131

«Пермские моторы»: с небес на землю

  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

После развала Союза промышленность нашей страны начала свой тяжелый переход на рыночные рельсы. Начало этот нелегкий переход и Пермское государственное предприятие «Моторостроитель», попутно расколовшись на множество кусков, и превратившись в «Пермские моторы», производитель турбореактивных двигателей для авиации вдруг осознал, что собственно авиация в новой реальности отчего-то никому не нужна. Наши пассажирские лайнеры активно вытеснялись заграничными самолетами, а армия, стремительно теряя былую мощь, кое-как обходилась советскими запасами авиадвигателей.

И «Пермским моторам» пришлось «спуститься с небес на землю» — эта метафора, прозвучавшая из уст Генерального конструктора «ОДК-Авиадвигатель» Иноземцева Александра Александровича, очень емко и лаконично характеризует ситуацию в которую тогда попал завод.

В попытках спасти предприятие, и найти свое место под рыночным солнцем, руководители завода (в частности, Юрий Евгеньевич Решетников) обратились в Газпром, который тогда возглавлял Рем Вяхирев. Рем Иванович поверил в возможности пермяков, несмотря на то, что у них тогда не было никаких компетенций в области наземных промышленных газотурбинных установок.

  • Цех сборки ГТУ на «Пермских моторах
  • Цех сборки ГТУ на «Пермских моторах"
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

Первый контракт на поставку ГТУ пермяки заключили с Тюменьтрансгаз — крупнейшим газотранспортным предприятием ОАО «Газпром». Пермские моторостроители предложили компании разработать ГТУ для газотранспортных нужд. Готовой установки у пермяков еще не было, её только предстояло создать. Установка была готова через полтора года и оказалась лучше чем те, которые работали в компании. У неё был лишь один недостаток. В помещениях компрессорных станций, в которых старые установки заменяли на новые, стало холодно. Все потому, что старые установки неплохо нагревались в процессе работы, обогревая помещение, а пермские, ввиду высокого КПД и иной конструкции, тепла излучали мало :)

  • Установка Д-30ЭУ-1 ГТУ-2.5 МВт
  • Установка Д-30ЭУ-1 ГТУ-2.5 МВт
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

В середине сентября пермяки произвели уже тысячную ГТУ, большую часть из которых приобрел Газпром. Сегодня пермские установки работают на таких стратегических магистральных газопроводах, как «Северный поток», «Бованенково-Ухта» и «Ухта-Торжок», в скором времени заработают в составе «Силы Сибири», «Северного потока-2» и «Южного коридора».

  • Установка ПС-90ГП-25 для Газпрома
  • Установка ПС-90ГП-25 для Газпрома
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

ГТУ производства «Пермских моторов» используются не только для перекачки газа. Их можно применять для выработки электроэнергии, для переоборудования и оснащения ТЭС. Например, четыре газотурбинных энергетических агрегата ГТА-25, в основе которых — высокоэффективные промышленные двигатели ПС-90ГП-25 уже сейчас используют при реконструкции Сакской ТЭЦ в Крыму.

Мобильные энергетические установки серии «Урал» на базе пермских ГТУ производят в «ОДК-Авиадвигатель» здесь же в Перми. Эти установки могут использовать попутный нефтяной газ в качестве топлива, что помогает решить проблему его утилизации и существенно уменьшить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Напомню, раньше попутный нефтяной газ попросту сжигался. Установки Урал-4000 и Урал-6000, построенные на основе авиационного двигателя Д-30 работают на многих месторождениях Сургутнефтегаза, Лукойла и других.

  • Установка ПС-90ГП-1 ГТУ-12 МВт
  • Установка ПС-90ГП-1 ГТУ-12 МВт
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

К счастью, тяжелые времена отступили. Производство ГТУ позволило сохранить в Перми основные компетенции в производстве турбореактивных авиадвигателей, и сегодня многие осколки «Моторостроителя» объединены под крышей Объединенной Двигателестроительной Корпорации. Завод снова вернулся в небо, востребован двигатель ПС-90, в тесной кооперации с другими заводами ОДК идет разработка новейшего ПД-14, модернизируется производство, реконструирован испытательный стенд на Загородной Испытательной Станции (ЗИС), идет подготовка к новому рывку вверх — производству двигателя ПД-35.

Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Благодаря пермским ГТУ и их высокому КПД сэкономлены колоссальные объемы газа, а страна не зависит от импорта в таком важном для экономики страны вопросе как наша газотранспортная система. А ведь это далеко не только экспорт, газ в наших домах появляется тоже благодаря ей, и большая эффективность системы делает газ дешевле и для нас с вами.

Вот такая, немного грустная, но очень поучительная история. История о том, что никогда нельзя сдаваться, что даже в сложной ситуации есть выход, и что иногда приходится спускаться с небес на землю, усмирив на время собственную гордость, что бы когда-то, переждав непогоду, взмыть на новую высоту.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 8
    Darth Darth
    18.09.1821:23:56

    иногда приходится спускаться с небес на землю, усмирив на время собственную гордость, чтобы когда-то, переждав непогоду, взмыть на новую высоту.

    Золотые слова, Роман! Большое спасибо за статью!

    • Комментарий удален
  • -4
    megajob megajob
    18.09.1821:31:10

    А самое печальное в это ситуации то что — так и НЕ сделан вывод из нее «военные технологии надо активнее адаптировать под гражданские нужды на польку России»!!    

    Мы же не знаем сколько еще таких вот «принудительных спусканий с небес» нужно сделать, какие еще технологии из ВПК могу (и должны) оказаться прорывными на гражданском рынке и быть экономически эффективны на пользу Родине.

