Лого Сделано у нас
131

Подстанция 500 кВ «Енисей» и КрАЗ

26 ноября 2014 г. ПАО «ФСК ЕЭС» включило подстанцию в работу, был введен в работу первый автотрансформатор мощностью 801 МВА. В ноябре 2015 г. введен в работу второй автотрансформатор мощностью 801 МВА. В 2016 году были завершены работы по переустройству линии Абалаковская и ВЛ смежных собственников. И в сентябре все предприятия получили паспорта готовности. Теперь на первое место выходит система диагностики, испытаний, тепловизионных проверок.

За последние полвека это первая подстанция сверхвысокого напряжения, которую построили в столице края. Сегодня её смело можно назвать центром всей городской энергосистемы. В целом реализация проекта позволила повысить надежность электроснабжения сибирского мегаполиса и его ближайших населенных пунктов, а также обеспечить растущие потребности предприятий региона, в том числе энергоемкого КрАЗа. После ввода в эксплуатацию ПС «Енисей» Красноярск получил дополнительные 1602 МВА мощности.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как электроэнергия от источника генерации (например ТЭЦ или ГЭС) доходит до вашей розетки? Этот процесс представляет собой довольно сложную цепочку, одним из важнейших звеньев которой являются подстанции. Несколько дней назад я побывал на подстанции «Енисей» и на ее примере хотел бы немного рассказать о том, зачем нужна подстанция и как она работает.

1. Объект находится на окраине Красноярска недалеко от микрорайона Солнечный.

На самом деле подстанция состоит по сути из двух — это открытое распределительное устройство на 500 и 220 кВ.

2. На фото ОРУ-220.

3. ОРУ-500 кВ. Подстанция обеспечивает прием, преобразование и распределение электрической энергии. Сюда заходит несколько линий электропередач — 4 на 500 кВ и 8 на 220.

4. 500 киловольтная линия — это магистраль, которая связывает между собой регионы России. Эта линия идет с запада на восток, также на подстанцию заходит линия с Красноярской ГЭС.

5. Линия 220 киловольт образует «кольцо» между городскими подстанциями и распределяет энергию среди предприятий Красноярска и жилфонда. В городе есть несколько понижающих подстанций, от которых, в свою очередь идут линии еще дальше до тех самых трансформаторных будок, которые мы можем увидеть почти в каждом дворе. И уже там электроэнергия, например с 10 кВ, преобразуется до привычных нам 220 вольт.

6. Группа однофазных трансформаторов. Каждый из них весит по 260 тонн. Оборудование совсем новое — объект был запущен 2 года назад.

7. На подстанции «Енисей» установлены две автотрансформаторные группы общей мощностью 1602 МВА. Обратите внимание на бетонный «поддон» вокруг трансформатора. Он необходим для предотвращения утечки масла в случае аварии.

8. Конусовидные штуки — это баковые элегазовые выключатели. Баки наполнены элегазом (SF6) который является дугогасительной и изолирующей средой. Они предназначены для оперативного включения-выключения отдельных цепей электрооборудования.

9. Опытные люди могут узнать напряжение линии по числу изоляторов ;)

10. Контроль проводят с помощью тепловизора. Если вдруг что-то нагревается выше нормы, то это сразу видно. Таким образом можно предупреждать возможные поломки, которые могут произойти при длительном сильном нагреве оборудования.

11. Еще одно устройство на ОРУ это разъединители. Как мы знаем, ток не имеет ни цвета, ни запаха. А во время ревизии или ремонта человеку необходимо работать с оборудованием непосредственно руками. Поэтому, чтобы убедиться, что участок обесточен, используют разъединители.

12. Помните, как в детстве родители говорили не совать пальцы в розетку? Так вот здесь, для того чтобы ударило током, не надо даже чего-то касаться. Из-за большой разности потенциалов, может произойти пробой по воздуху. И чем больше напряжение, тем больше это расстояние. Например к оборудованию, работающему при напряжении 500 кВ нельзя подходить ближе чем на 3,5 метра.

13. Выключатели на 220 кВ.

