стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
79
nabludatel71 23 февраля 2018, 16:11

Экспортные итоги ТЭКа в 2017 году

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Экспортная составляющая топливно-энергетического комплекса России показывает интересную общую и структурную динамику, при этом ситуация по ключевым сегментам различается.

Рассмотрим экспортные результаты ключевой для экономики России отрасли и их масштаб на мировом фоне в 2017 г.

Нефть

Экспорт нефти в 2017 г. составил 253 млн т (-0,9% к 2016 г.). В нынешнем десятилетии это второй результат после прошлогоднего, ранее более высокие объемы фиксировались в 2004, 2005 и 2007 гг. (максимально — 259 млн т). В чистом виде в 2017 г. на экспорт ушло 46% добытой нефти, это средний показатель для последних лет.

В новейшей российской истории экспортная квота в нефтедобыче долгое время имела тенденцию к росту: с начальных 35% в 1992 г. она выросла до 41% в 1994 г., 45% в 1998 г. и максимальных 56% в 2004 г. Потом началось снижение, в 2010-е гг. она стабильно находится ниже 50%. В 2014 г. был локальный минимум — 42,5%, после чего из-за налогового маневра она выросла до 46% и стабилизировалась на этом уровне. При рассмотрении суммарно нефти и нефтепродуктов динамика экспортной ориентации получается несколько иная: в 1992 г. она равнялась примерно 55%, к 2000 г. достигла 65%, к 2005 г. — 75%, после чего колебалась возле этой отметки (максимум 2015 г. составил 78%, минимум 2012 г. — 73%).

В мире Россия прочно занимает второе место по экспорту нефти. У лидирующей Саудовской Аравии экспорт в 2017 г. составил оценочно 360-370 млн т, у «догоняющих» Ирака и Канады — по 170-180 млн т.

  •  © Фото из открытых источников

Нефтепродукты

Экспорт нефтепродуктов (позиция ТНВЭД 2710) в 2017 г. составил 148 млн т (-5,1% к 2016 г.). Это наименьший показатель с 2013 г. (максимум 2015 г. 172 млн т), но в предшествовавшие годы поставки были меньше. Налоговый маневр сделал невыгодной работу заводов с низкой глубиной переработки, а на мировом рынке уменьшился спрос на сернистые мазуты из-за ограничений по выбросам — в результате часть низкокачественных нефтепродуктов в экспорте заместилась нефтью. Так, по сравнению с пиковым 2015 г. на 24,6 млн т или 35% уменьшился вывоз мазута с содержанием серы свыше 1% (до 46,7 млн т), на 3,7 млн т или 31% - прямогонного мазута (до 8,3 млн т, по сравнению с 2013 г. вывоз сократился вдвое), на 3 млн т или 21% - дизтоплива с содержанием серы свыше 0,2% (до 11,3 млн т).

Часть нефтепродуктов, такие как битумы, кокс, воски и т. п., классифицируются во внешнеторговой статистике отдельно от основной массы. Добавление их дает показатель экспорта всех нефтепродуктов в 2017 г. 155 млн т (-3,3% к 2016 г.). Он будет уступать только показателям 2014-2016 гг., максимум 2015 г. равнялся 174 млн т. В последние годы вывоз вязких и твердых нефтепродуктов резко вырос: отчасти благодаря развитию вторичной переработки (поставки нефтяного кокса, никогда не превышавшие 150 тыс. т, в 2017 г. составили 1,2 млн т), отчасти вследствие манипуляций некоторых поставщиков для обхода пошлин. (Да, этим пользуется не только Белоруссия, а копнув историю, можно увидеть, что у нас подобные фокусы уже 20 лет назад были.)

В мире Россия впервые с 2000 г. опустилась на второе место по экспорту обычных нефтепродуктов (код 2710), пропустив вперед США, экспорт которых составил, по нашим расчетам, 155 млн т. Если же рассматривать всю совокупность нефтепродуктов, то Россия уступает США с 2011 г., при этом последние два года разрыв сильно вырос: в 2017 г. около 200 млн т у США против 155 млн т у России. Еще одна ярка иллюстрация того, что нефтепереработка не такая сырьевая и «непочетная» отрасль, как многие считают.

