Лого Сделано у нас
31

Как делают самолеты. Часть 1 (57 фото)


 Источник фото: livejournal.com


Автор: sergeydolya

Читать вторую часть: "Как делают самолеты. Часть 2 (47 фото)".

Читать и смотреть: "КнААПО. Суперджет. Или ещё один фоторепортаж о SSJ-100 (45 фото)",
— дополняющий фотоотчёт Марата Гизатулина.

---[*]-----------------------------------------------------------------------------

Внимание! Этот фоторепортаж, пркоментировал grOOmi (спасибо за наводку Don'у). Что-бы не плодить «лишних сущностей», я взял на себя смелость и объединил авторский вариант (текст и фото) с коментариями grOOmi (сотрудника ГСС [?]). А что-бы не возникало путаницы, комментарии grOOmi выделил вот таким цветом.

Peter Tsk.
---[*]-----------------------------------------------------------------------------

При словах «отечественное производство » у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет100 — абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал:


 Источник фото: me.com



Данное фото — цех окончательной сборки КнАФ ЗАО ГСС. Т.е. не КнААПО, хотя на остальных фото — только КнААПО. На фото видны все 6 сборочных мест (платформ)

На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели.

[2] Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет:




 Источник фото: me.com



На фото собранный отсек Ф-2 в котором производится монтаж пола. На заднем плане — линия сборки отсеков.

[3] В самом начале хочу выразить огромную благодарность PR службам Сухого и ОАК за возможность попасть на это производство. Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение:


 Источник фото: me.com



Собственно проходные КнААПО. Всё как положено, решётки, пропуска и охрана с пистолетами.

Современные самолеты создаются «в цифре». Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.

[4] Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:


 Источник фото: me.com



На фото Отдел Электронно-Цифрового Моделирования и Управляющих Программ (Дима привет!). Мой бывший начальник. На этом месте раньше садили меня, чтобы крутил всякие сборки во время прохода делегаций. На мониторе одна из панелей фюзеляжа. Скорее всего правая Ф-2.

[5] Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:


 Источник фото: me.com



Заготовки для деталей. Все промаркированы маркой материала. 1933 — один из самых капризных алюминиевых сплавов при обработке на фрезерных станках.

[6] В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:


 Источник фото: me.com



Станок DMF-360 и заготовки для деталей. 3600 мм длина стола 3-х координатный. Хороший станочек...

[7] Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:


 Источник фото: me.com



Станок Endura фирмы Fooke, используется для фрезерования стрингеров. Высокоскоростной.

[8] Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:


 Источник фото: me.com



[9] Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:


 Источник фото: me.com



Горизонтально-фрезерный обрабатывающий центр MAG-3. Отличный станок, с его помощью сократили время фрезерования сегментов шпангоутов.

[10] Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:


 Источник фото: me.com



Оператор станка Forest-Line Vstar смотрит за процессом фрезерования детали.

[11] Вручную лишь устанавливают заготовки:


 Источник фото: me.com



Оператор станка DMU-80 Monoblock возится с фрезерным приспособлением на потеху почтенной публике. Видна деталь в процессе обработки.

[12] Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: «Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее». Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:


 Источник фото: me.com



Станок DMF-360A. Видна деталь в процессе обработки. Если не изменяет зрение, то это 6-я установка. Может быть и деталь по моим программ обрабатывают.

[13] Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:


 Источник фото: me.com



Фрезеруется стрингер, на том самом Endura Fooke. Видны зажимные приспособления станка, заготовка в виде профиля, шпиндель с установленной в термооправку фрезой.

[14] Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было «выстругано» из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:


 Источник фото: me.com



Готовые обшивки крыла, рядом станок Forest-Line Vstar.

[15] В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:


 Источник фото: me.com



Станок лазерной резки Bysronic Bystar. Изготовление разной мелочи. "Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером", — не производится! Тут недопонимание видимо вышло у нас с Сергеем.

