стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
52

Российские беспилотные автомобили от Cognitive Technologies

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Видеопробег беспилотного автомобиля

Прототип системы автономного вождения C-Pilot от Cognitive Technologies на автомобиле Nissan. C-Pilot включает оптические камеры, радары, лидары и другие датчики для обнаружения предметов, а также сенсоры позиционирования на базе ГЛОНАСС/GPS, электронные гироскопы и мощный бортовой вычислитель.

В России системами беспилотного вождения занимается компания Cognitive Technologies, издавна специализировавшаяся на распознавании изображений и машинном зрении, и технологии этой компании для беспилотного транспорта уже вовсю тестируются на российских полигонах. О технологии беспилотных автомобилей, которой в ближайшем будущем вы вверим свои жизни, мы поговорили с директором департамента разработки беспилотных транспортных средств Юрием Минкиным.

Главное отличие российской системы от конкурентов кроется в возможностях нашего искусственного интеллекта обрабатывать информацию о дорогах с плохой разметкой и большими вертикальными колебаниями в неблагоприятных погодных условиях — под снегом разметку увидеть просто невозможно. Поэтому Cognitive Technologies использует технологию виртуального туннеля, в основе которого лежит принцип внутреннего самоподобия изображения текущей дорожной ситуации (дорожной сцены) и последующей. Искусственный интеллект пытается предсказать продолжение дороги по разнообразным признакам, присущим дорожному полотну — будь это автомагистраль, проселочная или грунтовая дорога, — используя предыдущий опыт и все возможные данные. Этот механизм работает достаточно хорошо.

Почувствуйте разницу

Автопилот видит даже лучше обычного водителя. Главный источник информации, как и у людей, «глаза"-видеокамеры. Если их забрызгать грязью или снегом, они ничего не увидят. Поэтому размещают их в очищаемых областях — как правило, за лобовым стеклом и за задним стеклоочистителем. «Подстраховывают» видеокамеры и простреливают слепые зоны радары, которые менее чувствительны к помехам. Но у радара есть другие ограничения — он не может читать дорожные знаки и разметку. И низкая разрешающая способность — он «видит» отраженный сигнал, но не всегда может понять, от чего он исходит. Это мост или фура, которая перегородила дорогу? А совокупность радара и камер позволяет строить точную картинку.

Еще одна фишка Cognitive Technologies — технология фовеального (или центрального) зрения, аналогичного человеческому. Человек в высоком разрешении видит только довольно узкий фронтальный сектор, а периферийные области несколько размыты. Точно так же Cognitive Technologies качественно обрабатывает всего 5−7% видимой области, которые и содержат наиболее важную информацию для оценки дорожной ситуации, при этом отбрасывая более 95% «шума». Это экономит вычислительные ресурсы и, следовательно, влияет на скорость реакции системы, а она критическая: как правило, на принятие решения уходят миллисекунды.

Еще одно ноу-хау — функция гиппокампа, моделирования человеческой кратковременной памяти. «Мы получаем информацию не по одному кадру, но и по предыдущим, — говорит Юрий Минкин. — Например, видим на кадре не полный объект, а обрезанный. Часть пешехода на обочине. Мы возвращаемся к предыдущим кадрам и смотрим, что там было, наверняка этот объект попадал в кадр целиком. И восстанавливаем сцену».

Как действует технология виртуального туннеля, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Искусственный интеллект на основе нейронных сетей уже сейчас довольно точно строит продолжение дороги, используя довольно скудную информацию.

К 2020 году Cognitive Technologies совместно с КамАЗ собираются создать на базе автомобиля КамАЗ беспилотник нового поколения, способный функционировать на дорогах междугороднего сообщения. Государство выделило на реализацию этого проекта 300 млн рублей.

Пост был сделан с содействием блогера Евгений Супер!

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 0
    Нет аватара hvt
    31.03.1708:25:37

    Интересно посмотреть такой ролик у конкурентов.

  • 1
    Нет аватара zspe
    31.03.1710:08:27

    Мне вот интересно, что беспилотник будет делать с ситуации, когда невозможно отклониться от наезда на людей — как он будет выбирать, кого давить то? либо пожертвовать своими пассажирами?

