Россия и автопром - вещи несовместные? Информация для размышления.
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru"Фольксваген" для Путина ("
Россия привлекает автопроизводителей своими сказочными показателями роста. Концерн Volkswagen инвестирует значительные средства на востоке и продает там десятки тысяч автомобилей марки «Русский Фольксваген» (Russkij Folkswagen). Однако успех имеет свою цену, которую Путин и правительство страны требуют в виде ответных действий от производителей.
Каждую субботу ностальгия, несмотря на мороз, выгоняет чужаков из города Вольфсбурга на улицу. Сотрудники концерна Volkswagen надевают пальто и шапки и отправляются в «Oberschwein» - пивной ресторан, расположенный в центре Калуги. В этом провинциальном городке, расположенном в 180 километрах к югу-западу от Москвы, концерн Volkswagen построил завод, вложив в него 600 миллионов евро. Местный пивной ресторан привлекает гастарбайтеров своей «демократической обстановкой». Так русские называют приятную атмосферу. Этот по-деревенски простой пивной зал является частью немецкой родины.
Для концерна Volkswagen Россия является частью амбиционных планов, связанных с БРИК, – это сокращение обозначает группу стран, в которую входят Бразилия, Россия, Индия и Китай. Именно там автомобильная отрасль рассчитывает на большой рост, тогда как в Европе и в Америке увеличения продаж ждать не приходится.
Путин превратил автомобильную отрасль в важнейшее дело
С помощью инвестиционной программы объемом в 50 миллиардов евро глава концерна VW Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn) хочет добиться своей цели – обойти компанию Toyota и стать крупнейшим автопроизводителем в мире. Россия является важной составной частью планов, намеченных концерном из Вольфсбурга. Винтеркорн рассчитывает уже в ближайшее время продавать 500 000 автомобилей VW, Skoda и Audi на пространстве от Калининграда до Владивостока.
В настоящее время концерн вплотную занят реализацией этих планов. За прошедшие три года компания из Вольфсбурга почти втрое увеличила продажи на российском рынке. С января по октябрь нынешнего года продажи в России увеличились на 46%. К концу года количество проданных автомобилей составит 300 000. В то же время альфа-самец рынка АвтоВАЗ со своим партнером Renault-Nissan продает в три раза больше машин.
Многое зависит от Владимира Путина. Формально автомобильная отрасль находится в сфере ответственности Министерства промышленности и торговли, однако де факто в течение четырех лет работы Путина в должности премьер-министра именно его штабу принадлежало решающее слово в вопросах, связанных с производством автомобилей. Весной этого года, незадолго до обмена должностями между Путиным и занимавшим тогда пост президента Медведевым, иностранные авто-боссы спросили у сильного человека в России, к кому им надо будет обращаться в будущем со своими вопросами. Путин ответил, что он, разумеется, и дальше продолжит лично следить за развитием автомобильной отрасли.
Место встречи имеет символическое значение: с представителями местных и иностранных автопроизводителей Путин встретился в Тольятти. Этот город на берегу Волги представляет собой своего рода аналог Вольфсбурга – только российский вариант больше по размеру. На площади в 600 гектаров расположен государственный производитель автомобилей марки «Лада» АвтоВАЗ. Однако главную речь (keynote-speach) в присутствии Путина произнес не представитель российского предприятия, а немец Маркус Озегович (Marcus Osegowitsch) – генеральный директор компании Volkswagen Group Rus.
В течение долгого времени Кремль надеялся сделать из бывшего советского производителя АвтоВАЗа конкурентоспособного глобального игрока (global player). Однако эти надежды рухнули, и Путин поручил разработать новую «стратегию автомобильного развития 2020». В разработке этих планов приняли участие представители компании Boston Consulting Group. Подготовленный документ, по словам главы VW в России Озеговича, является вполне реалистичным.
