стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
152
mester 25 декабря 2015, 02:24

Российский ядерный космический двигатель: защита прошла успешные испытания

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Несмотря на бесконечный с 2014 года поток вбросов в СМИ о возможном закрытии проекта по созданию в России первой ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для транспортно-энергетического модуля космического аппарата, ресурс разработчика сообщил о дальнейшем движении проекта вперед.

Головная организация проекта (АО «НИКИЭТ», Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Н.А. Доллежаля) распространила 23 декабря 2015 года информацию об успешно проведенных испытаниях полномасштабных макетов радиационной защиты реакторной установки на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам для нагрузок при летной эксплуатации.

При создании блоков радиационной защиты, помимо традиционных водородсодержащих компонентов, широко использовались композиционные конструкционные и боросодержащие материалы. Тесты были выполнены на базе НПО «Машиностроение» в городе Реутов.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 29
    RadiantConfessor RadiantConfessor
    25.12.1503:34:22

    Автор, ты пипец. Смени главное фото к статье. В интернете полно картинок, а ты скопировал с сайта источника фотографию испытаний американского воздушно-реактивного двигателя для военного самолёта.

    Вот так выглядит ядерный реактор о котором написано в статье. Дарю картинку. Пользуйся на здоровье.

    Отредактировано: Zveruga~03:40 25.12.15
  • 3
    Нет аватара хочу_техники
    25.12.1509:17:14

    Насколько я понимаю — это должна быть ядерная орбитальная электростанция для питания плазменных двигателей малой тяги для использования уже на низкой орбите и выше.

    • 0
      Нет аватара хочу_техники
      25.12.1509:18:28

      А можно не только для питания двигателей, но и, скажем, электромагнитной пушки или лазера.

      Отредактировано: хочу_техники~10:18 25.12.15
      • 3
        Нет аватара Curiouscat
        25.12.1509:46:15

        хочу_техники, такое использование запрещено договорами.

    • 0
      Нет аватара guest
      25.12.1523:32:11

      для питания плазменных двигателей малой тяги для использования уже на низкой орбите и выше.
      Все верно, но тяга не такая и малениькая-так как все-таки мегаватт.

      Установка примерно такая как в известном новом фильме «Марсианин», где редиски американцы даже не упомянули Россию как космическую державу, только себя и китайцев.

      • 0
        megajob megajob
        26.12.1500:46:46

        Дык Россияне в том фильме спокойно пили чай с баранками на другой стороне Марса и плевали на все замороки тупых пиндосов.        

        А будут и дальше хамить — отключим газ (не продадим двигатели).

  • 0
    Нет аватара Rash
    25.12.1509:46:02

    А с теплоотводом решили проблему?

    • 10
      Depeks Depeks
      25.12.1514:44:39

      Проблему капельного теплоотвода на нынешнем уровне возможностей производства решить не удалось: разработки приостановлены на стадии теоретических разработок. Также не удалось решить проблему ионных двигателей с высокой тягой. В процессе разработки сначала в проекте вдвое уменьшили тягу с одновременным удвоением числа двигателей, а затем также приостановили работы. Работы ведутся только по ядерной установке.

      Что кстати вовсе не означает что проект закрыт. Например когда начинали строить установку термоядерного синтеза ИТЕР, в мире не существовало технологий для его практического изготовления: высокопрочный бетон, смособный выдержать нагрузку во многие тысячи тонн, алмазные окна большого размера для гиротронов и многое другое. Но постепенно технологии были наработаны. Поэтому не стоит отчаиваться — решение подобных задач должно выводить производство на новый уровень и это происходит не сразу.

      Отредактировано: Depeks~15:46 25.12.15
      • 0
        Doc Doc
        25.12.1515:22:42

        Если я правильно понимаю ситуацию, то капельный теплоотвод — не единственный способ теплоотвода.

        Ионные двигатели с высокой тягой — вообще отдельный проект.

        Грубо говоря, разработка ядерного космического источника энергии (не двигателя!!!) успешно (шаг за шагом) продолжается.

        Автору: НЕ ДВИГАТЕЛЯ, а источники энергии.

        Исправьте, плз.

        Новости «+".