14. Общеподстанционный пункт управления. Здесь сидят дежурные операторы, которые следят за работой систем. Большую часть манипуляций можно сделать не выходя на улицу. Современное оборудование позволило автоматизировать многие процессы, для которых раньше приходилось обесточивать линию и работать руками на объекте.

15. Также в здании находится оборудование релейной защиты и автоматики.

16. Вид на подстанцию с осветительной мачты.

17. Площадь 25 га — это соизмеримо с 35 футбольными полями.

18. А работает здесь всего 11 человек.

19. Интересный момент — несмотря на то, что КрАЗ находится всего в паре километров, туда идет линия 220 кВ. Я думал, что такое высокое напряжения нужно только для того, чтобы избежать тепловые потери при передаче электричества на дальние расстояния (чем выше напряжение — тем меньше сила тока, а вместе с ней и меньше греются провода). Но завод потребляет огромное количество энергии, и для того чтобы его подать при напряжении, например 10 кВ, пришлось бы тянуть не один десяток параллельных линий, что естественно намного дороже.

20. Панорама КрАЗа.

Увеличить в большом разрешении

21. Некоторые спросят — зачем же нужно так все усложнять, строить высоковольтные линии, подстанции, ставить дорогое оборудование.

22. А нужно это, для того чтобы в любой момент времени любой человек знал, что он всегда будет обеспечен электроэнергией, чтобы напряжение выдавалось стабильно, не было никаких скачков и перебоев. А если вдруг случится внештатная ситуация, то без особых сложностей пустят ток по резервной линии и в разумные сроки устранят неполадку.

23. Энергосистема устроена подобно кровеносной системе человека — энергия всегда течет туда, где она необходима. Например, если вдруг возникнет дефицит в Красноярске, то по высоковольтной линии ток пойдет из соседних узлов — с Богучанской ГЭС или, может быть, из Хакасии. Благодаря этому мы можем быть уверены, что в любой точке, куда проведена ЛЭП мы сможем включить лампочку или зарядить телефон, даже если один из источников внезапно сократит выработку.

24. И напоследок панорама подстанции.

Увеличить в большом разрешении

«Енисей» становится новым крупным центром энергопитания. Старая подстанция «Красноярская», которая находится неподалеку и питает большую часть Советского района и Красноярский алюминиевый завод (КРАЗ), уже отметила полувековой юбилей (построена в 1963 г.). За это время оборудование устарело и объекту потребовалась серьезная модернизация. Ввод новой подстанции «Енисей» создает необходимые условия для того, чтобы без снижения надежности электроснабжения потребителей приступить к реконструкции «Красноярской».

Не секрет, что в нашей жизни всё находится во власти комплексного расширения энергосетевой инфраструктуры: и строительство жилья, и новых спортивных, социальных и культурных объектов, и производственных и коммуникационных сооружений. А подстанция «Енисей» полностью решает проблему дефицита электрической мощности в краевом центре, обеспечивая возможность подключения к сетям новых потребителей. Это касается новых строящихся городских микрорайонов, пригородных посёлков, объектов аэропорта «Емельяново», промышленных предприятий и сооружений инфраструктуры Зимней студенческой универсиады-2019.

За организацию поездки спасибо пресс-службе «ФСК ЕЭС» — МЭС Сибири.

Фото Сергей Филинин feelek

  • 4
    Вася Таньков
    27.11.1600:52:39

       

  • 7
    Русский Витязь Русский Витязь
    27.11.1605:58:39

    Автору однозначно плюс за грамотный материал! Жаль не удалось на этой 500-ке поработать, в основном из-за тупости начальства, которое профукало такой масштабный Объект!

    Отредактировано: Русский Витязь~12:58 27.11.16
    • 0
      Александр Сурсяков
      01.12.1605:33:12

      Радуйтесь, что не попали мы до сих пор денег за проект не получили. СТГ с его дочками еще то кидалово

  • 3
    Иван Иванов 2 Иван Иванов 2
    27.11.1606:06:14

       

  • Комментарий удален
  • 3
    Нет аватара mmx
    27.11.1610:54:55

    В городе есть несколько понижающих подстанций, от которых, в свою очередь идут линии еще дальше до тех самых трансформаторных будок, которые мы можем увидеть почти в каждом дворе. И уже там электроэнергия, например с 10 кВ, преобразуется до привычных нам 220 вольт.