Путинская автомобильная стратегия представляет собой сочетание международного ноу-хау с жесткой индустриальной политикой. Всего за десять лет Кремль заставил международные автоконцерны построить один за другим несколько заводов в этой громадной империи. Кроме того, Россия защитила себя от импортных транспортных средств с помощью высоких ввозных пошлин. Тот, кто хочет продавать автомобили в России, должен создавать в стране рабочие места, - таков смысл предложенной концепции.
В ближайшие годы VW должен увеличить производство автомобилей в России по крайней мере до 350 000 штук. Такие обязательства немецкий концерн, как и другие производители, должен был взять на себя по настоянию Кремля. Что касается вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), то автопроизводители не получили от этого почти никакой выгоды: Москва вынуждена были снизить импортные пошлины на новые автомобили, но в ответ на это она ввела сопоставимые обязательные сборы. Таким образом будут якобы покрыты расходы на будущую утилизацию.
Ford на западе, Mazda на востоке
Подобная модернизация по принципу пряника и кнута не соответствует догматам веры теоретиков либеральной торговли. Но ее преимущество состоит в том, что она дает результат. Россия, отставшая в 90-е годы как автомобильная нация, теперь стремительно наращивает собственные производственные мощности. В Санкт-Петербурге, на западе, выпуском автомобилей занимаются компании Ford и Toyota, в Калининграде производитель комплектующих Magna вместе с российским партнером занимается сборкой моделей BMW, а во Владивостоке на востоке страны Mazda хочет построить завод – и Mercedes также собирает в России свои фургоны Transporter. В результате уже в прошлом году с конвейеров в России сошли 1,7 миллиона автомобилей.
Достигнутые показатели автоиндустрии являются самым крупным индустриально-политическим успехом в новой России. По-прежнему экономический рост в этом стране в основном осуществляется за счет нефти и газа. Во многих областях неэффективность, бесхозяйственность и коррупция сдерживают инновационные силы страны. Однако в багаже иностранных автопроизводителей находилось не только техническое ноу-хау - они привезли с собой также более эффективные структуры управления. Это приносит свои плоды: в то время как Toyota, Ford, Hyundai и другие компании демонстрировали двузначные показатели роста, продажи автомобилей «Лада» поначалу даже сокращались.
Успех автопроизводителей оказывает косвенное влияние и на другие отрасли. Иностранные поставщики обосновались в Калуге и в Санкт-Петербурге. Это связано, конечно, с тем, что качество и надежность российских производителей пока еще оставляют желать лучшего. «Там существует другое понимание работы цепочки поставщиков, - говорит глава Volkswagen Group Rus Озегович. – Некоторые детали нельзя получить в тот момент, когда они нужны. Многие еще не понимают, что означает для нас концепция производства точно в срок (Just-in-Time-Fertigung)».
Polo и Skoda Octavia являются наиболее продаваемыми моделями. При цене примерно 10 000 евро «Русский Фольксваген», как называют его россияне, вполне доступен для представителей растущего среднего класса. По данным экономического журнала «Эксперт», концерн Volkswagen с его 5600 сотрудниками попал даже в число 40 крупнейших машиностроительных компаний России.
Немцы выступают в качестве спонсоров сборной России по футболу, а также Зимних Олимпийских игр 2014 года, которые будут проходить в черноморском городе Сочи. Специалисты из Вольфсбурга, бывшие прежде чужаками, теперь чувствуют себя на востоке как дома.
Оригинал публикации:
Опубликовано: 03/12/2012 10:50
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
05.12.1216:44:57
05.12.1216:47:14
venice06.12.1222:49:24
07.12.1210:41:10
07.12.1216:58:12
05.12.1217:01:05
05.12.1221:53:23
05.12.1221:55:27
05.12.1222:19:05
06.12.1200:08:15
06.12.1207:49:03
06.12.1220:53:16
06.12.1212:35:24
06.12.1212:59:10
07.12.1200:28:33
06.12.1208:20:05
06.12.1214:22:45
06.12.1220:57:15
06.12.1218:35:11
06.12.1220:58:01
07.12.1201:32:17
07.12.1220:59:18