    • 11
      rvk rvk
      18.09.1821:35:28

      Не знаю, но я вот после Гидроавиасалона и Биотехмеда как раз вижу как военные технологии активно внедряются в гражданку. Примеров море, тот же Т-500 делает предприятие ВПК, кучу медтехники Швабе делают именно на заводах ВПК и т. д.

      • -3
        megajob megajob
        18.09.1822:06:35

        Т-500

        И вы рискнете утверждать что еще десятки вот такие предприятий как «пермские моторы» сейчас не сидят под грифом секретности хотя сейчас уже могли бы завоевывать рынок?

        Да полноте, мы даже не знаем сколько было разворованно или уничтожено заводов ВПК вместо вот подобного «и гражданского развития». Сколько сейчас бы могли выпускать своей пиротехники вместо китайской и наши пороховые заводы могли бы полностью контролировать наш и возможно импортный рынок. А патронные зоводы уже давно могли бы полсушать гражданский покупателей и начать делать патроны не хуже импортных!    

        • 8
          rvk rvk
          18.09.1822:14:49

          мы даже не знаем
          Ну так и ты не знаешь, так зачем утверждаешь? я вижу как реально заводы ВПК показывают гражданскую продукцию, я это вижу.
          сейчас бы могли выпускать своей пиротехники
          Так выпускаем и очень немало, почти вся нормальная пиротехника сейчас российская, ну по крайней мере ту что я вижу.
          и начать делать патроны не хуже импортных
          А разве они хуже? я просто не знаю, не охотник и не спортсмен

          • 4
            NOMAD ** NOMAD **
            19.09.1800:57:43

            Я про патроны тоже не знаток. А вот по тракторам выскажусь. Сколько тракторных заводов убили? А трактора везём из Китая. Не одну модель, а линейку во всех тяговых классах везут. Про мотоблоки и навесные к ним вспоминать стыдно. Кого только нет. Японцы, корейцы,турки, китайцы, венгры, ПОЛЯКИ… Ждём когда индусы повезут? Простейший тюкователь для малого фермера сделать не можем! Народ сам изголяется кто во что горазд. Да что уж там про сноповязалку, картофелекопалку покупную огородники сами шаманят, доводят до ума! Лопатами да вилами своими не можем магазины завалить

            Отредактировано: NOMAD **~01:16 19.09.18
            • 0
              rvk rvk
              19.09.1807:57:31

              Трактора у нас в основном белорусы. Да и наших полно. Про мотоблоки, как раз присматриваю себе. Есть китайцы, и наши. Других не видел. Лопаты и вилы только наши.

              • 1
                Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
                19.09.1819:22:18

                Трактора у нас в основном белорусы. Да и наших полно.

                «Наших» — то есть белорусов местной сборки. Собственных крупных производителей колесных и гусеничных тракторов малого класса в России не осталось. ВМТЗ и ВгТЗ (не путать с оборонным ВМК ВгТЗ) окончательно добили уже к середине 2010-х годов. Промтрактор и ЧТЗ на грани остановки.

                Промтрактор с горем пополам собрал 60 тракторов в 2016, ЧТЗ хотя бы 400. Но эти скромные показатели не идут ни в какое сравнение даже с периодом 2011-2014 годов, когда ЧТЗ производил более 1000 тракторов и бульдозеров в год.

                ПТЗ хоть и на плаву, однако имеет узконаправленную нишу сбыта на внутреннем рынке (максимум 1000 энергонасыщенных тракторов в год)

                Подавляющая часть мотоблоков пр-ва Красный Октябрь и Кадви идут с импортными двигателями, преимущественно китайскими. Собственное пр-во двигателей ДМ-1К на Красном октябре не ведется последние лет пять точно.

                Отредактировано: Дмитрий Гунин~19:38 19.09.18
          • 0
            Нет аватара stolp
            19.09.1810:24:48

            Что имел ввиду Ваш оппонент говоря про патроны непонятно. Российские патроны есть в продаже повсему миру. Дешевые патроны у нас вообще только Российские. Импортные дороже иногда в разы. А по качеству от дерьмовых на нижнем ценовом сегменте до хороших на среднем. На любой вкус в общем.

        • 22
          OptimoPrincipi OptimoPrincipi
          19.09.1807:13:29

          И вы рискнете утверждать что еще десятки вот такие предприятий как «пермские моторы» сейчас не сидят под грифом секретности хотя сейчас уже могли бы завоевывать рынок?

          Ситуация совсем другая, чем вы изображаете конкретно с «Пермскими моторами». Никакой там секретности до недавних пор не было, так как в 90-е годы предприятие было захвачено американским конкурентом «Пратт Уитни» (на заводском сленге того времени — «Брат Уитни»), большинство советских технологий украдено. В каждом цеху сидел американский Смотрящий. Благодаря героизму низового звена инженеров (а я знаю о ситуации из первых рук) часть очень важных технологических деталей удалось сохранить, так как частично документация была спрятана людьми без ведома начальства. Грубо говоря, приходил американец и спрашивал — где документация и соответствующие чертежи на изделие X? А наш инженер из Конструкторского, у которого в 1995 году не было денег чтобы даже в столовку сходить и он кушал у рабочего места перловку из баночки принесенную из дома (конкретно — брат моей супруги), делал круглые глаза и отвечал «лет 10 уж как не видели!» А документацию прятал за батареей.

