стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
64
nanonews 24 апреля 2015, 22:37

Проект «Сахалин-1». Буровая платформа «Орлан» (фоторепортаж)

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Автор репортажа — Александр «Russos» Попов

ОАО «НК «Роснефть» в составе Консорциума проекта «Сахалин-1» успешно завершила бурение на месторождении «Чайво» самой протяженной скважины в мире.

Эксплуатационная скважина О-14 пробурена в направлении крайней юго-восточной оконечности месторождения с буровой платформы «Орлан». Скважина имеет самую большую в мире глубину по стволу, равную 13 500 метров, и горизонтальный участок ствола длиной 12 033 метра. Для бурения скважины потребовалось 156 дней. Давайте отправимся в далекое Охотское море и посмотрим как добывать нефть с его дна.

1. Путешествие на буровую платформу начинается с вертолетной площадки берегового комплекса подготовки продукции «Чайво». Сначала тщательный инструктаж, одевание спасательных гидрокостюмов и уточнение плана полета и съемок. Я про сам перелет сделаю отдельный материал, уж больно в нем все отличалось от обычного полета на вертолете.
2. Мелководный шельф Охотского моря. На берегу еще лед, а чуть в отдалении он уже вскрылся.
3. Потенциальные извлекаемые запасы по проекту «Сахалин-1» составляют 307 млн. тонн (2,3 млрд. баррелей) нефти и 485 млрд. куб. метров (17,1 трлн. куб. футов) природного газа.
4. Они все находятся под морским дном Охотского моря в трех месторождениях: «Чайво», «Одопту» и «Аркутун-Даги».
5. На подлете к платформе нас встречает судно обеспечения «Кигориак», который постоянно дежурит около буровой платформы по правилам безопасности.
6. Сели на платформу. Наш багаж выгружают и все выходят. В вертолете остаются только фотографы и операторы. Теперь будем снимать красивые виды и панорамы.
7. Буровая платформа «Орлан», судно обеспечения «Кигориак» и судно снабжения «Витус Беринг». Сталебетонное основание «Орлана» легко выдерживает натиск льда и гигантских торосов, достигающих высоты шестиэтажного дома.
8. Платформа «Орлан» первоначально носила название «Glomar Beaufor sea I» (Гломар Бофорт Си I) и была построена в 1983-1984 гг. в Японии. В 1984 г. платформа была отбуксирована и установлена в море Бофорта (США, штат Аляска). Платформа эксплуатировалась в качестве установки разведочного бурения. В результате ее эксплуатации было практически доказано, что конструкция платформы приспособлена для круглогодичной эксплуатации в суровых арктических условиях. В период с 1984 по 1997 г платформой пробурено 6 разведочных скважин. Далее платформа была приобретена для проекта «Сахалин-1» и переоборудована из разведочной в добывающую.
9. После глобальной модернизации, когда на платформе смонтировали новейшее буровое оборудование (а по сути от старой платформы осталось только основание), «Орлан» был отбуксирован на место постоянной стоянки. Его понтоны были заполнены и платформа навсегда опустилась на подготовленное дно Охотского моря. На участке установки платформы «Орлан» с буровым и жилым модулями глубина моря составляет 15 м. Это случилось в 2004 году.
10. Для доставки грузов, временного складирования или размещения персонала (если число свободных мест на платформе закончилось) используется новейшее судно (спущено на воду в 2013 году) снабжения ледокольного класса «Витус Беринг». На момент съемки на судно перегружали буровые трубы после завершения бурения скважины O-14.
11. На первом месте — безопасность. Как и личная, так и производственная. Сразу предупреждают, что электронными устройствами (телефонами, например) можно пользоваться только в жилом блоке. Про фотокамеры скажу позднее — там не все просто было. За вахту, проведенную без происшествий, все получают весомую премию. Но стоит кому-то порезать хотя бы палец, все — премии нет. Поэтому все сами смотрят за собой и за соседом, чтобы соблюдались все нормы безопасности.
12. Наше знакомство с платформой начинается с точки сбора для спасательный шлюпки № 4. Вся наша группа приписана к ней. В случае тревоги надлежит прибыть на эту точку, перевернуть карточку и ждать указаний здесь же.
13. У первых трех шлюпок спасательные гидрокостюмы хранятся около точки сбора — в столовой. Она же является и защищенным бункером-укрытием на случай ЧС. А наши гидрокостюмы хранятся около самой шлюпки.
14. Все столовые проекта — образец поварского искусства. Конечно, тут вы не найдете вычурных блюд, но все очень вкусно и разнообразно. Помимо первого и второго вы сможете найти салаты, зелень, овощи, фрукты, десерты, выпечку, мороженное (!), соки, воды. Все бесплатно и количество подходов не ограничено. :)
15. Рабочий кабинет в жилом модуле. В целом, ничего особенного.
16. По всему модулю сделаны уголки безопасности. Аварийно-спасательное оборудование, носилки, комплекты оказания первой медицинской помощи.
17. Насколько я знаю, не существует фотоаппарата в взрывозащищенном корпусе. Чисто теоретически, подводный бокс изолирует камеру от внешней среды, но… А где сертификат? И на этот вопрос ответа один — его нет. Поэтому с фотокамерой в рабочую зону нельзя. Но как снимать? Поэтому на нас вешают газоанализаторы. Инструкция проста — если запищит, то надо быстро уходить из этого помещения и только потом разбираться, а чего он там запищал.
18. Краткий ликбез — что такое буровая скважина. Основная идея, это как высотный дом, но наоборот. Сначала бурят большого диаметра, а потом потихоньку уменьшают.
19. Настоящие бурильщики. Вахта 28 дней. Работа 12/12 часов. Обратите внимание на каски — почему-то у всех они с полями по всей окружности.
20. Наша группа. Огнеупорные комбинезоны, каски, очки и белые перчатки! Кстати, очень удобные оказались. Естественно, специальная обувь.
21. Отдельное слово хочется сказать о коллективе. На платформе в течении месяца работает около 100 человек. Все они профессионалы высочайшего качества. Но платформа, это маленький островок в море. И компания делает все возможное для поддержания здорового настроения в коллективе во время работы. Хорошая и вкусная еда в столовой — одна из составляющих, между прочим. Как и комнаты отдыха и тренажерный зал… Ну, а люди… Все, хочу подчеркнуть, что именно все с кем я общался — образцы спокойствия, жизнерадостности и профессионализма.
22. Трубный склад. На фото его небольшая часть. По мере извлечения километров труб их складируют тут, а потом перегружают на судно снабжения.
23. Лучший вид на платформе!
24. Хотя, особых видов там совсем не много. Посмотрел по сторонам и все. Обратите внимание на серую стенку слева. Это часть бурового комплекса. Посмотрите, снизу сделан гибкий подвод коммуникаций. Дело в том, что платформа неподвижна, а пробурить надо пару десятков скважин. Поэтому по координатам X и Y перемещается буровая. Диапазон подвижности в любую сторону около 10 метров.
25. На время посадки вертолета кран был закреплен, а судно снабжения отошло от платформы. Сейчас погрузочные работы снова возобновились.
26. И как же нам повезло с погодой!.:кликабельно:.

