Лого Сделано у нас
56

Экскурсия на Промтрактор-Промлит

  •  © img-fotki.yandex.ru

Совсем недавно я уже приезжал в Чебоксары на завод Промтрактор, производящий тяжелую промышленную технику под брендом ЧЕТРА. Тогда мне показали сборку тракторов, начиная от производства трансмиссии, и заканчивая испытаниями готовой техники. Но за кадром осталось самое главное. Ведь сборка в трудоемкости производства это всего около 5% от общих трудозатрат на производство трактора. Да и качество продукта, что бы там не говорили, от сборки зависит не так сильно. Куда важнее технология производства деталей, тех, на которые придется основная нагрузка в процессе работы. А это и качество металла, его химический состав, и технология литья. На этот раз нам показали именно этот этап производства — литье, мы увидели почему ЧЕТРА относит себя к премиум сегменту, то, почему Чебоксарцы гордятся качеством своих тракторов, то,почему бульдозеры ЧЕТРА работают в самых экстремальных условиях Русского Севера. Нам показали один из самых современных и мощных заводов промышленного литья не только в России, но и, по меньшей мере, в Европе.

«Промтрактор-Промлит» это гигантский производственный комплекс, способный производить изделия практически любой сложности, массы, из различных металлов и сплавов с использованием различных технологий, включая порошковое литье. Завод обеспечивает не только потребности Промтрактора в литье, но и активно работает с другими заказчиками, как входящими в состав концерна Тракторные Заводы, так и сторонними. В числе заказчиков есть как российские заводы, например ГАЗ, так и иностранные, локализующие в России свое производство, такие как Джон-Дир. То что иностранные заводы заказывают литье здесь в Чебоксарах, говорит о качестве продукции. Всего же на Промлите производят несколько тысяч наименований продукции от нескольких грамм до нескольких тонн.

Промлит достаточно молодое производство. Первым объектом литейного производства на строящемся ЧЗПТ был ремонтно — литейный цех (РЛЦ). Его строительство началось в феврале 1974 года. В январе 1978 года Госкомиссия приняла первые мощности на 10 тыс. т. литья в год. Вторым объектом литейного производства стал Цех тяжелых стальных отливок (ЦТСО). 6 октября 1982 года здесь была проведена первая плавка.

Но завод так и не вышел на проектную мощность, не успел. И только сейчас, в современное время завод работает на свою максимальную мощность, в 3 смены, полностью непрерывно. Несмотря на то, что завод достаточно молодой, уже в начале нулевых стало очевидно, что он нуждается в серьезной реконструкции. Существующие автоматические формовочные линии производства американской фирмы HERMAN были подвергнуты серьезной модернизации — был увеличен размер опок, произведена замена устаревших и изношенных узлов. Дополнительно было закуплено новое оборудование. Так в литейном цехе № 1 введены в эксплуатацию 2 смесителя фирмы «Simpson» (США) с комплектом систем автоматического контроля и управления качеством для приготовления формовочных смесей. Дополнительным фактором снижения расхода материалов явилась установка платформенных весов мод. НППМ-В.В.01(производитель ООО «Модель», г. Н. Новгород), позволяющих максимально точно дозировать расход под конкретную плавку.

И это далеко не все! Модернизация завода идет постоянно, не прекращаясь, перечислять сделанное можно долго, проще почитать на официальном сайте. Буквально месяц назад на заводе была запущена самая современная на данный момент в мире автоматическая формовочная линия (АФЛ) производства HEINRICH WAGNER SINTO (HWS-Sinto), где изготавливаются формы для отливок. Линия уже работает, хотя работы по установке и наладке на участке еще продолжаются.

Впрочем, хватит информации. Давайте пройдемся по заводу, а именно по цеху № 1, где производят, в основном, вагонное литье для собственных предприятий Тракторных заводов и для РЖД.

Если кратко, то процесс производства состоит из следующих этапов.

1. Производятся формовочные стержни, они формируют полости в заготовке.

2. Производятся формы для отливок, они формируют внешнюю форму изделия.

3. Плавится металл,

4. Заливается в формы, после застывания получается деталь. Она идет на механическую обработку.

Кажется все очень просто? На самом деле здесь огромное количество тонкостей, влияющих на качество продукции! Это и контроль качества металла, очень важно что бы он обладал определенным химическим составом, и примеси не выходили за допустимые пределы. Поэтому осуществляется контроль в реальном времени по нескольким параметрам.