[16] Лазером же вырезают мелкие детали:


 Источник фото: me.com




[17, 18] В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:


 Источник фото: me.com



«Болванки» для формовки обшивок. На заднем плане Поперечно обтяжной станок с ЧПУ.


 Источник фото: me.com



Ещё один участок для формовки. Слева виден продольно обтяжной станок с ЧПУ.

[19, 20, 21] Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:


 Источник фото: me.com




 Источник фото: me.com



Собственно сам станок и деталь в процессе формообразования. После формообразования деталь размещают на спец приспособлении стол POGO и фрезеруют наружный контур обшивки в размер, т.е. без тех.припуска, а также сверлят сборочные отверстия.


 Источник фото: me.com



[22, 23] Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:


 Источник фото: me.com




 Источник фото: me.com



Формовка левой нижней центральной обшивки крыла.

[24, 25] Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:


 Источник фото: me.com



Контрольное приспособление, для контроля отклонений обшивок крыла.


 Источник фото: me.com



[26, 27] После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:


 Источник фото: me.com




 Источник фото: me.com



Участок сборки секций предкрылка.

[28] Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая «палетой»:


 Источник фото: me.com



Новые палеты для клёпки панелей фюзеляжа.

[29] Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:


 Источник фото: me.com



Все 4 клёпальных автомата. На первом — панель Ф-3 боковая левая.

[30] Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:


 Источник фото: me.com



Рабочее место операторов станка — космос просто.

[31] Разметка установки технологического крепежа производится вручную:


 Источник фото: me.com



Чегой-то размечают. Позиционирование клёпального автомата производится по технологическому крепежу устанавливаемому в сборочные отверстия. Да, сборка панелей фюзеляжа — аки сборка конструктора на приспособления укладывают стрингера, сверху обшивку и вытяжными заклёпками по сборочным отверстиям собирают. Отверстия диаметром 3,1 мм заклёпка 2,7мм.

[32] Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:


 Источник фото: me.com



Доклёпочные работы. На автомате всех заклёпок не установишь.

[33] После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:


 Источник фото: me.com



[34] По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:


 Источник фото: me.com



[35] Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:


 Источник фото: me.com



[36] Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали:


 Источник фото: me.com



[37, 38] Стапель сборки лонжерона крыла:


 Источник фото: me.com




 Источник фото: me.com



[39] Наушники — обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:


 Источник фото: me.com



[40] Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ):


 Источник фото: me.com



Гермошпангоут. Завершает Ф-4. За ним уже зона ответственности НАПО — отсеки Ф-5 и Ф-6.

[41] Центроплан — центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:


 Источник фото: me.com



«Бензобак» — это да...

[42] Цех, в котором собирают крылья:


 Источник фото: me.com



Линия сборки крыла,

[43] В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:


 Источник фото: me.com



Стапели сборки крыла. Видны 1-ый и 2-ой лонжерон и нервюры.

[44] НомПЛЛ 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:


 Источник фото: me.com



Стенд предварительной стыковки.

[45] На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:


 Источник фото: me.com



Стапель сборки левой ОЧК, видна корневая нервюра.

[46] Все они закрываются подобными съемными крышками:


 Источник фото: me.com



Крышка для технологических отверстий в нижней панели крыла.

[47] Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:


 Источник фото: me.com



[48] В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:


 Источник фото: me.com



Линия сборки отсеков. На переднем плане собранные в половину отсека Ф-4 боковая правая и нижняя панели.

[49] Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:


 Источник фото: me.com



[50] В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают:


 Источник фото: me.com



[51] Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:


 Источник фото: me.com



[52] И устанавливают его в фюзеляж:


 Источник фото: me.com



[53] После установки его накрывают технологическим полом:


 Источник фото: me.com



[54] Под ним расположен багажный отсек:


 Источник фото: me.com



[55] Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:


 Источник фото: me.com



[56] Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:


 Источник фото: me.com



Стенд стыковки отсеков фюзеляжа. Видны состыкованные отсеки Ф-2, Ф-3, Ф-4 от НАПО ещё не поступили Ф-1 и Ф-5.