27. А теперь пора в буровую. Буквально на днях ОАО «НК «Роснефть» в составе Консорциума проекта «Сахалин-1» успешно завершила бурение самой протяженной скважины в мире на месторождении «Чайво» — эксплуатационной скважины О-14. Данная скважина пробурена в направлении крайней юго-восточной оконечности месторождения с буровой платформы «Орлан». Скважина имеет самую большую в мире протяженность по стволу, равную 13500 метров, и отход от вертикали 12 034 метр.

28. Оператор и его помощник. Отсюда осуществляется все управление процессом.
29. Все максимально автоматизировано.
30. Это одна из мощнейших морских буровых вышек в мире.
31. Капитан буровой платформы.
32. Достигнутая глубина скважины по стволу (13 500 м) фактически близка к лимиту по техническим возможностям для существующих на сегодняшний момент буровых установок и мировых технологий. На момент съемки происходило извлечение буровой колонны. Как видите на фотографии — бур находится на глубине 8887 метров.
33. Оператор бурения.
34. Для бурения скважины потребовалось 156 дней.
35. На платформе предусмотрен минимум сооружений по подготовке продукции, так как вся добываемая продукция подается на береговой комплекс подготовки «Чайво».

36. Рекордная скважина выполнена по схеме одного ствола. Но на платформе уже есть многостволовые скважины. Это когда из одного устья пробурено несколько стволов.