    Волей-неволей, но в алгоритм работы придется вносить ранжирование ценности жизни разных людей — как результат, беспилотники потянут за собою много философских и моральных вопросов. Так много, что лучше бы не открывать этот ящик Пандоры.

    Есть две древние мудрости:

    1. Не все, что можно сделать, — следует делать.

    2. Не все, что делают другие, — следует повторять.

    Впрочем, поскольку решают здесь бизнесмены, то решат в пользу своего кошелька. А им роботизация выгодна.

    Боюсь, что при масштабной роботизации всех производств, которой нас пугают, появятся и новые луддиты (как буйный протест), и новые староверы (как тихий уход в игнор новинок), и новые жители трущоб (как отчаявшиеся и просто выкинутые из производства). И эти категории людей могут быть очень массовыми при массовой роботизации.

    Отредактировано: zspe~11:20 31.03.17
    • 1
      Антон Храмов Антон Храмов
      31.03.1710:38:07

      Мне вот интересно, что беспилотник будет делать с ситуации, когда невозможно отклониться от наезда на людей — как он будет выбирать, кого давить то? либо пожертвовать своими пассажирами?

      Будет тупая арифметика, если в машине меньше или равно человек чем на переходе робот будет рисковать пассажирами, если пассажиров больше чем человек на переходе, робот будет пытаться увернуться, но без риска для пассажиров.

      Кроме того люди в машине более защищены чем простые пешеходы, и если не нарушать ПДД (чего робот делать не будет), то убиться в такой машине будет невероятно сложно. Но эти все риски нормально просчитываются.

      Как по мне так проблема надумана.

      • 0
        Нет аватара zspe
        31.03.1710:51:51

        1. Вы вот сейчас только что ввели (своим подсчетом соотношения числа обреченных погибнуть и жить) ранжирование ценностей человеческих жизней. Вы понимаете, что этим сделали подкоп под всю человеческую мораль?

        Не стоит удобство от роботизации автомобилей порушенной морали.

        2. Проблема не надумана — она будет возникать очень часто. Она уже возникала при испытаниях таких автомобилей в США. Всего ничего этих автомобилей, всего ничего они покатались, а уже ситуация была. При массовом использовании же их, ситуация будет повседневностью.

        3. Далее, искусственный интеллект рано или поздно, станет самообучающимся и обучающим другие интеллекты (других роботов). Роботы просто перестанут пользоваться вашими ПДД и создадут свои. И будут они крайне далеки от человеческой морали.

        Резюмируя:

        Любая затея в своем нормальном течении часто хороша. Секрет в том, что рассматривать теорию ли, модель ли, технологию ли, работу машины ли, — надо в краевых условиях, ища границы применимости. И часто границы такие и поведение там такое, что лучше и не затевать вовсе.

        Этот мир устроен так, что улучшить что-то можно только ухудшив что-то другое. Если это ухудшение лежит за пределами приемлемого, то улучшение не стоит делать. Разрушение морали как раз такое неприемлемое ухудшение.

        Отредактировано: zspe~11:58 31.03.17
        • 2
          Антон Храмов Антон Храмов
          31.03.1711:52:26

          Насрать на человеческую мораль и стенания о «слезинке ребенка».

          Есть логика, рациональность и практичность.

          Все остальное идет в жопу вместе со всеми нытиками.

          Но если вам хочется философии, то считайте, что это та плата которую взымает прогресс. Всем противникам прогресса прямая дорога назад в пещеры к средней продолжительности жизни в 30 лет. Иди смело.

          Вместо 15-20 тысяч погибших в год от ДТП в России, будет не более 1000, но виноват в этом будет робот. Никакой моральной дилеммы я не вижу, потому как 20 тысяч это больше чем 1 тысяча. А значит робот рулит.

          Отредактировано: Антон Храмов~12:52 31.03.17
          • 0
            Нет аватара zspe
            31.03.1711:56:45

            Насрать на человеческую мораль и стенания о «слезинке ребенка».

            Есть логика, рациональность и практичность.

            Все остальное идет в жопу вместе со всеми нытиками.

            Простите, но из таких заявлений и прорастает фашизм.

