Лого Сделано у нас
36

Разрушение мифа: отечественный автопром живет и за рубежом

  • Разрушение мифа: отечественный автопром живет и за рубежом
  • Разрушение мифа: отечественный автопром живет и за рубежом
Фото ИТАР-ТАСС Фото ИТАР-ТАСССтатьи по теме:

Процессы глобализации, активно сотрясающие мир на протяжении последних 30-40 лет, нашей страны в силу ее закрытости касались мало. СССР предпочитал помогать своим зарубежным союзникам финансово и прямыми поставками, не распыляя внимание на строительство производственных мощностей.

Более того, существует четко выраженный стереотип, в соответствии с которым принято считать, что западные производители всегда открывали свои производства в России и почти никогда не шло обратного процесса. Однако это не совсем так. Мы взяли на себя труд пошатнуть сложившиеся стереотипы на примере автомобильной отрасли.

Братья египтяне, Казахстан и другие соседи

Ровно 10 лет назад, в 2002г. продукцию АВТОВАЗа начали собирать в Египте. Сборочное производство Lada 2105 и 2107 было организовано на мощностях завода Suzuki. Позднее, в 2006г., "пятерки" и "семерки" переместились на каирское предприятии "Лада-Египет", там же в феврале 2006г. была организована крупноузловая сборка Lada 2110. В производство полного цикла, организованное в Каире, было вложено около 12 млн долл., его площадь составила 90 тыс. кв. м.

Сейчас на заводе выпускаются автомобили Lada 2107 и Lada 2110. И если тольяттинское предприятие прекратило производство "семерки" 17 апреля 2012г., то египтяне от него отказываться пока не планируют: за 8 месяцев 2012г. в Египет было отгружено 4 тыс. 700 машинокомплектов.

Однако, по словам представителя АВТОВАЗа, у компании нет производств за рубежом. "Предприятия, находящиеся за рубежом и осуществляющие сборку автомобилей Lada, - самостоятельные юридические лица, закупающие у АВТОВАЗа автокомплекты", - поясняет он.

При этом большая часть таких предприятий отечественной автомобильной промышленности находится в ближнем зарубежье. Так, сборочный завод "Азия Авто" в Казахстане начал свою работу в 2003г. с отверточной сборки Lada 4x4. В 2007г. сюда была поставлена первая партия из 150 автокомплектов Lada Samara (Lada 21099) и налажена сборка этих машин.

Пять лет спустя, 19 сентября 2012г., тольяттинским предприятием был подписан меморандум о взаимопонимании между ОАО "АВТОВАЗ", АО "Азия Авто" и АО "НК "Социально-предпринимательская корпорация Eptic". Согласно достигнутым договоренностям, к 2014г. на площадке АО "Азия Авто" в г.Усть-Каменогорске будет построена первая очередь завода полного цикла (мощности по сварке, окраске, сборке автомобилей и выпуску автокомпонентов) объемом до 60 тыс. единиц в год. На втором этапе реализации проекта производственная мощность предприятия будет увеличена до 120 тыс. автомобилей ежегодно. Планируется, что предприятие будет выпускать автомобили Lada Granta и обновленную Lada Kalina. Инвестиции в основные средства и технологии составят около 400 млн долл., а вывод завода на полную мощность обойдется в 5,7 млрд долл. По оценкам партнеров, объем производства в первые семь лет работы предприятия составит 500 тыс. автомобилей с суммарным оборотом до 6 млрд долл. Выход на проектную мощность потребует создания 12 тыс. новых рабочих мест.

Здесь стоит напомнить, что в Казахстане российские автомобили пользуются хорошим спросом: по итогам первого полугодия 2012г. доля Lada на казахстанском рынке превысила отметку 38%. Так что создание местного производства, ориентированного к тому же не только на рынок Казахстана, но и на Сибирский и Дальневосточный федеральный округа РФ, а также страны Средней Азии и Закавказья, – вполне себе верный стратегический ход.

Всего же по данным представителя компании за 8 месяцев 2012г. на так называемые внешние производства было отправлено 14 тыс. 885 машинокомплектов, из них 3 тыс. 324 автокомплекта Lada 4x4 – в Казахстан, 6 тыс. 857 комплектов Lada 110 – на Украину и 4 тыс. 704 комплектов Lada 2107 в Египет.

Что касается КАМАЗа, то этот производитель также не остался в стороне от зарубежных рынков. В 2010г. грузовики из Набережных Челнов начали производить в Индии на совместном индийско-российском предприятии "КАМАЗ Вектра Моторз Лимитед", которое планировало к 2013г. выпускать до 4-5 тыс. автомобилей в год. Компания предлагает на индийском рынке тяжелые грузовики грузоподъемностью от 25 т.

