стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
7
Samboris 25 декабря 2013, 22:23

Sukhoi не дает пилотам совершить ошибку

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 Взлет в Жуковском

Я - человеческий фактор. Тот самый, который поминают в отчетах о героических рейсах, а также об авиационных трагедиях и катастрофах. То есть обычный человек за штурвалом современного самолета. В нашем случае - это "Сухой Суперджет 100".

  • 33d1b835.jpg
  • 33d1b835.jpg

Сижу в кабине пилотов в кресле командира корабля. Все необходимые для взлета системы включены.  В кресле второго пилота - мой инструктор - Антон Волосов, инженер центра обучения "Сухого" в подмосковном Жуковском и просто толковый парень. Ну, говорит он, теперь рычаги управления двигателями вперед до отказа. Я сдвигаю оба рычага вперед, ощущая, как начинает подрагивать от нетерпения тело самолета. - Начали разбег, - говорит Антон. - Боковой ветер. Учитывайте. Я учитываю. - Теперь, - дает указание Волосов, - рычаг управления левой рукой плавно на себя. Взлетаем! Я беру левой рукой рычаг, напоминающий игровой джойстик, плавно тяну на себя. - Летим, - спокойно говорит мой инструктор, как будто ваш покорный слуга взлетает на "Суперджете" каждое утро и садится каждый вечер. - Летим! - кричу я. Волосов глядит на меня с улыбкой, качает головой и пожимает плечами. Теперь, - говорит он, - набираем скорость и высоту, ложимся на курс. Курс у нас простой и приятный: мы летим в Венецию, в аэропорт Марко Поло.

С нескрываемым сожалением спешу успокоить вас, мой дорогой терпеливый читатель: никто никогда и нигде не допустит корреспондента газеты (даже "Российской") к управлению пассажирским самолетом. Выходит, все, что вы только что прочитали, - плод моей бессовестной фантазии? Нет, все так и было. С Антоном Волосовым мы взлетали на одном из самых современных в мире тренажеров. Он так и называется - Full Flight Simulator - полный имитатор полета. Этот вполне фантастический комплекс сделан специально для тренировочных центров "Сухого" (их всего два) и еще один - для "Аэрофлота". Три уникальных механизма, напичканных электроникой и блистательными инженерными решениями, сделала знаменитая французская фирма, которая произвела на свет симулейтор для легендарного самолета мечты, построенного "Боингом". Что это за механизм?

  • 682466e2.jpg
  • 682466e2.jpg

Внешне это странный огромный агрегат на стальных телескопических ногах, напоминающий марсианина из фантазий Герберта Уэллса. Внутри - абсолютно полная имитация кабины пилотов "Сухого Суперджета 100". Но не это производит ошеломляющее впечатление на "чайников" вроде меня. Главное - электронное изображение в окне кабины пилотов. Мало того, что оно ничем не отличается от реального и способно создавать точную визуальную иллюзию всех фаз полета, - параметры этого изображения можно создать на компьютере, расположенном здесь же. Перед нашим взлетом Антон Волосов поинтересовался: когда я хочу взлетать - днем, ночью, вечером или ранним утром? - Вы что, можете управлять Солнцем? - съязвил я. - Именно, - спокойно ответил Антон. Компьютер задает параметры времени суток и за окном кабины пилотов может быть, в зависимости от вашего желания, ночь или утро. Но и это не все. Компьютер способен создать реальное изображение реально существующего аэропорта. Я, например, взлетал с полосы N36 миланского Мальпенсы. Таковы были параметры, заложенные в компьютер. И боковой ветер при взлете тоже дул оттуда же. Эта замечательная машина в состоянии воспроизвести и механические толчки при посадке, и колебания корпуса при турбулентности…

Прекрасный специалист Игорь Борисович Сударов - руководитель тренировочного центра "Сухого" в Жуковском - рассказывал мне, что в компьютере Full Flight Simulatior можно создать любую аварийную ситуацию, из которой обучаемый экипаж будет самостоятельно выбираться. На реальном борту это было бы невозможным.

  • 7c335440.jpg
  • 7c335440.jpg

Много ли пилотов прошли школу на таких механизмах? Сто восемьдесят шесть. А до конца года их будет уже двести тридцать. Как они тренируются? Существует несколько программ. Более короткая для пилотов, приходящих в центр "Сухого" с аэробусов А-320 или, как говорят здесь, - из стеклянных кабин - Glas Cockpit. Они, эти пилоты, уже привыкли к компьютерным панелям, на которых читаются все параметры полета, взлета и посадки. Другое дело летчики с отечественных машин типа "Туполева" или "Антонова". Там приборы не на едином дисплее, а рассыпаны по всей кабине пилотов в виде реальных застекленных кружочков. Таким летчикам предлагается более длительный курс. Как сказал Сударов, нашим пилотам с отечественных самолетов приходится осваивать новую философию профессии. Это трудно и не всем по силам. Помимо новой философии пилотажа надо элементарно знать английский язык в объеме авиационно-технических требований. Это второй порог на пути к кабине "Сухого". Ни единого слова на русском языке в компьютерах "Сухого Суперджета 100" нет, только на английском. Таково обязательное требование этого по-настоящему международного проекта.