            Вместо 15-20 тысяч погибших в год от ДТП в России, будет не более 1000, но виноват в этом будет робот. Никакой моральной дилеммы я не вижу, потому как 20 тысяч это больше чем 1 тысяча. А значит робот рулит.

            Про 1000 — это пока сказки. А подоплека стенаний в СМИ про 20 тысяч в том, что есть желание бизнеса:

            1. Сделать так, чтобы не платить зарплаты работникам.

            2. Заработать на новом витке производства автомашин (это же несколько сот миллионов машин можно заново продать).

            3. Возникает огромный рынок утилизаторов старых машин.

            "О чем бы они не говорили — они говорят о деньгах!" © Из законов Мерфи.

            Отредактировано: zspe~13:00 31.03.17
            • 0
              Антон Храмов Антон Храмов
              31.03.1712:13:47

              Простите, но из таких заявлений и прорастает фашизм.:

              Да ну, а убить 20 тысяч, когда можно обойтись всего 1 тысячью это у нас что? И все в угоду марализаторствующих нытиков? Может проще нытиков убить? Вреда меньше.

              Про 1000 — это пока сказки. А подоплека стенаний в СМИ про 20 тысяч в том, что есть желание бизнеса:

              Про 1000 это не сказки, а прогноз, основанный на опыте применения беспилотных авто, аварийность ниже более чем на два порядка, а из всех тех ДТП которые все-таки случились не было ни одного по вине беспилотника.

              Ну, а на счет 20 тысяч погибших — это не стенания, а статистика. Но вы как-то легко к ней относитесь, впрочем для морализаторствующего нытика это обычное явление, их (нытиков), жизни людей не волнуют, они считают: «Пусть будет убито больше людей, но главное чтобы убийства соответствовали их представлению о прекрасном».

              Так что, я лишний раз убедился — таких нытиков надо расстреливать. Чисто из рациональных соображений.

              Отредактировано: Антон Храмов~13:14 31.03.17
          • 1
            Нет аватара Yarhann
            31.03.1723:09:46

            вы абсолютно правы — введение систем видеои фотофиксации, а так же неотвратимости наказания — то есть штрафов во многих развитых странах сильно уменьшила нарушение ПДД и смертность на дорогах. НЕ люди стали лучше, а система их прогнула — она их научила быть культурными водятлми. Не думайте что безх систем фотовидеофиксации и хороших штрафов — допустим немцы не превратсятся в скот как-то есть в странах африки и ази и у нас быдла хзватает. Мутируют аж бегом — стать скотиной это всего лишь вопрос времени человек это животное по сути .

            Потому именно машинное управление трафиком и конкретно ТС есть абсолютно неоспоримое благо — это зхнаете как пользование водоснабжением канализацией и электричеством — ну просто одно из благ цивилизации .

            В отсталых странах конечно будут по старинке рулить рулилы — то есть обезьяны за кругом — в развитых странах понятное дело людям найдется работа более полезная чем кручение обруча и нажимание пары педалей .

            Меня радует одно в этом дле что как бы туго мы не продвигались в современных технологиях, но наши ребята их делют и как не крути они у нас всеже будут внедрятся пусть и с опозданием как обычно, но будут .

            И ДА — робот рулит !

        • 0
          Нет аватара iFil
          31.03.1721:59:20

          Где же Вы увидели ранжирование ценности жизни разных людей? По-моему Антон Храмов четко заявил, что речь в арифметике. Автопилот будет не по некой мифической ценности выбор делать, а исходя из предсказания кол-ва потенциальных жертв того или иного варианта действий. Т. е. как раз таки ранжирование исключено. В отличие, кстати, от человека-водителя.

    • 1
      Нет аватара guest
      31.03.1711:26:16

      Мне вот интересно, что беспилотник будет делать с ситуации, когда невозможно отклониться от наезда на людей — как он будет выбирать, кого давить то? либо пожертвовать своими пассажирами

      А как вы поступите в такой ситуации? Чью жизнь поставите в приоритет? Предпочтете размазать пешехода по дороге, или самому влететь «под фуру», в столб, на встречную, для совершения лобового столкновения?