Важен и состав материала, из которого делают стержни и формы. А делают их из песка, но песка не обычного, а специального, имеющего определенный химический состав. Что бы формы были прочными, используются различные скрепляющие вещества, от качества форм и стержней сильно зависит качество продукции.

Важно и то, что бы производство было экологически чистым, ведь завод находится в черте города, да и внутри цехов работают люди. Поэтому здесь установлены сложнейшие очистные сооружения. На крыше цехов установлено оборудование улавливающее пыль. Пыль в цехах есть, поэтому нам выдали респираторы, но я, например, легко обходился без него, не испытывая никакого дискомфорта. А за пределами цеха ни о какой пыли вообще речи не идет, чему свидетель — белый снег на территории завода.

  • Промтрактор-Промлит. Слева емкости для песка, справа цех №1
  • Промтрактор-Промлит. Слева емкости для песка, справа цех №1
  •  © img-fotki.yandex.ru

Итак, все начинается с производства формовочных стержней.

  •  © img-fotki.yandex.ru

Для снабжения стержнями всех трех автоматических формовочных линий несколько лет назад закупили семь автоматов немецкой фирмы Laempe (на фото). Недавно для повышения их эффективности у фирмы-производителя приобрели две системы: для подачи песка и накачивания его связующими химическими веществами, чтобы смолы и катализаторы создали из песчаной смеси твердое вещество. Так что доукомплектование всех Laempe нового поколения компьютеризированными узлами исключит какие-либо сбои в работе стержневых автоматов.

На стержневом участке литейного цеха No1 задействованы три автоматические линии павлоградского производства по приготовлению мелких и крупных стержней. Установка на них новых смесителей петербургской фирмы ЗАО «Униреп-Сервис» привела к полной автоматизации приготовления стержневых смесей.

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

Параллельно на линии автоматической формовки идет производство форм из песка. Это та самая новейшая АФЛ HWS-Sinto, которую запустили месяц назад, нигде в мире пока нет такой современной линии.

  •  © img-fotki.yandex.ru

В это время в сталеплавильных печах, под воздействием мощной электрической дуги, плавят металл.

  •  © img-fotki.yandex.ru

Все параметры печи контролируются оператором

  •  © img-fotki.yandex.ru

Расплавленный металл заливается в емкости

  •  © img-fotki.yandex.ru

После чего расплав заливается в формы. Этот процесс полностью автоматизирован. Вообще уровень автоматизации на заводе очень высокий, люди, по большей части, занимаются лишь контролем.

  •  © img-fotki.yandex.ru

На этой фотографии показано как выливаются остатки металла, после заливки форм. Красивый фейерверк из брызг расплавленного металла. Рядом лучше не стоять :)

После остывания металла, изделия идут на очистку в дробеструйную камеру. Здесь тоже не обошлось без модернизации. До прошлого года единственный агрегат эксплуатировался на износ, так как из-за отсутствия «дублера» о полноценном капитальном ремонте даже речи не заходило. Заводские инженеры восстановили и модернизировали разукомплектованную еще с советских времен дробеструйную камеру No2. Расширили по высоте и ширине стенки, чтобы дробеструйные аппараты «расстреливали» заготовки прямо в движении, обеспечивая высокую степень очистки.

После первичной обработки, изделия отправляются на мехобработку в другие цеха или заказчику. Перевозятся изделия по монорельсовой дороге в специальном контейнере, куда загружаются с помощью робота-манипулятора.

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

Тем временем формы измельчаются снова в песок, песок будет повторно использован для создания форм и стержней

  •  © img-fotki.yandex.ru

А вот и готовые изделия

  •  © img-fotki.yandex.ru

Завод обладает так же и развитой системой оценки качества, сертификации и испытаний уже произведенной продукции. Вот, например, стенд, который имитирует опрокидывание. На нем установлена рама. Видно что после испытаний конструкцию немного повело, но все в норме, и силовые элементы выдержали.

  •  © img-fotki.yandex.ru

А здесь происходят испытания кабин по нормам ГОСТ. На кабину сбрасывают груз весом 310 кг. Сейчас на стенде установлена кабина стороннего производителя, испытания проводят для сравнения. [видео]

  •  © Фото из открытых источников

Так же испытывают кресла на специальном стенде.

