стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
176

В России освоен ремонт корабельных газотурбинных двигателей

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Турбина фрегата «Ярослав Мудрый» Фото: ОАО «ПГ Новик»

Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности — без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире.

Промышленная группа «Новик» освоила ремонт корабельных газотурбинных двигателей

Как происходило освоение, в статье ниже.

Сломанная нога

22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России — фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море — в частности, обеспечивал проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов.

Долго держать корабль на главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали — современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель — украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий в Донбассе украинское руководство разорвало военно-техническое сотрудничество с Россией.

Для части продукции удалось найти обходные варианты — так, Россия по-прежнему получает украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» (они могут ставиться и на гражданские машины), то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом невозможно. И проблема не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила вскоре оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь».

Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястреба» — «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год предстояло ремонтировать на Украине.

Сторожевой корабль Балтийского флота РФ «Ярослав Мудрый»

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

В начале декабря 2013 года на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-х и начале 2010-х годов — БПК «Адмирал Чабаненко». Его турбины тоже предполагалось отправить для ремонта производителю — украинской компании «Зоря-Машпроект».

Поиск альтернативы

Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало бы приукрасить ситуацию. До этого времени на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ и в строительстве новых турбин, и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей — в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71 — никогда не ремонтировались в России. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкого профиля потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов.

Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающих станций и морских ГТД: разные типы топлива (газ и солярка), как следствие — принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса и т. д. В совокупности все эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»).

Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта инструмента и оснастки.

В итоге налаживать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, в том числе авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» — основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре».

«Кузнецов», разумеется, не авиазавод, но его главная специализация — авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО Промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем ремонта ГТД названных выше типов.

Основанием для такого решения стали следующие факторы:

— «Новик» с 2008 года занимается дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ;

— имеет собственное конструкторское бюро и специалистов (включая главного конструктора), ранее работавших в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода;

— гибкая структура частной компании позволяет «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства.

Планы организации этих работ в России появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательно увеличивать долю работ на отечественных предприятиях вплоть до полного переноса их на территорию РФ.

Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 — одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых.

Поиск места

Немалой проблемой стало отсутствие производственной площадки. Подходящий цех нашелся в ОАО «Металлист-Самара», также задействованном в производстве авиационных газовых турбин. Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация создавалась конструкторским бюро с нуля собственными силами.

Технологический процесс осваивали на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом.

«И „Неустрашимый“, и „Чабаненко“ могут подождать, их ремонт — это длительный процесс, — объяснил представитель „Новика“. —А „Ярослав Мудрый“ исправен и может срочно выйти в море для выполнения боевых задач, ему просто нужно отремонтировать аварийный двигатель».

Экстренный заказ на аварийную Д090 «Мудрого» стал в итоге первым, выполненным для ВМФ России. Новое производство, по сути созданное с нуля, подтвердило свое право на существование: Минпромторг, проведя проверку «Новика», выдал заключение о его соответствии требованиям и лицензию на ремонт газотурбинных двигателей.

Варианты замещения

«Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, завершится в 2016-м, «Чабаненко» — в 2017 году. На очереди — большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана — остается доказать возможность его масштабирования.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

  • 18
    ghjh ghjh
    08.12.1513:57:21

    Прощайте, скалистые горы, На подвиг Отчизна зовет! Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход.!!

    Знаю что ведущие кадры по этим делам переехали с Украины на ПМЖ в Россию…

    Отредактировано: A_SEVER~16:01 08.12.15
    • 2
      Нет аватара guest
      08.12.1514:18:12

      Знаю что ведущие кадры по этим делам переехали с Усраины на ПМЖ в Россию…

      Откуда знаете?

      • 14
        ghjh ghjh
        08.12.1515:14:41

        Знаю что многих ведущих сотрудников например Мотор-Сич переманили в Питер, с семъями, и т. п. это не было сильно афишировано, но судя по вложенным деньгам и скорости оформления документов, гражданства, это не есть инициатива частных бизнесменов.Есть основания догадываться что и эту сферу не обошла эта программа.