        Отредактировано: Doc~16:24 25.12.15
        • 0
          Нет аватара alex1664
          26.12.1505:15:53

          Электричество в космосе много для чего сгодится. Например стометровый радиолокатор на геостационаре испортит жизнь супостатам навсегда   

        • 0
          Depeks Depeks
          04.01.1617:43:12

          а по поводу ионных двигателей:

          вот отчет по проекту.

          Кразработке привлекли немцев.Хорст Леб, если не ошибаюсь собственно и изобрел эти двигатели. В общем в конце статьи пишут: «Однако, стоимости разработки и

          квалификации опытных образцов возрастут примерно пропорционально третьей

          степени диаметра двигателя, что делает дальнейший рост размерности не слишком

          привлекательным". Судя по тому что финансирование сократили, решили не разрабатывать крупногабаритные ионные двигатели. И если и будет что-то летать, то это много маленьких. Хотя загадывать сложно: мы знаем много примеров, когда невозможное делали возможным

      • 0
        Нет аватара guest
        25.12.1523:39:30

        ИТЕР как испытания и стимул для разработок это хорошо, но многие специалисты утверждают что получить термояд таким способом невозможно. Для начала топливо гелий3 есть на луне, на Земле его очень мало, высокий потов излучения при таких реакциях невозможно удержать доступными материалами, выделение гелия-признак реакции нигде зафиксирован не был.

        • 0
          megajob megajob
          26.12.1500:49:34

          Писали что уперлись совсем в другое. )) Оказывается реакцию можно «зачечь», но вот поддерживать не получается. Происходит «самозадушивание», ээ как я понял или поток слишком увеличиватся и «задыхается» или ослабевает и «тухнет».

          Вот об это ученые сейчас и бьются головой.

        • 0
          Нет аватара guest
          26.12.1501:14:17

          гелий-3 не нужен

          хттп: / / tnenergy. livejournal. com / 5 308. хтмл

          Отредактировано: viking coyote~02:15 26.12.15
      • 0
        Нет аватара guest
        29.12.1503:40:57

        Тут вы не правы, одновременно с объявлением в прессе о том что капельный теплоотвод решен появилась информация о переводе проекта под военку

        • 0
          Depeks Depeks
          29.12.1512:07:55

          нет. ну… как бы вам сказать. Теоретически да, решён. Статьи научные написаны. Получены патенты на изобретение. И даже маленькая модель капельного теплообменника отправлена в космос и испытана. На этом все и остановилось пока. Теперь осталось решить проблему: как изготовить его. там надо изготовить большой массив микроскопических отверстий, идеально выверенных и параллельных друг другу.

          Вполне вероятно что в результате будут стоять проверенные и многократно испытанные традиционные схемы.

          • 0
            Нет аватара guest
            30.12.1514:24:20

            Там проблема не в отверстиях была, а в математике электростатического поля, чтобы при ускорениях и торможениях сильно не страдала теплоотдача радиацией. «Многократной испытанной» схемы там быть не может, так как масса радиатора сведёт к нулю все выгоды от мегаватта на орбите. Либо капельный, либо придумают каскад материалов-процессов способных излучать гораздо активнее чем современные.

            • 0
              Depeks Depeks
              04.01.1617:10:39

              Ну авторы разработки с Вами не согласны:

              «Сегодня можно сказать о том, что в России и в других странах не существует

              отработанной технологии изготовления большого количества (свыше 100- 1000) капиллярных отверстий с приведенной точностью"

              Целиком со статьей можно ознакомиться Здесь

              Что любопытно — там есть фотки, как они на космической станции опыты проводили: и как себя ведут эти самые капли в невесомости…

              а про то что «не может быть испытанной схемы» — вот ведь вариант с панелями тоже прорабатывался:

              не такое конечно элегантное решение как с капельным (мне больше нравится идея с капельнымх охлаждением, так как соблюдает заповедь инженера: «нет детали — нет проблем»)

    • 0
      Нет аватара guest
      26.12.1501:16:48

      походу проекту порезали бюджет по самое «немогу». это печально.

  • 8
    Нет аватара Maggey
    25.12.1509:54:52

    На эти дурацкие СМИ надо меньше всего обращать внимание. Главное чтобы проект довели до конца и реально вывели в космос. За ядерной энергетикой будущее особенно с MOX топливом, нефть и газ скоро закончатся.

