стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
126
Zor 16 июля 2013, 18:43

Газогенератор нового двигателя для ПАК ФА превзошёл расчётные характеристики

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

8 июля ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" и ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" ("Сатурн") провели пресс-конференцию. На вопросы журналистов отвечали заместитель гендиректора УК ОДК, управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров и заместитель управляющего директора по программам военных ГТД и спецтехнике НПО "Сатурн" Иван Марков.  

Было освещено множество тем, в том числе производство двигателей для беспилотных аппаратов и крылатых ракет.

На вопрос журналистов по двигателю для перспективного истребителя пятого поколения, разрабатываемого по программе "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА), И.Федоров отметил, что работа ведется чрезвычайно успешно под руководством генерального конструктора НТЦ им. Архипа Люльки Евгения Марчукова. Конструкторское бюро НПО "Сатурн", возглавляемое генеральным конструктором Юрием Шмотиным, очень хорошо поработало по газогенератору нового двигателя, характеристики получились гораздо лучше, чем ожидал заказчик. Сейчас идет окончательная компоновка двигателя и согласование с ОКБ им. Сухого вопросов по размещению двигателя на самолете. Президент ОАО "ОАК" Михаил Погосян ставит условие, чтобы двигатель устанавливался в самолет без каких-либо изменений в носителе (сейчас на Т-50 или истребителе ПАК ФА установлены двигатели изд."117" до появления нового двигателя). Установка двигателя второго этапа позволит серьезно увеличить скоростные характеристики самолета, так как возрастут тяга и приемистость, кроме того, двигатель будет легче.

Полный текст пресс-конференции см. по ссылке



Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 3
    Нет аватара Snowmage
    16.07.1319:33:59
    "+"    
  • 3
    Нет аватара Zampolit
    16.07.1320:20:25
       
  • 2
    Gruk Gruk
    16.07.1320:22:03
    Ваууу... круто... молодцы!!!!!
  • 1
    Нет аватара Hamlet
    16.07.1320:25:34
    Двигло вроде было одним из основных элементов перехода от 4++ до 5 поколения. (Сверхзвук на крейсерской скорости)новости однозначно плюс
    • -1
      Нет аватара Zor
      16.07.1320:29:12
      И основная проблема в двигле была газогенератор.
      • 2
        Нет аватара Hamlet
        16.07.1320:33:47
        Уверены? В ракетном ЖРД газогенератор очень важная штука, но не основная...думаю в авиадвигатетле тож немаловажная...если и правда больше нет глобальных сложно(долго)решаемых проблем то тогда новости +100500. Китайское(самое имхо опасное для нас сейчас)двигателестроение усиливает отставание.
        Отредактировано: Hamlet~20:34 16.07.13
        • 3
          user78 user78
          16.07.1321:01:56
          Китайское(самое имхо опасное для нас сейчас)двигателестроение усиливает отставание.

          усиливает отставание - хорошо сказано. И верно.     Только вот не китайское двигателестроение (которое еще нескоро встанет на ноги) сейчас самое опасное для нас, а всё же американское. Они двигатели умеют делать намного лучше чем китайцы, и именно они наши основные конкуренты и вероятные противники (а вовсе не Китай, который скорее геополитический союзник и партнёр).
          • 0
            Нет аватара Hamlet
            16.07.1321:11:50
            Ну насколько я знаю у амеров хорошие двигатели(во всяком случае в ЖРД по одному и з основных параметров, толщине рубашки охлаждения(в эпоху СССР) они нас делали)при этом сейчас пользуются нашими двигателями. В общем мне кажется что американцы(условно американцы...канадцы+британцы) превосходят нас на текущий момент в двигателестроении. но если ПАКФА заработает как 5-е поколение мы к ним здорово приблизимся. А китайцы безусловно очень быстро прогрессируют(это пугает) да и конечно они партнеры...но сцукохитрые, что нормально, в любом случае козыри иметь нужно и с партнерами.
            В целом же хочется мнение спецов от авиации услышать.
            Отредактировано: Hamlet~21:13 16.07.13
          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            17.07.1311:47:19
            а вовсе не Китай, который скорее геополитический союзник и партнёр
            В геополитике - да, партнёр. В экспорте ВиВТ - конкурент!
        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          17.07.1311:44:31
          Китайское (самое имхо опасное для нас сейчас) двигателестроение усиливает отставание
          Наверное, это мы увеличиваем отрыв? ;)
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      16.07.1323:43:01
      На самом деле двигатель 117, который сейчас используется на ПАК-ФА уже позволяет летать на крейсерском сверхзвуке на расстояние до 1500 км. На дозвуке 3500 км. Эти параметры уже лучше текущих конкурентов (F-22, F-35).