37. После того как выберут все 8,8 километра труб, то в скважину опустят уже трубу для добычи нефти и новая скважина будет включена в работу.
38. Снова выбираемся на площадку.
39. «Кигориак» — это «Полярная звезда» с какого-то языка северных народов. Был проведен конкурс на лучшее название и его выиграл мальчик. Экскурсия на судно и большой торт ему были обеспечены :) Кстати, как сказали на платформе, весь мостик у судна заставлен кадками с зеленью и овощами. Так капитан развлекается — выращивает свой огород для общего стола.
40. Погрузка буровых труб.
41. Алмазная буровая коронка. Отличается высочайшей точностью и балансировкой.
42. Винсент Кесслер — менеджер проекта. Настоящий бурильщик из Техаса! Он водил нас по платформе и рассказывал все тонкости.
43. Рубка управления платформой. Вся информация отсюда доступна в он-лайн режиме всем. Ну, кто имеет доступ, конечно.
44. Схема пробуренных скважин с платформы.
45. Превентор (от лат. Praevenio — предупреждаю) — рабочий элемент комплекта противовыбросового оборудования, устанавливаемый на устье скважины. Основная функция превентора — герметизация устья нефтегазовой скважины в чрезвычайных ситуациях при строительстве или ремонтных работах на скважине. Герметизация скважины предотвращает открытое фонтанирование нефти и, как следствие, предотвращает возникновение пожара или загрязнение окружающей среды.
46. Отсюда нефть поступает на береговой комплекс.
47. Устья скважин. О-14 — это двадцать первая скважина. Еще будет пробурена одна и таким образом общее количество будет 22. В скважинах нет насосов. Нефть поднимается только за счет давления в пласте. Естественно, попутный газ закачивается обратно. Да, на фото 11 скважин. Остальные находятся под полом, на первом этаже помещения.
48. Спасательные шлюпки.
49. 18 из 30 самых протяженных скважин БОВ (большой отход от вертикали) в мире были пробурены на проекте «Сахалин-1"
50. В следующих постах я расскажу про береговой комплекс и буровую установку «Ястреб». Отдельный пост будет про специализированный вертолет Ми-8.
51. Большое спасибо всем рабочим буровой за гостеприимство и безопасность!
Специальный репортаж Вестей. Простите, код их кривого плеера не работает. Поэтому прямая ссылка.

Ранее об этом на СУН: sdelanounas.ru/blogs/61019/

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 3
    Bdd Bdd
    25.04.1504:33:55

    на первой фото нашел 2-х человек))

  • 3
    Vikont Vikont
    25.04.1506:13:13

    Хороший репортаж.

  • 2
    Нет аватара bars_16
    25.04.1509:09:18

    Естественно, попутный газ закачивается обратно

    Газ закачивается обратно из-за нерешённости вопроса его экспорта. По закону экспортером газа (кроме спг и суг)в РФ является газпром. На проекты соглашений о разделе продукции (СРП)он не распространяется,но РФ смогла создать препоны для строительства экспортного газопровода в Китай,поэтому кроме небольшого количества ,поставляемого в Хабаровский край,газ закачивается обратно в пласт. Многолетние переговоры газпрома с дочкой эксон — оператором проекта — ни к чему не привели.В настоящее время роснефть с эксон хотят реализовать проект по строительству завода спг на Сахалине,но встаёт вопрос санкций. Председатель СП Голикова утверждает, что государство недополучило 4,3 миллиарда долларов из-за отсутствия договоренностей об экспорте газа с проекта «Сахалин-1»…

  • 1
    Нет аватара guest
    25.04.1511:19:59

    Отличный репортаж! Не специалист в области, хотя у нас в институте был то ли факультет то ли специальность по нефтедобыче, а я на самой банальной ПГС учился. Так и не понял — глубина скважини 2500м, как на доске на схеме нарисовано, или 8800м, как на датчиках? или это про разные скважины шло.

    Сама платформа России принадлежит, и оборудование наше соответственно? или там как всегда какие-то доли иностранные есть, почему рабочие иностранцы.

    • 0
      Нет аватара azimut45
      25.04.1522:42:29

      2500 это глубина от поверхности воды. 13500 это глубина по стволу скважины. А 8800 это текущее местонахождение бура в стволе.

    • 0
      Нет аватара yura71
      26.04.1507:18:44

      Здесь практически все русские, экспатов по пальцам перечесть можно. Из русских материалов — щебень, песок ну наверно еще чего-то есть. И дело не только в том, что купить у нас нечего, а просто поставщик должен быть сертифицирован согласно требованиям Эксон. Зато после сертификации цены в три раза ломить можно — Эксон оплатит. (Надеюсь Роснефть ни когда здесь ни увидеть! Руководство Роснефть — конченные животные, которые умеют говорить по нашему и похожи на людей внешне.) В статье ни слова об Эксоне (или ЭНЛ), хотя именно это его заслуга как главного оператора проектов Сахалин — 1! Не спроста автор статьи ни слова доброго об Эксоне. (Да я помню кто фашистам нефть поставлял, но и наши, те еще «ребята»)

  • 1
    Нет аватара KolUnia
    25.04.1514:48:58

    на фотках наверно человека 2 русских, остальные американцы походу! это так у них санкции вводят? и наше импортозамещение проводят?

  • 0
    Нет аватара guest
    27.04.1522:03:35

    Хороший репортаж, красивые фотографии! Коллега как живой сидит))

    Люди-то — наши, причём большинство из них действительно отличные специалисты, а вот технологии иностранные, увы. Продолжать мысль не хочу, а то ещё обидится кто-нибудь. По крайней мере, за возможность добывать нашу нефть и наш газ западные компании дают нам возможность получить опыт работы на проектах высшего мирового уровня. Ну и опять же инфраструктура, рабочие места, отчисления в бюджет. К сожалению, ничего бы этого не появилось без участия алчных капиталистов из ЭксонМобил (Сахалин-1) или Шелл (Сахалин-2).

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,