стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
99
fram 16 ноября 2019, 22:00

Как создают российские двигатели

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © www.popmech.ru

В помещении цеха точного литья АО «ОДК-Пермские моторы» журналистов просят взвесить в руках два блока турбинных лопаток — один от двигателя ПС-90А, другой от перспективной силовой установки ПД-14, которая создана для среднемагистрального лайнера МС-21. Разница ощутима: лопатки от нового двигателя примерно в 2−3 раза легче. Это простейший способ оценить тот огромный прогресс, которого добились пермские конструкторы и производственники.

Пермский прорыв

До недавнего времени нашим новейшим двигателем для гражданской авиации (если не считать проблемную российско-французскую силовую установку SaM 146 для «Суперджета») оставался тот самый ПС-90. Он и поныне производится и обслуживается на «Пермских моторах», но в коммерческой авиации уже практически не применяется: эксплуатационные показатели не соответствуют современным требованиям (двигатель получил сертификат в 1992-м). Его устанавливают на фактически штучно производимые среднемагистральники Ту-204/214, модифицированную версию Ил-76, дальнемагистральные Ил-96, входящие также в Специальный летный отряд, который обслуживает первых лиц государства. ПД-14 — это прыжок в элиту мирового двигателестроения. На МС-21 он будет предлагаться на выбор в паре с PW1400G, то есть его эксплуатационные параметры должны быть как минимум не хуже показателей изделия Pratt & Whitney — одного из четырех (наряду с GE, Safran и Rolls-Royce) грандов отрасли.

 © images11.popmeh.ru

Новый российский двигатель создается в широкой кооперации предприятий из разных городов нашей страны, но его головным разработчиком стало входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель». Серийно ПД-14 будет производиться на «Пермских моторах», систему автоматического управления двигателем (САУ-14) создает еще одно пермское предприятие — «ОДК-СТАР». К настоящему моменту произведено полтора десятка двигателей ПД-14, и два из них проходят испытания на летающей лаборатории в подмосковном Жуковском. В первой половине следующего года ПД-14 будут установлены на МС-21 для продолжения испытаний.

Металл, керамика и воск

Чтобы приблизиться к техническому уровню силовых установок, выпускаемых ведущими мировыми производителями, пермским двигателестроителям пришлось освоить с нуля 16 критических промышленных технологий, связанных с новыми материалами и их обработкой. Выдающийся прогресс, как уже говорилось, был достигнут в производстве лопаток, работающих в «горячей» части двигателя. Это лопатки турбин, обдуваемых мощным потоком раскаленных газов, которые выходят из камеры сгорания. Чем выше температура в камере сгорания, тем лучше топливная эффективность двигателя, однако температуру можно повышать лишь до таких значений, которые смогут выдержать лопатки. Важное значение имеет и вес: чем легче лопатки, тем меньше мощности отбирается у реактивной струи на вращение турбины и тем меньше вес самой силовой установки. Легкая, супержаропрочная, с оптимальными газодинамическими характеристиками лопатка — это то, без чего современные эксплуатационные характеристики двигателя недостижимы.

 © images11.popmeh.ru

Газодинамика лопатки рассчитывается математически, но для воплощения расчетов в металл требуется несколько сложных производственных технологий. Для турбины высокого давления в лопатках ПД-14 применяется сплав ВЖМ4 на основе никеля. Деталь создается с помощью технологии монокристаллического литья, то есть во время отливки формируется в течение нескольких часов в виде единого кристалла определенной направленности. Это достигается особым режимом охлаждения и так называемых затравок. Но, прежде чем начнется отливка, рождение лопатки проходит ряд предварительных стадий.

В одном из помещений цеха точного литья можно увидеть металлические короба, наполненные каким-то сыпучим материалом вроде крупного серого песка или мелкого щебня. Это материал для создания керамических стержней. Керамическое сырье на основе корунда расплавляется, а после прессуется в металлических формах. На выходе получается что-то ребристое, наподобие рыбьего скелетика. На ощупь деталь мягкая, гибкая. Но это до того момента, пока ее не прокалят в печи. Теперь стержень обрел конструктивную прочность и жесткость. На следующем этапе он оказывается внутри модели из темно-зеленого воска. Восковая модель точно соответствует форме будущей лопатки. Из воска же создаются элементы литниковой системы — горловина, каналы, которые объединяются с моделями нескольких лопаток в литейный блок.