      На авиационных форумах идет спор, зачем нужен двигатель второго этапа. Есть предположение, что с ростом удельной тяги до 30% на двигателе второго этапа можно будет использовать плоское сопло, которое уменьшает тягу двигателя примерно так же на 30%. Т. е. двигатель второго этапа позволит иметь на ПАК-ФА те же летные характеристики, но с плоским соплом. Если это так, то ПАК-ФА будет действительно лучшим истребителем в мире.
      • 5
        AleksM AleksM
        17.07.1309:47:51
        Кроме эфемерного плюса в снижение ЭПР, плоское сопло даст очевидные ограничения в возможностях УВТ. Вряд ли подразумевается именно плоское сопло на второй этап. Погосян в это уже наигрался.
        Я ЩИТАЮ вопрос в приросте банальной тяговооруженности при большей экономичности. Вон ее чутка добавили у Су-35С и с хорошим УВТ это теперь чуть ли не самолет вертикального взлета    
        • 1
          Hasky Hasky
          17.07.1312:08:47
          Блин, извини, курсором не туда ткнул, хотел поставить плюс, попал в минус, хотел исправить (обнулить), еще раз попал в минус.
          +2))
          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            17.07.1312:15:04
            хотел исправить
            Оценку за комментарий исправить нельзя.
          • 0
            AleksM AleksM
            17.07.1312:19:53
            Ниче страшного. Сам так периодически попадаюсь. Надеюсь одмины увеличат размер -/+ батонов.
      • 0
        Нет аватара Hamlet
        17.07.1312:06:35
        Ну насколько я понял 1.1 маха это невыгодный режим эксплуатации(жор керосина). Необходимо достигнуть 1.3 маха минимум чтоб достигнуть выгоды.

        и по мнению конструкторов плоское сопло съедает 5-7% тяги. они щас работают над сокращением потерь до3-4%

        поправьте если я не прав.
      • 0
        Нет аватара DmitryO
        19.07.1316:18:28
        Один из важнейших параметров для маневренности истребителя (наряду с как можно меньшей нагрузкой на крыло) - тяговооруженность.
        Расклад по современным самолетам получается такой:

        Самолет Тяговооруженность 400/Нагрузка на крыло Сумма квадратов Поколение

        Т-50 дв 129 1,17 1,18 2,75 5
        Су 27 1,11 1,10 2,45 4
        F-15 Eagle 1,05 1,12 2,35 4
        Т-50 дв 117 0,98 1,18 2,34 5
        Су 35 1,14 1,01 2,31 4+
        МиГ-29 1,09 1 2,19 4
        F-22 1,05 1,03 2,17 5

        Так что новый двигатель нужен
    • 1
      Нет аватара guest
      17.07.1311:30:29
      Так нет же чётких критериев 5го поколения двигателей ... что они должны уметь ?
      Свехзвук крейсерский уже сейчас обеспечивают, хотя вроде "4е" поколение. Все эти "поколения" вообще вещь условная.
      • 0
        Нет аватара Hamlet
        17.07.1312:21:49
        насколько я понял из комментария Богдана(испытатель ПАК ФА и Су-35) он разгонялся до 1.1 в положении максимальное, а этого недостаточно чтоб говорить что у самолета есть бесфорсажный сверхзвук.

        Опять же 117 изделие имеет несколько модификаций причем некоторые это глубокая модернизация. По ним информация разная(секретность все таки)есть мнение что уже 117 позволяет достигать крейсерского, свыше 1.3 маха, сверхзвука.

        Поколение вещь условная, мне кажется это просто измененный список требований заказчика к изделию требующий глобальных изменений. типа обобщение.
        Отредактировано: Hamlet~12:25 17.07.13
    • 0
      Нет аватара Rakovich
      17.07.1317:34:07
      основной элемент - малозаметность. то, чего не хватает су-35 для того, чтобы перейти в 5 поколение
  • 2
    Нет аватара guest
    16.07.1320:36:59
    Молодцы +   
  • 1
    Нет аватара guest
    16.07.1320:49:14
    "+"
    Интересно было бы сделать подборку кричалок за последние годы, типа таких, навскидку:
    - ПАК ФА никогда не разработают!!!!
    - да собрали кое как из пластмассы, а он НЕ летает!!!
    ..............................
    ..............................
    ..............................
    - а у него двигатель 4-го поколения, а новый никогда НЕ разработают - значит ПАК ФА 4-е поколение!!!
    И с датами, а еще лучше с указанием оравших сие здесь.
    Был неплохой юморной анонс к статье.   
    А, в случае чего, "мокать" авторов таких цитат в собственные перлы   
    Отредактировано: Andrey Oslovskiy~20:50 16.07.13
    • 5
      Нет аватара visitor33111
      16.07.1321:45:38
      Да оно вам надо?Бог с ними,авось и они станут нашими единомышленниками...Надо надеятся,что из хомяков могут выйти люди -это же наши соотечественники...
      • 2
        Нет аватара unka
        16.07.1322:07:42
        Хомяки это те кто побогаче вашего и придумал кричалку хомяки.. живут в россии - гонора много дел никаких.. учатся за деньги и взятки .. стремятся ку власти что бы воровать.. Не уподобляйтесь им!