          Так что это история не про то как «рынок научил неразумных и глупых впкашников производить гражданскую продукцию», а про то как завод был захвачен прямым американским конкурентом (именно с PW завод конкурирует сейчас по движкам для МС-21) по прямому попустительству вице-премьера Чубайса, интеллектуальная собственность высосана, а само предприятие бы ло приговорено к медленной смерти и постепенно подводилось к банкротству. Это история про то, как простые люди в невыносимых условиях 90-х годов тем не менее организовывали на свой страх и риск сопротивление, прятали документацию, веря что Россия еще не закончилась, что она еще возродится. А в 1995 в это было ой как сложно поверить.

          И еще. Только в 2011 году удалось вытолкать американцев из Перми, благодаря — давайте честно скажем — специальной операции ФСБ. А до 2011 года ни копейки денег из правительственных программ в пермь не попадало, потому как завод рассматривался «враждебной собственностью». Ни в каком ВПК завод тогда не участвовал и не мог участвовать по определению. Во многом американцев удалось выгнать потому, что клоп просто напился крови и подумал, что завод умер, конкурента больше нет, и смысла более в этой собственности нет.

          Начиная с 2011 завод начал возрождаться, был включен в ряд правительственных программ по возрождению авиастроения. Появилась в цехах молодежь, наконец именно с 2011 началась разработка ПД-14, которая была закончена и сейчас продукция сертифицируется.

          Но если честно, то потеряно ОЧЕНЬ много. Эти 25 лет смутного времени, стоили заводу лучших специалистов. Я знаю как минимум дюжину талантливых конструкторов, которые ушли с завода не видя перспективы. Еще больше людей убежало в Рыбинск, который был поднят на ноги пермяками. Кстати, брат супруги, которые ел перловку из баночки и прятал документацию, уехал в Ростов на Дону и занимает сейчас там должность начальника отдела на Россельмаше, вместо авиадвигателей делает комбайны.

          Так что это история про падение, позор и возрождение. Про предательство начальства. История про сопротивление простых русских людей даже в самые мрачные моменты нашей истории, вера в будущее страны.

          Отредактировано: OptimoPrincipi~12:02 19.09.18
          • 6
            OptimoPrincipi OptimoPrincipi
            19.09.1807:25:52

            И еще. Реальное возрождение завода началось в проекта Ил-476. У меня есть подозрение, что правительство подняло жопу с дивана и отжало завод у американцев только в 2011 году только из-за того, что приспичило с Ил-476. Нужен был срочно военный транспортник, модификацию провели, производство перевели из Узбекистана в Россию. Но какие движки ставить? Не с американского же завода в Перми? А на Ил-76 традиционно ставили пермские движки. Вот и решили под проект попробовать отжать завод у «брата Уитни».

            • 0
              Нет аватара vlTepes
              19.09.1810:12:06

              А на Ил-76 традиционно ставили пермские движки.

              Вообще-то на Ил-76 традиционно ставились рыбинские движки Д-30КП.

              А модификация с пермским ПС90А76 выпускалась (да и сейчас выпускается) мелкосерийно.

              В озвученный вами период Рыбинск продолжал гнать очень крупными партиями двигатели в Китай — обеспечить еще и штучное производство Ил-76 в Ульяновске вполне могли.

              Так что причина точно не в этом

              • 0
                OptimoPrincipi OptimoPrincipi
                19.09.1811:06:36

                По времени совпадает. И почему мелкосерийный, если подписан контракт в 2012 на 39 самолетов? Это вообще то почти 160 двигателей ПС-90А. Проект немного подзастрял, но серия вполне нажористая.

                • 0
                  Нет аватара vlTepes
                  19.09.1811:15:11

                  Проект немного подзастрял, но серия вполне нажористая.

                  Так то да. Хотелось бы верить, что ее не загубят и пусть хоть и за 10 лет, но осилят.

                • 0
                  Нет аватара aakolov
                  19.09.1811:45:37

                  Я так подозреваю, что пермякам нужно было помочь после Братца Уитни, вот и дали им немножко вздохнуть с этим контрактом. Ведь если вспомнить, то между производителями двигателей всегда была жёсткая борьба, ещё с советских времён, а живых денег в отрасли не так и много.

                  Отредактировано: aakolov~11:45 19.09.18
          • 3
            Е.Юрий Е.Юрий
            19.09.1813:41:53

            клоп просто напился крови

            Очень хорошее определение американской «дружбы». А для некоторых стран это — клещ, и выдирают его уже сложнее. Наша страна получила в 90-х, начала 00-х хорошую прививку «дружбой» запада — я бы назвал ее «великой прививкой» и иммунитет который мы получили от этой заразы дорого стоит.

          • 0
            Иван Симонов
            19.09.1813:53:50

            радует,что есть такие люди,как брат вашей подруги,с такими людьми у россии есть будущее! Спасибо ему!

          • 3
            Нет аватара s_alex
            19.09.1814:14:25

            Про американцев — это вообще отдельная история, надеюсь гонение на американское присутствие, а точнее их влияние только в самом разгаре. Лично я верил в Россию. Теперь времена круто поменялись, за Россию спокойно, но теперь очень больно и обидно за Украину, уроженцем столицы которой я являюсь, до глубины как говорится, прям сердце разрывается. Ведь там тоже занимались и занимаются двигателями. И теперь спустя время, все те переживания, которые относились к России, перенеслись на Украину. По сути многое из комментария выше, только в гораздо более извращенной форме я наблюдаю там. И мне хотелось бы чтобы несмотря ни на что, благодаря вере людей, Украина повторила путь России… Мои слова может и неуместны в контексте опубликованной записи, но пользуясь, как говорят, случаем, хочу напомнить про нашу общность с Украиной, они тоже в большой беде…