  •  © img-fotki.yandex.ru

Зачем нам все это показали? ЧЕТРА сильно страдает от подделок и некачественных запчастей. Нас пригласили на завод, что бы мы увидели и рассказали о том, насколько сложное это производство, что в нем множество тонкостей, и невозможно в иных условиях производить качественные запчасти, не получится добиться даже близкого качества. Конечно же у пиратов производства такого уровня и быть не может, но даже если бы оно у них и было, невозможно было бы тогда добиться столь низкой цены, соблюдая все этапы технологической цепочки.

Ущерб от подделок не только финансовый, но и репутационный, ведь не всегда можно легко определить подделку. Нам показали насколько серьезно здесь относятся к качеству, чему подтверждение постоянная модернизация завода, и доверие множества сторонних заказчиков, даже тех, кто обладает собственными литейными производствами, но не сумел на них добиться такого же качества.

Я второй раз в Чебоксарах, и в очередной раз уезжаю отсюда с зарядом позитива. Нравится мне видеть как люди не выжимают последние соки из Советского наследия, а напротив, не жалея сил работают над тем, что бы сохранить все то хорошее что досталось им, и избавиться от того, что наоборот, в современных условиях не работает и тянет вниз. Мне нравится, что люди здесь не жалуются, а планомерно и целенаправленно занимаются модернизацией, повышением производительности труда, максимально используя те возможности что у них есть. Когда проблемы решаются не только закупкой нового оборудования, но и оптимизацией производственных процессов и управления.

Потому что я убежден, те проблемы, которые у нас есть в промышленности, по большей мере связаны именно с низкой производительностью труда, которая является следствием, прежде всего не столько отсталости производственной базы, сколько неоптимальности технологических, трудовых и производственных процессов.

Здесь, на Промтракторе вообще и на Промлите в частности это прекрасно понимают!

P.S. Напоминаю, что мой репортаж с Промтрактора можно почитать здесь, сейчас он по сути является продолжением этой статьи.

  • 4
    Нет аватара Евгений Ефимов
    11.02.1414:33:16
    Летом к нам приезжайте) У нас летом очень красиво и зелено) А еще у нас очень демократичный город и наши жители реально (хоть и не в глобальных вопросах) влияют на власти.
  • -1
    Нет аватара 8202
    11.02.1417:13:40
    Блин, опять чудо-блоггеры жгут
    В это время в доменных печах, под воздействием мощной электрической дуги, плавят металл.

    Вообще шедевр... Идиотический правда.
    • 0
      rvk rvk
      11.02.1417:53:20
      чудо блоггер это я. Что не так?
      • Комментарий удален
        • 0
          rvk rvk
          11.02.1419:16:48
          спасибо за пояснение, исправил
      • 0
        Нет аватара 8202
        12.02.1409:24:44
        Тогда маленький совет, когда пишите текстовочку под свой репортаж, прежде чем использовать незнакомые или малознакомые слова, загляните в словарик, посмотрите их значения. А ещё лучше, спросить у местного персонала – чего это за хрень?
        Домна, это печь шахтного типа, для выплавки чугуна (ну или ферросплавов) из железорудного сырья, в ходе ДОМЕННОГО процесса.
        То, что изображено на фотографии, небольшая электроиндукционная плавильная печь ванного типа, для плавки стали и чугуна, насколько я понимаю в подобных агрегатах. Не электродуговая (электродов не видно), а электроиндукционная (электрические шины опутывают всю печь).
        • 0
          rvk rvk
          12.02.1410:07:31
          С домменной согласен, уже исправил. По поводу электродуги: Выплавка стали осуществляется на 5 дуговых электропечах ДСП-25-Н2-У4 тыц
          • 0
            Нет аватара 8202
            12.02.1410:22:34
            Обшибся, значит я. Ни когда в жизни, не видел маленьких дуговых печей (так понимаю ДСП-25-Н2-У4, это двадцатипятитонная печка) . Зато сейчас думаю, как же на них электроды расположены? И как их смену производят?    . Озаботли    .
            • 0
              menzoora menzoora
              12.02.1411:44:05
              Это сушка 12 тонных ковшей.