В начале 2012г. индийский завод сумел попасть в новостные заголовки, однако, к сожалению, поводом послужили не производственные успехи: работа предприятия была парализована почти на четыре месяца забастовкой рабочих.

В планах КАМАЗа - открыть сборочное производство в Литве мощностью 2 тыс. тяжелых грузовиков в год. Кроме того, у "камазовцев" есть сборочные производства во Вьетнаме, Казахстане, Иране и Пакистане.

Литва привлекла и ГАЗ: с 2000г. по лицензии горьковского завода Automasinu verslo centras собирает и продает в Европе легкие коммерческие автомобили "Газель" и "Соболь", а также грузовики "Валдай". Кроме того, дивизион "Автобусы" группы ГАЗ рассматривает возможность к 2015г. вместе с партнерами наладить производство автобусов в Восточной Европе.

Стоит ли машинка выделки?

В целом опрошенные РБК аналитики сходятся в одном – зарубежные производства представителей отечественной автомобильной промышленности слабо влияют на показатели их работы. "Любая экономика зависит от определенного объема. Если это совсем маленький объем, то, естественно, такое производство несущественно и, может быть, даже убыточно. Если предприятие сможет достичь определенных объемов и продавать, тогда появляется какой-то смысл", - говорит аналитик "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов.

По его словам, приоритетом для российских компаний являются прежде всего развивающиеся рынки и сегмент бюджетных автомобилей. "Многие зарубежные производители ушли довольно далеко вперед и уже не производят бюджетных автомобилей в принципе. И разрабатывать заново "лоукост" им смысла нет. Поэтому ниша подобных автомобилей потенциально существует, и ниша для дешевых, конкурентоспособных автомобилей, простых в эксплуатации, при условии наличия развитой дистрибуторской сети может быть оправдана. Поэтому надо искать какие-то пути. Другое дело, окупится организация производства или нет", - поясняет он, добавляя при этом, что разница между организацией крупноузловой сборки и поставками машинокомплектов небольшая.

"На данном этапе я не вижу больших перспектив по организации производств полного цикла за рубежом – просто не будет адекватных объемов продаж", - подытоживает аналитик.

С ним согласен и Михаил Пак из "Атона": "Все зависит от страны, где планируется сборка. Я думаю, что смысл подобных авантюр есть, когда компания входит на рынок развивающихся стран (Казахстан) совместно с местным партнером. Это способно помочь сгладить различные локальные различия в ведении бизнеса, а также распределить ответственность и риски".

При этом М.Пак отмечает, что локализацией производства все-таки стоит заниматься производителям коммерческой техники – ГАЗу и КАМАЗу. "Локализация позволит им выстроить необходимую логистику по компонентам и запчастям, чтобы успешно конкурировать на рынке постпродажного обслуживания своих же авто", - поясняет он.

Окно в Европу и мир

Стремление отечественных производителей выйти на новые рынки подкрепляется недавним присоединением России к ВТО. Все участники процесса единогласно заявляли, что ВТО откроет им новые возможности, в том числе и в деле автомобилестроения. Остается надеяться, что кризис не подпортит эти благие планы, а потребители не разочаруют отсутствием интереса к продукции отечественных автоконцернов.