  •  © Фото из открытых источников

Газ

Экспорт природного газа по трубопроводам в 2017 г. составил 210 млрд куб. м (+5,8% к 2016 г.). Это новый абсолютный рекорд, прежний максимум составлял 208 млрд куб. м в 2005 г.

Экспорт сжиженного природного газа в 2017 г. составил 11 млн т (+0,9% к 2016 г.). Номинально это второй результат в истории после пика 2013 г. (11,8 млн т), но тогда что-то не так было с оформлением — записали часть отгрузок следующего года, когда получился провал (9,2 млн т), а ведь отгрузки с Сахалина идут весьма стабильно (что подтверждается другими данными).

Суммарный экспорт природного газа составил 225 млрд куб. м (+5,4% к 2016 г.), это, конечно же, тоже абсолютный рекорд. На экспорт сейчас направляется 1/3 добываемого в России газа, этот показатель весьма стабилен: на рубеже 2000-х и 2010-х гг. он опускался чуть ниже 30%, на пике второй половины 1990-х гг. достигал 35%. При этом, если в конце 1990-х гг. в России для собственного потребления оставалось 380-390 млрд куб. м газа, то в 2010-е гг. в среднем 450 млрд куб. м.

Для пересчета СПГ мы использовали стандартный отраслевой коэффициент 1 т СПГ = 1,36 тыс. куб. м газа. Показатели ФТС по экспорту СПГ в кубометрах очень странные, у них коэффициент получается 2,23, при таком подсчете на Сахалине почти не остается газа для собственного потребления и наполнения газопровода на материк.

В мире по общему экспорту газа Россия занимает безусловное первое место. У Катара в 2017 г. экспорт составил примерно 130 млрд куб. м, у Норвегии — 125 млрд куб. м. По экспорту СПГ у России седьмое место, в этом году мы поборемся за шестую строчку с Алжиром.

Экспорт сжиженных углеводородных газов в 2017 г. составил 4,46 млн т. Это второй результат в истории после прошлогоднего максимума (4,88 млн т). Часть этой продукции получают при переработке нефти, но в целом ее логичнее рассматривать в блоке с природным газом.

  •  © Фото из открытых источников

Уголь

Экспорт угля в 2017 г. составил 190 млн т (+10,9% к 2016 г.). Это очередной исторический максимум! В прошедшем году экспорт вырос на 18,7 млн т — более масштабным был прирост только в 2012 г. (+20,3 млн т). Интересно отметить, что набирает обороты вывоз бурого угля: еще в начале 2010-х гг. его отгрузки не превышали 1 млн т, а в 2017 г. они составили 8,7 млн т.

Экспортная квота в угольной промышленности показывает устойчивую тенденцию к росту: в 2017 г. она составила свыше 46% против 36% в 2010 г. и 17% в 2000 г. При этом объем российского угля, остающийся для внутреннего потребления, уже 20 лет находится в пределах 200-225 млн т в год, не показывая какой-либо выраженной динамики.

В мире Россия занимает прочное третье место по экспорту угля. Лидируют попеременно Индонезия и Австралия: в 2017 г. у них было 390 и 368 млн т соответственно; у группы преследователей — Колумбия, США, ЮАР — по 85-95 млн т.

Экспорт угольного кокса в 2017 г. составил 2,92 млн т (+29% к 2016 г.). Это максимальный показатель с 2009 г., абсолютный рекорд 2004 г. равняется 3,87 млн т. Россия последние годы занимает третье место в мире по экспорту угольного кокса.

  •  © Фото из открытых источников

Подготовлено на основе анализа данных ФТС России, Росстата, зарубежной внешнеторговой статистики и отраслевых справочников.