      Кстати не так давно «Когнитивные технологии» запускали голосовалку, с выбором вариантов как поступать в подобных безвыходных обстоятельствах.

      ***

      Жизнь и здоровье абстрактного пешехода, для меня лично, перестанут иметь какую-либо ценность, если, не дай Бог, встанет подобный выбор. Я выбираю жертвовать пешеходом.

      • 0
        Нет аватара zspe
        31.03.1711:40:20

        В реальной ситуации человек поступает не по правилам (не по программе) — вот в чем суть. Как он интуитивно решает вопрос — зависит от степени его духовного совершенства и это столь темная для понимания тема, что лучше для человека в ней не копаться.

        Важно помнить, что любая программа создается на основе логики, но мораль на логике не основана.

    • 4
      Нет аватара Cinik
      31.03.1713:37:41

      В абсолютном большинстве случаев есть возможность вообще избежать наезда на пешеходов. Для этого нужно всего лишь своевременно сбрасывать скорость в потенциально опасных ситуациях. В соответствии с ПДД.

      В случае же, если пешеход сам внезапно бросился под колёса, это целиком его проблема. Дело управляющего автомобилем компьютера в данном случае — нажать на тормоз и подать сигнал.

      Мы же не рассуждаем о нравственных проблемах машиниста поезда, который не в силах остановить состав перед перебегающим пути человеком.

      Вообще, подобные опасения морального плана возникали и при появлении первых автомобилей. И они были не так уж напрасны. Но люди смирились с новыми рисками. Точно так же приспособятся и к беспилотным автомобилям. Просто будут более осмотрительны при переходе улицы в неположенном месте.

      Кстати, можно уверенно прогнозировать появление мобильного приложения «пешеход» для смартфонов. И своего рода «социальной сети» для автомобилей и пешеходов. Чтобы пешеходу можно было, например, на нерегулируемом переходе как бы включать красный свет для беспилотных автомобилей. И чтобы беспилотные автомобили «видели» пешехода с таким приложением в виртуальном пространстве даже при отсутсвии прямой видимости в реале.

      Короче, мир беспилотных автомобилей будет куда безопаснее мира нетрезвых водителей. Хотя и появятся некоторые новые риски.

    • 0
      Нет аватара Yarhann
      31.03.1722:53:33

      не переживайте по этому поводу уже сейчас законодательство максимально лояльно и четко для автомобилиста. Как он должен вести себя в аварийной ситуации — максимально бысвтро замедлить ТС не изменяя траектории .

      Как про мне именно так и надо настраивать ТС роботизированные — маневрирование это вечь хорошая — но только в том случае когда обьекты есть роботы и они работают в единой сети и По имеющим общий интефейс .

      ТО есть по сути при вводе роботов в сферу автоматизаци перевозок любди нужны будут более чем именно до тех пор пока большая часть трафика, а в идеале весь небудте заменен на роботов .

      Относительно людей — вот пример — тело перебегает МКАД — что будет в реале его обьедет пара тройка машин 3-4я его собдьет и потом будет краш из остальных машин — возможно с человеческими жертвами .

      Если бы люди просто ехали в своем ряду и тупо жали тормоз — то никакого трнеша небыло — ну сбил бы это туловище ктото в своем ряду все — ряд стоит — остальные едут .

      НУ и теперь думаю вы понимаете что в случае роботизации все будет идеально — роботы замедляются, но всеравно тело в кого-то встряет и этот ряд стоит и в жопу ему никто не влетает — соседние ряды валят дальше ослабив тормоз и дав по газам как только случилось ДТП и тело зафиксировалось )

      ТО есть вы понимаете насколько меньше времени будет занимать время ДТП с телом — а ДТП между собой будут практически исключены .

      ТО есть как по мне сплошной профит .

      Это только относительно аварийности .

      А вы прикиньте профит и моральный и культурный когда на такси фурах и ОТ будут за рулем роботы, а не гопота бывшие ЗК и т. п. скот — не будет никаких быдломычаний и забастовок скота относительно ущемления системой платон и того что гайцы дерут за нарушение ПДД и перегруз .Это просто прелесть и я прекрасно понимаю весь развитой мир что это надо делать и они это делают в меру возможностей.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,