              А вот это 25 тонная электродуговая печь под большим раздвижным кожухом.
              Отредактировано: rvk~16:43 12.02.14
            • 0
              Нет аватара smaster
              16.02.1410:55:49
              Графитовые электроды, 3 штуки, расположены вертикально. Гидравликой подаются вверх и вниз. Смену производят в верхнем положении, электроды наборные
              • 0
                Нет аватара 8202
                17.02.1409:23:40
                Где они?    
                В моём понимании и видении, электроды это огромные такие штуки, метра три в высоту и с полметра в диаметре, со здоровенными подведёнными к ним шинами. Торчащие в крышек печи и доминирующие над всем и привлекающие к себе внимание.
                Но маленьких дуговых печек я не видел.
                • 0
                  Нет аватара smaster
                  17.02.1419:11:40
                  картинки не дает вставлять. погуглите картинки по запросу "ДСП 25 дуговая сталеплавильная печь"
                  Отредактировано: smaster~19:20 17.02.14
      • 0
        Нет аватара 8202
        12.02.1409:30:18
        А ещё лучше, сговорится с аборигенами – мол, мужики, я репортажик сделаю, посмотрите, перед публикацией, скажите где накосячил. Думаю люди без проблем пойдут навстречу.
        • 0
          rvk rvk
          12.02.1410:17:00
          Не всегда есть такая возможность. Ошибку признаю, буду внимательнее. Вообще всегда тщательно проверяю статьи, в этот раз просто был почему-то уверен что доменные печи плавят чугун и сталь, бывает такое когда уверен в чем-то ложном.
    • Комментарий удален
      • Комментарий удален
        • Комментарий удален
          • Комментарий удален
  • 0
    menzoora menzoora
    12.02.1411:34:44
    Большое спасибо за данную новость. Приятно знать что наши промышленные гиганты не только живы, но и развиваются, обновляют оборудование и расширяют ассортимент продукции.
  • 0
    Нет аватара RostYaitskii
    12.02.1414:56:54
    "+".Спасибо за интересный репортаж. Приятно сознавать, что в России есть такие заводы с толковыми и умелыми руководителями и рабочими.
  • 0
    valentina34 valentina34
    14.02.1420:10:23
    Автору - огромное спасибо за репортаж. Крайне информативно и познавательно. А вдвойне приятно - что про Промтрактор расположен в моем родном городе - Чебоксарах.
    • 0
      rvk rvk
      14.02.1420:30:02
      На следующей неделе опять к вам еду ;)
      • 0
        valentina34 valentina34
        17.02.1420:29:22
        Здорово! Буду еще внимательней следить за лентой.   
  • 0
    Нет аватара smaster
    16.02.1411:03:22
    На самом деле автоматикой на участке заливки любой из этих линий и не пахнет, все операции производятся вручную(работал я там). фотографии с монорельсовой тележкой относятся к АФЛ-1(извлечение отливок из опок), но никак не к дробекамере, которая находится в другом цеху. Первая линия HWS смонтирована еще в 2004, а это уже вторая такая, правда скрестили ежа с ужом - гибрид Herman и HWS.
    Тем временем формы измельчаются снова в песок, песок будет повторно использован для создания форм и стержней - это станция выбивки стержней из отливок, измельчение стержней - вторично, да и идет оно отсюда в отвал.
    • 0
      rvk rvk
      16.02.1412:41:15
      Нам сообщили другую информацию. Склонен доверять все же представителям завода.
      • 0
        Нет аватара smaster
        16.02.1419:35:41
        если бы вы были в кабине оператора заливочного крана(который на фотографии, где сливают оставшийся металл с ковша), вы бы очень удивились. автоматика изначально там не работала, т.к. тележку заливочного крана изготовили не подходящей к имеющейся рельсовой дороге(ширина рельса значительно меньше ширины приводных колес), что привело к невозможности точного позиционирования тележки - она вставала в диагональ то в одну сторону, то в другую, датчики позиционирования не соответствовали действительности. плюс так и не запустили гидропривод открывания стопора ковша - стопор открывается вручную заливщиком при помощи длинной трубы, это надо видеть. а после пожара на линии заливки конце 10-х кабина оператора выгорела полностью и вместо джойстика и сенсорного дисплея был установлен ступенчатый переключатель от мостового крана для управления ходом вперед/назад     вот и вся автоматика.
        Отредактировано: smaster~19:47 16.02.14
        • 0
          rvk rvk
          17.02.1403:02:22
          Вероятно все уже починили.
  • 0
    Dima Kolesnyk Dima Kolesnyk
    13.11.1509:57:06

    Знакомые стены. Это не металлургический завод случайно? Просто я на таком же работал, у нас кстати недавно закупка промышленных весов была от ЮУВз

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,