стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
34

Ход подготовки к строительству АЭС в Белоруссии (фоторепортаж)

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Мы публикуем материал, который подготовил для AtomInfo.Ru белорусский журналист Василий СЕМАШКО. Все фотографии в тексте - автора, кроме особо отмеченных.

Примечание. Некоторые из фотографий делались в движении. Все фотографии кликабельны.

  

Департамент по ядерной и радиационной безопасности министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госатомнадзор) выдал ГУ "Дирекция строительства атомной электростанции", выступающему в качестве заказчика строительства Белорусской АЭС, специальное разрешение (лицензию) №02300/239-4 от 13 сентября 2013 года на сооружение ядерной установки энергоблока №1 Белорусской атомной электростанции.

В самое ближайшее время официально начнётся строительство Белорусской АЭС, а пока к нему идёт подготовка.


Новая жизнь погранзоны

Островецкий район на протяжении десятилетий был откровенным захолустьем на севере Беларуси. Райцентр - посёлок, где одно из крупных предприятий - радиозавод, выпускавший в последние годы, помимо садового инвентаря, удлинители с розетками в металлическом коробе, которые, по словам заводчан, предназначались для коровников.

В пяти километрах от посёлка - пограничная станция Гудогай на железной дороге Минск-Вильнюс. В другую сторону, 20 километрах от Островца, проходит автомобильная дорога Вильнюс-Полоцк.

Из особенностей района можно отметить красивую природу, чистые реки, в том числе и Вилию, на берегах которой ниже по течению стоит Вильнюс, и величественные костёлы - преобладает здесь католическая вера.

После развала СССР почти два десятилетия в районе действовал режим пограничной зоны, согласно которому, без соответствующего разрешения находиться здесь было запрещено. Единственным результатом этого режима было препятствование развитию туризма в регионе.

Местность в районе площадки - равнина и пологие холмы, поля, болота и небольшие леса. Население - небольшие деревни и обилие хуторов, половина из которых заброшена. До недавнего времени на хуторе около самой площадки всю жизнь без электричества жила баба Геня.

В том, что белорусская АЭС будет под Островцом, можно было убедиться задолго до официального объявления об утверждении этой площадки.

Ещё продолжались геологические исследования, когда начали создавать в районе соответствующую инфраструктуру.

Масштабным строительством была автомобильная дорога из Островца мимо площадки на дорогу Вильнюс-Полоцк. Среди вымирающих деревень и полуразрушенных хуторов пролегла отличная дорога, на которой одно время любители устраивали соревнования по драг-райсингу.

Параллельно автомобильной дороги начали прокладку 25 километров железной дороги от Гудогая до площадки.


Из посёлка в город

Когда Островецкую площадку официально утвердили, строительство стали вести интенсивней.

Рядом со станцией Гудогай возвели "Объединённую пионерную базу" для переброски грузов от железной дороги Минск-Вильнюс к площадке. По существу это новая железнодорожная станция с логистическим центром, бетоносмесительный и растворобетонные узлы, цеха по производству железобетонных изделий и деревообработке, автомобильная заправка, всего около 30 промышленных зданий и сооружений.

В самом Островце тоже произошли изменения. В центре посёлка сделали "капитальный ремонт" - привели в порядок дороги, реконструировали гостиницу, провели косметический ремонт зданий.

В здании кинотеатра разместили информационный центр Белорусской АЭС, основной задачей которого является пропаганда "мирного атома".

Но наиболее масштабные изменения в Островце произошли на окраине в сторону площадки. Вначале при выезде из города в районе старой дороги к площадке построили несколько девятиэтажных панельных домов для строителей АЭС. На первом этаже одного из них размещалась дирекция строительства АЭС, которая потом переехала на саму площадку.

В другой части Островца, ближе к новой дороге на площадку, строится целый микрорайон под нужды АЭС. Часть домов уже сдана. В квартирах организованы временные общежития для строителей. Проживают они по 2-3 человека в комнате. После окончания стройки планируется из общежитий сделать обычные жилые дома для персонала АЭС.

Короче говоря, посёлок Островец превратился в город. Как следствие, в Островце существенно выросли цены на арендное жильё, а у десятилетиями заброшенных хуторов в районе площадки "вдруг" нашлись хозяева.


Площадка

По вечерам с соседних пологих холмов видно, как площадка выделяется на местности ярким пятном. Светлым пятном песчаной почвы площадка хорошо видна на "гугловском" фотоснимке. Каждое утро автобусы доставляют рабочих на площадку. По вечерам - обратно в Островец.

  • Спутниковая фотография местности вокруг площадки. Фото Google Earth. Река Вилия видна справа.
  • Спутниковая фотография местности вокруг площадки. Фото Google Earth. Река Вилия видна справа.

Около площадки вдоль автомобильной дороги прокладывают трубопровод из пластиковых труб диаметром около метра - вероятно для водопровода системы охлаждения.

Сама площадка уже больше года огорожена решётчатым арматурным трёхметровым забором белого цвета с колючей лентой поверху. Толщина металлических прутьев - 5 мм. Подобным забором огорожена Чернобыльская АЭС и некоторые тюрьмы в Германии.

На стоянке встречаются автомобили с российскими и украинскими номерами. Въезд охраняется вневедомственной охраной из пенсионеров мужчин и молодых женщин. Оружия у охраны не видно. Камер наблюдения, систем сигнализации, и вообще, тщательной охраны периметра площадки пока нет.

