Репортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион»
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruРепортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион» (Петрозаводск). Рассказывают о том, как начиналась история данного предприятия. О текущей деятельности. О том, какие люди работают на заводе. И, естественно, о перспективах завода. Про иранские экранопланы уже писали. Но, на заводе уже собирают улучшенный образец экраноплана «Орион-20». Далее по тексту.
Офицеры запаса из расформированного истребительного авиационного полка создают в Петрозаводске экранопланы — уникальные машины, способные летать и плавать. Первые три уже поставили в Иран. Впереди заказ еще на три, рассказывает ТАСС Олег Парфенов, руководитель карельского экранопланостроительного объединения «Орион».
Производство судов, для которых воздух и вода — родные стихии, началось в столице Карелии в 2010 году по инициативе Ассоциации разработчиков экранопланов. Строительство амфибий, которые могут летать на десятки километров, перевозить большие грузы и развивать огромные скорости, ведется в двух больших цехах на территории бывшего судостроительного завода «Авангард» на берегу Онежского озера.
— В мае 2010 года из Калининграда на грузовом самолете доставили в Петрозаводск экраноплан, который ранее использовался Пограничной службой ФСБ России. На его базе мы сделали два «Ориона-12» и один «Орион-14″ с улучшенными аэродинамическими качествами. Три таких машины уже поставлены в Иран, там мы их облетали и готовим к сдаче заказчику», — говорит Олег Парфенов.
Вперед всего мира
На предприятии в столице Карелии работает 32 человека. Большинство — офицеры запаса из расформированного Бесовецкого 159-го истребительного авиационного полка. Среди них есть и пилоты, которые ранее летали на истребителях, теперь они летчики-испытатели экранопланов. Костяк предприятия — инженерно-технические специалисты.
— В Петрозаводске происходит сборка экранопланов. Основная конструкторская база находится в Москве. А здесь мы изготовляем детали, собираем, испытываем машины. Чем хорош этот коллектив — у нас люди с золотыми руками, универсалы, — рассказывает Олег Парфенов.
Один из сотрудников, 48-летний инженер по электрооборудованию Андрей Ястербов в прошлом обслуживал военные самолеты в Бесовце. В 2010 году после завершения службы перешел в «Орион».
— Если ранее в самолетах мы устраняли различные неисправности, то здесь сами разрабатываем, монтируем, эксплуатируем электрооборудование и принимаем участие в экспериментальных полетах, доводим все до ума. По электрооборудованию очень жесткие требования, потому что экраноплан скользит над водной или другой поверхностью, в условиях повышенной влажности, этим он отличается от самолета, — объясняет Андрей Ястербов.
Проработавший большую часть жизни в истребительной авиации 48-летний бортинженер Олег Фурса по привычке называет экраноплан самолетом.
На предприятии он уже три года, отвечает за работу двигателей, чувствует здесь себя как рыба в воде: «Мне и хотелось бы уйти в отпуск, но не могу оторваться от работы — жалко что-то пропустить. Хотя всю жизнь эксплуатировал и самолеты, и двигатели, но здесь столько нового, интересного. Как, например, самолет связать с твердой поверхностью, водой? Иногда хочется прорваться — выйти вперед всего мира».
Товар на экспорт
По словам Олега Парфенова, представители Ирана заинтересовались карельскими экранопланами еще несколько лет назад. В 2013 году в нефтедобывающую страну были отправлены две машины, а третья ушла в этом году после демонстрации на Всероссийской конференции МЧС России «Русский лед».
— В феврале этого года по Онежскому озеру, преодолев 128 км через торосы за 39 минут, мы совершили перелет из Петрозаводска в Вытегру, на выставку «Русский лед». Перелетали даже через островки, поднимаясь на 27 метров от озера. Чтобы отправить экраноплан в Иран, его разобрали, укомплектовали в тару и из Петрозаводска на автотранспорте он шел до Астрахани, далее его доставляли до места морским транспортом, — рассказывает руководитель предприятия.
Перед отправкой амфибии прошли опытные испытания: отлетали от 50 до 80 часов. Иранские специалисты приезжали в Карелию для прохождения курсов по управлению и обслуживанию «чудо-техники», а сотрудники «Ориона» выезжали в Иран для сборки и облета.
Российские машины используются на Каспийском море для проведения спасательных операций, перевозки людей и транспортировки грузов. Экранопланы могут разгоняться до 220 км/ч, перевозить на расстояние 600 км одну тонну груза или 12 человек. Мореходность — до трех баллов или при высоте волны до 1,25 метра.
27-летний техник Илья Архипов с инструментом в руках рассказывает, что за последние два года в общей сложности провел в Иране 310 дней: «Работать с иранскими специалистами интересно и трудно одновременно. Все же разные уровень подготовки, языки и культуры, но мы стараемся».
Опытный образец
Сейчас работники предприятия собирают улучшенную версию экспериментального экраноплана «Орион-20». Его предшественник потерпел аварию летом 2015 года во время опытных испытаний в Онежском озере. Тогда пилоты и техники получили небольшие травмы, но сама машина осталась на плаву.
— Выводы сделаны, внесены доработки, — говорит Олег Парфенов. — За восемь месяцев строительства «Ориона-20″ собраны хвост и крылья, установлены более мощные двигатели — каждый по 1200 лошадиных сил, достраиваем кормовую часть. Машина рассчитана на перевозку 3 тонн груза, сможет разгоняться до 250 км в час и вмещать 30 человек, включая двух пилотов. По сути, это будет новая машина, думаю, что в этом году машину подготовим и продолжим испытания».
Во время тестирования будут фиксироваться аэрогидродинамические качества, то есть поведение экраноплана в воздухе и на воде, работа двигателей, продолжительность полета, обеспечение безопасности. Все испытания записываются на видео и анализируются.
Пока штучный товар
Среди реальных покупателей экранопланов пока только представители Ирана, но интерес к продукции проявляют частные заказчики и из других стран.
— Экранопланы — штучный товар, пока нет госзаказа. Есть, например, частник из Ямало-Ненецкого автономного округа, который рассматривает возможность покупки машины. За год, по его словам, на перевозке людей, доставке грузов и почты в труднодоступные места он полностью «отобьет» потраченные деньги, — объясняет Олег Парфенов.
Также экранопланы могут эффективно помочь МЧС в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, проведении спасательных операций, патрулировании в труднодоступных местах. Кроме этого, на предприятии готовы собирать скоростные судна для силовых ведомств. По словам руководителя предприятия, его коллектив к таким задачам готов: «Руку уже набили, заказы ждут».
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
21.10.1620:52:09
чебурашка197421.10.1623:30:51
22.10.1601:55:23
22.10.1609:53:00
22.10.1613:37:08
22.10.1613:54:26
22.10.1616:37:49
22.10.1621:23:58
22.10.1614:41:41
22.10.1617:17:13
22.10.1617:27:30
22.10.1617:43:24
22.10.1618:55:33
22.10.1618:19:04
22.10.1617:49:38
23.10.1608:24:13