            • 1
              Нет аватара Русич
              20.09.1810:12:14

              Ну вы там постарайтесь… у нас тут гонений не наблюдается… На ПД-14 камера сгорания от Ивченко-Прогресс всерьез рассматривалась, но по понятным причинам пришлось отказаться…

              • 2
                Нет аватара s_alex
                20.09.1810:40:10

                Я считаю, что пермякам нужна стабильность в плане поставки компонентов, деталей, узлов. Поэтому все должно производится предприятиями-резидентами РФ (пусть и частично с иностранным капиталом, но расположенными на территории России). В будущем, при благоприятном развитии событий, можно будет посотрудничать в разработке и производстве движков категории 22-25 кН. Что касательно гонений: то что приструнили НКО, которые тут бесчинствовали, пытались прибрать у рукам умы подрастающих поколений, навязывали свою мерзкую ментальность — уже большой шаг вперед.

                Отредактировано: s_alex~10:48 20.09.18
                • 1
                  Нет аватара Русич
                  20.09.1811:27:26

                  Я про гонения украинцев…к тому что когда-то всё равно должно отыграть всё назад пусть и не на 100%

          • 0
            Нет аватара Русич
            20.09.1809:49:26

            Спасибо! Очень интересно!

            При том что попадалось где-то интервью, в котором какая-то шишка из «P&W» рассказывал какие они друзья с Иноземцевым    

            Отредактировано: Русич~09:55 20.09.18
            • 0
              Нет аватара anpaza
              21.09.1806:44:59

              Ага, а клинтон называл бельцына «друг борис». Наверное, большими друзьями были.

          • 0
            Александр Цуканов Александр Цуканов
            22.09.1809:14:08

            Замечательная история хоть и грустная. Но везде есть и свои плюсы. Сейчас легче строить с нуля чем модернизировать что-то из 50-х.

  • -2
    megajob megajob
    19.09.1800:22:39

    сейчас сидят под грифом И я не охотник, но ВСЕ что я читал на профильных ресурсах было однозначно негативно к отечественным патронами и не какому то одному типу или марке! Охотники ругают ВСЕ российские патроны, повторяю это не сайты либерастов, это были сайты где были именно пользователи оружия и мне ни разу не доводилось читать хвалебные отзывы от отечественных патронах.   

    Пиротехника — из года в год в маркетах от 100 до 90% пиротехники из Китая или успешно замаскировано методом печати качественного русского текста с мммммелким шрифтом «сделано в Китае»    

    Ну и о ВПК — вот смотрите, прижало «пермски моторы» и умные руковдители не сидели на жопе ровно, а нашли таки место куда можно прикрутить было их продукцию (причем тогда еще не разработанную). Вам рассказать как в свое время продали Китаю завод целиком по производству оптических гироскопов — и те теперь завалили мир ими. Мне доводилась читать информацию как в свое время был разработан отечественный аналог «техлона» но не конфликтующий по патенту, но — все было просрано. Ладно — где в гражданке свободный доступ к качественной металлургии или углепластику (отечественному)?

    Да есть «швабе» но простите, это что единственое чем «богат» наш ВПК, а где судостроение, где качественная российская одежда класса «милитаи» где качественная отечественная обувь. Я уж не говорю — где гражданское развитие космических технологий, хочу напомнить что большую часть в Мире составляет не вонные запуски, а как раз «гражданские»!!

    • 4
      Сергей Ивженко Сергей Ивженко
      19.09.1800:57:08

      сходите в обувные магазины (хотя бы) и увидите качественную российскю обувь. Намедни как раз ходил покупать. Вы старыми штампами сыплете в перемежку со справедливыми замечаниями. Это напрягает и заставляет относиться к вашим словам как пустому трёпу — лично мне неохота заниматься сортировкой ваших перлов.

      Да и судостроение вы обкакали зазаря. Строят наши судостроители гражданские суда. Можете посмотреть даже тут в статьях А-Server-а.

      • -1
        megajob megajob
        19.09.1803:33:03

        Да, вот если ставить себе целью — можно найти и одежду, а если поискать в инете «кто есть ху» то выясняется что за «брнедом» стоит вроде как российская фирма, НО — вот тут самое печальное, даже вроде как российское — почти все на импортном сырье. ДА я понимаю что они лучше и качественнее и что из российского НЕЛЬЗЯ сделать конкурентного качества, но простите это же тоже не решение. Я не какой то там либераст или все просральщик, но я к сожалению на ситуацию с разных сторон.

        Вот пример «пермских моторов» это РЕДЧАЙШИЙ случай удачной конверсии — когда и гражданская продукция высочайшего и конкурентного качества и сумели (молодцы) сохранить военную продукцию.     А помните советские бенгальские огни, а теперь просто поищите в интернете — единственное что мне предложили отечественное, это местный завод «Авангард» из Гатчины. Но даже это меня удивило, ибо так получалось что годами меня «душила жаба» платить за китайское и тем более понимать что я рискую (черт его знает какое качество детям в руки давать). И это только такая мелочь как бенгальский огонь

        На счеи кораблей, это вам лучше бы с «Севером» пообщаться подробнее, он ва может на пальцах пояснить ЧТО было в СССР и в каком анусе сейчас наша судостроительная отрасль. Да да я все понимаю про развал СССР, про годы когда заводы выживали что лично я не могу сделать НИЧЕГО    . Но хватает мозгов и воли что бы не заниматься шапкозакидательством. Вон даже заказы на ледостойкие танкеры для «сабеты» то почти все корейцам достались        «горит вывести нефть быстрее». Нефть — не колбаса «не протухнет» могли бы заранее озаботиться строительством судов. А сейчас — корейцы их наклепают и ФСЕ новых заказов не будет ибо эти будут плавать десятки лет    . И это заметьте слова Дилетанта, а уж «Север» вам бы мог (я предполагаю) в десятки раз больше случаев порассказать, когда на интересы России плевали с высокой колокольни.