        Новости +..в СССР газогенераторам отводилась роль большая чем в Америке.. качество было выше чем у них.. и мы продвинулись дальше чем они..
        Так что не мы их догоняем а они.. отстают и солидно.
        • 1
          Нет аватара visitor33111
          16.07.1322:20:04
          я не понял уважаемый ,в чем я им уподобляюсь?И уж простите за откровенность-мне поздновато в данную категорию да и западло(емкое слово хоть и не люблю его).И к ним бы я отнес не только перечисленных вами, но и просто тех кто ноет /нудит/не верит в себя и сам ничего не делает(без тех страшных грехов что вы описали).Надо надеятся, что и эта категория граждан проснется и поймет ,что все в наших руках и не так уж мы плохи..Ну,не уничтожать же их мы с вами будем?
          А то что новость + тут ни у кого сомнений нет...
          • 1
            gecher gecher
            17.07.1315:00:35
            "просто тех кто ноет /нудит/не верит в себя и сам ничего не делает"
            Самые страшные - это те кто ничего не делает и при этом кричит что всё ЗАШИБИСЬ И МЫ ВСЕХ ЗАЛОМАЕМ!
        • 7
          vostok1982 vostok1982
          16.07.1322:37:09
          Вы как-то в одну кучу мажоров и хомяков смешали. Это разные вещи! Хомяки - в большинстве своём представители "креативного" класса, верующие в либеральные идеи и мессианство Запада и не верующие в Бога и в Россию.
          • 0
            AleksM AleksM
            17.07.1309:52:39
          • -3
            Нет аватара guest
            17.07.1313:26:36
            и какая связь между богом и Россией..
            • 6
              vostok1982 vostok1982
              17.07.1313:45:54
              Связь между ними особая, какая бывает между отцом и ребёнком. Много великих высказались по этому поводу, но лично мне больше всего нравится фраза немца фельдмаршала Миниха: "Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует…"
              • 0
                Нет аватара Zor
                17.07.1313:52:37
                Есть такой анекдот:
                - Я посмотрел Ваши анализы, больной, и думаю, что через две недели Вы уже нас покинете.
                - Спасибо, доктор, огромное спасибо!
                - Боюсь, что Вы неправильно меня поняли.

                С Минихом, КМК, такая же история.
              • 0
                Нет аватара guest
                17.07.1314:01:32
                Ну так немцам незазорно, с ними тоже был бог, если верить пряжкам ремней солдат вермахта =)
    • -1
      Нет аватара Bazin_
      16.07.1322:11:56
      Сейчас у них другие кричалки,похитрее,как у Хэмлета выше."Приблизимся к канадцам и британцам,с 5-м поколением"   
    • 0
      Нет аватара 1111
      18.07.1322:19:05
      Если вам делать нечего, то найдите на форуме "украинской правды" ветку про ПАКФА. Веточка, естественно, загнулась, но обсуждали долго.
  • 0
    ivankun ivankun
    16.07.1322:19:58
    Класс!
  • 0
    Нет аватара RusSoft
    16.07.1322:29:33
    Да... будет поистине круто, если мы с ПАК-ФА уделаем "знаменитые" и распиаренные стелсы пиндосов. В которые они угрохали сотни миллиардов    
  • 0
    Gagarin Gagarin
    16.07.1322:31:32
    Михаил Погосян ставит условие, чтобы двигатель устанавливался в самолет без каких-либо изменений в носителе имхо,вроде планируемый штатный с плоским соплом д.б. как я понимаю это двигун пока второго этапа..
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      16.07.1323:47:43
      На Паралае же уже обсудили. Сопло это часть двигателя и к конструкции планера особо отношения не имеет.

