Фоторепортаж из выставочного поезда РЖД, прибывшего в Зеленоград
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
В своих путешествиях по стране спецпоезд, побывавший уже более чем в полусотне российских городов, обычно останавливается прямо на железнодорожных станциях. Но поскольку в Зеленограде это непременно сказалось бы на расписании электричек, было принято решение разместить передвижной комплекс на территории моторвагонного депо Крюково, от ворот которого ко входу на выставку посетителей доставляют автобусом-шаттлом. Кроме того, сотрудникам депо пришлось изготовить специальные деревянные лестницы, чтобы визитерам было удобно подниматься в поезд.
Осмотр экспозиции начинается с выполненного в натуральную величину макета типичного кабинета начальника железнодорожной станции конца XIX века, в котором представлены предметы, характерные для того времени.
Однако затем проводники-экскурсоводы переводят внимание посетителей с деталей паровозной эпохи на современные разработки и технологии будущего — в первом вагоне представлены, в частности, макеты скоростных поездов РЖД — «Сапсан» и «Аллегро».
Поезд «Сапсан», курсирующий между крупнейшими городами страны, не нуждается в особых представлениях для зеленоградцев. Именно на проходящем через Крюково главном ходе Октябрьский железной дороги два года назад состоялся дебют первого скоростного российского поезда на регулярном рейсе. «Сапсаны», производимые компанией Siemens, преодолевают расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за 3 часа 45 минут, развивая при этом скорость до 250 км/час. Максимальная конструкционная скорость поезда составляет 300 км/час, но развивать ее пока не позволяет существующая инфраструктура.
Перспективный электропоезд нового поколения «Ласточка» призван заменить устаревшие электрички пригородного сообщения. За счет расположения оборудования на крыше и под днищем вагонов удалось увеличить их «пассажироемкость» — состав из пяти вагонов вмещает более 850 человек. Разработка «Ласточки» продиктована необходимостью обеспечения комфортного транспортного сообщения между спортивными объектами Олимпийских Игр в Сочи. Но дебют электричек нового поколения состоится не в 2014-м, а еще в 2013 году — они будут обслуживать пассажиров на летней Универсиаде в Казани.
Во втором вагоне ПВЛК представлены модели всевозможной железнодорожной техники. Помимо электровозов, пассажирских и грузовых вагонов здесь можно найти и модели транспорта, обслуживающего железнодорожные станции: к примеру, погрузчика или пожарного автомобиля.
В третьем вагоне вниманию посетителей предлагаются механизированные макеты объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе копии реально существующих.
Можно посмотреть, в частности, на работу переезда, оборудованного шлагбаумами и защитными автоматическими барьерами.
Или на смену колес пассажирских составов при перемещении поезда с широкой колеи российского образца на более узкие европейские дороги.
В будущем РЖД собирается решить проблему смены колес при переходе на колею другого формата с помощью запуска скоростного поезда Talgo, способного самостоятельно менять ширину своей колесной базы.
Внимание посетителей неизменно привлекает макет железнодорожного комплекса космодрома Байконур, по территории которого проложено 470 километров железнодорожных путей. Они соединяют, в частности, город Байконур (бывший Ленинск) с так называемыми стартовыми позициями. По железной дороге курсируют пассажирские поезда, которые доставляют рабочих к производственным зданиям, где готовятся к пуску ракеты. К месту старта ракета с космическим кораблем также попадает по железной дороге. Платформу с ценным грузом медленно тащат по степи два обычных маневровых тепловоза ЧМЭЗ с надписью «Космотранс». Это очень зрелищное действо, поскольку происходит оно на рассвете, а от ракеты в воздух поднимаются клубы пара, говорится в описании макета.
Самым большим экспонатом этого вагона является макет железнодорожной станции, условно названной нашим экскурсоводом «Крюково-2», с четырехвагонным «Сапсаном» у платформы, зданием пассажирского вокзала, ретромобилями и очередью за квасом на привокзальной площади.
В четвертом вагоне спецсостава представлены различные разработки компании Philips, применяемые, в частности, и на железнодорожном транспорте.
Особой популярностью у посетителей пользуется демонстрируемая на фото система автоведения и регистрации параметров тягового подвижного состава — подобие самолетного автопилота, по сути превращающая машиниста в оператора компьютерной техники. Эта система позволяет повысить безопасность движения, добиться строгого соблюдения графика движения и обеспечить экономию энергии на 5-7 процентов. В случае внезапного изменения обстановки система мгновенно предлагает несколько программ управления, из которых машинисту остается лишь выбрать оптимальную. Кроме того, «автопилот» выполняет функцию регистратора — с его помощью можно проверить правильность действий машиниста и добросовестность исполнения им своих служебных обязанностей — например, выяснить, дал ли он гудок при приближении к переезду. Такой системой оборудовано уже почти пять тысяч единиц тягового подвижного состава, используемого как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.