        Отредактировано: megajob~03:33 19.09.18
        • 2
          Нет аватара brat_po_razumu
          19.09.1805:10:59

          НО — вот тут самое печальное, даже вроде как российское — почти все на импортном сырье.

          А почему это у тебя вызывает печаль?

          Ну — не растет в России хлопок. И банан, и кофейное дерево — не плодоносят в России. Русские просторы не покрыты апельсиновыми и оливковыми рощами.

          Импортное это.

          Почему это у тебя вызывает состояние печали?

          А помните советские бенгальские огни…

          Я — прекрасно помню не только бенгальские огни — но и советкие магнитофоны, и советскую одежду, и советскую мебель…

          И советскую обувь — прекрасно помню. Как не помнить-то, когда этим никому не нужным товаром были заполнены все полки обувных магазинов?

          Как не помнить, что купить (ДОСТАТЬ!!!) румынскую обувь — это уже было счастьем, а финнскую — счастьем немыслимым.

          Про американские кроссовки или английские-итальянские туфли, или там французские женские сапоги — вообще не говорю, это в СССР — был удел высшего аппарата и проституток.

          Слава богу — сейчас ЛЮБОЙ житель России может себе купить нужные ему товары. Хоть кроссовки Адидас — хоть джинсы Ливайс — хоть двигатель Ямаха для моторной лодки.

          Просто пойти в магазин — и купить.

          • 0
            megajob megajob
            19.09.1823:00:25

            То есть смеете утверждать что в России могут сомолетные двигатели адаптировать для газоперекачки и для другого не самолетного, а вот «плохую» обувь делать не могут или не могут шить хорошую одежду?     Помните КАК в СССР ругались на колхозы и вообще на сх и что теперь — потрясающие достижение и оказывается в России могут быть полки заваленные мясом, колбасой, сыром, яйцами, всяко разной молочкой!     Вот что хотите говорите, но НЕ ВЕРЮ что в России не могут шить и делать хорошую обувь (и многое другое, в том числе электронику).

            А про материалы: неужели в России больше не выращивают бычков, из шкур которые потом делают прекрасную обувь или может быть в России закончился Газ и Нефть из которой делают пластики и полимеры идущие на всякие кроссовки и кеды?

            Я понимаю всю ублюдочноть экономических министров в Правительстве, которые делают ВСЕ что бы удушить в России ВСЕ производство чего бы то ни было, но мы тут обсуждаем тех кто вопреки этому ублюдствву занимается производством и вот я сожалению что до сих пор никто не смог преодолеть препоны правительства что бы производить в России — качественную и доступную обувь из ОТЕЧЕСТВЕННЫХ материалов.

            И кстати хочу вам напомнить такой «маленький момент» что сразу после развала СССР на заводах «плохой обуви», «плохой одежды», птицефабриках «плохих кур» — началиьс массовые увольнения и МИЛЛИОНЫ людей оказались на грани голодной смерти    . А еще в СССР хоть и доставали, но колбасу из МЯСА, а сейчас за любые деньги ты можешь купить ГОВНО!!! Неверное только Президента кормят гарантированно качественными продуктами.

            Отредактировано: megajob~23:01 19.09.18
            • 1
              Нет аватара brat_po_razumu
              20.09.1803:56:22

              То есть смеете утверждать что в России могут сомолетные двигатели адаптировать для газоперекачки и для другого не самолетного, а вот «плохую» обувь делать не могут или не могут шить хорошую одежду?

              Я — утвердаю только то, что утверждаю.

              Что в СССР — я не мог пойти в магазин и купить себе кроссовки, или зимние сапоги жене, или джинсы. или дубленку, хоть отечественного, хоть иностранного производства.

              Я не мог пойти в магазин и купить себе элементарно — парную курятину (хорошо — пусть замороженную), нормальный чай или кофе, колбасу…

              Элементарно книг невозможно было купить: я не мог пойти в магазин и купить вполне себе полностью советские, идеологически 101% одобренные Хождение по мукам или Вечный зов, Приключения Незнайки или сборник Корнея Чуковского…

              А сейчас любой россиянин спокойно идет в магазин — и покупает нужные ему кроссовки или курицу.

              МИЛЛИОНЫ людей оказались на грани голодной смерти

              Это — ты имеешь ввиду, когда в 1917 г. к власти пришли большевики?

              Да, тогда многие оказались не на грани — а и за гранью голодной смерти.

              Слава богу — ничего подобного в 1990-е гг. не было и близко.

              сейчас за любые деньги ты можешь купить ГОВНО!!!

              ???

              Какие дерьмовые курятину, хлеб, капусту, сырокопченую колбасу, мобильный телефон, компьютер, автомобиль, краску, обои, черепицу, семена огурцов или саженцы вишни, разваливающиеся при первом чтении книги, кроссовки, нижнее белье, мебель ты купил за последнее время?

              Отредактировано: brat_po_razumu~04:08 20.09.18
              • 0
                Алексей Павин
                20.09.1809:04:52

                Да не стоит это того, этот комментатор уже второй год точно периодически избирательно начинает перегибать с эмоциональными переживаниями, хотя все уже давно осозналт, что всё лично в их руках.