      В любом случае, даже, если новый двигатель будет без плоского сопла, то летные характеристики ПАК-ФА с ним будут по истине колоссальными. Такой самолет с легкостью сможет заменить МИГ-31.

      Достигнем трех махов?
      Отредактировано: Zveruga~23:48 16.07.13
      • 3
        user78 user78
        16.07.1323:55:27
        Да, а ещё на Паралае верно заметили, что плоское сопло не очень то подходит для всеракурсного УВТ. Ну и выигрыш в малозаметности от плоского сопла невелик.
      • 0
        Нет аватара guest
        17.07.1309:19:19
        Да хотелось бы конечно))Насколько я знаю, были проблемы с вертикальным двухкилевым оперением из за того что кили выполнены цельноповоротными да и еще и композитными, что несет само по себе новизну и, соответственно, риск. Я к тому, что максимальную скорость ограничивали из-за этого фактора. Решили ли эту проблему конструкторы? Если да, то ПАК ФА с новым двиглом получится очень шустрым    
      • 1
        MetalData MetalData
        17.07.1314:14:14
        Достигнем трех махов?

        А зачем?     Вроде гонка за скоростью уже закончилась. Да и на такой скорости при "сверхманёвренности" лётчика не спасут никакие изделия от "Звезды" - поворот и самолёт пополам, а лётчик на отбивные котлеты.    
        Это же не перехватчик, а истребитель!

        Не надо пихать всё в одну машину. С Т-50 хватит уже и тех чудес, что он делает сейчас. Для остального есть МиГ-31 и дальняя авиация. Ну, может через несколько лет, сделают аналог Су-34 и из Т-50    .
        • Комментарий удален
    • 3
      Нет аватара guest
      16.07.1323:53:25
      Это условие выставляется для того, чтобы новый двигатель пошел также и в 27-е, 34-е и 35-е модели. И это будет 4+++, возможно даже более важное на сегодняшний день поколение, чем 5-е.
      Отредактировано: Русский Парень~23:53 16.07.13
  • 1
    Нет аватара guest
    17.07.1300:30:18
    Газогенератор в ТРД и ЖРД - это одинаково называющиеся, но совершенно разные по назначению и конструкции узлы.
    О поколениях. Наверное уже пора отказаться от нынешнего деления на поколения, ибо оно сильно мешает определяться с назначением и возможностями самолета. Определение пятому поколению дали американцы по тем параметрам самолета, которые тогда не могла дать любая другая страна. До этого поколения определялись по качественному скачку технологий, позволявших сильно изменить тактику применения самолетов и\или обеспечивающих безоговорочное превосходство над более ранними моделями самолетов. Тактической характеристикой самолета пятого поколения объявлена способность обнаружить противника раньше и дальше и произвести запуск самонаводящихся ракет с максимального расстояния. Тогда не ясно зачем такие технологические признаки пятого поколения как: крейсерская сверхзвуковая скорость, беспереплетный фонарь, двигатели с определенными характеристиками и т. п.? С этой боевой задачей прекрасно могут справится и современные самолеты, после определенной модернизации и вооружения дальнобойными ракетами и новейшими РЛС. Так что наверное не стоит рисовать столько плюсов после четвертки. Да и в возможности исключительно загоризонтных боев между самолетами сегодня выглядит все более сомнительной.Наоборот, на первый план выходить способность к сверхманевренности на малых скоростях, для борьбы с дронами..
    • 0
      Нет аватара Hamlet
      17.07.1312:12:28
      Тактической характеристикой самолета пятого поколения объявлена способность обнаружить противника раньше и дальше и произвести запуск самонаводящихся ракет с максимального расстояния.
      а также быть позже замеченным противником чтоб подобраться на расстояние удара, и обладать высокой крейсерской скоростью чтоб максимально быстро на него подобраться. т.е. у нас эту задачу сможет решить только ПАК ФА. Наличие(в ТЗ) у него авиапушки и высокой маневренности означает что заказчик понимает что бои на дистанциях прямой видимости не теряют актуальности.
    • 0
      Нет аватара 1111
      18.07.1322:26:58
      Если я правильно понимаю, то пока искусственный интеллект не придуман, то с дронами можно бороться одним выключателем аппаратуры РЭБ (и отстреливать как привязанных куропаток в тире). Против достаточно примитивных программ поднимать в воздух самолёт... сомнительно.
  • 0
    Нет аватара troller
    17.07.1302:53:55
    ПлюсищщЕ !
    Так держать!
  • 0
    Нет аватара diversant2012
    17.07.1306:34:56
    Новость Очень позитивная! Но не стоит забывать о том что в современных двигателях автомобилей уже не столько играет роль конструкция, сколько ПО и электроника которая им управляет и выводит его на наивысшее КПД. Здесь у нас конечно есть отставание, которое нужно преодолеть и сделать рывок. Сравнение конечно условное, но как то так.
    • 2
      user78 user78
      17.07.1310:30:03
      Но не стоит забывать о том что в современных двигателях автомобилей уже не столько играет роль конструкция, сколько ПО и электроника которая им управляет и выводит его на наивысшее КПД. Здесь у нас конечно есть отставание, которое нужно преодолеть и сделать рывок.