 © images11.popmeh.ru

Изделия цеха точного литья подвергаются сразу нескольким процедурам неразрушающего контроля. одна из них — просмотр структуры металла в ультрафиолетовом свечении.

Конструкция попадает в оранжевую руку робота: она окунает блок в суспензию, затем отправляет его на обсыпку электрокорундом, потом сушка, затем снова суспензия, снова обсыпка. В несколько слоев формируется внешняя оболочка. Ей предстоят еще серьезные испытания: пар под давлением вытапливает воск, затем следует обжиг в печи, в процессе которого выгорают остатки воска, испаряется влага, суспензия и электрокорунд окончательно затвердевают. И наконец литье. Лить металл в холодную керамику нельзя: расплав мгновенно застынет, и точной отливки не получится. К примеру, для изготовления лопаток турбины низкого давления в печи форма предварительно нагревается выше 1000 градусов и отправляется в вакуумную заливочную установку. Если лопатка изготавливается по технологии равноосной кристаллизации (застывание в виде множества кристаллов-зерен), заливка металла длится всего минуты полторы, однако монокристаллическая металлургия требует часов высокотемпературного воздействия на форму, поэтому к материалам, из которых она создается, предъявляются особые требования.

 © images11.popmeh.ru

Технологии точного литья позволяют производить высокопрочные детали со сверхмалыми толщинами отдельных элементов, что требует лишь небольших объемов механической обработки. Одно из важнейших преимуществ современного точного литья — это возможность создавать большие машины с применением литых прецизионных деталей, прямо как в швейцарских часах. В таких конструкциях минимизируются нежелательные протечки газа, что опять же повышает эффективность двигателя.

Но что же с керамическими стержнями, о которых мы почти забыли? Они остаются внутри лопатки до тех пор, пока с помощью выщелачивания керамику не удалят из металлической детали, оставив вместо нее систему отверстий, полостей и каналов. При работе двигателя воздух, отбираемый из компрессора, будет продуваться сквозь полости лопаток, охлаждая их. Это, наряду со свойствами металла, еще один способ обеспечить жаропрочность и выносливость турбины. Керамическая роса

 © images11.popmeh.ru

Лопатка турбины высокого давления — крошечная деталь, выполненная по самым высоким технологиям, — должна выдерживать огромные температуры, охлаждаться через полую структуру и сохранять свою прецизионную форму.

Керамическая роса

А третий способ — это нанесение покрытий. Цех жаропрочных покрытий работает с лопатками, которые уже прошли мехобработку. Кроме того, на них обычно нанесены предварительные покрытия из алюминия (алитирование), которые могут дополняться подслоями ВСДП-3 или ВСДП-16. В цеху стоят установки для создания финишного жаропрочного покрытия плазменным или электронно-лучевым методом. Теоретически оба метода применяются для решения одинаковых задач, однако плазменная технология «вбивания» жаропрочного порошка в металл создает на поверхности детали структуру, отдаленно напоминающую используемую в хозяйстве металлическую губку. Электронно-лучевая технология формирует своего рода регулярную сетку из столбикообразных кристаллов размером 100 мкм.

На фото ниже хорошо видно, как керамические стержни встроены внутрь восковых моделей будущих лопаток. Модель будет покрыта керамической внешней оболочкой, затем воск вытапливают и на его место заливают металлический сплав. На последнем этапе внутренний керамический стержень выщелачивают, а после него остаются полости и каналы для охлаждения.

На предприятиях ОДК в Перми делают не только авиадвигатели, но и наземные газотурбинные установки для электрогенерации и газоперекачивающих станций. Наземная ГТУ один раз включается и дальше работает долгие часы в стабильном режиме. Авиадвигатель запускается, переходит во взлетный режим, потом долго работает в крейсерском режиме, снижает обороты и наконец выключается после посадки. Все это приводит к частым циклам теплового расширения-сжатия, результатом чего становится усталость металла и разрушение покрытий. Так вот сетка кристаллов, создаваемых электронно-лучевым способом, «дышит» вместе с лопаткой, не разрушаясь, и именно эта технология принята для обработки лопаток высокого давления для авиадвигателей. Плазменной обработке подвергаются детали для ГТУ. Интересен принцип электронно-лучевого покрытия: здесь нет никакого «вбивания». Под воздействием потока электронов из электронно-лучевой пушки слитки диоксида циркония испаряются, а потом этот пар конденсируется на более холодных лопатках.