              • 0
                Нет аватара aakolov
                20.09.1813:32:47

                Ну про 90-е я с Вами не соглашусь совершенно. Голодных детей и стариков видел своими глазами, и это были не единичные случаи.

                Глядя на Вашу с meagjob перепалку, решил так сказать: вы с ним оба правы и неправы. Есть благополучные отрасли, а есть и такие, в которых всё очень непросто. В частности, мало- и среднетоннажная химия живёт не очень хорошо, а это критически важные поставки для сотен и тысяч разных производств. Замечу, она и в советские времена не блистала, а в постсоветские развалилась почти до самого донышка. Сейчас, вроде бы, наблюдается некое шевеление, но что там и как…

                Повсеместное внедрение комиссаров с маузерами может помочь не всегда и не везде, равно как и абсолютная вера в невидимую руку рынка. Где-то так надо, где-то эдак, а где-то промежуточные варианты нужны.

      • 3
        Нет аватара RF
        19.09.1814:39:36

        Да и судостроение вы обкакали зазаря

        Не обкакивают, а переживают о проблемах. Их замалчивать нельзя, а то будет как тут:

        Спасательные мощности: Возникает вопрос: куда ушли деньги, потраченные на эту тематику после гибели АПКР «Курск»? А ушли они значительной частью на массовую закупку импортных телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА) и на постройку спасательного судна «Игорь Белоусов».Из доклада АО «Тетис-Про» на «круглом столе» «Армия-2018»: «Из 155 поставленных им ВМФ НПА только 27 отечественных».Но на том же «круглом столе» состоялся доклад по отечественным телеуправляемым необитаемым подводным аппаратам (ТНПА) представителей Томского университета ТУСУР. В числе прочих были упомянуты длительные работы отечественных ТНПА на больших глубинах по поиску аргентинской подводной лодки «Сан Хуан» (эти ТНПА закупались иной структурой МО РФ, а не ВМФ). Представителями 40 ЦНИИ на «круглом столе» была дана высокая оценка ТНПА РТМ-500 по результатам работ на АПКР «Курск». Однако ни один РТМ-500 после этого ВМФ закуплен не был, все деньги ушли на импорт. Полностью на БМПД. Получается, что почти все наши закупочные структуры (в т.ч. и военные) очень любят импорт, хотя есть и свои товары. И эту тенденцию очень сложно сломать.

    • 1
      Нет аватара stolp
      19.09.1810:40:53

      Чушь откровенная про российские патроны. На нижнем ценовом сегменте Российским патронам вообще нет замены. Можно их ругать плеваться, но других нет. На среднем ценовом Российские как минимум не хуже импортных. Конечно качество патронов тойже италии хорошее, но цена по 100 рублей за выстрел. Возможно на охотничьих форумах трутся снобы, для которых это не деньги. Но в лесу люди ходят с российскими зарядами.

    • 0
      Нет аватара абрамыч
      19.09.1810:51:02

      Оптические гироскопы тоже в Перми клепают.

      • 0
        OptimoPrincipi OptimoPrincipi
        19.09.1811:08:00

        На ППК — Пермская приборостроительная компания. Они то как раз гражданской продукции выпускают выше крыши — у них целая линия оптоволоконного кабеля.

        Отредактировано: OptimoPrincipi~11:08 19.09.18
  • 12
    OptimoPrincipi OptimoPrincipi
    19.09.1809:05:53

    На всякий случай напомню то, что в нынешней России не любят вспоминать.

    Завод «Пермские моторы» начался с 1934 года, когда его начали возводить прямо в чистом поле в окрестности Перми. Завод по постановлению правительства СССР получил наименование Авиационный завод № 19 им. Сталина. Всё было построено с нуля. Сейчас это Свердловский район города (ранее назывался Сталинским районом). Центральная осевая улица этого района — бывший Сталинский проспект, сейчас Комсомольский проспект. Завод составляет гордость нашей страны, дает ей шанс состояться в будущем. Еще раз повторяю: завод начали строить по личной инициативе Сталина (постановление Политбюро от 1930 года) в пустом поле. Произошло чудесное рождение новой цивилизации будущего на пустом поле, где пасли коров. Причем строился не просто завод, вокруг завода строился новая цивилизация, — был построен настоящий город с огромными домами, дворцами, белоснежными скульптурами и фонтанами. Крестьяне попавшие в поселок авиастароителей — офигевали. Рабочие и инженеры сразу же получали большие и светлые квартиры со всеми удобставми. Вот так это выглядело в конце 30-х:

    •  © s.properm.ru

    •  © s.properm.ru

    •  © s.properm.ru

    •  © s.properm.ru

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    Это было настоящее Foundation нового мира, по выражению Айзимова.

    Вход в этот Новый прекрасный мир символизировала вот такая арка в самом начале Сталинского проспекта:

    •  © pp.userapi.com

    В 40-е и 50-е годы сама Пермь была деревянной, в основном застроена бараками, до 30 годов в городе не было канализации (!!!) — дерьмо сливали просто по уличным канавам. Запах стоял страшный. Прямо на улице паслись свиньи и коровы. Сталинский проспект начинался в этой части города, открывался аркой, а далее шел напрямую к заводу № 19, где была Цивилизация. Жители из старого города ходили туда смотреть Будущее. Нам сейчас сложно понять, что они думали, так как Пермь давно перестроена, она давно слилась с поселком авиастроителей.

    А закончился 20 век позорной сдачей завода прямому конкуренту — «Пратт анд Уитни» (при непосредственном кураторстве и посредничестве чубайса и немцова), от которой до сих пор не отошли. Грязью и мерзостью запустения в районе завода. Это яркий пример того, что и от кого осталось в истории России. Это про то, кто настоящий ангел, а кто козлище в нашей истории.