Абсолютное большинство пилотов, приходящих в центры обучения "Сухого", с программами справляются. Но не все. Стандартная статистика отсева - от двух до семи процентов. У нас, вероятно, отсеивается больше, чем в таком же центре в Венеции. Почему? Помимо английского языка и новой философии пилотажной работы существует и еще одна причина. Мне рассказал о ней опытнейший пилот-инструктор учебного центра "Сухого" в Жуковском Павел Казанцев. На всех зарубежных "стеклянных кабинах" экипаж (помимо бортпроводников) давно уже состоит из двух человек - командира воздушного судна и второго пилота. На отечественных самолетах - экипаж четыре-пять человек. Помимо командира есть и второй пилот, и штурман, и бортинженер… Командир "Сухого" совмещает в себе и штурмана, и инженера, и радиста, и второго пилота. Равно, как и второй пилот. Они взаимозаменяемы и напряженно работают в течение всего полетного времени. Командир экипажа на российских бортах нередко становился этаким комиссаром полета, административным руководителем своих подчиненных (вполне советский принцип иерархии). Администраторы и комиссары в современных "стеклянных кабинах" не нужны, нужны грамотные, образованные профессионалы, которые будут добросовестно работать, а не только давать указания. Тем более, что роль бортового администратора на "Сухом" во многом выполняет сам самолет.

В какой-то момент нашего полета мой инструктор Антон Волосов попросил меня потянуть рычаг управления на себя до отказа. - Зачем? - спросил я. - А вот увидите, что будет, - хитро улыбнулся Антон. - Но ведь самолет задерет нос, потеряет скорость и в конце концов начнет падать, - не унимался я. - Попробуйте, - повторил Волосов. Я попробовал. В первые секунды наш самолет действительно круто задрал нос в небо. Но потом случилось вот что. Бортовой компьютер понял, к чему я клоню, и отдал соответствующее распоряжение. Вскоре я почувствовал, как нечеловеческая сила стала возвращать мою руку с рычагом управления в исходное положение. Тело "Суперджета" выровнялось и, не смотря на мои чудовищные усилия, продолжило полет в заданном направлении. То же самое произошло бы,- сказал Волосов, - если бы вы попробовали превысить допустимый угол крена или сознательно промазали бы мимо посадочной полосы. "Сухой" не даст вам совершить ошибку. - Здорово! - оценил я, но уже через секунду задумался.

Что же это получается, господа философы нового пилотирования?! Безопасность - это, кто спорит, замечательно. Но к чему вы хотите свести роль гордой профессии летчика? Нет, еще шире - роль человека. К придатку тотального технологического господства? К замыкающему выстроенную логистическую цепочку технологий? Зачем он вам, с его знаниями, опытом, с его уникальной чувственной системой, с его интуицией, в конце концов? Чтобы вовремя нажимать кнопки и тумблеры, которые вы для него вовремя же и подсветите, как лампочку для собаки Павлова? И эту игру в "подай-принеси" в дворницкой у современных технологий вы называете жизнью? И эту иллюзию пилотажа вы называете полетом? Не проще ли вообще отказаться от пилотов, раз и навсегда заменив их автоматами? Что и происходит, кстати говоря, уже в метро (поезда без машинистов), на высокотехнологичных автострадах (автомобили без водителей). А куда же девать меня - человеческий фактор? В пассажиры?

Забегу вперед, хотя когда пишешь о "Суперджете", это сделать сложно. Я задал все эти вопросы замечательному специалисту Луке Кодацци - менеджеру учебного центра "Сухого" в Венеции. Лука улыбнулся и ответил, что вряд ли мы когда-нибудь доживем до пилота-робота. И дело здесь не столько в уважении человеческих качеств профессионального летчика, сколько в простом соображении. Я бы отказался лететь пассажиром на том самолете, где нет пилота - человека, который бы мог разделить со мной риск катастрофы. Редко я слышал столь убедительный ответ на свой вопрос. И еще, - закончил свою мысль Лука, - роль современного пилота отнюдь не только в том, чтобы выполнять подсказки компьютера, но и в том, чтобы взять на себя управление, когда этот компьютер даст сбой. Собственно этому мы и учим будущих пилотов "Суперджетов".