Находясь на площадке тяжело поверить, что ещё четыре года назад здесь были колхозные поля. Сейчас на их месте - индустриальная зона за высоким забором. Железнодорожная станция с рампами для разгрузки сыпучих грузов, бетоно-растворный завод, административные здания со столовой, ряды складских ангаров, собственные скважины питьевой воды и собственные очистные сооружения, своя подстанция.

На площадке большой количество строительной и дорожной техники. Длина площадки - около трёх километров, ширина - 1,2 км. Передвигаться по ней желательно на автомобиле или, в крайнем случае, велосипеде.

Огромная куча верхнего плодородного слоя почвы, заботливо срезанного и скандированного поблизости от площадки при начале её разработки, сейчас почти исчезла.

При выравнивании площадки изымаемым песком и глиной засыпали в окрестностях овраги и небольшие болота, а затем сверху покрывали это слоем плодородного грунта, создавая новые посевные поля.


Рабочие кадры

Бетоно-растворный завод введён в действие в мае 2013 года, работает с белорусским цементом Красносельского завода стройматериалов. Бетоновозы-миксеры отвозят эту раствор в ту часть площадки, где идёт заливка фундамента под основание реактора.

Работы ведутся силами белорусских организаций Гомельпромстрой, Гроднооблстрой, Белэнергострой, Гроднопромстрой, 8-й трест г. Бреста, 41 трест г. Сморгони.

Из окрестных деревень на площадке работают единицы. Летом на стройплощадке трудился студенческий отряд БРСМ (Белорусский Республиканский Союз Молодёжи - общественная провластная организация - наследник комсомола).

Всего задействовано около 1500 рабочих. Гастарбайтеров из турок, китайцев, таджиков, молдаван и т.п. здесь нет.

В приватных беседах узнавал о том, что руководители вышеперечисленных строительных организаций стараются в длительную командировку в Островец сослать далеко не лучших работников.

В тоже время здесь строгий контроль за качеством и в случае нарушения трудовой дисциплины (чаще всего - злоупотребление спиртным) быстро отправляют виновника домой. В итоге получается текучка кадров.

Зарплата у строителей со слов руководства 6-8 млн белорусских рублей (примерно 800 - 900 долларов). Примерно такая или чуть больше зарплата у строителей в Минске. В областных городах - меньше.

Посетители

Въезд в той части, где возводится фундамент под АЭС, огорожен стандартной трёхметровой оградой. Вручную женщина-охранник открывает ворота.

Там виднеются несколько башенных кранов, по виду напоминающих те, что производят в Ржеве.

В вырытом котловане вовсю идут бетонные работы. Для посетителей сооружена смотровая площадка. Около площадки - шильда с указанием фамилий, должностей и контактных телефонных номеров ответственных за строительство лиц.

Часть номеров закрывает наклейка с перечеркнутой фотокамерой. Но именно с этой площадки все журналисты осуществляют фото-видеосъёмку. Как пояснили руководители стройки, тайну представляют отдельные технологии заливки.

Видны миксеры-бетоновозы, небольшие автокраны, бетононасосы. Прямоугольные бетонные фигуры чем-то напоминают мозаику "тетриса". Их толщина впечатляет - от 1,5 до 8 метров.

Главный инженер управления капитального строительства дирекции по строительству АЭС Александр Поздняков поясняет - это всё ещё не строительство станции, а только подготовка к нему. Сам момент официального строительства начнётся с заливки основания под реактор и произойти это должно в ближайшие дни.

  • Александр Поздняков
  • Александр Поздняков

Общее впечатление - подготовка к строительству АЭС, а фактически её строительство идёт в нормальном ритме. Пока противники Белорусской АЭС рассуждают на тему "Будет или не будет она построена", станция фактически давно строится.

ВАСИЛИЙ СЕМАШКО, ДЛЯ ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 07.11.2013

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • Fibo
  • 7
  • 4
    alex100270 alex100270
    09.11.1316:57:43
    +! Спасибо за подробный обзор!    
  • 4
    bigpotap bigpotap
    09.11.1317:23:42
    ++ ооо, класно давно хотел посмотреть на подробный обзор со стройки    
    Отредактировано: bigpotap~17:24 09.11.13
  • -2
    Нет аватара guest
    09.11.1322:59:33
    Если учесть что кредит который взяла незалежная территория превышает ЗВР,внешнеторговое сальдо с начала года -3.5 млрд.$,то можно сказать,что это российская станция.И будет таковой.Брать кредитные обязательства которые невозможно выплатить,означает,что актив будет отдан стороне выдавшей кредит,т.е. России.
  • 1
    Byvalnyi Byvalnyi
    10.11.1311:18:43
    Литовцы попались. Свою станцию по требованию европы закрыли, зато поимеют другую от батьки в 45 км от Вильнюса.
    А с другой стороны в Калининградской области сейчас строят еще одну в 10 км от границы с Литвой.
    • 0
      Нет аватара guest
      10.11.1312:23:30
      А Вильно и есть Беларусь- после войны усатый его "подарил" Литве, ну а дальше сами знаете.      
  • 0
    Нет аватара guest
    10.11.1319:17:08
    Мне то что плакать,я такой кредит не брал.А вот в незалежной территории пусть плачут и думают:как отдавать?
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,