    Отредактировано: OptimoPrincipi~09:25 19.09.18
    • 0
      rvk rvk
      19.09.1809:19:02

      Ну сейчас там очень даже все симпатично, как снаружи так и внутри.

      • 8
        OptimoPrincipi OptimoPrincipi
        19.09.1809:37:01

        Сейчас стало гораздо лучше, чем в 90-е, но завод по прежнему не очень богат. До сих пор живет копеечка в копеечку. Зарплаты средние. Но молодежь уже идет работать на завод, это опять становится престижным местом работы. Вижу по студентам выпускникам — многие хотят на завод. Инфраструктура вокруг давно сброшена на плечи муниципалитета, то старается как может, поддерживает. Весь комплекс вокруг представляет собой цельный архитектурный памятник сталинскому ампиру. Я бы не сказал, что удовлетворен, как он сохраняется и поддерживается. Причем сильно подзарос деревьями, замысел архитектора скрылся под кронами полувековых крон. Многие скульптурные группы на улице утеряны.

        Но у завода есть перспектива. Если МС-21 будет с нашими движками (а не «брата Уитни»), если случится ремоторизация Суперджета, если они дожмут ПД-35 для совместного российско-китайского дальнемагистральника, если будет продолжаться проект Ил-476, плюс газоперекачка — завод будет сверх прибыльной корпорацией, у него блестящее будущее.

        А еще ведь есть «Протон», который в свое время отпочковался от «Пермских моторов».

        А еще есть «Редуктор-ПМ», который тоже отпочковался от завода. Не знаю, ходил ли ты на их совершенно новый с иголочки завод по выпуску вертолетных редукторов в рамках замещения укропской продукции. Всё это составляет один кластер и примерно располагается на одной территории бывшего завода № 19.

        Отредактировано: OptimoPrincipi~09:38 19.09.18
        • 2
          rvk rvk
          19.09.1810:22:04

          если они дожмут ПД-35
          Сейчас вопрос «если» уже не стоит. Двигатель совершенно точно будут делать, и тут уже в этом не сомневаются.

          • 1
            OptimoPrincipi OptimoPrincipi
            19.09.1811:12:50

            Есть проблемы в области материаловедения. Разговаривал недавно с одним д.ф.-м.н. на эту тему, который занимается хоздоговором с заводом по теме ПД-35. В 90-е годы утерян ряд важнейших компетенций и технологий. Для восстановления требуется время. Всё будет сильно не быстро. Это в гору идти тяжело, а с горы скатываться легко и просто.

        • 0
          Нет аватара aakolov
          19.09.1811:51:33

          Насчет ремоторизации SSJ у меня большие сомнения — это сильно ударит по Рыбинску, скорее, французов продавят на локализацию горячей части. Если мне склероз не изменяет, их условием для этого было производство определенного количества двигателей в год. Неспроста Аэрофлот подписал недавно большой договор на поставку SSJ, и в Бе-200 тоже Sam146 запихнули.

          Но это всё мои догадки.

          • 2
            OptimoPrincipi OptimoPrincipi
            19.09.1812:07:07

            Я тоже сомневаюсь, но тут в профильной ветке по поводу авиации обсуждались скорые санкции США против Суперджета, и французы скорее всего просто соскочат (просто потому, что они продают продукции в США в разы больше, чем в Россию). Что тогда делать с суперджетом, который только только разогнался — под него вот только что заказик в 100 машин организовали? Только ремоторизация может его спасти и разговоры про ПД-10 идут. Но история очень сложная и не быстрая.

            • -1
              megajob megajob
              19.09.1823:12:09

              Вот читаю вас всех и «рука тянется к маузеру»    

              Мразеиз из правительства России почитай полным составом надо выводить на красную прощать и под прямую трансляцию расстреливать перед мавзолеем.    

              На их места назначать тех кто рискнет не только зарплату получать, но и как при Сталине «головой ответить»,которые вложат денги страны и проконтролируют что бы не разворовали, а имено выдали нужный результат — в особых сплавах, в двигателях, в самолетах, в новых АЭС и дорогах.    

              А еще нужно возрождение НКВД которое любого вора вставшего на пути возрождения страны — ставила бы к расстрельной стенке вне зависимлсти от уровня «кресла».     «ты хто — министру улюкаев. РАССТРЕЛЯТЬ» «ты хо — глава ЦБ РФ наебулина. РАССТРЕЛЯТЬ», «ты хто — Кудрин. РАССТРЕЛЯТЬ», «ты хто, а мы тебя рыжая падла знаем — РАСТЕРЯТЬ, но меееедленно»

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 3
        OptimoPrincipi OptimoPrincipi
        19.09.1811:09:01

        лабусов не спрашивали

      • 1
        A_SEVER A_SEVER
        19.09.1819:31:52

        Homo sovieticus головного мозга
        Просьба уважать чужое мнение, отличное от Вашего.

    • 0
      Алексей Павин
      20.09.1809:18:25

      У вас немало деталей, которых нет. Например, откуда советское руководство в 30е взяло средства и технологии на строительство этого завода? Откуда специалисты помогали возводить и налаживать ?

      Потом мы реально не знаем, в каком году начали сами простые трудяги расхищать по винтику с завода для нужд, в совокупности это сильно влияет на завод. Сколько лет до 90ых предприятие уже готовилось войти в те ужасные 90е? История — такой предмет, который вакуумными урывками рассматривать бесполезно. Она развивается непрерывно как процесс со своими выборами и последствиями.

