стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
2
akinak 15 декабря 2012, 16:06

История УАЗовской "чайки"

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Трудно представить современный автомобиль без присутствия (наличия) на его наиболее обозримых местах (капотах, облицовках радиатора, лобовых панелях и т.п.) товарных знаков, аббревиатур, логотипов. Каждый из этих элементов содержит массу информации, вполне понятной потребителю. Это облегчает опознание товара, его происхождения, т.е. производителя, стимулирует в приобретении, символизирует качество и предоставляет информацию о назначении.

Товарный знак может быть графическим, объемно-скульптурным, буквенным, полным словом - названием фирмы-производителя, или комбинациями этих элементов. До середины 50-х годов XX столетия многие автомобили престижных фирм «украшались» изящными стилизованными объемными изображениями зверей, птиц, женскими головками и фигурками, подобно тому, как резными изваяниями украшали свои корабли древние мореходы. И отечественные автозаводцы тех лет не преминули возможностью ввести подобное в свои товарные знаки.
Так, с капотов легковых автомобилей Горьковского автозавода в грациозном прыжке «слетал» олень, на капотах тяжелых грузовиков Ярославского автозавода стояла фигурка медведя, осторожно подавшегося вперед с приподнятой передней лапой: «Мол, я осторожен, но могу ненароком и придавить», а на грузовых автомобилях Минского автозавода - застывшая в напряжении потенциальная (подспудная) мощь и стать зубра Беловежской пущи Белоруссии.

С появлением первых опытных образцов на возрождающемся автомобильном производстве Ульяновского завода возникла необходимость создания своего товарного знака.

На рисунке Арямова, художника-конструктора НАМИ (Научного автомоторного института, г. Москва), который стал основой для разработки первого варианта автомобиля вагонной компоновки на заводе, в облицовке радиатора, на лобовой панели присутствует отчетливо просматриваемая откровенная буква «У», не несущая никакого смыслового значения, кроме как начальной буквы слова - названия города, где находился завод. Но таким городом мог быть и Уссурийск, и Урюпинск, и Уржум и т.п., не считая других ассоциативных понятий в устах острословов. Очевидно, что в таком чистом виде буква «У» была, мягко говоря, не предпочтительна.

Для первых опытных образцов «УАЗ-450» работник ОГКап П.В. Куликов разработал товарный знак, который впоследствии и устанавливался на серийные автомобили в первые годы производства «450-х». Он представлял собой кольцо, с обеих сторон по горизонтали - стилизованные крылья. Внутри кольца была вставка с тремя цветными «полями»: крайние - темно-синего цвета, центральное - красного, с золотыми буквами «УАЗ».

Подобный вариант знака не устраивал как в стилевом решении, так и в смысловом прочтении (походил на различные эмблемы автотранспортных предприятий) и, кроме того, был трудоемким. Цветное «поле» внутри кольца раскрашивалось вручную, но стойкость красок в эксплуатации была очень мала, быстро терялся товарный вид знака.

И вполне закономерно было возвращение к разработке нового решения знака. Художники ОГКап, по штатному расписанию конструкторы бюро кузовов, П.В. Куликов и А.Ф. Ковалев создали немало эскизов и даже макетов знака в металле и дереве самых разнообразных очертаний: с аббревиатурой «УАЗ», названием города, изображением характерных черт, присущих городу или местности. От маяка, например, с явным политическим значением, стилизованных волн, силуэтом моста через Волгу в г. Ульяновске и т.п. до стилизованного изображения головы лося как символа выносливости, мощи и проходимости. Кстати, примерно в эти же годы голова лося стала товарным знаком УЗТС.