Тренажеры для обучения машинистов демонстрируются в следующем вагоне. Этот экземпляр служит для обучения локомотивных бригад рациональным способам вождения поездов, возглавляемых электровозом ЭП1М, а также для отработки действий во внештатных ситуациях на реальных участках пути, обслуживаемых машинистами. В тренажере моделируется работа всех основных систем электровоза и поезда, причем, что очень важно, во взаимосвязи с объектами железнодорожной инфраструктуры.
Помимо железнодорожного «симулятора» в этом вагоне можно найти и тренажер для обучения пилотов самолетов. Это сделано для того, чтобы познакомить юных посетителей поезда с разными профессиями и разными направлениями транспортной отрасли, поясняет экскурсовод.
Экспозиция шестого вагона выставочного комплекса РЖД знакомит посетителей с атомной энергетикой и технологиями, применяемыми государственной корпорацией «Росатом». Здесь можно посмотреть на фотографии природного ядерного реактора в Габоне, изучить макет реактора, созданного руками человека, в разрезе и измерить собственный радиационный фон с помощью специальных «весов».
Седьмой вагон отдан на откуп нанотехнологиям, которые представляет государственная корпорация «Роснано». Здесь можно увидеть, например, соединенные с литиевым аккумулятором солнечные батареи. Нанотехнологичным это устройство делает применение графена — недавно открытой наночастицы. Такими батареями и аккумуляторами оборудован, к примеру, железнодорожный вокзал солнечной Анапы.
Среди других экспонатов вагона нанотехнологий можно увидеть электронный учебник на базе гибкого планшета, созданного компанией Plastic Logic. Массовое производство таких устройств собираются наладить в Зеленограде.
Первыми посетителями выставочного поезда РЖД в Зеленограде, помимо журналистов, стали работники моторвагонного депо Крюково и ученики начальных классов одной из зеленоградских школ. Кроме того, прямо во время пресс-тура ПВЛК посетили полицейские кинологи со служебным спаниелем, обследовавшие поезд на предмет наличия взрывчатки. Вполне возможно, что четвероногий «экскурсант» будет учтен среди других посетителей выставочного комплекса, общее количество которых после стоянки в Твери перевалило за 70 тысяч (напомним, что спецпоезд курсирует по стране с августа 2011 года).
Заместитель начальника поезда Денис Алексеенков, несмотря на название должности, по сути выполняет функции самого начальника. Сотрудники спецсостава работают сменами по пятнадцать суток, поэтому, когда Денис Алексеенков на работе, у начальника — законные выходные. Дорога на работу у сотрудников ПВЛК занимает куда больше времени, чем у обычных людей. Если от места жительства до пункта нахождения выставочного комплекса можно в течение суток добраться поездом, они едут на работу по железной дороге, в противном случае — летят самолетом. К примеру, когда закончится очередная смена, ПВЛК будет находиться в Нижнем Новгороде, так что домой в Смоленск Денис Алексеенков поедет на поезде.
Каждый сотрудник выставочного комплекса имеет в своем распоряжении персональное купе — помимо семи выставочных и одного лекционного в спецсостав входят и три «технических» вагона. В одном из них оборудованы также кухня и столовая, выполняющие в поезде функцию кают-компании. Посетителям эти помещения, конечно, не показывают, но для нас Денис Алексеенков согласился сделать исключение.
В прошлом нынешние экскурсоводы спецпоезда в большинстве своем проводники или представители других железнодорожных профессий. «Это на остановках они экскурсоводы, — объясняет Денис Алексеенков, — а в дороге мне их лекторские способности без надобности. Зато нужно, чтобы человек мог на слух ползун от навара отличить. Что это? Разные типы технических неисправностей». Сам Денис Алексеенков раньше работал проводником и начальником поезда. В последнее время ездил из Москвы в Ниццу. На нынешнюю должность попал по приглашению руководства, но, прежде чем занять ее, прошел собеседование у старшего вице-президента РЖД Валентина Гапановича. В общем, для своего передвижного выставочно-лекционного комплекса в Российских железных дорогах действительно отбирали все лучшее.
Текст Павла Чукаева
Фотографии Василия Повольнова и Павла Чукаева
Видео Павла Чукаева
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
16.12.1102:59:51
16.12.1105:14:46
16.12.1121:47:43
16.12.1110:03:25
16.12.1110:23:35
16.12.1111:17:23
16.12.1111:49:52
16.12.1117:28:29
16.12.1120:29:17
17.12.1101:39:06
17.12.1117:46:59
18.12.1122:40:32