стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
53

Экскурсия по заводу «Промтрактор»

Завод «Промтрактор» расположен в городе Чебоксары. В советские годы этот гигант занимался выпуском одной единственной модели — легендарного тяжёлого промышленного трактора Т-330. Сейчас предприятие принадлежит концерну «Тракторные заводы» и занимается выпуском широкой линейки тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, экскаваторов и другой тяжелой техники под маркой «ЧЕТРА»

Совсем недавно я уже рассказывал о ЧЕТРЕ, с техникой которой я познакомился на выставке СТТ-2013. Теперь мне удалось не только увидеть технику, но и посмотреть как она производится и даже посидеть за «штурвалом» самого тяжелого бульдозера этой марки — Т-40.

  •  © Фото из открытых источников

Надо сказать, что сейчас завод переживает свое второе рождение. Новые экономические условия, необходимость конкурировать с грандами, заставили очень серьезно пересмотреть многие производственные процессы на заводе. Если раньше завод производил одну модель, то теперь это более десятка моделей, и это требует определенной гибкости в организации производства. И конечно же не обойтись без модернизации.

  •  © img-fotki.yandex.ru

На зводе установлены современные обрабатывающие центры

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

Обрабатывающие центры «МАZAK», «DOOSAN», позволяют обрабатывать широкую гамму изделий, в отличии от более старых станков.

  •  © img-fotki.yandex.ru

Впрочем, перевооружить такой огромный завод очень быстро — задача непосильная, тем более что далеко еще не все оборудование выработало свой ресурс. Поэтому на заводе целый зоопарк — старые станки соседствуют с новейшими. Впрочем, часто эти «старые станки» тоже достаточно интересны. Например, в середине 80-х были закуплены высокотехнологичные немецкие обрабатывающие комплексы SCHISS. Линия работает до сих пор. Она состоит из 25 обрабатывающих центров, отличающихся лишь оснасткой и загруженным ПО

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

Обслуживанием линии занимаются вот такие роботы — эти малыши перевозят обрабатываемые детали по всему цеху без какого либо вмешательства человека

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

Для ориентации в пространстве используют вот такие вот метки.

  •  © img-fotki.yandex.ru

А вообще в цехе механообработки работают всего 20 человек! Им остается только загружать нужные программы и следить за тем как все остальные операции выполняют машины.

В советское время численность рабочих на Промтракторе достигала 30 000 человек. Завод тогда производил около 2000 тракторов Т-330 в год. Сейчас завод производит около 1200 единиц различной техники силами всего лишь 3000 работников. По сути мощность предприятия не изменилась, хотя по количеству стало меньше, но значительно расширился ассортимент, а производить один трактор куда как проще чем десяток различных моделей машин, многие из которых значительно тяжелее и сложнее старого доброго Т-330.

Конечно, уменьшение количества работников произошло не только благодаря автоматизации. Раньше «Промтрактор» представлял из себя типичный для СССР завод «все в одном». Здесь производили все, начиная от гаек и болтов. Естественно, это очень неэффективно, и сейчас всякая мелочевка отдана на аутсорс. Так же выведено и литейное производство, литейкой занимается другой завод в составе единого концерна.

Конечно, работы еще много предстоит сделать. По соседству с современными автоматизированным центрами находятся и вот такие станки времен царя гороха. Это соседний цех — цех трансмиссий. Правда я не заметил, что бы за этими станками кто-то работал.

  •  © img-fotki.yandex.ru

Впрочем, среди этого «парка Юрского периода» есть и современное оборудование.

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

Старое оборудование постепенно вывозится из цехов, и идет на металлолом. Освобождаемые площади занимаются под другие нужды, например вот тут сейчас цех сборки трансмиссий для сельхозтракторов, а раньше производили какую-то мелочевку.

  •  © img-fotki.yandex.ru

«Промтрактор» производит кабины для всей техники «Тракторных заводов».

  •  © img-fotki.yandex.ru

Например эти кабины предназначены для тракторов Владимирского тракторного завода

  •  © img-fotki.yandex.ru

А это кабины для техники ЧЕТРА

  •  © img-fotki.yandex.ru

А это не знаю для кого кабины :)

  •  © img-fotki.yandex.ru

Красят кабины и другие наружные детали в современной окрасочной камере методом порошкового напыления.

  •  © img-fotki.yandex.ru

После окраски и сборки, детали отправляются на главный конвейер, что бы наконец стать трактором.

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

  •  © img-fotki.yandex.ru

Собранная машина отправляется на испытания, и после их прохождения отправляется заказчику в одну из 40 стран мира. Для испытаний у завода есть собственный полигон, на котором и мне удалось протестировать технику ЧЕТРА, но об этом чуть позже.

