июне 2010 года стартовал новый этап в жизни «Южно-Русского» — впервые в России началось освоение туронской газовой залежи месторождения (глубина залегания — около 800 м), и уже в мае 2011 года был получен первый газ из экспериментальной скважины, а 5 декабря 2011 года туронский газ стал поступать в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).
Месторождение является сырьевой базой для газопровода «Северный поток», по которому наш газ поступает в Германию. Никто и никогда не сможет точно измерить, сколько именно газа поступает отсюда в газопровод. Его просто берут из ЕСГ, но известно, что основная масса газа в трубах, которые подводятся к объектам «Северного Потока» — это газ с Южно-Русского месторождения.
1. Месторождение находится в труднодоступном районе. Самый быстрый способ до него добраться — сесть на вертолет в аэропорту Нового Уренгоя и пролететь порядка 200 километров на восток над бескрайней тундрой, где нет почти никакого жилья (когда-то это был единственный способ; в настоящее время до месторождения построена нормальная дорога, своего рода «красноселькупский автобан»).
2. Фоторепортаж о перелете вы можете найти у меня в блоге.
3. Приближаемся к месторождению — в одну точку сходятся нитки трубопроводов. Это газосборная сеть, по которой газ идет от скважин до установки комплексной подготовки газа (УКПГ). На ней газ очищается, осушается и отправляется в Единую систему газоснабжения России.
4. А вот, собственно, и сама УКПГ.
5. На безопасном от производства расстоянии видим вахтовый городок. Здесь живут работники, занятые на производстве. Вокруг на сотню километров — ни одного жилья. На территории городка действуют очень требовательные правила поведения, включая строжайший сухой закон. Больше всего меня удивило соблюдение водителями скоростных режимов. Прописано ездить по территории не более 20 километров в час — все так и едут. Понятно, что до ближайшего гаишника — более 200 километров, но вот инспектора по охране безопасности труда не дремлют.
6. Ми-8 — основное и самое быстрое средство передвижения в этих краях.
7. Север суров :) По прилету нас расселяют в вахтовом поселке, читают традиционную лекцию по технике безопасности и вводную информацию по месторождению. Когда я в номере гостиницы увидел количество приготовленного репеллента, то понял, что битву с комарами выиграть будет очень сложно. И север все-таки суров. :)
8. А теперь пора на экскурсию знакомиться с производством.
9. Всего на месторождении в одну вахту трудятся 250 человек. Оперативный персонал круглосуточно контролирует технологический режим и корректирует параметры работы оборудования. Остальные работники обслуживают газовые скважины, системы водоснабжения и канализации, обеспечивают транспортные перевозки, содержание внутрипромысловых дорог, ремонт и ревизию технологического оборудования, исследование скважин. Сама вахта длится месяц. И после месяца напряженного труда работники выезжают к месту постоянного жительства, а на их место прибывает следующая вахта.
10. Промысел Южно-Русского месторождения — один из самых современно оснащенных в России. Сотрудники контролируют технологический процесс, не выходя из помещения главного щита управления.
11. Добыча газа на месторождении максимально автоматизирована, и практически все операции проводятся без участия человека. На фотографии вы видите задвижку, позволяющую регулировать подачу газа из скважины в сборный коллектор в дистанционном режиме.
12. Скважина — это как айсберг. Над землей возвышается только малая ее часть — арматура скважины, ее обвязка. Внизу — сложная конструкция, состоящая из труб различного диаметра, находящихся друг в друге и уходящих на глубину от 900 до 1000 метров и глубже. Скважины бывают не только обычные вертикальные. Есть и субгоризонтальные, когда подземная часть скважины располагается параллельно земной поверхности; есть и наклонно-направленные — это нечто среднее между вертикальными и субгоризонтальными. На сегодняшний день на месторождении эксплуатируется 143 скважины.
13. Газодинамические исследования на скважинах осуществляются с обязательным отжигом скважинной продукции на факел куста. Все это помогает контролировать правильность разработки месторождения, определять характеристику пласта и параметры работы скважины.
14. С виду завод — это хитроумное переплетение труб; но на самом деле это сложнейший организм, состоящий из современных конструкторских решений, новейших технологий и высочайшего профессионализма работающих здесь людей.
15. Начальник газового промысла Марат Хуснуллин проводит экскурсию по УКПГ. К сожалению, время ограничено, хотя Марата можно слушать бесконечно — он очень интересно рассказывает о своем любимом деле.
16. Это здание — пункт переключающей арматуры. Сюда «приходят» газопроводы-шлейфы, соединяясь в единый коллектор, и отсюда же потом «уходит» товарный газ.
17. Вводы шлейфов с месторождения.
18. Хитроумная конфигурация газопровода.
19. Строительство в условиях вечной мерзлоты очень специфично. Здания нужно поднимать на сваях над землей, чтобы тепло от дома не растопило мерзлоту. В противном случае фундамент поплывет вместе с домом. Помимо этого нужно еще делать защиту вокруг свай или фундамента. Трубки на фотографии — это термостабилизаторы, которые не дают растепляться вечной мерзлоте. В них закачан газ фреон-22, который работает как тепловой аккумулятор.
20. Камеры для приема и запуска очистных устройств. Они же «скребки», «свиньи» или «поросята». С помощью этих устройств полость газопровода очищают от влаги и механических примесей.
21. Объем запасов туронской залежи Южно-Русского месторождения оценивается в 300 млрд куб. м. Это промышленно значимые запасы. Однако туронский газ, хоть и залегает выше сеноманского (подробнее о классификации газа можете прочитать в
22. Марат Хуснуллин с гордостью показывает шлейф № 3, откуда газ из туронской залежи поступает на УКПГ. Скважина № 174 — экспериментальная и построена специально для добычи газа из «турона».
23. По конструкции эта скважина — двухзабойная субгоризонтальная, что позволяет вести раздельную и совместную эксплуатацию двух туронских пластов.
24. Красивое производство.
25. Компрессорная станция, которая поднимает давление и отправляет газ в ЕСГ.
26. Вот по этой трубе товарный газ отправляется в свое далекое путешествие.
27. На территории промысла есть своя пожарная часть, бойцы которой провели для нас небольшую показательную тренировку.
28. Часть всегда находится в боевой готовности.
29. Помимо обслуживания производства она также помогает тушить лесные пожары в окрестностях.
30. Петр Марьин, водитель пожарной машины: «Я с 1991 года, как отслужил в армии, живу и работаю в Уренгое, полюбил Северный край и решил остаться тут навсегда».
31. Пожарный вездеход. Желаю бойцам сухих рукавов и возвращаюсь в вахтовый городок. Завтра полетим на стойбище.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
25.09.1215:34:13
25.09.1215:45:01
26.09.1200:04:55
26.09.1200:53:46
26.09.1318:22:03
26.09.1208:38:46