Производственные итоги ТЭКа: https://sdelanounas.ru/blogs/103114/

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 21
    Нет аватара nabludatel71
    23.02.1816:12:28

    Так сказать, по многочисленным просьбам…    

    • 6
      Akimich Akimich
      23.02.1816:17:58

      А еще экспорт электроэнергии (хоть не в таких объемах, но есть)

      Уран для АЭС как проходит? Как экспорт металлов?

      • 8
        Нет аватара nabludatel71
        23.02.1817:41:49

        Уран проходит в химикатах (код 2844), а твэлы — в машиностроении (840130).

        А экспорт электроэнергии — скромный, 17 млрд кВт*ч в 2017 г., это один из самых низких результатов (хотя максимальный — всего 25).

        • 0
          Нет аватара tnenergy
          28.02.1820:12:33

          Уран проходит в химикатах (код 2844)

          О! Давно хочу распутать ситуацию с экспортом-импортом урана в России. Но нет времени разбираться в таможенных базах и т. п.

          Суть в том, что Россия вроде как приличный нетто-импортер урана, но есть подозрение, что это все толлинг чужого урана, который обогащается на предприятиях ТВЭЛ, либо торговые операции Росатома примерно с той же задачей.

          Можете помочь найти цифры в тоннах хотя бы за 2015-2016-2017 года по импорту экспорту природного урана, и если есть — обогащенного уранового продукта (не твэлов!)?

    • -1
      Нет аватара KJA
      23.02.1816:38:23

      Еще одна ярка иллюстрация того, что нефтепереработка не такая сырьевая и «непочетная» отрасль, как многие считают.

      Не могли бы вы сделать график экспорта нефтепродуктов без низкотехнологичных мазутов.

      • 4
        Нет аватара nabludatel71
        23.02.1817:47:34

        Не могли бы вы сделать график экспорта нефтепродуктов без низкотехнологичных мазутов.

        Это сложно, т.к. разделение идёт на самом детальном уровне, и эти позиции постоянно меняются. Под рукой статистики у меня нет.

        В 90-е годы доля мазута всех сортов в экспорте нефтепродуктов (по коду 2710) сначала снижалась с 60% в 1994 г. до 40% в 1998 г., а потом стала расти до 48% в начале 2000-х и 55% в начале 2010-х гг. В 2017 г. уже 42%.

        Отредактировано: nabludatel71~17:54 23.02.18
        • -1
          Нет аватара KJA
          23.02.1818:43:27

          А вообще с последним ТН ВЭД стало проще работать или нет?

          • 0
            Нет аватара nabludatel71
            23.02.1822:18:24

            Да нет, все они одинаковые. Я был бы рад, если бы их меняли пореже. А когда меняли, то больше думали: каждый раз рыбу и морепродукты перетасовывают даже по 6 знакам, как будто они новые всё появляются!

    • 0
      Нет аватара ivanov.gma1l
      21.05.1811:00:24

      Сравните пошлины на д/т, нефть, нафту и нефтяной кокс. Пошлины 2013-2014 и 2016-2017.

      Из-за налогового маневра пошлина на д/т рухнула более, чем в 7 раз (255 в ноябре 2013, 33 в ноябре 2017). Итого — снижение таможенных сборов в 3,7 раза. По нефтяному коксу ситуация гораздо интереснее — пошлина снизилась в 15-20 раз в долларовом выражении. С 100+ до 10-. Вот и весь секрет роста экспорта нефтяного кокса. На производство и экспорт нефтепродуктов можно наложить графики котировок нефти, доллара и таможенных пошлин. И тайное станет явным.

  • 4
    Нет аватара termometrix
    23.02.1817:26:26

    Советский фильм «Контра́кт ве́ка» (1985) — двухсерийный художественный фильм. Режиссёр:Александр Муратов

    Вторая серия фильма начинается с интереснейшего диалога директора завода авиационных турбин и специалиста газовой отрасли Фетисова. Директор является противником продажи энергоресурсов за границу. Фетисов же пытается убедить его в пользе этой деятельности. «Да через 500 лет будут другие виды энергии и мы будем сидеть на газовой подушке, которая никому не пригодится. Надо сегодня, сейчас, использовать то, что завтра в таком количестве не будет нужным», — говорит он.