После экскурсии по заводу состоялось торжественное событие. У ЧЕТРА есть традиция называть технику именами прославленных спортсменов. На сей раз этой чести удостоились два порузчика ЧЕТРА: им дали имена чемпионок Универсиады 2013, тяжелоатлеток Ольги Зубовой и Татьяны Кашириной

  •  © img-fotki.yandex.ru

На площадке были представлены и другие модели техники ЧЕТРА, в том числе и новейшие, например карьерный самосвал С-33 грузоподъемностью 33 тонны. Сейчас он проходит испытания.

  •  © img-fotki.yandex.ru

Скоро его будут производить на этом заводе. Вообще, если раньше завод производил только промышленные трактора, то теперь здесь делают еще и экскаваторы и скоро начнут производство самосвалов, и даже… зерноуборочных комбайнов. Да, вы не ослышались! Сюда на Промтрактор переводят производство комбайнов «Енисей» из города Красноярска. Для красноярцев грустная новость, но если подумать, то все же это правильное решение, так как основные потребители этой техники находятся в европейской части России, как и основные поставщики комплектующих, часть из которых производится здесь же, на Промтракторе. Сейчас полным ходом идет обучение рабочих и установка оборудования в одном из цехов.

А вообще, здесь каждый год внедряют по 1-2 новых модели, а в той или иной степени готовности находится еще около 20 новых единиц различной техники!

Ну, а теперь на полигон!

На полигоне нам не только показали технику в деле, но и дали всем желающим «порулить».

  •  © img-fotki.yandex.ru

Я выбрал самый большой бульдозер Т-40. Представляете что значит управлять 40-то тонной махиной? Да это же мечта любого мужчины!

  •  © img-fotki.yandex.ru

Впрочем, управлять современным бульдозером даже проще чем автомобилем, и уж тем более не сравнить со старыми тракторами. Никаких рычагов в виде кочерги, к которым надо прилагать огромные усилия. Под руками удобные джойстики и кнопки. Передачи переключаются просто нажатием кнопок. Отвал приводится в движение джойстиком. Даже стояночный тормоз и тот всего лишь кнопка. Руля нет, за поворот отвечают две удобные кнопки, под ногами две педали: газ и тормоз. Кресло очень удобное, в салоне не трясет, шум приемлемый, разговаривать можно свободно даже с открытой дверью. Работать на такой машине — одно удовольствие!

Очень интересной и насыщенной получилась эта поездка! И очень показательной. Удалось как бы побывать на стыке двух эпох, старой советской и новой Российской, увидеть своими глазами этот переход, ощутить трансформацию не только самого производства, но и менталитета, подходов, методов организации. Увидеть и проблемы, а их, между нами говоря, еще немало, но и процесс их решения.

Многие говорят, что вот мол, наша промышленность держится на советском наследии. Да, это так, вот только наследие это далеко не всегда со знаком плюс, потому как в современных условиях это наследие зачастую тянет вниз. И дело не только в устаревших станках и неэффективной организации производства, но и в инертном закостенелом мышлении, и борьба с этим мышлением чуть ли не самое сложное в становлении новой России, во всех сферах, и в производстве в том числе. Но на Промтракторе видно, что новое современное мышление побеждает, меняя и выводя на новый уровень производство такой сложной и технологичной техники.

Еще больше фотографий из поездки можно посмотреть здесь и здесь.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 4
    user78 user78
    17.09.1318:55:11
    +! Отличная экскурсия! Радует обилие современного оборудования и станков на заводе. Даже роботы ездят по цехам!
    • 3
      rvk rvk
      17.09.1319:04:23
      Ну роботы это середина 80-х
    • 3
      rvk rvk
      17.09.1320:33:34
      Впрочем есть там и современная роботизированная сварочная линия, но нам её не показали, завод то огромный, все посмотреть за короткое время нереально.
  • -4
    Нет аватара stasik
    17.09.1321:40:37
    только вот жаль Четру нигде в России не видно...
    • 3
      rvk rvk
      17.09.1321:56:20
      Часто ли ты бываешь в карьерах, например?
      • 0
        d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
        19.09.1310:36:02
        Похоже человек и в зоопарк не ходит     В питерском зоопарке как раз ЧЕТРА МКСМ трудится
    • 0
      Нет аватара Alex75
      28.09.1323:24:06
      Незнаю, незнаю, у нас в городе Раменское именно четры (типа bobcat) и бегали во время ремонта парка.
      Отредактировано: Alex75~23:24 28.09.13
  • 1
    Андрей Фрис Андрей Фрис
    17.09.1321:40:57
    Между прочим таким образом Красноярск избавляется от эха войны. Бывший завод комбайнов находится прямо в центре города, там его прямо с рельсов развернули во время эвакуации. А теперь это очень вкусное место и его будут застраивать.
    • 3
      Нет аватара mmx
      17.09.1323:13:09
      А теперь это очень
      вкусное место и его будут застраивать.
      В первую очередь там будет новый мост и дорога к нему.
      • 0
        Андрей Фрис Андрей Фрис
        18.09.1312:42:13
        Да ладно))
        Мост будет не там, а с другой стороны железной дороги.
        А дорога к новому мосту и так уже есть, станет только чуть пошире.