        Отредактировано: ghjh~16:17 08.12.15
        • 11
          Нет аватара Сибиряк
          08.12.1515:25:49

          Если так оно и есть — отлично!

          Давно надеялся на что-то подобное. Украине пока эти спецы без надобности, а добру нельзя дать пропасть   

        • -1
          Нет аватара guest
          08.12.1516:46:53

          Знаю что многих ведущих сотрудников например Мотор-Сич переманили в Питер

          Это каких?

          «Имя, сестра, имя!» — Три мушкетёра.

          • 6
            Нет аватара Snowmage
            08.12.1519:28:38

            Меньше знаете — лучше спите   

            • -4
              Нет аватара guest
              08.12.1520:23:53

              Вы не за мой сон беспокойтесь, а за свои уши, на которые лапшу вешают про «я знаю, что ведущие кадры!"

              О, я не отрицаю, всё может быть: может наши и переманивают, что делать вполне логично. Я просто сомневаюсь, что персонаж, совершающий по три ошибки в предложении, на самом деле осведомлён о «вложенных деньгах», «скорости оформления документов» и самих этих «кадрах». Как видите, резонные вопросы «откуда информация» и «кто эти самые кадры поимённо» оставлены без должного ответа. Отмазка «я шпиён, а вам знать не положено» для комментатора СУН по понятной причине выглядела бы смехотворно, так что мой сон, я уверен, не пострадает.

    • 0
      CosmonautTV CosmonautTV
      09.12.1509:11:02

      Ага, а мы знаем что некоторые работники Южмаша плюнули на геволюцию гЫдности и прочие прелести Неньки и перебрались туда где их работа нужна и важна)))

  • 11
    Нет аватара guest
    08.12.1514:01:38

    Очень хочется надеяться, что в России создадут серьёзный НИИ по современным двигателям для всех отраслей. Хочется потеснить на рынке GE, P&W и т. д. Стоит намного больше уделять внимание этому направлению. Я понимаю, что многое и так есть. Но мне кажется, что ещё и должна быть конкуренция на рынке. И чтоб ещё хотелось, чтоб отходили от тенденции дешевле западных товаров, но и качество хуже. Если делаем автобусы, должны быть на уровне VOLVO,SKANIA и т. д. а не ПАЗы 40летней конструкции, но зато дёшево.

    • 3
      BAD.KARMA BAD.KARMA
      08.12.1515:30:49

      «Конкуренция — это просто отсутствие угнетения» (Фредерик Бастиа).

    • 1
      Нет аватара guest
      08.12.1516:57:45

      Ранее было в России несколько КБ по двигателям. Создавать поэтому ничего не надо, надо поддержать то что есть, выделить финансирование, дать соответствуующие задания и контролировть исполнение, наладить выпуск и отбор талантливых выпускников ВУЗов, платить соответствующую зарплату (чтобы не было утечки за границу)

      Если делаем автобусы, должны быть на уровне VOLVO,SKANIA и т. д. а не ПАЗы 40летней конструкции, но зато дёшево.
      Нет 40-летней давности. Да и чем ПАз плохи, непонятно. Вольво и т. п.-это туристические большие, ПАЗ-это маленькие городские и пригородные. Другой профиль, а в наших условиях ПАЗ -в чем-то и лучше будет.

      Отредактировано: Омутин Зафар~17:59 08.12.15
      • 0
        Нет аватара guest
        08.12.1520:28:18

        Многое в таком состоянии, что просто легче начать с начала. по разным причинам. Увы

        Насчёт ПАЗа. Автобус своего времени.Чем плох…да собственно кроме цены, всем.

        • 3
          Нет аватара guest
          08.12.1523:26:38

          Что в каком состоянии? самое ценное-это люди, а люди-это научная школа. С нуля из ничего предлагаете создавать? А те кто делал проект ПД-14-это кто, неучи?

          ПАЗ-всем хорош, свою функцию выполняет, и получше сканий.

          П.С. Я уже давно убедился что далеко не все что новое-лучше, часто -хуже.