    Отредактировано: termometrix~00:17 24.02.18
    • -1
      Нет аватара KJA
      23.02.1817:28:53

      Так Директор был против наверное потому что не фиг поддерживать капиталистов, ведь победа коммунизма не за горами.

      • 4
        Нет аватара termometrix
        23.02.1817:39:11

        Скорее директор завода понимал роль добавленной стоимости.

        ----------------------------------------------------------

        В коммунизм верило масса людей,в том числе и на Западе ,в капстранах,особенно среди интеллигенции,хотя местные коммунисты стали еврокоммунистами,социал-демократами,и похоронили идею своим конформизмом и капитулянтством.

        Отредактировано: termometrix~17:50 23.02.18
        • 4
          Sergio Buk Sergio Buk
          24.02.1810:56:42

          А когда от коммунистов на выборы идет кандидат миллиардер кпиталлист — это как понимать?

          • 0
            Нет аватара qwerty_asd
            26.02.1811:05:08

            А когда в программе КПРФ одним из первых пунктов идёт:

            «Всемерная поддержка малого и среднего бизнеса"

            — это какой партии программа? Неужто коммунистической?

            Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим. ® Козьма Прутков

  • 3
    Нет аватара termometrix
    23.02.1817:27:53

    Конечно надо увеличить глубокую переработку энергоресурсов,в целом я сторонник мнения Менделеева,но как часто бывает истина находится где-то посередине.

    Отредактировано: termometrix~17:30 23.02.18
    • -2
      Нет аватара guest
      23.02.1821:45:37

      продавать нефть надо запретить, в лучшем случае разрешить бензин…максимум, а продавать нужно в европу и.т.п, изделия из нефти, трубы, окна …пластики готовые к употреблению.

      • 8
        Нет аватара nabludatel71
        23.02.1822:23:34

        продавать нефть надо запретить

        Возможно, вы готовы лишиться трети своих доходов, но большинство граждан России, думаю, вас не поддержит.

        Мировая торговля нефтью 2,2 млрд т, бензином — 0,25 млрд т, изделиями из пластмасс — 0,05 млрд т.

        • 0
          Eugene Samarev Eugene Samarev
          24.02.1802:56:54

          продавать нефть надо запретить

          Будем достраивать мощности вторичной переработки и повышать качество моторных топлив — будет расти экспорт.

          Думаю истина как всегда где-то посередине. Конечно, единоразовый и перманентный запрет на экспорт сырья был бы перегиб, учитывая сложившуюся конъюнктуру и удельный вес в торговом балансе. Но, по большому «Гамбуржскому Счёту», надеюсь в не далекой временной перспективе первое утверждение целесообразно, и опираясь на Ваше же (второе) утверждение, должно быть имплементировано.

          Отредактировано: Eugene Samarev~02:59 24.02.18
          • 5
            Нет аватара nabludatel71
            24.02.1808:56:22

            Думаю истина как всегда где-то посередине.

            Нет, в данном случае она ближе к моей точке зрения.     Абсолютно все страны мира, располагающие избыточными (большими) ресурсами сырья продают его на мировом рынке. США, Австралия, Канада, Норвегия, Новая Зеландия, даже Китай в тех случаях, когда у него образуется излишек. США не так давно сняли 40-летнее ограничение на экспорт нефти, а сколько усилий они на газовом рынке предпринимают! Ключевой вопрос — дальнейшее использование полученных средств.

            И потом — во многих случаях рынок сбыта готовой продукции (или даже полуфабриката) в разы меньше, чем исходного сырья. Классический пример — зерно и мука. Мука не нужна рынку в больших объёмах, с ней много сложностей, поэтому все экспортёры вывозят главным образом зерно. И введение запрета — только убыток себе.