Все эти новшества, новые материалы и новые технологии, конечно же, стоят значительных денег. Если лопатка турбины ПС-90A весит в несколько раз больше аналогичной детали для ПД-14, то она и стоит в несколько раз дешевле. На разработку ПД-14 уже потрачено несколько десятков миллиардов рублей, на создание ПД-35 — тоже разрабатываемого в Перми перспективного двигателя для дальнемагистральных лайнеров — выделена сумма, эквивалентная 3 млрд долл. Остается надеяться, что деньги, потраченные на технологический прорыв на земле, однажды окупятся в воздухе.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 8
    Нет аватара alex_uns
    16.11.1922:17:32

       

  • 11
    Нет аватара Захарка
    17.11.1910:47:29

    Статья хорошая, только было бы ещё лучше, если бы были иллюстрации, особенно если на них ссылаются в тексте.

  • 12
    Нет аватара AlexKH
    17.11.1910:55:52

    Очень хорошая статья. Производители и разработчики, без приуменьшения — герои. Тихо, кропотливо, без лишнего шума. Зарядился позитивом на целый день     Интересен вклад академических институтов в это производство. Казалось бы, тот же ИФТТ РАН должен был привнести немало в развитие технологий.

  • 3
    Нет аватара Scooter
    17.11.1911:47:02

    Как-то давным давно видел передачу про 3д Печать этих лопаток в Перми. Возможно, я путаю или,возможно, пока не получилось и пошли другим путём

    • 6
      Нет аватара guest
      17.11.1912:19:47

      Для России вкладывать деньги в двигателестроение, не просто нужно, это один из важнейших приоритетов. Насчет трат не зря, не корректна сама постановка. Не зря в любом случае, поскольку этому нет альтернативы, но это не не отменяет того, что затраты должны быть максимально эффективными. Но это не вопрос надежды, а вопрос эффективного

      и действенного государственного контроля. Тому пример, космодром Восточный. Воруют и будут воровать пока выгодно, а риск минимален. Про систему, а в последнем случае, ее

      фактическое отсутствие уже сказано выше. С уважением.

    • 5
      Нет аватара guest
      17.11.1913:25:45

      Лопатки пока никто в мире не может аддитивно изготавливать — микроструктура не та получается, не выдерживает напряжений.

      Отредактировано: Александр Жигульских~13:27 17.11.19
      • 0
        Нет аватара alvi
        17.11.1916:20:14

        Лопатки пока никто в мире не может аддитивно изготавливать — микроструктура не та получается, не выдерживает напряжений.

        Сименс пару лет назад отчиталась о испытании промышленной турбины 13 МВт с такими лопатками. 13000 оборотов, Т до 1250 С.

        Так что судя по скорости развития аддитивных технологий — это наше скорое будущее.    

        • 3
          Нет аватара guest
          17.11.1921:12:32

          Нагрузки на лопатки в промышленных турбинах и авиадвигателях несколько разные, об этом даже в данной статье написано."Наземная ГТУ один раз включается и дальше работает долгие часы в стабильном режиме. Авиадвигатель запускается, переходит во взлетный режим, потом долго работает в крейсерском режиме, снижает обороты и наконец выключается после посадки. Все это приводит к частым циклам теплового расширения-сжатия, результатом чего становится усталость металла и разрушение покрытий."

          А в целом, да, вероятнее всего будущее за аддитивными технологиями.