    • 1
      mester mester
      25.12.1509:58:29

      Много ++++++

    • 1
      Нет аватара guest
      25.12.1511:32:34

      А закончатся ли? Есть мнение, что нефть — возобновляемый ресурс неорганического происхождения, образующийся в результате выхода водорода из земного ядра. Эта версия всесторонне блокируется корпорациями, но имеет массу подтверждений. Рекомендую ознакомится с работами Ларина.

      • 1
        Dimitrius Wizard Dimitrius Wizard
        25.12.1514:14:19

        Вроде как возобновляется, но гораздо медленней, чем выкачивают.

      • 2
        Нет аватара Maggey
        25.12.1514:15:58

        Даже если это так, то нефти много в космос не возьмешь, а реактор всего на нескольких десятков килограммов ядерного топлива может работать не одно десятилетие.

      • -3
        Нет аватара sibiryakx
        25.12.1515:19:40

        Это бред из серии «египетские пирамиды построили инопланетяне» и подобного.

        • 0
          Forester Forester
          25.12.1519:02:18

          не больший бред чем тот что в учебниках — де мол египтяне, у которых не было даже железных инструментов, не то что стальных, а были бронзовые, так обрабатывали гранит и тягали блоки весящие сотни тонн

          Отредактировано: Forester~20:02 25.12.15
          • 0
            megajob megajob
            26.12.1500:55:11

            Согласен. Особливо в одном фильм меня прикололо то что каменный (если из камня конечно) саркофаг фараона имеет внутреннюю прямоугольную проекцию! Ну это как из камня «по волшебству» убрать прямоугольный параллепипед. Говорят что даже сейчас такое немыслимо.

            А по новости: любые успешные научные достжения в России — есть плюс! А будут они сегодня присобачены к чемунить или завтра, это уже не столь важно.

    • 0
      Нет аватара guest
      16.01.1611:56:06

      Согласен, ПОЛНОСТЬЮ. Уделить Внимание и ВЫДЕЛИТЬ деньги Космическому буксиру на ЯЭДУ и за НИМИ — Будущее. Просчитать варианты Окупаемости ПРОЕКТА в Будущем не трудно.

  • 4
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    25.12.1510:04:05

    Хотелось бы узнать хоть какие-то характеристики двигателя, а также в какой перспективе ждать первого полёта ракеты с ЯЭДУ.

    • 1
      Doc Doc
      25.12.1515:24:10

      Статья не дает ответы на эти вопросы.

      Будьте критичнее, плз.

    • 0
      Нет аватара guest
      16.01.1611:58:50

      Набери в И-нете. Об этом много писали буквально недавно.

  • 6
    Нет аватара guest
    25.12.1511:33:07

    Вроде на его основе собираются межорбитальный буксир делать! А в дальнейшем буксир по маршруту Земля — Луна!

    • 8
      Нет аватара guest
      25.12.1516:32:39

      Маршрутку пустят. 25 р. проезд и весь салон слушает «Черные глаза…» а если серьезно…

      Ядерный двигатель для космолёта.

      На ОАО «Машиностроительный завод» в подмосковной Электростали собран первый в мире тепловыделяющий элемент (ТВЭЛ) штатной конструкции для создаваемой в России космической ядерной электродвигательной установки (ЯЭДУ).

      Об этом сообщает пресс-служба Госкорпорации «Росатом». Главным конструктором реакторной установки является ОАО «НИКИЭТ».

      Работы ведутся в рамках реализации проекта «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ЯЭДУ мегаваттного класса». По словам директора и генерального конструктора ОАО «НИКИЭТ» Юрия Драгунова, согласно плану ЯЭДУ должна быть готова в 2018 году

      «В части реакторной установки, в части объема работ Госкорпорации „Росатом“ все идет по плану, в соответствии с дорожной картой», — сказал Драгунов.

      космический двигатель ЯЭДУ_схема_2_500Не имеющий аналогов в мире российский ЯЭДУ планируется использовать для дальних космических полетов и длительной работы на орбите. В частности, создание ядерного двигателя позволит резко сократить время полета на Марс и уменьшить в четыре раза массу стартового комплекса для марсианской экспедиции.

      космический двигатель ЯЭДУ_схема_1_500Проект ЯЭДУ утвердила в 2009 году Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте России. Эскизное проектирование было завершено к 2012 году

      Это скачок в будущее.

      Мечта Сергея Королева, Вернера фон Брауна и их предшественников — получить мощную энергетику для космических полетов и длительной работы на орбите — в скором времени может осуществиться.