В разработке нового знака участвовал и автор, пытаясь создать его на четких принципах: знак должен быть лаконичным, легко узнаваемым, графически простым, не содержащим аббревиатур и названий. Попытался, вернувшись на «круги своя», развить идею знака начала 1957 года, когда завершал эскизный проект «вагонника» на базе автомобиля «ГАЗ-62». Именно тогда на рисунках внешнего вида автомобиля и появилась трансформированная в изображении «летящей птицы» буква «У». Надо было найти размерность знака, его графически уравновешенный силуэт и к тому же - вложить в него «душу» - смысловое значение.

Примечательно, что коллеги по бюро кузовов - ведущий конструктор Ю.Г. Борзов и начальник бюро СМ. Тюрин восприняли подобный «изыск» с интересом. Затем - эскиз для экспериментального цеха, первая «птичка» в металле и установка на одну из серий опытных образцов автомобиля «УАЗ-469». Но в таком виде знак казался авторам «легковесным», чуть-чуть простоватым, и уже на конкурс, объявленный Совнархозом Ульяновской области в январе 1962 г. «На лучшее художественное оформление изделий, создание сувениров, фирменных знаков и упаковок», товарный знак «УАЗ» был дополнен кольцом.

Решением жюри конкурса от 22.12.62 г. товарный знак Ульяновского автозавода был отмечен первой премией в своей номинации.


Первое официальное упоминание произошло в середине ноября 1963 года, в связи с выпуском документации на подготовку производства автомобилей семейства «УАЗ-451». В декабре 1963 г. знак был зарегистрирован в Госкомизобретений СССР, свидетельство № 26044.


Замена материала и смена технологии изготовления привносили некоторые изменения в графику знака, но сущность оставалась неизменной.


В начале 80-х годов прошлого столетия знак Ульяновского автозавода стал регистрироваться во многих зарубежных государствах, в странах экспорта ульяновских автомобилей.

Совершенно неожиданно в 1981 г. от патентного бюро ФРГ приходит официальный отказ о регистрации нашего знака в ФРГ и других, по протесту ФРГ, государствах. Отказ обосновывается протестом автомобильной фирмы «Адам Опель АГ». Протестные обоснования приведены в прилагаемой выписке из официального письма патентного ведомства ФРГ за № 450030112 от 20.11.81: «... При беглом взгляде на товарный знак, а также при рассмотрении его под острым углом зрения заинтересованное лицо может вполне прийти к такому мнению, что он имеет дело с известным ему графическим изображением знака фирмы «Опель», тем более, что противопоставляемый товарный знак достаточно хорошо известен в кругах водителей автомобилей.

При известных обстоятельствах, глядя на регистрируемый знак, можно подумать, что имеешь дело с несколько деформированным товарным знаком фирмы «Опель». Как известно, товарные знаки подобного типа часто крепятся на передней стороне или боковых частях кузова, которые особенно подвергаются повреждениям в случае аварии, при парковании и т.п.

Если, например, буксируют автомобиль с поврежденным передом с деформированным товарным знаком, то можно легко прийти к неправильному выводу о принадлежности товарного знака, т.е. отбуксировать автомобиль не в ту мастерскую или приобрести не те запасные части...».

Дирекцией завода тех лет, в связи с этим письмом, было предложено ХКБ УГК (художественно-конструкторскому бюро) разработать второй вариант знака для установки на автомобили, поставляемые в страны, где заводу было отказано в регистрации знака.

Были разработаны и совершенно оригинальные товарные знаки и варианты с преемственным, но несколько измененным начертанием буквы «У».
В то же время пытались доказать в соответствующих учреждениях надуманность и несостоятельность претензий «Адам Опель АГ». И все же товарный знак предприятия, фирмы, компании - не застывшая во времени форма. Меняются понятие на предмет, мода, личное восприятие руководителя и т.д. В то же время фирмы с большой историей, долгожители в производстве, даже сменив характер выпускаемых изделий, стараются сохранить свой товарный знак, свою «визитную карточку», зарекомендовавшую себя на рынке сбыта. Очень характерен пример известной автомобильной фирмы «Ситроен», ранее вместо автомобилей выпускавшей зубчатые шевронные колеса (шестерни с таким зацеплением).
Другие же, оставляя сущность знака, модернизируют его, как это сделал ВАЗ, введя свою «ладью» после нескольких решений в овал.
Некоторые даже очень известные фирмы, на протяжении многих лет имевшие несколько оригинальных вариантов товарных знаков, возвращались к первоначальному варианту. Так поступила, например, компания "Форд", вернувшись к знаку в виде слова "Форд" в овале.

