Лого Сделано у нас
46

«Кулон» разработал безмасляную бесконтактную трансмиссию ВСУ

«Центр трансфера технологий «Кулон» (резидент Сколково) создал первую в мире действующую безмасляную бесконтактную трансмиссию вспомогательной силовой установки (ВСУ) пассажирских самолетов.

Уникальная действующая массо-габаритная модель ротора вспомогательной силовой установки создана сколковской компанией «Кулон» при грантовой поддержке Фонда «Сколково» и менторской поддержке Центрального конструкторского бюро «Туполев» и лично его директора Олега Минина. Модель оснащена реальными гибридными газостатическими подшипниками, которые с минимальными переделками могут быть установлены на серийную ВСУ. Модель была продемонстрирована профессионалам авиационной отрасли и широкой публике, интересующейся авиацией, на авиакосмическом салоне «МАКС-2015».

Центр трансфера технологий «Кулон», резидент кластера космических технологий и телекоммуникаций, разработал гибридные газостатические управляемые опоры тяжелых (до 300 кг) роторов силовых установок космических и летательных аппаратов. В изобретении использована как технология газостатического подшипника: при небольшой скорости вращения его несущая способность обеспечивается постоянным поддувом газа через сопла или канавки, так и газодинамического подшипника: по мере увеличения скорости вращения подвижные сегменты подшипника поворачиваются на заданный угол и создают подъемную силу. Таким образом, формируется т.н. «газовая смазка».

Установка предназначена для экспериментальной отработки элементов трансмиссии, в том числе, проведения трибологических испытаний. Исследуются различные керамические и композитные антифрикционные покрытия, а также покрытие на основе нановолокон кремния диаметром 5 нанометров (изготовлено в Таллине фирмой «Металлург»). Усиленное графеном, это нановолокно получилось чрезвычайно прочным на разрыв, при коэффициенте трения скольжения на уровне графитовой смазки.

Проблематику инноваций в самолетных ВСУ директор ЦКБ ОАО «Туполев» Олег Минин пояснил следующим образом: «Все кто следит за опытом эксплуатации отечественных самолётов, знают, что у нас есть определенные проблемы со вспомогательной силовой установкой. Во многом они обусловлены проблемой с трансмиссией. Эта технология во многом решает их, правда порождает новые, но мы знаем, как их решать. И мы заинтересованы во внедрении ВСУ с высоким КПД, чтобы исключить масляную систему, с ее централизованной системой заправки маслом, датчиком уровня масла во вспомогательной силовой установке, который тянется из хвоста в кабину. Это решение позволяет значительно снизить совокупный вес», — пояснил конструктор. По словам Минина, коммерчески эта технология вполне применима в стационарных газо-турбинных установках, для генерации электроэнергии и тепла. «Это поистине прорывная технология», — убежден директор ЦКБ «Туполев».

Далее в планах компании «Купол» создать опытно-промышленную технологию, которая позволила бы по общегражданским стандартам выпускать роторную систему для широкого спектра газотурбинных установок. Тогда производство можно будет отдавать на аутсортинг широкому спектру обычных неавиационных производств, что резко снизит себестоимость изделия. «В течение двух лет мы должны представить разработанную турбину», — сказал руководитель «Кулона».

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,