            • 0
              Eugene Samarev Eugene Samarev
              24.02.1815:43:24

              Нет, в данном случае она ближе к моей точке зрения.

              Возможно. Однако, если говорить об истине, а не приближении к ней, то я бы не был так самонадеян, обладать ею в конечной инстанции не суждено смертным. Сие удел высших сил. Да, к тому же Вы ведёте речь о текущем положении дел, и возможно о ближайшем будущем. Но, как насчёт среднесрочной перспективы? Эдак 10-15 лет, о чем веду речь я, когда на полную заработают не единичные (как например Омский НефтеОргСинтез), но подавляющее большинство НПЗ, производства с технологией переработки нефти до 98%. К тому же завязанные в единый технологический комплекс с нефтехимическими предприятиями, рассчитанные на выпуск широкого ассортимента продукции масел, полимеров, композитных материалов и пр. И то с осторожной поправкой на «надеюсь», ибо я не Дельфийский оракул, и не вхож в высшие эшелоны власти, а в купе с ними и во всяческие Центры стратегических исследований — Think Tanks. Я понимаю, что все мои допущения о будущем лежат в плоскости досужих рассуждений. Однако, продавать на экспорт товары и услуги с добавленной стоимостью — вот критерий эффективности торговли и достаточно серьёзный резон, на который опираюсь я, независимо от текущих и будущих объёмов переработки сырья и доли рынка, занимаемой нефтепродуктами. И Вы впрямую говорите об этом в приведённой мною выше Вашей же цитате, опять же в будущем времени, чем косвенно подтверждаете уже моё утверждение об относительности истины.

              Абсолютно все страны мира, располагающие избыточными (большими) ресурсами сырья продают его на мировом рынке

              Ключевое слово избыточные. Где гарантия, что спустя n-надцать лет вообще будут избытки сырья?

              И потом — во многих случаях рынок сбыта готовой продукции (или даже полуфабриката) в разы меньше, чем исходного сырья.

              Мировая торговля нефтью 2,2 млрд т, бензином — 0,25 млрд т, изделиями из пластмасс — 0,05 млрд т.

              Пусть так, но если конечная стоимость и не менее важно востребованность высокотехнологичных продуктов переработки на внешнем рынке есть (и/или) будет в разы больше нежели стоимость от продажи сырой нефти, то речь даже не о компенсационных суммах, а о синергетическом эффекте в смежных отраслях, технологическом заделе, квалификации персонала.

              Я здесь намеренно избегаю тем колебания курса национальной валюты и соответственной привязки цены на нефть. Сложности, связанные с климатическими и геологическими условиями добычи, соответственно повышение себестоимости добычи тонны нефти по сравнению с конкурентами. Не всегда, мягко скажем, режим наибольшего благоприятствования при подписании контрактов на сбыт нефти, а прямо говоря санкционное давление и нечестные закулисные игры «партнеров». Входные таможенные сборы и козни Еврокомиссий с их энергопакетами. И на последок, как вишенка на торте — захлеснувший Европу тренд на позеленение. Все это негативно сказывается на цене за бочку нефти. А хотелось бы хоть в чем-то оградить свою экономику от этих возмущающих факторов. Это отдельная тема обсуждения.

              Да и о будущих поколениях не плохо было бы подумать. Что мы оставим им, недальновидно ориентируясь в массе своей на экстенсивную добычу и транспортировку сырых углеводородов за бугор?!

              Как-то так.    

              Отредактировано: Eugene Samarev~17:51 24.02.18
              • 3
                Нет аватара nabludatel71
                24.02.1816:19:21

                Я озвучиваю свою точку зрения исходя из опыта изучения мирового хозяйства и международной торговли (18 лет), российской экономики (20 лет) и экспорта (15 лет) и нефтяной промышленности (12 лет). И прогнозы делали, и куда-то входили (и даже не раз).    