          • 0
            Нет аватара guest
            09.12.1512:19:06

            С нуля я предлагаю создать новый НИИ по двигателестроению. Но не в замен, а в добавок к нынешним. Моя идея, поднимать данную отрасль плюс конкуренция в отрасли. И это ставка на опережение. Россия никогда не сможет конкурировать с Китаем в ширпотребе. Да и не нужно. Нужно развивать высокотехнологичные области с высокой добавочной стоимостью. И ставку делать не на дешевизну продукции, а на качество и конкурентноспособность на мировом рынке. Вот и всё

            • 0
              Нет аватара guest
              09.12.1512:35:40

              Зачем что-то делать с нуля, когда есть заслуженные КБ? Нигде не слышал, что они не справляются. Просто заказов на проектирование не было. Появился заказ на ПД-14, появился и двигатель. Вполне на мировом уровне. Существующие КБ с опытом и инженерными кадрами, технической базой не имеют достаточного числа заказов и финансирования, а создавать что-то с нуля-это закладывать отставание, т.к будет потеряно время на обучение с азов, и набор опыта, на банальное строительство инфраструктуры, возможно и десятки лет на это понадобится.

              И ставку делать не на дешевизну продукции, а на качество и конкурентноспособность на мировом рынке.
              Пока нет качества, приходится с ценой играть. Все хотят качества ит.п. но не у всех пока получается, кто начинает. в первое время не очень качественно бывает. В свое время германские товары считались дешевкой и малокачествеными, по сравнению с заслуженными британскими товрами. Так же и японкские авто считались шипотребом дешевым. Корейцев вообще за авто не считали пару десятков лет назад.

              Стремится надо, но все в свое время, и ничем пренебрегать не следует.

              Отредактировано: Омутин Зафар~13:43 09.12.15
              • 0
                Нет аватара guest
                09.12.1512:45:12

                Речь о двигателях для судов. насколько я знаю, были уже попытки ремонтировать установки в России…но была какая-то проблема с лопатками. Точно сказать не могу и было решено опять обслуживаться на николаевской Зоре. Сейчас…насколько я слышал, есть трудности с производством двигательных установок в РФ и сроки решения очень большие

                Насчёт ПАЗ. Телега тоже эту функцию выполняет.

                • 0
                  Нет аватара guest
                  09.12.1513:25:10

                  Есть и разрабатываются на существующих КБ движки для судов. Если создавать новое НИИ, то еще десяток лет придется ждать.

                  Насчёт ПАЗ. Телега тоже эту функцию выполняет.
                  Кое в каких условиях, и телега нужна, напрмер на сельском дворе, где асфальта и дорог нет, кроме грунтовых, и лошадка есть во дворе.

                  ПАЗ-не так давно обновлялась модель, и не раз, подвеска сделана для наших плохих дорог, оборудования-для наших мастерских в глубинке РФ, стоит автобус немного, ехать в нем тепло, удобно, в рыночных условиях конкурентна эта модель. Кто мешает покупать Скании и Вольво? Но не покупают. Значит, ПАЗ- конкурентен и нужен больше.

                  П.С. Старые японские авто (и европейские) по многочисленным отзывам-гораздо надежней и долговечней современных моделей, еще раз утверждаю-не все новое лучше старого, все чаще -наоборот.

                  Отредактировано: Омутин Зафар~14:28 09.12.15
        • 3
          shigorin shigorin
          09.12.1501:46:38

          ПАЗ -- отличная машинка и сейчас, надо быть лжецом или вообще не понимать, о чём речь, не покатавшись по мелким городкам в тёплом пазике и в каком-нить слабоотапливаемом пыжике…

    • 0
      Дэн Могилевич Дэн Могилевич
      08.12.1523:09:02

      Золотые слова про конкуренцию. Конкуренция наше ВСЕ: инновации, снижение цены, повышения качества, эффективность.

