стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
13

Россия разворачивает глобальную систему морского слежения

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

  • Командный пункт. Архивное фото
  • Командный пункт. Архивное фото

Минобороны приступило к развертыванию уникальной системы гидроакустического слежения, пишет газета «Известия».

Разработка отечественных специалистов способна сделать «прозрачными» любые районы Мирового океана, обнаружив находящиеся там подводные лодки и корабли, а также низколетящие вертолеты и самолеты.

Изделие, которое получило индекс «Гармония», основано на специальных роботизированных комплексах, разворачивающих на дне гидроакустические станции. Полученная информация поступает на командный пункт при помощи спутников.

В полном объеме система, как полагают аналитики, будет функционировать не позднее 2020 года, отмечает издание.

В настоящее время Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой») начало подготовку к строительству цеха подготовки роботизированных изделий мониторинга Мирового океана, который будет расположен в бухте Окольная города Североморска. Работа получила индекс «Гармония-С».

Одновременно в населенном пункте Белушья Губа на Новой Земле началось строительство пункта управления новой системой (индекс «Гармония-НЗ»). Правда, пока точный срок окончания работ «Спецстроем» не указан.

Головным разработчиком «Гармонии» выступает Корпорация космических систем специального назначения «Комета» (входит в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»). Также в работах принимают участие Центральное-конструкторское бюро «Малахит» и Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт «Источник».

В 2014 году «Малахит» получил более 5,5 млрд рублей для выполнения составной части опытно-конструкторской работы «Гармония-Гараж» и 1,5 млрд на ОКР «Гармония-Галька». «Источник» в рамках работы «Гармония» создал литий-полимерные аккумуляторы и аккумуляторные батареи для электропитания подводных технических средств освоения континентального шельфа.

Что такое «Гармония»

Подробное описание ее работы можно найти в открытых источниках.

Ключевой элемент «Гармонии» — это роботизированные автономные донные станции (АДС), скрытно устанавливающиеся на морском дне специальными подводными лодками.

На глубине АДС разворачивает неподвижные многоэлементные, а также многометровые донные шланговые гидроакустические антенны. Станции могут вести пассивную гидроакустическую разведку, просто прослушивая, что происходит вокруг, пытаясь обнаружить характерные шумы узлов и механизмов кораблей и самолетов. Также АДС может излучать специальный активный звуковой сигнал, который обнаруживает и классифицирует надводные и подводные цели.

Несколько АДС объединяются в единую сеть, способную вскрыть подводную и надводную обстановку на площади в сотни километров.

Аппаратура управления донной станции обрабатывает полученную сонарами информацию и пересылает ее на командный пункт. Для этого в составе изделия есть специальный всплывающий буй, передающий данные через спутники связи.

Источник питания АДС — уникальные литий-полимерные батареи, с системой управления и контроля, максимально адаптирующие потребление электроэнергии к режимам работы донных станций. При длине чуть более 30 см номинальная емкость одной батареи 28 А/ч, а номинальное напряжение — от 58 до 80 вольт. Работает источник питания при температурах от -10 до +45 градусов.

По команде пункта управления АДС самостоятельно сворачивает все антенны, опускает буй связи и возвращается на подводную лодку.

«Саров». Далее «Белгород» и «Хабаровск»

— Носителем автономных донных станций-роботов может служить подводная лодка специального назначения «Саров», — говорит главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев. — Уже неоднократно поступала информация, что на «Сарове» идут испытания неких подводных роботов. Судя по фотографиям это подводной лодки, на нее загружают многометровые конструкции цилиндрической формы, которые после испытаний с помощью специальных глубоководных захватов поднимает со дна судно «Звездочка». Скорее всего, в дальнейшем дизельный «Саров» заменят атомные «Белгород» и «Хабаровск», строительство которых недавно началось. Эти лодки вместе с «Саровым» также несколько раз упоминались в качестве носителей подводных роботов.

Подводная лодка проекта 09851 «Хабаровск» была заложена в июле 2014 года на заводе «Севмаш» в городе Северодвинске. Лодка должна войти в состав российского Военно-морского флота не позднее 2020 года. Перестроенная из подводного ракетоносца проекта 949 (однотипного погибшему в августе 2000 года «Курску») подводная лодка специального назначения проекта 09852 «Белгород» будет передана в состав ВМФ до конца нынешнего либо в начале следующего года.

— Информации по «Хабаровску» достаточно мало, — говорит Корнев. — Даже пока официально не опубликован его внешний вид. По «Белгороду» информации больше. Эта лодка будет носителем спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов. Официально она предназначена для проведения научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях.

Наземная инфраструктура

— АДС — это достаточно дорогие изделия. Поэтому они будут сделаны многоразовыми, — считает военный историк Дмитрий Болтенков. — Для их обслуживания необходимы особые цеха, где можно не только заменить аккумуляторные батареи, но проверить работы сложнейших электронных систем, а также механических узлов и механизмов станции. Малейшая неисправность и дорогостоящая АДС будет потеряна.

Можно предположить, что выполнять техническое обслуживание и готовить роботы-станции специалисты ВМФ России будут на базе Цеха подготовки роботизированных изделий системы мониторинга мирового океана, расположенного на территории войсковой части 77360-Н в североморской бухте Окольной.

Цех это здание размером 80×80 м. Помимо площадки для хранения крупногабаритных изделий, на территории объекта предусматривается своя котельная, электростанция, система канализационной очистки, цистерны для хранения мазута. Для охраны цеха предусмотрен контрольно-пропускной пункт, наблюдательная вышка, эстакада для проверки машин и караульное помещение.

А вот пункт управления «Гармонией», строительство которого идет на территории войсковой части 77510 (Новая Земля), это более скромная постройка размером 48×18 м. Помимо основного здания, на территории объекта предусмотрены хранилище имущества на пять машиномест и контрольно-пропускной пункт.

— Вероятно, уже есть готовые АДС, прошедшие испытания на «Сарове», — говорит Дмитрий Болтенков. — Также уже есть временный пункт управления и цех по обслуживанию станций. Первый полноценный носитель АДС — «Белгород» — будет сдан либо в этом, либо в следующем году. Поэтому хотя и не в полном объеме, начнет функционировать в следующем году. Учитывая сроки строительства объектов в Североморске и на Новой Земле, а также сдачу ВМФ «Хабаровска», можно предположить, что в полном объеме система заработает в 2020 году.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • 1
    Нет аватара guest
    26.11.1613:01:59

    Неплохая работёнка для Янтаря.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,