При создании объемного графического изображения товарного (заводского) знака наряду с такими критериями, как лаконичность, узнаваемость и оригинальность, каждый элемент в нем неизбежно ассоциируется с определенным смысловым значением. Возможно и обратное. Есть графическое решение, и тогда к знаку в целом и его элементам подбираются характерные для данного вида продукции (основного для предприятия), смысловые объяснения.

Нечто подобное произошло и с нашим заводским знаком. На этот раз вначале было не слово, а рисунок буквы «У», трансформированной в стилизованное изображение летящей птицы. Исключительным правом пользоваться знаком для маркировки выпускаемой продукции обладает только предприятие, зарегистрировавшее знак в Государственной патентно-лицензионной службе и получившее свидетельство на него, которое продлевается через каждые 10 лет.


Для регистрации подается заявка с изображением знака и описанием, с тщательно выверенным текстовым материалом, исключающим любое другое толкование и возможность использования знака сторонними организациями. Заявка на заводской знак и стала одной из самых первых, поданных на регистрацию от имени Ульяновского автомобильного завода.

Однако стоит вернуться к середине 60-х годов прошлого столетия. В те годы в отделе главного конструктора, да и на заводе не существовало патентно-лицензионной службы. В этом, казалось бы, не было острой необходимости. Появление в конструкторских бюро по-настоящему оригинальных и интересных разработок на уровне изобретений воспринималось как итог обычной плановой работы, как некая часть, вклад автора или группы авторов в общее дело. И никто никогда не претендовал на исключительное право на авторство, приоритет или хотя бы на заявку на созданное техническое решение.

Пришло время, когда технические решения в разработках конструкторов завода необходимо было выполнять, учитывая мировой опыт развития отрасли и техники в целом, создавая при этом конкурентоспособную продукцию.

В те годы в отделе главного конструктора и была создана патентно-лицензионная группа под руководством Бориса Ивановича Мезенцева, позднее ею руководил Геннадий Васильевич Шиян. Задачами службы были проверка на патентную чистоту создаваемых изделий, выявление новизны и защита технических решений в Государственной патентно-лицензионной службе.

Промышленная интеллектуальная собственность и авторское право стали не "пустым звуком", патентная служба завода защищала свою интеллектуальную собственность путём подачи заявок в Государственную патентно-лицензионную службу.

Из года в год накапливлся опыт, компетентность и профессионализм сотрудников бюро, и в этом немалая заслуга Нины Леонидовны Самылиной, возглавлявшей коллектив продолжительное время. Ее необычайная ответственность за свою работу и работу коллег, завидная работоспособность, скурпулезность в оформлении различного рода документов, конечно же, положительно отражались на работе всего бюро.
Когда же настало время защитить наш заводской знак от притязаний автоконцерна "Адам Опель", бюро  не  только сумело это сделать, но еще и зарегистрировало его, несмотря на возможные санкции со стороны «Опеля», в странах Европы, Азии, Америки.

А исполнено это было Н.Л. Самылиной, А.П. Ермолаевой, Е.С. Митрофановой, Л.М. Шевченко и К.Д. Барановой. И в эти дни в этом важном для престижа завода бюро УГК продолжают защищать интересы завода Г,Ю. Землянская, А.В. Парамонова и В. В. Колесов.

Автор: A.M. Рахманов

Оригинал текста: "Панорама УАЗ" от 23.11.2012 года.

 

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: http://uaz-vzlet.ru/

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,