      Так то автомобили.. А в ракетных и турбореактивных двигателях куда важнее температура сгорания и давление. То есть на передний план выходят материаловедение, металлургия. Поэтому китайцы до сих пор закупают у нас наши авиационные двигатели, а американцы закупают российские ракетные двигатели. И никакого отставания у нас тут нет.    
    • 3
      Нет аватара m2j
      17.07.1311:26:47
      Я конечно подотстал от темы за 8 лет после универа, но для дозирования топлива и для управления основными исполнительными механизмами ГТД никакой супер электроники и супер ПО ранее не требовалось. Сплошная гидромеханика+электромагнитные клапана (т.е. дискретное управление). Просто и надежно. Да и усилия там такие (хоть насос-дозатор, хоть поворотные механизмы лопаток), что никакие электроприводы попросту неприменимы. И я сильно подозреваю, что в современном ГТД оно все примерно в том же ключе решается.
      Это для наземки электроника рулит ибо нет масогабаритных ограничений, а эксплуатировать технику требуется на порядок дольше, отсюда и ремонтопригодность должна быть выше, а по сему дорогущий гидромеханическиа агрегат дозирования топлива проще заменить на контроллер и наземные исполнительные механизмы
      Так что материаловедение и технологии производства лопаток турбин - вот основные сдерживающие факторы
      Отредактировано: m2j~11:27 17.07.13
  • 0
    Нет аватара Samminosh
    17.07.1313:01:50
    Вот не понимаю я этого: как может переполненное матаном техническое устройство оказаться лучше расчетного? В идеале должно полностью соответствовать проекту.
    Если хуже, значит, чего-то не доглядели или ошиблись, это понятно, но превзойти...
    "Мужики, давайте просверлим тут дырку и посмотрим что получится".
    Странная фигня, в общем)
    • 3
      Нет аватара Zor
      17.07.1313:20:40
      Матмодель всё равно не просчитывает до конца все аспекты. Есть какие-то допуски "плюс-минус". В данном случае, если верить Фёдорову получился плюс.
      А может так быть, что матан до этого был кривой и неполный. То есть теория не учитывала влияние неких факторов. Что, кстати, вполне вероятно, поскольку до этого у отечественного авиадвигателестроения было отставание НМИ как раз по газогенераторам.
      • 1
        Нет аватара Samminosh
        17.07.1314:51:28
        Русский "Авось" непобедим, а интуиция прекрасная штука, но лучше все же совершенствовать расчеты.
        • 0
          Нет аватара Zor
          17.07.1316:01:52
          Надеюсь, что по результатам создания нового газогенератора так и будет сделано.
    • 2
      Нет аватара wizarden
      17.07.1315:15:44
      А где там про расчеты?

      "характеристики получились гораздо лучше, чем ожидал заказчик"

      В ходе работ удалось добиться лучших характеристик, чем надо было по ТЗ, а ТЗ никогда точных расчетов не содержит, оно устанавливает требования, в которые должно вписаться изделие.
      • 0
        Нет аватара Samminosh
        17.07.1315:53:12
        В каком-то рассказе Рудазова был полусумасшедший ученый, которому заказали танк, но когда тот его создал, получился вертолет.
        Странная фигня.
    • 0
      Нет аватара guest
      18.07.1315:21:21
      В любых расчетах фигурируют т. н. коэффициенты запаса. Это означает, что агрегат должен выполнять свои функции в самом худшем раскладе: когда все компоненты сошлись вместе с самой нижней характеристикой из допустимого диапазона. Если итоговая характеристика оказалась лучше расчетной, это может означать, что коэффициенты запаса выбраны неправильно (с бОльшим запасом, чем необходимо). Как-то так.
  • 0
    Jennka Jennka
    17.07.1318:41:52
    И что теперь будет?)   
    • 0
      Нет аватара guest
      18.07.1315:22:18
      Все будет хорошо    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,