      • 1
        Нет аватара guest
        08.12.1523:29:07

        Конкуренция, если в равных условиях и когда действует в развитом экономическом протстранстве. Если нет. то более сильные сьедят слабого или начинающего. А начинающие-наши, в отличие от Запада с его столетними фирмами и поддержкой своих. С дешевыми кредитами.

        В таком виде-конкуренция без ограничений-смерть нашим фирмам, НИИ, КБ.Наоборот, как только поднятие курса валют уменьшило конкуренцию, наши стали оживать, занимать долю рынка, появилась возможность для развития.

        Отредактировано: Омутин Зафар~13:37 09.12.15
  • 0
    Нет аватара guest
    08.12.1514:07:51

    Это огромный плюс

  • 4
    NaSa NaSa
    08.12.1514:59:28

    Вон оно как все оказывается. Сложнейшая задача для решения которой все средства хороши. Дать людям работу, хороший оклад и гарантии не трудно. А уж обеспечить переезд на ПМЖ нескольких десятков семей тех, кто еще может и главное хочет помочь — дело и вовсе необходимое.

  • 4
    A_SEVER A_SEVER
    08.12.1515:02:53

    "Ярослав Мудрый" должен получить свою турбину уже в ближайшие недели
    Ждём!

    • 2
      Нет аватара monarch
      08.12.1518:21:45

      Отремонтированная турбина это хорошо, но плохо то, что срок завершения СРМ «Страшного» опять уполз вправо.

      И хорошо если только на пол года.

      А пара ходовых 11540 очень бы не помешали к лету следующего года на КЧФ.

      Ситуация там…

      А на Балтике они без особой надобности сейчас.

  • 0
    kovalery kovalery
    08.12.1518:17:20

    Ждём!

    Ждём подтверждения официальных лиц…

  • 0
    Нет аватара monarch
    08.12.1518:17:49

    Кстати, а никто тут не в курсе — ГТД для Устинова у нас ремонтировали или еще украинцы?

    • 1
      Нет аватара Snowmage
      08.12.1519:33:42

      судя по срокам скорее всего украинцы.

  • 0
    Нет аватара Andy6012
    08.12.1519:16:40

    Главное сейчас- ремонт турбины для Касатонова, которая сгоревшая от Горшкова.

  • 3
    Нет аватара guest
    08.12.1523:32:24

    Если ремонт-это замена лопаток. которые надо изготовить, то значит, научились изготавливать лопатки для этих движков? И изготовдение самого двигателя-не за горами.

  • 1
    sergkob2 sergkob2
    09.12.1505:11:35

    В Улан-Удэ на приборке по импортозамещению изготовили узел на ракеты, два месяца осваивали, собрали. А он не работает. Ещё пару месяцев доводили до ума. Сейчас уже всё заработало, пошли поставки потребителям, но сложностей в импортозамещении и реиндустриализации хватает. Основная: нет молодых кадров. В Украине освоенный узел делали два старых дедка с советских времён доживших. В Улан-Удэ чуть помоложе: 50-летнии работники. Кадров нет.

    • 1
      Нет аватара VMichael
      09.12.1509:45:43

      Я бы сказал немного не так.

      Нет кадров на предлагаемую зарплату обычно.

    • 0
      Нет аватара guest
      09.12.1512:50:22

      Неужели заплатить смешные 100 тыс. зарплаты рублей так затратно?( всего 1.5 тыс. долл) или это не позволяет чувство превосходства «эффективных менеджеров» перед простыми рабочими -типа «быдло баловать не стоит»? Видимо не очень то и надо, кому надо, тот заплатит хорошие деньги, надеюсь, ситуация изменится.

      Пока за упущения в работе и аварии, во многом в т. ч. из-за малых зарплат, руководство не отвечает, вряд ли что изменится.

      По форумам, сборщики космических ракет получают какие то совсем смешные деньги, а потом удивляемся, что ракеты падают.

      • 0
        Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
        09.12.1522:51:09

        Начальная зарплата на «Энергии» — 35 т.р. ( для совсем молодых специалистов).

        Большой соцпакет ( включает льготную ипотеку), премии…

        Но хочется, конечно, побольше.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,