Олег Болашев, РБК

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 0
    voila voila
    02.10.1210:52:18
    Турция хотела газели собирать, не знаю что стало с этим проектом.
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      02.10.1210:55:16
      Вроде как все еще хотят. До начала сборки максимум 1,5 месяца ждать осталось ;) http://avtosred...t-v-turcii.html
    • 0
      Нет аватара EyeSauronn .
      02.10.1217:31:04
      а зачем в Турции что либо собирать? пусть покупают у нас готовые, собраные,... в турции курорты,.. вот и пусть пользуются тем что южнее нас расположены на шарике, а производить будем мы...
    • 0
      Winnypux Winnypux
      02.10.1211:15:44
      они там ездят! Еще в Турции полно нив, жигулей 2110, + мне попался 1 уазик-фермер, 1 советский мотоцикл, 1 ИЖ(вероятно грузины-гастарбайтеры прикатили, на северо-востоке страны видел), 1 москвич(вероятно от болгар, там их собирали) В Турции свой автопром есть - в Бурсе фиаты делают, старые образцы очень напоминают ВАЗ-2103,+ грузовики фатих, легковушки анадолу, долмушки, шикарные автобусы Они ок. 1 млн авто в год клепают, учитывая разницу в населении, не так уж и плохо.
  • 0
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    02.10.1210:57:40
    Дважды тема опубликовалась http://sdelanou...ru/blogs/22961/
  • 0
    Winnypux Winnypux
    02.10.1211:13:04
    Странное название "разрушение мифа", да вроде не секрет, что КАМАЗы во Вьетенаме собирают. Уж если миф то для совсем дремучих. + КАМАЗы собирают в КНДР http://www.nort...e_Relations.htm Россию и Корею всё больше связывают крупные инвестиционные проекты. В прошлом году российский КамАЗ открыл в Северной Корее сборку грузовиков марки «Тхэбексан-96». В Эфиопии http://www.tatc...u/article/4814/ Россия подпишет с Эфиопией соглашение, по которому в этой стране будут созданы производства по сборке автомобилей "КамАЗ", "Ока" и другие. Об этом говорится в программе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Эфиопией. В программу также включены производство на территории Эфиопии автобусов на базе камазовских шасси и организация сервисного обслуживания "КамАЗов". Не знаю что из этого вышло...Эфиопы еще наши троллейбусы закупали Если честно, не густо - посмотрите географию сборочных производств МАЗа, МТЗ, Полесье, Белкоммунмаш и др. от наших западных коллег по Таможенному союзу. МАЗ - Литва, Азербайджан(грузовики, трактора, автобусы), Иран, Венесуэла, Египет, Вьетнам(видел там их VEAM называются) http://www.raise.ru/news/3767/ Пока мы только разрабатываем концепцию и осваиваем свои рынки, то есть фактически поставляем в виде машинокомплектов наши изделия в 14 стран. В течение следующего года есть планы развития еще 18 предприятий. МТЗ http://mtz-naveska.ru/po-mtz/ Вот полный список сборочных производств МТЗ http://www.bela....aspx?guid=1111
    • 0
      Нет аватара Dron
      02.10.1211:21:44
      Ничего странного в названии не наблюдаю! Совсем еще недавно даже внутри России наш автопром считался мифом, достаточно вспомнить вопли всепросральщиков. Что уж говорить о производстве за границей! Если Вы у нас такой начитанный и информационновооружённый, не говоря уж о вашем поистине стахановском рвении, то появление такой статьи с таким названием на ТАКОМ ресурсе, как РБК явно свидетельствует о действительно больших сдвигах не только в экономическом, но и , что особенно ценно, в информационном пространстве! Меня например очень забавляет и радует, что прохоровский ресурс выносит мозг своим же хомячкам, разрушая сложившиеся стереотипы.
  • 0
    Winnypux Winnypux
    02.10.1211:16:06
    Вот производство автомобилей в 2011г. по странам мира. http://en.wikip...icle_production В РФ = 2 млн, 12 место, меньше Франции, Канады и Испании, хотя у нас населения примерно как у этих 3-х вместе взятых. Нам на пятки наступает Иран(! 1,6 млн авто) , в Таиланде 1,5 млн, хотя там населения всего 60 млн, в Чехии 1,2 млн, там жителей меньше, чем в Москве. Интересно бы на основе этого списка составить другой - производство автомбилей на душу населения.
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      02.10.1211:22:23
      В РФ = 2 млн, 12 место
      Че-то где-то не бьет... http://www.auto...news/view/9267/
      в 2011 году в нашей стране было реализовано 2,65 млн. автомобилей, в том числе 2,48 млн. легковых и 0,17 млн. легких коммерческих автомобилей (LCV). Этот результат на 38% выше, чем в 2010 году (1,91 млн. шт.), в тоже время, на 10% ниже уровня 2008 года. (2,95 млн. шт.).
      • 0
        Winnypux Winnypux
        02.10.1211:41:26
        Не путайте производство и реализацию. Произведено 2 млн, реализовано 2,65 млн
      • 0
        Russia_Touristo Russia_Touristo
        02.10.1211:42:43
        Дима не путай производство с реализацией.
  • 0
    Winnypux Winnypux
    02.10.1211:17:50
    По ходу дела не светит нам великой легковушной державой быть, будем танчики и самолетики-вертолетики клепать, они лучше получаются    Кто-нибудь в курсе по сколько стран мира экспортировалась Нива? Я видел по 1 ниве в Малайзии и Марокко, много-много в Турции + на фотках в Мали, Мавритании, и еще хрен знает где
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      02.10.1211:25:52