    В «будках» понижается до 380 и подается в дома, а 220 получается когда берут одну фазу от этих 380.

    • 1
      Владимир Курин
      27.11.1622:03:10

      Не будьте столь строги к таким мелочам — репортаж отличный. У нас в Ярославской области сетей выше 220 кВ вообще нет. Масштаб поражает!

  • 7
    Нет аватара Chief_D
    27.11.1611:31:54

    Все хорошо, развитие сетей — это замечательно… Удручает следующее — на фото в ОРУ 220 — оборудование Siemens — Выключатели DT и разъединители DBF (ФРГ),

    ОРУ-500кВ — выключатели PM фирмы ABB (США), разъединители Alstom (Италия),

    Трансформаторы силовые ZTR (Ненька — Украина)

    РЗА судя по шкафам на фото Siprotec (Siemens ФРГ)

    Стоимость подстанции навскидку 12-15 млрд. рублей … Догадайтесь куда большая часть денег ушла — правильно не в бюджет в виде налогов и т. д.

    Надеюсь хоть порталы и опоры ЛЭП с арматурой и изоляцией местного производства.

    • 2
      Нет аватара Info_Rus
      27.11.1612:37:35

      Ну там нетолько это

      В рамках проекта СТГ разрабатывает рабочую документацию, выполняет поставки оборудования, проводит строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, а также обеспечивает ввод подстанции в эксплуатацию.

      В состав работ СТГ входит:

      установка 7 фаз автотрансформаторов (1 фаза резервная) общей мощностью 1602 МВА (6×267 МВА),

      строительство двух открытых распределительных устройств (ОРУ) — 500 кВ и 220 кВ,

      строительство более 30 км линий электропередачи различного класса напряжения (10, 220, 500 кВ), включая строительство заходов и переустройство линий,

      строительство объектов вспомогательного назначения.

      А с оборудованием Сименс работать тоже специалисты нужны, его подключение отладка диагностика, поддержание характеристик работы, выполнение периодических процедур.

      И обратите внимание на год начала работ

      В апреле 2011 г. ОАО «СТГ» подписало договор генподряда на строительство подстанции сверхвысокого напряжения 500 кВ «Енисей».

    • 1
      Макс Южный
      27.11.1621:43:58

      Вполне себе возмутительно, но, как правильно отмечено, ТЗ составлялось аж 2011 году. Надеюсь, такого безобразия больше нигде у нас не будет.

    • 4
      Владимир Курин
      27.11.1622:12:48

      Дайте время. Уже сейчас совместное с тошибой предприятие производит отличные трансы, наша «Таврида» уже делает отличные КРУ 35 кВ (и это далеко не все). Если в нашей экономике появится не дорогой среднесрочный кредит и страна продолжит развиваться без катаклизмов, то всё это (в вашем комменте) будут делать и у нас. И кстати: не нужно думать, что на каждом объекте воруется часть денег, тем более большая.

  • 3
    Нет аватара tumanov79
    27.11.1612:55:03

    Большое спасибо за статью, написано доступно и просто! Замечательные фотографии!!! Единственное замечание «ОРУ-500 кВ. Подстанция обеспечивает прием, преобразование и распределение электрической энергии. Сюда заходит несколько линий электропередач — 4 на 500 кВ и 8 на 220.» ВЛ -220 кВ заходят на ОРУ- 220 кВ. По поводу импортного оборудования, действительно, к сожалению, основная часть оборудования — импортного производства, но надеюсь, в ближайшем будущем ситуация изменится!

    • 7
      Нет аватара Chief_D
      27.11.1614:32:24

      Из всего оборудования мной перечисленного в России нет аналогов только баковых выключателей 500кВ — те что от компании АВВ. Я хотел акцентировать, что все в РФ имеется — надо только желание применять наше. Вопрос качества отдельный — по своему опыту знаю — не все импортное в этой отрасли отвечает ожиданиям энергетиков.