    • 4
      Depeks Depeks
      17.11.1915:48:34

      ну 3D печать лопаток в данном случае неприменима. Лопатки высокого давления испытывают большие нагрузки при критических температурах. Вы обратили внимание, что их пытаются отливать монокристаллическими структурами? Смотрите: когда металл жидкий, то его структура не упорядочена и атомы свободно перемещаются. При остывании,они стремятся занять определенную структуру. Условно в виде куба с атомами в вершинах и на гранях (гранецентрированная структура. Если это происходит постепенно, то уже образовавшийся куб своей гранью является также и частью следующего. Мозаично множась и повторяя себя,в целом они образуют кристаллическую структуру. В случае, если есть несколько таких очагов начала кристаллизации,то из каждого из них образуется собственная решетка и между собой, естественно, они не смогут идеально соединиться в один кристалл. То есть металл будет состоять из зерен. Границы этих зерен при указанных выше нагрузках являются слабыми местами, где вероятно разрушение. Именно потому пытаются добиться, чтобы железо кристаллизовалось без внутренних несплошностей в виде единого кристалла. 3D печать, или так называемая аддитивная технология, предполагает наращивание детали слоями. То есть нанесение жидкого слоя на уже затвердевший предыдущий. То есть по умолчанию добиться структуры монокристалла невозможно. Думаю, Вы видели передачу, где исследовалась возможность аддитивной печати лопаток для других целей — газотурбинные компрессоры, или что-то подобное, где лопатки не должны соответствовать сверхвысоким требованиям…

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 8
      Depeks Depeks
      17.11.1915:50:28

      Как можно в здравом уме мечтать о большой войне для собственного государства?

      • 2
        Нет аватара AlexKH
        17.11.1917:32:40

        Поддерживаю. Ахиноидальный аллогичный бред…

    • 4
      Нет аватара guest
      17.11.1916:06:29

      Грубо говоря, надо восстанавливать СССР

      Нет-нет-нет, ЖИВИТЕ НА СВОИ.

    • 1
      Нет аватара guest
      17.11.1916:31:58

      Дружище, ты рассуждаешь в той же парадигме, что и «классический европеец» или «средний американец». Но мы живём не в Европе, и не в Америке. Мы живём в России.

      А это не только 11 часовых поясов и 150 миллионов (я намеренно округляю) электората.

      Это ещё и то мировоззрение, которое за два тысячелетия (я опять намеренно округляю) так и не удалось вытравить ни религиями, ни войнами, ни идеологиями.

    • 2
      Е.Юрий Е.Юрий
      17.11.1919:00:37

      в составе которого должны присутствовать как минимум бОльшая часть Украины и Белоруссия. А желательно еще и Казахстан.

      Ну Вы же, надеюсь, не предлагаете накопленной мощью завоевывать эти территории. Тут как раз наоборот — мощи военной у нас предостаточно, а страны о которых Вы упомянули сами изъявят желание быть вместе(что собственно и происходит — таможенный союз), но только лишь при мощи экономической, а ее может обеспечить как раз легкая промышленность, технологии и их успешные продажи в виде таких продуктов как ПД-14 и многое другое. А военной мощи и сейчас достаточно — только это не наш путь.

      • 1
        Нет аватара mikr
        18.11.1915:11:32

        Нет, не предлагаю. Я предлагаю ее развить настолько, что бывшие республики СССР сами попросятся в состав, как они сейчас просятся в ЕС или под защиту США. Я сам живу в Беларуси и знаю, каково это быть слабым и беззащитным под руководством авантюриста, пытающегося бесконечно играть на противоречиях между Западом и Россией. И я хочу жить в большой и сильной стране, и поверьте, что не я один. Когда Россия забрала Крым и Донбасс, то я подумал было, что вот наконец Россия встает с колен. Но сейчас, читая ваши комментарии, понимаю, что некоторым из вас удобнее оставаться на коленях.

        • 0
          Е.Юрий Е.Юрий
          18.11.1915:55:25

          Но сейчас, читая ваши комментарии, понимаю, что некоторым из вас удобнее оставаться на коленях