      За три с лишним десятилетия из 1,8 миллионов произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс. Ежегодно около 15 тысяч «Нив» экспортировались в страны Латинской Америки, Африки, Среднего Востока, Восточной и Западной Европы, в том числе в Германию, Францию, Италию, Англию, Испанию, страны Бенилюкса и Грецию. В этих странах, а также в Японии, несмотря на то, что внедорожник больше не поставляется в Страну Восходящего Солнца, и по сей день существуют клубы любителей «Нивы». Встречаются «Нивы» и в Австралии и Канаде.
      http://www.nivapower.ru/world
      • 0
        Winnypux Winnypux
        02.10.1211:47:30
        круто! Интересно, а в какое количество стран экспортировались газ-69 и уаз? Я видел 69-ые в Мьянме и штук 10 за 3 недели попалось! УаЗики мне попадались на видео из Экваториальной гвинее 1979, их успели даже туда продать, в Эк.Гв. тогда правил Франсиско Масиас Нгема Бигойо, эдакий Пол Пот местного разлива, его как раз с коллегой из Кампучии и Уганды свергли в 1 год + еще вспомнил - наши газ-24 использовались на парадах(вместо лимузинов ЗИЛа) в ДРА при наджибулле(есть видюшка на ютубе) и в Лаосе при Кайсоне Фомвихане(фотки в местном музее видел во Вьентьяне), уазики вместо лимузинов ездили на парадах в Народной Кампучии(послеполпотовской, она , наоборот, демократическая кампучия была) в 1980-ые
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          02.10.1211:53:22
          В 70-е годы УАЗ–469 экспортировался в 70 стран мира, на все континенты, кроме Австралии
          http://www.uaz....ny/news/?id=687
          С 1956 года ГАЗ-69 стал успешно экспортироваться за границу (56 стран) в том числе в тропическом исполнении, где также быстро приобрел большую популярность, особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В Румынии и Китае ГАЗ-69 производились без лицензии, в Румынии под своим обозначением АРО-461. Правда, по качеству они заметно уступали советским ГАЗ-69 и конкуренцию составить не могли.
          http://www.opoc....com/gaz-69.htm
          • 0
            Winnypux Winnypux
            02.10.1211:57:45
            Круто! И вроде их еще в ГДР и КНДР собирали. Из тех, что я видел в Мьянме 1 точно был с УАЗа(в самом центрt города Манадлай), я даже надпись на капоте сфоткал, а остальные фиг знает... Румыния при Чаушеску активно продавала автомбили, а Мьянма тогда социализм строила, может и что румынское докатилось.
            Отредактировано: Winnypux~12:02 02.10.12
            • 0
              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
              02.10.1212:01:28
              В Колумбии советский вездеход продавался под рекламным лозунгом — «Неразрушимый УАЗ-469Б!» Директор фирмы «ТрактоУАЗ де Коломбия» Педро Вега в интервью журналу «Автоэкспорт» отметил, что потенциальному покупателю говорили: в условиях бездорожья эта машина способна перевозить семь пассажиров и буксировать прицеп под 800 кг. После приобретения машины клиент бросался это проверять: усаживал в машину до 10 пассажиров, еще несколько пристраивались на специально приваренных для этого подножках, на крыше закреплялся багажник с грузом в 200 кг, и, естественно, цеплялся прицеп весом под тонну. И машина ехала!
              http://forum.ua...1754f7d5278c552          
          • 0
            Winnypux Winnypux
            02.10.1212:00:55
            ГАЗ-69 в Румынии выпускался, до 1975г., http://en.wikip...g/wiki/ARO_M461 80 тыс. собарли, 45 на экспорт, есть фотки из Колумбии, даже на google earth можно найти кадры городов колумбии, где APO красуется...
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      02.10.1212:09:17
      Кстати, экспорт Нивы начался с распоряжения Совмина о продаже ее за рубеж только исключительно за валюту 1 категории (существовало такое понятие, это баксы, фунты и т.п.), т.е. монгольские тугрики не котировались     Только исходя из этого можно прикинуть географию заинтересованных ;)
    • 0
      Нет аватара dale
      03.10.1203:07:56
      Не поверите, но 2 "Нивы" видел в Швейцарии!     И это только в одном кантоне...
      • 0
        Winnypux Winnypux
        03.10.1208:20:06
        Охотно в это верю, еще во времена СССР нашу технику активно экспортировали в Европу(начали с Финляднии, москвич 401 в 1948г.) , в соседней Австрии было полно Нив. я в ЕС был только в Польше, там они тоже ездят - всюду , от Люблина навостоке до Щецина на западе
  • 0
    user78 user78
    02.10.1211:20:49
    А в чём собственно миф?
    • 0
      Нет аватара Dron
      02.10.1211:23:55
      Смотрите внимательно на ресурс! Для прохоровского ресурса - наш автопром, да еще и за рубежом - натуральный миф! Был!    
  • 0
    Нет аватара TomskikhAA
    06.10.1219:27:56
    Красная Волга газ-24 универсал, было во французском кино, название не помню, ездил директор. Газ-69 есть в Голивуде, даже есть кино про хакеров, где за хакерам фбр приезжает на шишиге.     Нива была в какой то бразильской мыльной опере там ее тюнинговали и прокачивали два брата. Не судите строго, но названия ни одного фильма не помню. Вообще думаю с всемирной тенденцией снижения качества и всеобщей экономией, сбудется мечта идиота: придется и под иномаркой с ключами лежать    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,