Кстати о количестве заклёпок. 40.000 для фюзеляжа цифра очень заниженная. Больше 40.000 заклёпок содержат 4 боковые панели правая, левая Ф-2 и Ф-4, т.е. общее количество заклёпок в фюзеляже более 80.000


В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты. Stay Tuned!


 Источник фото: me.com


  • 0
    Нет аватара Don
    19.11.1112:01:55
    Автор слегка начудил в сопроводительном тексте, что в общем простительно гуманитарию. Вот здесь более грамотные комментарии от сотрудника ГСС. Отредактировано: Don~11:02 19.11.2011 Отредактировано: Don~11:03 19.11.2011
  • 0
    Нет аватара mmx
    19.11.1114:17:25
    Отличный репортаж, ждем продолжения.
  • 0
    Нет аватара ministr
    19.11.1114:33:02
    класс!!
  • 0
    Нет аватара SF
    19.11.1115:11:55
    Есть уже и 2-я часть. http://sergeydo...com/394885.html На первой фотографии что-то не реальное. Женюсь))
    • 0
      club-k club-k
      19.11.1117:14:43
      девушки уже заняты, у меня билет на руках    
      • 0
        Павел Буцев Павел Буцев
        22.11.1112:59:35
        На одной, двух или четырёх? Даже если вы мусульманин, то больше четырёх - Аллах не разрешает. И остаётся две свободных, одна с фотографий, и одна тут: ©Видео с youtube.com - в 2:15. Отредактировано: openid.yandex.rupboutsev~12:00 22.11.2011
        • 0
          club-k club-k
          22.11.1113:50:02
          две на фото, я с другом    
  • 0
    club-k club-k
    19.11.1117:15:46
    кто подскажет по последней фотке. почему надпись на английском? а как же Русский язык, великий и могучий    
    • 0
      Aleksey1992 Aleksey1992
      19.11.1117:55:35
      Дело в том что латиница распространена в мире к сожалению а сухой это бренд как доль чи хабана это мироваой бренд с логотипом
      • 0
        club-k club-k
        19.11.1118:55:43
        ну ангар же в России стоит... не где-нибудь в мире... ну хотя бы пусть двойная надпись была бы - на русском и английском(для приезжих поставщиков)
    • 0
      Нет аватара Don
      19.11.1119:20:10
      А что, это единственное, что заинтересовало в репортаже? У тебя ник в честь какого-то ночного клуба? Или в честь комплекса Club-K? Латиница в названии последнего не смущает? И наконец, ты точно уверен, что в левой части фасада цеха нет надписи на русском?
      • 0
        club-k club-k
        19.11.1119:38:15
        где ж вас таких вежливых воспитывают    мы разве знакомы? комплекс и тоже в его видео-рекламе была именно латиница. нет, не уверен, потому и спросил. еще я не понимаю, почему на новом "Камазе" пишут "Kamaz".
        • 0
          Нет аватара Don
          19.11.1119:51:00
          Про обращение Правила "12. Тут общаются на "ты". Мы все единомышленники, и не нужны нам все эти условности. Обращение на "ты" здесь это скорее признак уважения, а вовсе не наоборот. И не забывайте, это интернет, тут нет возрастов и регалий. Если вы не считаете собеседника достойным обращаться к вам на "ты", просто вежливо сообщите ему об этом." По теме ничего нет? Чат заканчиваю. Отредактировано: Don~18:52 19.11.2011
          • 0
            club-k club-k
            19.11.1120:01:56
            Дон, я приношу свои извинения, не прав    сказалась привычка от других форумов, везде особенности правил не упомнишь    теперь запомню.
  • 0
    Нет аватара joeblack
    19.11.1118:04:05