                Поэтому могу с большими основаниями утверждать: запрет на экспорт что нефти, что газа — бессмысленная вещь. И даже зная непредсказуемость решений на верху (вспомнить ограничения на кругляк, эмбарго на пшеницу и эмбарго на продукты), это крайне маловероятное событие. Повальная глубина переработки НПЗ в 98% - ненужная вещь, т.к. параметры работы завода должны определяться возможностями реализации продукции, а не красивыми цифрами. В США много лет глубина за 95%, а в Европе и Японии существенно ниже, потому что у США главная цель — всё больше и больше бензина, у них образуется громадный излишек дизтоплива и других средних дистиллятов, которым они заливают мир. А в Европе и Японии более сбалансированная структура потребления и им не нужно гнаться за дополнительными литрами бензина с помощью многочисленных вторичных процессов — они и не гонятся. И не переживают, что у них нет глубины 95-98%. США, кстати, топочный и флотский мазут в больших количествах для внутреннего потребления ввозят — и Россия для них главный поставщик.

                Безусловно, переработку надо развивать. Но умело. Запреты — крайнее решение, которое редко когда бывает эффективным.

                • 0
                  Eugene Samarev Eugene Samarev
                  24.02.1819:03:48

                  Повальная глубина переработки НПЗ в 98% - ненужная вещь, т.к. параметры работы завода должны определяться возможностями реализации продукции, а не красивыми цифрами.

                  Насчет 98% это я действительно погорячился и полностью согласен с планом и возможностями реализации продукции. Я основывался в своём высказывании на планах модернизации производств в известных мне филиалах Роснефти в Самаре, Канске, Ангарске и Новомосковском НПЗ. Там в среднем по больнице температура уже не так далека от планируемых показателей и сама программа модернизации и объёмы её финансирования очевидно были разработаны с учётом потребления продукции. Я полагаю, что целая армия маркетологов РН не зря свой хлеб едят. Дело ещё ведь в переводе на евростандарты бензинов. А это гигантские инвестиции.

                  Безусловно, переработку надо развивать. Но умело. Запреты — крайнее решение, которое редко когда бывает эффективным.

                  Золотые слова, учитывая текущие реалии. Сойдёмся на временном компромиссе, на злобу дня текущего…но, не будущего.   

                  • 0
                    Нет аватара nabludatel71
                    24.02.1819:12:55

                    филиалах Роснефти в Самаре, Канске, Ангарске и Новомосковском НПЗ

                    Поправьте тут пару ошибок… Или просветите меня.

                    • 0
                      Eugene Samarev Eugene Samarev
                      24.02.1820:08:07

                      Ачинский НПЗ. АО Новокуйбышевская НК. ОАО Ангарская Нефтехимическая Компания. Новомосковский НПЗ Так имхо. Оф. Сайт РН www_rosneft_ru

                      Отредактировано: Eugene Samarev~20:15 24.02.18
                      • 0
                        Нет аватара nabludatel71
                        24.02.1822:11:28

                        Ачинский НПЗ он в Ачинске (и на сайте Роснефти тоже), Канск — в другую сторону.    

                        • 1
                          Eugene Samarev Eugene Samarev
                          25.02.1803:16:39

                          Да. Это мой ляпсус.   

                          Отредактировано: Eugene Samarev~04:29 25.02.18
                    • 2
                      Нет аватара Mogicanin
                      24.02.1822:47:08

                      Роснефть никудышный модернизатор. На Комсомольском НПЗ комплекс гидрокрекинга строиться уже 8 лет, а обещают достроить к 2022 году, такая же ситуация на комплексе гидрокрекинга на Ачинском НПЗ. Установки гидроочистки на Сызранском и Куйбышевском НПЗ строятся уже по 6 лет и ни коня ни воза. Единственный НПЗ Роснефти где активно что-то строится это Новокуйбышевский НПЗ.

                      Значительно лучше программа модернизации идет на Орском НПЗ там одновременно строят три установке и все уже достраиваются. Также хорошо и быстро строят на Антипинском НПЗ.