Посадка в Венеции

Зачем "Сухому" учебный центр для экипажей в Венеции? Если отвечать профессиональным языком, то это стратегия постпродажного обслуживания самолетов "Сухого". Если говорить понятно, то одной фразой не ответишь. "Сухой Суперджет 100" - это визитная карточка современного российского гражданского самолетостроения. Перед тем как начать этот проект, "Сухой" должен был выбрать, по какому пути идти. Пути было два. Первый - обожаемый нашими записными патриотами и коммунистами: собрать все силы в кулак и создать свой суперсамолет, где все будет отечественным, до последней заклепки, назло врагам. Этот самолет потянет за собой всю экономику России и вытянет ее на светлый путь развития. Беда этого пути в том, что он, как и все, что предлагают коммунисты и ультрапатриоты, - абсолютно утопичен. Мы отстали от развитого мира. В технологиях, в реальных разработках. "Эрбас" и "Боинг" царствуют на рынке не потому, что ЦРУ и британская МИ-6 разрушили наши авиазаводы, а потому что "Эрбас" и "Боинг" реально лучше наших "Туполевых", "Антоновых" и "Илюшиных". Они обогнали нас, и это надо признать. В "Сухом", слава богу, работают реалисты, и потому они пошли вторым путем. Открыться миру, изначально пригласить для участия в проекте лучших зарубежных производителей, сделать проект международным, но с русским логотипом "Сухой". Не конкурировать ни с "Эрбасом", ни с "Боингом", уступить им первенство в дальнемагистральных перевозках, но взять свое на региональных маршрутах.

Так родилась отличная, суперсовременная машина "Сухой Суперджет 100", которой гордятся многие мировые производители. И не удивительно. Авионику для этого самолета делала знаменитая компания Thales, шасси - Messier-Bugatti-Dowty, вспомогательную силовую установку произвела компания Honeywell, Libherr поставил системы кондиционирования воздуха, Hamilton Sundstrand - электрооборудование, Parker - гидравлические системы, Goodrich - колесные тормоза, салон оборудует итальянская Pinifarina… А собирается все это на современных заводах в Комсомольске-на-Амуре и в Новосибирске. Сегодня эти предприятия имеют сто семьдесят девять твердых заказов по всему миру.

Раз есть заказы - значит, надо обучать экипажи. Никто не будет покупать "Суперджет", чтобы поставить его у себя в саду и любоваться им. Самолет должен летать, ведомый хорошо обученными пилотами. Так родилась идея создать совместное предприятие со знаменитой итальянской компанией Alеnia Aermacchi. И в 2008 году появился итальянский центр подготовки экипажей для "Суперджета". Почему именно в Венеции?

Когда я задал этот вопрос менеджеру итальянского центра подготовки "Сухого" Карло Оккьято, он в ответ спросил: вы хотите, чтобы я ответил шуткой или серьезно. - Шуткой,- сказал я, - а потом серьезно.

  • 8e745d29.jpg
  • 8e745d29.jpg

- Венеция, - сказал Оккьято,- едва ли ни единственный город Италии, куда можно с равным успехом приехать на поезде, на автомобиле, приплыть на корабле и прилететь на самолете. Если серьезно, то это базовый город "Алении", здесь расположена основная инфраструктура компании, поэтому вопрос о базировании совместного итало-российского предприятия решился сам собой.

Все оборудование итальянского центра абсолютно идентично центру в Жуковском. Преимущественно в итальянском центре обучаются зарубежные экипажи, в Жуковском, как я понял, упор делается на обучение отечественных. Методики идентичны, имеют авторитетные европейские сертификаты. Но меня, как вы понимаете, неумолимо тянуло к Full Flight Simulatior. Я должен был совершить посадку в Венеции.

И вот я опять сижу в кресле пилота. Разворот. Во фронтальном окне видна далекая взлетно-посадочная полоса. Снижаюсь. Выполняю команды, которые на английском дает бортовой компьютер "Суперджета". Закрылки полные. Шасси есть!

- Attention! ЗахОдите ниже глиссады! - "Сухой" исправляет мою ошибку.

Тридцать пять метров! Двадцать метров! Десять! Касание! Черт! Я забыл включить автоматическое торможение! Включается реверс!

Все, сели.

Так и тянет написать: я посадил "Суперджет". На самом деле это "Суперджет" приземлил меня.

  • 1c51c125.jpg
  • 1c51c125.jpg

Юрий Лепский — Российская газета

25 Dec 2013, 17:25

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,