    Все вроде бы замечательно и красиво - НОооо!!! Метаморфоза!!! Смотрю я, как ребята из компаний российского станкостроения пытаются, думают, решают сложные задачи, находят уникальные решения, воплощают их в жизнь в виде станков и обрабатывающих центров и... что?. А не хрена!!! Приходят ребzтушки в пиджачках, мол чего кого, станочик немецкий или японский не нужен? С кем можно перетереть? Все уникум эксклюцив, если что можно договориться. М.А. Погосян разве задумывался, как осуществив один проект, реализовать другой? Убить двух зайцев. Как реализовать техперевооружение производства КнААПО и НАПО за счет российского системного интегратора, и реализовать проект RRJ ,сделать его на российских станках реализовав не менее масштабный проект в станкостроение. Да, нет наверное. Не его уровень!!! А раз нет понимания, значит нет соответствующих задач. В советское время этим занималось Министерство оборонной промышленности СССР, там пахали и работали, а главное было государственное понимание, что одно тянет другое. Сегодня Россия, сегодня лоббируют и говорят красивые слова. Вместо того что бы нагнать А. Федорова, устроив очередной цирк, лучше бы правительство с министерствами раскачал, но увы пупок слабоват. Обидно!!! А Lean технологии от Миши это вчерашний день, сегодня рулит умное производство.
    • 0
      Нет аватара mmx
      19.11.1121:12:21
      Почитай для разнообразия сколько импортных станков закупал СССР.
  • 0
    Нет аватара fdsalkj
    19.11.1118:52:22
    Да, что же получается, все станки заграничные, а из нашего на этом производстве только металл, да дешевая рабсила. Где-то слышал, что скоро и китайцы самолеты начнут выпускать.
    • 0
      Нет аватара mmx
      19.11.1121:15:01
      Ты типичный жопоголик. Уже и производство самолетов "это металл да дешевая рабсила". Были бы станки все свои - ты бы и в этом случае придумал как плеснуть негативчику. Ты ведь ради этого сюда и пришел?
  • 0
    Нет аватара santa
    19.11.1119:17:03
    Интересно, а как у Туполева дела обстоят? Тоже работа кипит или крах и запустенье?
    • 0
      Нет аватара Don
      19.11.1119:23:51
      Интересно, а зайти на tupolev.ru сильно сложно?
      • 0
        Нет аватара santa
        19.11.1121:16:04
        Спасибо, Кэп И много ты там почерпнул об объемах производства, происхождении комплектующий и прочих интересных деталях?
  • 0
    shiko shiko
    19.11.1122:06:29
    Да, что же получается, все станки заграничные, а из нашего на этом производстве только металл, да дешевая рабсила. Где-то слышал, что скоро и китайцы самолеты начнут выпускать.
    еще один просралиполимерщик обыкновенный,рождается и умирает с мнением что все пропало,Россия не чего хорошего производить не может-а вот шиш вам....может.....еще как может и этот красавец самолет тому пример Отредактировано: shiko~21:07 19.11.2011
  • 0
    Нет аватара id.rambler.ruuserss5450@rambler.ru
    19.11.1123:10:45
    Спасибо, смотрел фотки с вытращенными глазами. Сам технолог по сборке. О таком оборудовании можно только мечтать
  • 0
    Нет аватара
    20.11.1110:51:41
    Обратите внимание на начало этой статьи: "При словах «отечественное производство » у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок". Хорошее у него мнение об отечественном производстве, а главное - адекватное.
  • 0
    Нет аватара ra4lhw
    05.05.1220:55:07
    Прибыл в Ульяновск "первый" SSJ-100 на отделку салона.Что сказать? Первое впечатление от качества внешней поверхности-Отстой!!! Куда смотрят военпреды,когда принимают самолёт? Если Это возрождение и будущее нашего авиапрома,то это ....ец! Большинство кто успел поближе осмотреть его смеялись плевались и т.д и т.п.Затем ,чтобы не провоцировать дальше народ самолёт отгородили лентами и электронной сигнализацией!Вот ТУ-204СМ сила и красавец!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,