                      • 1
                        Нет аватара nabludatel71
                        25.02.1812:06:40

                        Роснефть действительно тормозит с модернизацией, она и стартовала с задержкой, но всё-таки ситуация не настолько плачевная, как можно подумать из вашего сообщения. Растёт у них глубина переработки.

                        Сейчас посмотрел на их сайте: в Туапсе она низкая, но в 2016 г. выросла с 55 до 66%, в Саратове — с 72 до вполне приличных 80% и в Комсомольске-на-Амуре с 63 до 80%.

                        P. s. А вообще «Роснефть» я не люблю, чтобы вы не подумали.

              • 1
                Нет аватара nabludatel71
                24.02.1819:09:20

                Не очень корректно дописывать полпоста, когда уже есть ответ, мне кажется. Стройность диалога нарушается.

                Ключевое слово избыточные. Где гарантия, что спустя n-надцать лет вообще будут избытки сырья?

                Доказанные запасы нефти в России 20 млрд т. Даже консервативная ВР, которая нас по запасам всегда зажимает, в своих отчётах даёт 15 млрд т. И эти показатели растут. Последние годы у нас ставится на баланс немного больше запасов, чем гасится. Пусть даже бросим совсем разведку (чему не быть) — на 36 лет текущих запасов нефти. По газу — на 65. Кстати, у США десятилетиями обеспеченность запасами нефти — порядка 10 лет, и ничего ещё ни разу из тройки по добыче не выпали. Про наши потенциальные запасы умолчу. А ведь ещё есть уголь, гидро- и другие возобновляемые ресурсы, АЭС. Нет, России решительно не стоит беспокоиться за дефицит энергии.

                о будущих поколениях не плохо было бы подумать. Что мы оставим им, недальновидно ориентируясь в массе своей на экстенсивную добычу и транспортировку сырых углеводородов за бугор

                А на это я ответил ещё раньше:

                Ключевой вопрос — дальнейшее использование полученных средств

                • 0
                  Eugene Samarev Eugene Samarev
                  24.02.1820:42:04

                  Доказанные запасы нефти в России 20 млрд т.

                  Возразить не чего, если только эти цифры реальны. Специально считал на калькуляторе максимальный срок исчерпания запасов с учётом приведённого Вами графика добычи нефти с 1992 г в среднем по ~400 млн. т/год. Убийственная для меня статистика. Что же вынужден признать локальное поражение.    

                  • 0
                    Нет аватара nabludatel71
                    24.02.1822:19:58

                    если только эти цифры реальны.

                    Вот я пишу-пишу обзоры, вы их хвалите, а, получается, не доверяете?     Я ответственно к статистике подхожу.

                    Когда первый раз Минприроды рассекретило данные в 2013 г., получилось 18 млрд т нефти по категория АВС1 (более-менее нормально разведанные) и ещё 11 млрд т С2 (перспективные, которые обычно со временем без больших потерь перетекают в обычные).

                    • 0
                      Eugene Samarev Eugene Samarev
                      25.02.1802:21:54

                      Вот я пишу-пишу обзоры, вы их хвалите, а, получается, не доверяете? Я ответственно к статистике подхожу.