      Этот двигатель позволит нам высадиться первыми на Марс, и вернуться назад.

      Это скачок уже в 22 век, отрыв от всех остальных. Сегодня Россия пытается доминировать в космической отрасли, строятся новые космодромы и ракеты. Надеюсь, нам удастся вернуть величие некогда былой советской космонавтики"

      По словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, опытный образец ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, предназначенной для межпланетных миссий, появится в России в 2017 году. А уже через год в Сосновом Бору под Петербургом могут начаться стендовые испытания ядерного реактора для этих целей.

      Напомним короткую предысторию вопроса (о более длинной — речь в конце). Два года назад, в июне 2010-го, вышло распоряжение президента России Дмитрия Медведева в поддержку проекта космического транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) на основе ядерной энергетической установки мегаваттного класса.

      Для реализации задуманного в период с 2010 по 2018 год было обещано 17 млрд рублей. Из этих средств 7,245 млрд рублей предназначались госкорпорации «Росатом» на создание самого реактора. Другие 3,955 млрд — ФГУП «Центр Келдыша» на создание ядерной — энергодвигательной установки. Еще 5,8 млрд рублей — для РКК «Энергия», где в те же сроки предстоит сформировать рабочий облик всего транспортно-энергетического модуля.

      По заявлениям первых лиц «Росатома» и космической отрасли, проект развивается успешно. А как оценивают текущее положение дел его непосредственные участники? Тем более сейчас, когда только и разговоров — про неудачи и сбои, преследующие Роскосмос?

      За ответом на этот вопрос корреспондент «РГ» отправился в «Центр Келдыша» и встретился с генеральным директором академиком РАН Анатолием Коротеевым.

      В его лице функции формального и неформального лидера «проекта ТЭМ» органичным образом совпали: академик Коротеев является научным руководителем этого направления, и он же возглавляет межведомственную рабочую группу.

      В одной упряжке

      Анатолий Сазонович, давайте для начала уточним, кто и за что конкретно отвечает в этом амбициозном проекте?

      Анатолий Коротеев: Головная организация, отвечающая за разработку собственно ядерного реактора, — Научно-исследовательский и конструкторский институт энергетических технологий (НИКИЭТ), входящий в систему «Росатома». «Центр Келдыша», которым я руковожу, назначен головным по ядерной энергодвигательной установке. А за транспортный модуль отвечает Ракетно-космическая корпорация «Энергия».

      Как я понимаю, это три «коренника». А кого еще привлекли или собираетесь привлечь?

      Анатолий Коротеев: В основе — кооперация предприятий «Росатома», которые должны делать реактор, и Роскосмоса, где изготовят турбокомпрессоры, генераторы и сами двигатели. Надо иметь в виду, что мы ведь не в чистом поле начали этот проект. В нем использован задел, созданный в предыдущие годы.

      Например, по реактору в кооперации в НИКИЭТ состоят и предлагают свои наработки Подольский научно-исследовательский технологический институт, Курчатовский центр, Обнинский физико-энергетический институт. По замкнутому контуру многое сделали «Центр Келдыша», КБ химического машиностроения и воронежское КБ химической автоматики. По генератору подключаем Институт электромеханики.

      Вы возглавляете межведомственную рабочую группу. Как часто и для каких целей она собирается?

      Анатолий Коротеев: Собираемся по мере необходимости, один-два раза в месяц, бывает и чаще. Возникающие друг к другу вопросы стараемся не накапливать.

      В июле на рабочей группе обсуждали плюсы и минусы различных вариантов конструкции холодильников-излучателей для отвода тепла от реакторной установки в условиях невесомости и безвоздушного пространства. В августе совещание состоялось в Сосновом Бору под Петербургом, где решено проводить натурные испытания такого реактора.

      По замкнутой схеме

      Не секрет, что работы по созданию ядерных ракетных двигателей были начаты в США и в СССР еще в 60-х годах прошлого века. Как далеко они продвинулись? И с какими проблемами пришлось столкнуться на этом пути?

      Анатолий Коротеев: Действительно, работы по использованию ядерной энергии в космосе были начаты и активно велись у нас и в США в 1960-70-е годы.

      Первоначально была поставлена задача создать ракетные двигатели, которые вместо химической энергии сгорания горючего и окислителя использовали бы нагрев водорода до температуры около 3000 градусов. Но оказалось, что такой прямой путь все-таки неэффективен. Мы на короткое время получаем большие тяги, но при этом выбрасываем струю, которая в случае нештатной работы реактора может оказаться радиоактивно зараженной.