      А с оборудованием Сименс работать тоже специалисты нужны, его подключение отладка диагностика, поддержание характеристик работы, выполнение периодических процедур.

      И обратите внимание на год начала работ

      А с нашим оборудованием не нужны специалисты? И потом если разговор о том, что это тоже рабочие места, то меня это не переубедит. Производство высокотехнологичного и наукоемкого оборудования — это развитие, а обслуживать импортную технику — не требуется крутых спецов (тоже проходили это все).

      Если бы это импортное оборудование локализовали в РФ, то уже был бы другой разговор. Но они не хотят делиться знаниями и опытом, потому как в отличие от автомобильной промышленности (в стране уже куча заводов различной степени локализации) в электротехнической отрасли никаких заградительных пошлин нет и поддержки на уровне министерства промышленности тоже нет! Вот работает наша национальная сеть — питающая всю страну — на немецком, шведском и французском оборудовании. Считаете это нормально? Я так не считаю!

      • 2
        Нет аватара Info_Rus
        27.11.1617:11:18

        Нет, просто в том году, когда закупали это все, а это примерно 2012-13, не было еще таких трений и проблем с западными партнерами

        Трансформаторы силовые ZTR (Ненька — Украина)

        в том числе и с ними, и возможно отечественные аналоги решили не выбирать по каким-то своим определенным соображениям, например, уже отработанные раннее схема или проект, что теперь уже вполне может быть решено, так как имеется направленное движение на решение таких проблем, в частности уход от импорта (где-то попытка, а по сути уже свершившийся факт), а специалисты, это то что есть компетенции и обученный персонал в этой области.

      • 0
        Нет аватара tumanov79
        05.12.1611:00:45

        Вот работает наша национальная сеть — питающая всю страну — на немецком, шведском и французском оборудовании. Считаете это нормально? Я так не считаю!

        Абсолютно согласен!!!

  • 0
    Denis Grabov
    27.11.1616:08:54

       

    А почему не используют тепло трансформаторов для отопления?

    При 2процентах потерь можно какое-нибудь помещение отапливать…

    • 0
      Нет аватара koshmar
      27.11.1618:26:30

      смешно.

      • 0
        Denis Grabov
        28.11.1614:21:30

        Не так и смешно. 2 процента от 800 МВт это 16 МВт тепла. За час столько же тепла как в 1600 литрах солярки или двух тоннах угля.

        • 1
          Нет аватара koshmar
          28.11.1619:06:12

          Смешно. Потому что на каждый трансформатор надо ставить теплообменник. А теплоноситель только масляный, т.к. высокое напряжение. То есть получается как минимум 2 контура, причём трубы надо ставить пластик/углепластик. Затем тепло из масла надо передать воде и гнать её на километры или десятки километров. Для этого нужны насосы, то есть расходы энергии. Плюс потери на каждом участке цепочки доставки рассеиваемого тепла до потребителя.

          Вся придуманная Вами экономия ни разу не экономная. Я могу даже напугать Вас «примером огромной топливной неэффективности». «Градирня» — слышали такое слово? Посчитайте их количество в одной Москве и начинайте смеяться над своим предложением.

          • 0
            Denis Grabov
            28.11.1619:39:15

            Если трансформаторы большие и иих немного, а потребитель недалеко, то может и выйти что-то дельное.

          • 0
            Denis Grabov
            28.11.1620:09:27

            А, кстати, низкотемпературное тепло градирен в городах вполне пригодно для обогрева дорог вместо соли.

  • 0
    Нет аватара Yura_gor
    27.11.1620:13:00

    Это общеподстанционный пункт управления? Где мнемосхема? «Зависнут» ПК и не представляю как дежурные будут ликвидировать авариии…

    • 0
      Нет аватара andranick
      28.11.1616:05:41

      Мнемосхемы — на экранах. А диспетчерского мнемощита не наблюдается (даже в варианте планшета, без вывода телемеханической информации), что для такого класса подстанции, соглашусь, печально.

      Отредактировано: openid.mail.rumailandranick~18:08 28.11.16
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,