        цветом выделена территория завода
  • 0
    Igor Bulytchev Igor Bulytchev
    17.09.1322:15:23
    А мне взгрустнулось вот от чего:
    Обрабатывающие центры «МАZAK», «DOOSAN»,

    Конечно радует, что на заводе теперь такие мощные центры.
    Жалко, что у нас таких не делают (пока).
    • 1
      Нет аватара mmx
      17.09.1323:11:49
      Например, в середине 80-х были закуплены высокотехнологичные немецкие обрабатывающие комплексы SCHISS. Линия работает до сих пор. Она состоит из 25 обрабатывающих центров
      Даже в СССР не пытались делать всё на свете, не стреснялись закупать и станки и целые заводы. За станок платишь 1 раз а работает он потом десятки лет.
  • 0
    DivisionBoy DivisionBoy
    18.09.1306:19:24
    Спасибо за обзор.
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    18.09.1309:46:30
    "+" Спасибо, очень интересно!
  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара ArtDem
    18.09.1318:00:34
    А завод в Красноярске закроют или будут выпускать какую-то другую продукцию?
    • 0
      rvk rvk
      18.09.1320:24:33
      Закроют, там будет желищное строительство вестись.
  • 0
    menzoora menzoora
    19.09.1309:20:35
    Удивило, что завод -гигант "занимался выпуском одной единственной модели". Внимательно читаем историю на сайте ОАО "Промтрактор"
    1975 год.
    25 октября завершилась сборка первого на ЧЗПТ трактора Т-330.
    1980 год.
    В марте ТТ-330 стали изготавливать на основном производстве. До конца года было изготовлено и отгружено 40 таких машин.
    1985 год.
    В мае-июне изготовлены 3 первых опытных образца трактора Т-25.01 и отправлено на испытания.
    В апреле-мае на главном конвейере организован участок по сборке опытных тракторов Т-500.
    В конце 1985 года начато изготовление Т-500 на основном производстве. До конца года изготовлено 3 машины.
    1986 год.
    В феврале собран 5000-й трактор. 24 февраля завершилась сборка первого образца ТТ-500
    1987 год.
    В феврале завершены приемочные испытания трактора Т-500.
    В мае завершены предварительные испытания трактора Т-25.01.
    В июле-сентябре изготовлены и отгружены на испытания 3 образца ТТ-25.01.
    В октябре изготовлены 3 образца трактора ТТ-25.01 под трубоукладчик ТГ-321.
    В ноябре в ЭКЦ собран опытный образец мелиоративного трактора ТМ-20.01.
    1988 год.
    30 августа с конвейера сошел 10-тысячный трактор. В сентябре изготовлены 3 образца трактора ТМ-25.0.1.
    1989 год.
    В феврале закончены приемочные испытания трактора ТМ-25.01. Он рекомендован к поставке на производство и к присвоению высшей категории качества.
    В сентябре в ЭКЦ изготовлено самоходное универсальное роботизированное автономное шасси "СУРА" на базе Т-25.01
    15 ноября в ЭКЦ собрана первая модель промышленного трактора Т-50.01.
    1990 год.
    Начато серийное производство трубоукладчиков ТГ-321. Собраны опытные тракторы Т-35.01.
    1991 год.
    Начато серийное производство тракторов Т-ЗЗОА, Т-25.01, Т-35.01.
    1993 год.
    Собран первый опытный колесный бульдозер КБ-25.01.
    1994 год.
    Начато серийное производство ТГ-503Я.
    Трактор Т-50.01 решением приемочной комиссии принят к производству.
    Собран первый колесный погрузчик ПК-12.01.
    1995 год.
    Начато серийное производство тракторов Т-25.01Я и Т-35.01Я.
    1999 год.
    Собран первый опытный трактор Т-15.01.
    2000 год.
    Собран первый опытный образец более совершенной модели трубоукладчика ТГ-301Я, который заменил трубоукладчик ТГ-321.
     http://promtractor.tplant...istory-of-tractor-series/ 

    Мои подозрения, что численность 30000 взята из доперестроечного периода по всему заводу, а настоящие 3000 по сборочному цеху и механообработке, отщепив при этом гигант промлит и прочие части раздробленного завода.

    Я очень признателен людям в период послеперестроечной разрухи вытащившим производство на своих плечах, практически на энтузиазме, отдавших заводу свои лучшие годы и приросших к нему. Благодаря таким людям сохранился, жил и работает сейчас завод ОАО "Промлит".
    • 0
      rvk rvk
      19.09.1309:58:35
      Насколько я понимаю то все опытные или мелкосерийные машины, либо не сильно отличающиеся от базовой т-330.
  • 0
    menzoora menzoora
    19.09.1309:47:37
    Буду признателен за фотоочерк по заводу Промлит. Сам его видел в 2000 г. Автоматические формовочные линии Цеха №1 и транспортный парк термички ассоциируются у меня с заброшенным космическим кораблём. В конце 80-х г.г. это было передовое в промышленном оснащении литейное производство.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,