      Определенный опыт был накоплен, но ни нам, ни американцам не удалось тогда создать надежных двигателей. Они работали, но мало, потому что нагреть водород до 3000 градусов в ядерном реакторе — серьезная задача. А кроме того, возникали проблемы экологического свойства во время наземных испытаний таких двигателей, поскольку радиоактивные струи выбрасывались в атмосферу. Уже не секрет, что подобные работы проводились на специально подготовленном для ядерных испытаний Семипалатинском полигоне, который остался в Казахстане.

      То есть критичными оказались два параметра — запредельная температура и выбросы радиации?

      Анатолий Коротеев: В общем, да. В силу этих и некоторых других причин работы у нас и в США были прекращены или приостановлены — оценивать можно по-разному. И возобновить их таким, я бы сказал, лобовым образом, чтобы сделать ядерный двигатель со всеми уже названными недостатками, нам показалось неразумным. Мы предложили совершенно иной подход. От старого он отличается тем же, чем отличается гибридный автомобиль от обычного. В обычном авто двигатель крутит колеса, а в гибридных — от двигателя вырабатывается электроэнергия, и уже это электричество крутит колеса. То есть создается некая промежуточная электростанция.

      Вот и мы предложили схему, в которой космический реактор не нагревает струю, выбрасываемую из него, а вырабатывает электричество. Горячий газ от реактора крутит турбину, турбина крутит электрогенератор и компрессор, который обеспечивает циркуляцию рабочего тела по замкнутому контуру. Генератор же вырабатывает электричество для плазменного двигателя с удельной тягой в 20 раз выше, чем у химических аналогов.

      Мудреная схема. По существу, это мини-АЭС в космосе. И в чем ее преимущества перед прямоточным ядерным двигателем?

      Анатолий Коротеев: Главное — выходящая из нового двигателя струя не будет радиоактивной, поскольку через реактор проходит совершенно другое рабочее тело, которое содержится в замкнутом контуре.

      Кроме того, нам не надо при этой схеме нагревать до запредельных значений водород: в реакторе циркулирует инертное рабочее тело, которое нагревается до 1500 градусов. Мы серьезно упрощаем себе задачу. И в итоге поднимем удельную тягу не в два раза, а в 20 раз по сравнению с химическими двигателями.

      Немаловажно и другое: отпадает потребность в сложных натурных испытаниях, для которых нужна инфраструктура бывшего Семипалатинского полигона, в частности, та стендовая база, что осталась в городе Курчатове.

      В нашем случае все необходимые испытания можно провести на территории России, не втягиваясь в длинные международные переговоры об использовании ядерной энергии за пределами своего государства.

      За место на орбите

      Чтобы проект осуществился в заявленный срок, требуются ли сейчас какие-то дополнительные меры организационного или финансового характера со стороны Роскосмоса и правительства РФ?

      Анатолий Коротеев: На весь проект по 2018 год включительно обещано 17 млрд рублей. Декларированная сумма меньше чем хотелось бы, но, думаю, на ближайшие годы этого достаточно.

      Ведутся ли сейчас подобные работы в других странах?

      Анатолий Коротеев: У меня была встреча с заместителем руководителя НАСА, мы обсуждали вопросы, связанные с возвращением к работам по ядерной энергии в космосе, и он заявил, что американцы проявляют к этому большой интерес.

      Вполне возможно, что и Китай может ответить активными действиями со своей стороны, поэтому работать надо быстро. И не только ради того, чтобы опередить кого-то на полшага.

      Работать надо быстро в первую очередь для того, чтобы в формирующейся международной кооперации, а де-факто она формируется, мы выглядели достойно.

      Я не исключаю, что уже в ближайшей перспективе может быть инициирована международная программа по ядерной космической энергоустановке

      наподобие реализуемой сейчас программы по управляемому термоядерному синтезу.

  • 3
    Нет аватара Killsam
    25.12.1523:21:33

    Давайте запускайте уже. Соскучились уже по значимым событиям мирового масштаба.

  • 0
    Михаил Усоцкий Михаил Усоцкий
    27.12.1520:58:12

    Я так понял, что данный реактор работает на тепловых нейтронах?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,