      Опять же возрождение надо рассматривать не с 2011 года, а с момента, когда спец. операция началась разрабатываться. А также с момента, когда вообще в оборонке появились средства, которые государство на чём заработало? Кому и что продали, чтобы вырученные средства запустить в восстановление? И так по цепочке до бесконечности мы прийдём к событиям, которые помимо негатива имеют и светлые стороны, судя по последствиям, а также к ярким положительным событиям, которые имеют и долю изрядного густого негатива.

      Можно бесконечно обвинять иностранцев, но правда в том, что всё в наших руках, иностранцы никогда не будут делать то, чего им не позволяют непросто выраженным нежеланием, а именно действием (люди умеют знать, не хотеть, но иногда совершать неправильные поступки). Все помнят выражения «не мы такие, жизнь такая», «заплати налоги и спи спокойно» и много всего, что внушалось даже через культуру о том, что не стоит сопротивляться обстоятельствам, хотя какая бы ни была жизнь и кто бы её не портил, именно наша в наших руках, а уж как надо следить за каждым рублём из налогов лично каждому и не ждать помощи ни от родни, ни от соседа (они помогут только тому, кто уже сам делает) — эта практика пока что приходит очень медленно. А уж что гостеприимство не значит последнюю рубаху отдать, а показать именно радушие и тёплые приём. Это касается и простых делегаций, и даже хищнически замотивированных воротил.

      Отредактировано: Алексей Павин~09:28 20.09.18
  • -1
    Нет аватара абрамыч
    19.09.1811:11:32

    Пермский моторный завод № 19 и «Кертисс-Райт"

    Сталинская индустриализация, Тяжпром

    22 марта 1933 года советским правительством был заключен договор на пять лет о технической помощи с фирмой «Кертисс-Райт» (США). Подразумевал получение от фирмы помощи в организации «под ключ» производства авиационных моторов воздушного охлаждения 635, 735 и 1000 л.с. Этот договор послужил началом строительства Пермского моторного завода.

    Спасибо Америке за завод.И первые движки были копии американских.

    Отредактировано: абрамыч~11:12 19.09.18
    • 4
      OptimoPrincipi OptimoPrincipi
      19.09.1811:57:08

      Причем тут америка то? Дипломатические отношения были установлены лишь в ноябре 1933. США к этому вообще никакого отношения не имеет. СССР находила частных людей и частные компании на западе, устанавливала с ними контакт и делала предложение от которого невозможно отказаться. Причем никакой «отверточной сборки» — вся техническая документация передавалась правообладателем как она есть в вечное пользование. Как правило советские представители находили на рынке компании и персоналии в тяжелейшем материальном положении в условиях кризиса 1933 года. Это мастерство высшего пилотажа. Идите попробуйте сейчас такое провернуть, посмотрю я на вас.

      • -1
        Нет аватара абрамыч
        19.09.1812:04:14

        Это статья из интернета.По просьбе США половина оплаты пошла пшеницей для спасения американцев от голодомора.

        • 0
          Нет аватара Георгич
          21.09.1816:57:43

          Не соглашусь с Вами об озвученной цели США, как спасение американцев от голода. В Америке шел свой передел собственности. И выкачивание зерна из Союза было одним из элементов крупной «игры», с одной стороны добивающим ослабленного геополитического противника (голодомор в Союзе: в частности в Поволжье, на Дону и Украине), и с другой банкротством американского фермерства. Выкачивание зерна из Союза началось в 1929 году и принесло к обрушению котировок на Чикагской бирже. Падение с 68 долларов за тонну до 8.

          Подумайте в США кризис перепроизводства, продукты фермеров уничтожают, чтобы удержать катастрофическое падение цен. НО! при этом от русских требуют в оплату за промышленные товары зерно по биржевым ценам (а цены на бирже минимальные). Зачем?

      • 0
        Алексей Павин
        20.09.1809:34:16

        История циклична и так просто выкинуть некоторые вехи из неё невозможно, а также картину надо рассматривать целиком. Так просто такие сделки с частными людьми не провернуть без ведома властей с любой из страны, потом такие же частные люди также делали безотказные предложения и ходили по заводам уже у нас, пылесося всё проектируемое, что плохо прибито в обмен на не очень качественную еду в красивой обёртке.

  • 0
    Нет аватара Alexei_T
    19.09.1812:28:11

    Первые реактивные истребители МиГ-9, 13, 15 и Як-15 были оснащены трофейными двигателями BMW-003, Jumo-004 а также закупленными в Англии ТРД Роллс-Ройс Дервент V и Нин. В этом нет ничего плохого. Учитывая в каком состоянии находилась тогда наша страна. Американские эксперты давали нам на восстановление не менее 100 лет.

    • 0
      Алексей Павин
      20.09.1809:40:53

      Без характеристики «на восстановление не менее 100 лет» (чтобы оправдаться перед начальством, которое пропускало сделки по передаче очень важных технологий) передать технологии вряд ли бы получилось (когда надо, заокеанцы умеют закрывать глаза и не видеть явного, двойные, тройные и любой величины стандарты уже давно практикуются в странах, где прецендентное право и всё поставлено на выгоду), зато легко можно было бы выкрасть их, т.к. как не крути, а наша идеология сильно влияла на умы даже за океаном именно в разрезе простого народа, включая и через диаспоры ряда национальностей, которые глубоко интегрированы в различные структуры и отрасли уже много поколений (я даже не про шпионов говорю, а про простых людей тоже, которые окружают по различным каналам и влияют на решения руководства даже на заводах).

      Отредактировано: Алексей Павин~09:41 20.09.18
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,