«Электронная птица»
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Я уже много
вам рассказывал про начинку Суперджета. Что там сделано
и почему. Но это был рассказ об уже готовых решениях, которые в цехах завода собирались в единое целое — в прекрасный
самолет.Теперь давайте заглянем за кулисы КБ, туда, где был
разработан этот самолет, где сейчас идет работа по совершенствованию его эксплуатационных качеств. А так
как современный самолет, это, по сути, летающий компьютер, то огромная работа идет по написанию и отладке программного
обеспечения. Естественно, самолет это не только софт, но и еще
аэродинамика, двигатели, законы управления и многое
другое. Чтобы чуть-чуть прикоснуться к прекрасному, я в один
из летних дней отправился в Гражданские самолеты Сухого, чтобы
посмотреть на два интеграционных стенда, где идет отработка
оборудования и программного обеспечения Суперджета.Моим гидом
стал Александр Викторович Долотовский, заместитель главного
конструктора ЗАО «ГСС» по аэродинамике. Человек увлеченный
авиацией, своим самолетом и проектом. Хотя, все, с кем я общался
в КБ, любят свой самолет и готовы говорить о нем часами. А уж если ты показываешь, что чуть-чуть понимаешь в теме, что все,
держись — быстро тебя оттуда не выпустят.В отдельном помещении
стоят два интересных аппарата: пилотажный стенд и интеграционный
стенд для отработки бортового оборудования. Второй сотрудники ГСС
называют «электронная птица». На пилотажном стенде идет
отладка законов ручного управления. Тут надо пояснить и рассказать об этом подробнее. Как вы помните, самолет
электрический и основные законы и коэффициенты заложены в программное обеспечение. Естественно, аэродинамические
поверхности вносят свою лепту в полет самолета, но вот… Мы отклонили ручку на 1/3 хода на себя при выпущенных закрылках.
Насколько отклонится руль высоты? А при убранных закрылках? А при
заходе на посадку при минимальной высоте? Или как самолет на этой
высоте должен реагировать по крену?Еще до первого полета много
времени было потрачено на отработку и отладку законов
управления.1.
Располагаемся в кабине пилотажного стенда. Здесь от самолета
используются только ручки управления, РУДы, педали и блок кнопок
под козырьком кабины. Экраны сделаны на обычных ЖК панелях,
закрытых масками.2.
Александр Викторович уже в кабине рассказывает, что с первого
полета в 2008 году особых изменений в законах управления не было.
Зато они кардинально изменились за время подготовки к первому
полету. Так как с 2003 года, когда работа только началась, была
сильно пересмотрена идеология законов управления. Сами по себе
законы сделаны на основе работ ЦАГИ, которые их и разработали для
перспективных транспортных самолетов. А уж далее получилась
конкретная реализация этой темы: самая современная реализована в Гражданских самолетах Сухого. Законы могут быть и похожи, но вот
реализованы они совершенно по-разному. И основная разница это в идеологии ограничения режимов полета. На Суперджете была принята
идеология максимальной автоматизации полета и максимального
использования режимов защиты.3. Я взлетел. И на взлете допустил ошибку — рано убрал закрылки, но самолет на это отреагировал и не дал скорости дойти до опасной
зоны. Александр Викторович советует что-нибудь сделать с самолетом. Даю РУДы от себя, скорость упирается в ограничение и больше не растет. Пытаюсь свалить самолет на минимальной скорости
— тоже не выходит. В крен загнать и сделать бочку — куда там! И это только маленькая вершина айсберга, которая видна
неподготовленному человеку сходу.4. Далее
Долотовский берет управление на себя и со словами «А сейчас мы немного похулиганим» действительно хулиганит. Пытаемся зайти на полосу с самых невероятных углов и посадочных положений. Если
режимы получаются — мы садимся, если нет, то компьютер упирается
и просто не выполняет команду от ручки управления. Например, на минимальной высоте дать крен влево, то самолет послушается, но ровно до тех пор, пока будет гарантировано отсутствие касания
крыла с землей.5.
Пытаемся раскачать самолет по курсу, по крену, по высоте на посадке — не получается.6.
Внезапно пауза. Александру Викторовичу принесли какую-то бумажку
на подпись. Работа продолжается.7. А это
кусочек мат. модели самолета на компьютере. Каждый блок можно
увеличить, и он распадается на много своих составных частей. И в каждой можно что-то поменять. Коэффициент. Вбить новую формулу.
Или выкинуть старый блок и вставить новый. Такой большой
конструктор.8. А это
железная часть пилотажного стенда. Он занимает мало места, в отличие от «электронной птицы».9. Здесь
уже все серьезнее. Кабина — одна из первых технологических сборок
перед выпуском первого летного самолета.10.
Внутри — все как в настоящем самолете. 11. Разве
что камера смотрится лишней. Она во время испытаний снимает
картинку с экранов.12. В стойках размещена электрическая модель самолета. Все те блоки,
что спрятаны под полом, здесь расположены в шкафах. Длины шлейфов
и их конфигурация соответствуют тому, что используется в самолете.13. Даже
черные ящики стоят. Основное назначение «электронной птицы» — это
установить в самолет новый прибор, новую прошивку, новый
проводник и посмотреть, а что будет. Перед тем как что-то менять
в реальном самолете перед испытаниями, все новое скрупулёзно
обкатывают здесь.14.
Панель отказов. Несколько сотен тумблеров. Комбинируя их можно
создать самые разные отказы от обрыва до короткого замыкания и посмотреть, как будут себя вести системы самолета в этой
непростой ситуации. Выработать рекомендации пилотам по действиям
и так далее.15. Но мало сделать электрическую копию самолета. Ведь реальный самолет
летит в атмосфере, его поверхностями управляют гидроприводы. В этих шкафах находятся электрические эквиваленты гидроприводов.
Т. е. когда вы отклоняете ручку, то компьютерная часть
отрабатывает это сигнал в соответствии с законами управления и выдает уже командный сигнал органам управления. А вот этот сигнал
тоже надо отработать и получить обратную связь. В реальном
самолете понятно, откуда его взять. А тут реальный самолет
заменяет электрический эквивалент.16.
Запускаем птицу и снова взлетаем. Тут ощущения совершенно другие,
хотя, по сути, то же самое.17. Скоро
здесь должны были начаться какие-то испытания, и у нас хватило
времени буквально на пару кругов.18. К сожалению, время заканчивается, а разговор нет. Увы, приходится
идти на компромиссы. Хотя тем для разговора еще очень много. В следующем посту я покажу вам потрясающий по красоте заход в Мехико и расскажу немного о современной навигации.Это лишь
маленькая часть того, что происходит в конструкторском бюро,
когда создают новый самолет.Огромное спасибо всем сотрудникам ГСС
за открытость и готовность делиться информацией о самолете.
Александр «Russos» Попов (russos)
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
17.09.1413:59:32
17.09.1417:19:50
17.09.1414:03:24
17.09.1415:53:58
17.09.1416:31:25
18.09.1400:45:56
17.09.1421:35:35
18.09.1408:02:15
18.09.1400:02:21
18.09.1414:25:36