                      Ну, не надо мух с котлетами мешать. Я например ни на грамм не сомневаюсь в Вашей компетенции. Ваши отчеты действительно достойны уважения за их аналитичность, т. е. приведение сравнительных характеристик за определённый промежуток времени и их изложение в понятном виде. А вот право критически относиться к самим цифрам изложенным в исходных документах, на основе которых был произведён анализ я оставлю себе, т.к. они являются обьектом анализа. Насколько они объективны позвольте решать мне самому. Тем более, что ни опровергнуть, ни подтвердить я их не могу до тех пор, пока не найдутся альтернативные источники. Просто я не из той породы людей, которые берут на веру все, что им преподносят как истина в последней инстанции. Насчёт разведанных запасов Вы сами написали имеются два источника, а может и несколько, о которых Вы не написали или не знаете. И кому из них верить или не верить — субъективное решение каждого индивидуума в отдельности. Поэтому, прошу прощения за тавталогию, я ещё раз повторяю сокраментальное — истина где-то…наиболее вероятно посередине, хотя и это не факт. Один факт, по крайней мере не вызывающий сомнений — это разведанный порядок т. е. речь идёт о десятк(е/ах) миллиардов тон нефти. В любом случае это подушка энергетической безопасности на десятилетия при условии сохранения нынешнего объёма добычи и потребления. Но, в итоге обсуждения мы отклонились от её основны, концепции или тезиса о запрете или о продолжении долговременного, на протяжении десятилетий экспорта сырой нефти за рубеж. И вот здесь я концептуально против на основе вышеизложенных аргументов. С другой стороны я понимаю, что поменятся кардинально внешнеторговый баланс в сторону увеличения доходов от обрабатывающих отраслей промышленности сиюминутно или в ближайшем будущем не представляется реальным. Поэтому пока вопрос о запрете экспорта сырой нефти не актуален.

                      Отредактировано: Eugene Samarev~03:13 25.02.18
  • 1
    Нет аватара termometrix
    23.02.1817:40:28

    Экспорт нефтепродуктов (позиция ТНВЭД 2710) в 2017 г. составил 148 млн т (-5,1% к 2016 г.). Это наименьший показатель с 2013 г. (максимум 2015 г. 172 млн т),

    Плохо.

    • 8
      Нет аватара nabludatel71
      23.02.1818:05:39

      Нормально. Я же ниже написал, что это за счёт низкокачественных продуктов. Будем достраивать мощности вторичной переработки и повышать качество моторных топлив — будет расти экспорт.

  • 1
    Нет аватара Филин
    24.02.1808:52:38

    Уменьшение экспорта нефти при увеличении экспорта нефтепереработки — хорошая стратегия, но не тактика. Нефть покупают, когда имеют возможность её переработать. Убедить закрыть свой НПЗ и покупать наш бензин сразу не получится. Да и надо ли доводить идею до абсурда? Стоит себе НПЗ, настроен на НАШУ нефть, работает, платит деньги, — плохо? А вот создавать преимущества для своих НПЗ — надо. И побуждать увеличивать глубину переработки и качество — надо. Развивать нефте- и газохимию.

    В святые девяностые Гайдар со товарищи довели страну до состояния, когда нашу нефть — туда, их бензин — оттуда. Так точно не надо, но и без эмоциональных движений, пожалуйста.

    • 6
      Нет аватара nabludatel71
      24.02.1809:23:58

      В святые девяностые Гайдар со товарищи довели страну до состояния, когда нашу нефть — туда, их бензин — оттуда

      Тут вы ошибаетесь. У нас никогда не было большого импорта бензина, тем более из дальнего зарубежья. В 90-е гг. шли поставки из Белоруссии, Украины, Литвы — советское наследие, там самые современные советские НПЗ стояли (не Гайдар их туда ставил). Ввозили в середине 90-х в среднем 5 млн т нефтепродуктов (при экспорте 50-60), в т. ч. даже и мазута, бензина — 1,5 млн т максимум. Что из дальнего зарубежья стабильно шло — это смазочные масла, они и до сих пор есть.

      • 0
        Нет аватара burovik
        24.02.1811:42:31

        Что из дальнего зарубежья стабильно шло — это смазочные масла, они и до сих пор есть.

        Да, здесь нам еще работать и работать и чтобы не только на внутреннем рынке, но и на мировом себе долю отбить.

      • -3
        Нет аватара Филин
        24.02.1813:11:49

        Японский бензин был на Дальнем Востоке, а Комсомольский-на-Амуре НПЗ пускал пузыри.

        • 4
          Нет аватара nabludatel71
          24.02.1816:23:01

          Даже если и так, в масштабах страны это капля. Мы выпускали в 90-е годы автобензина 25-30 млн т в год, а ввоз всех нефтепродуктов из Японии не доходил и до 0,2 млн т. После 1998 г. это прекратилось.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,