          Вы не правы. Я глубоко уважаю и люблю Беларусь. Интеграция наших стран не за горами и обладание большой одной лишь военной мощью никогда не будет критерием для другой страны быть вместе. Украина не рвется в ЕС ее туда толкают и только ради того чтобы отобрать земли и ресурсы. Давайте разберем ситуацию — вот все наступило как Вы говорите — мощь военная бьет ключом(вообще то наличие ядерной триады и так обеспечивает полную безопасность),это отняло гигантские средства — стоят: куча Су-57, десятки подлодок, которые надо обслуживать и т. д., но деньги ушли туда и нам нечего предложить соседям, а они хотят продавать свои товары, экономически расти, но рынок пуст — кстати именно это навязали пиндосы СССР в 70-80 и называется это гонка вооружений. Она отнимает средства от реального сектора и истощает экономику. И пример тому СОИ и Афган(в который СССР втянул тварь Бзежинский), к чему это привело — нищий бюджет, истощенная до предела казна и распад СССР — с нищим никто не хочет иметь дело, хотя на момент распада СССР мог стереть в порошок любого своей военной мощью(учитывая ядерный потенциал). Вы думаете Украину прельщает военная мощь — нет,деньги и халява, но у нее не будет ни того ни другого. И я АБСОЛЮТНО уверен что территории которые были у РСФСР до ленинских подарков вернутся, только делать это надо грамотно и поэтапно, так как помимо военной силы в мире еще есть и закон. И еще — посмотрите сколько средств потребовал Крым для восстановления и инвестиций, территории которые подарил Ленин потребуют в 10 раз больше, поэтому их сперва надо заработать. Все будет хорошо. Смотрите глубже. С большой любовью к Белоруссии.

          Отредактировано: Е.Юрий~16:25 18.11.19
          • 0
            Нет аватара mikr
            18.11.1916:32:44

            Нас надо не любить и уважать, а присоединить и сделать частью большой страны. От пустопорожней любви проку нет. У нас зреют русофобские настроения, а Лукашенко им потворствует в расчете на то, чтобы использовать их как козырь в игре с Путиным. И мы все на примере Украины отлично понимаем, чем такие вещи заканчиваются. Ну, Лукашенко, положим, вы приютите где-нибудь рядышком с Януковичем. А нам как прикажете жить? Будете вместе с Соловьевым каждый вечер рассказывать о своей любви к простым белорусам?

            • 0
              Е.Юрий Е.Юрий
              18.11.1916:49:32

              а присоединить и сделать частью большой страны

              Интеграция идет полным ходом. Лукашенко торгуется — такая у него профессия.

              чтобы использовать их как козырь в игре с Путиным.

              Значит он прекрасно понимает, что это контролируемая маленькая субстанция. Экономика Беларуси глубоко интегрирована с Россией, Беларусь производит переработку углеводородов из России и продает соседям и еще очень много чего. Поэтому сотрясания воздуха батькой лишь демонстрация независимости, которую время от времени он паказывает, но к реальным процессам они не относятся.

              Отредактировано: Е.Юрий~16:56 18.11.19
            • 0
              Сергей Турчин Сергей Турчин
              18.11.1917:19:41

              То есть опять русский солдат Ваня должен прийти к вам и освободить вас от ваших страшных Лукашенок? С риском получить в спину выстрел от благодарного населения? Это зачем нам нужно?

              Кстати, мой отец служил в Белоруссии после войны и говорил, что очереди в спину от местного населения там таки случались. О чем конечно по телевизору не рассказывали. Я хорошо запомнил, потому, что несколько раз переспрашивал отца, не верил, что он говорил про Белоруссию.

              Ну, а если белорусы хотят пососать только одну европейскую титьку, устав от российской — флаг им в руки и барабан на шею. Германия ждет не дождется МАЗов на своих дорогах, а Джон Дир готов уступить Беларусу.

              Лукашенку вряд ли кто-то в России приютит, Песков уже сказал, что он хам трамвайный. Ему Европа поможет, дураку старому.

              Отредактировано: Сергей Турчин~17:22 18.11.19
          • 0
            Нет аватара Amonit
            05.12.1911:38:08

            территории которые подарил Ленин …

            Ещё один образованный телевизором и Мемориалом.

            Читай, объяснять буду просто, тебе такого по ящику не расскажут, по понятным причинам, повторять не буду, я на этом переможном сайте гость редкий.

            1. Самоопределение народов объявил князь Львов, не просто объявил, а поставил вопрос конкретный, перед Украиной, Польшей, Финкой и Прибалтами, было это весной 1917 г, после февральской революции, когда буржуи скинули Романова.

            2. Кто такой был князь Львов тогда?

            А был он премьр-министром Временного пра-ва, которого за час до отречения утвердил сам Николашка. Интересно, да?

            3. Уже летом 1917 у хохлов была и Рада и автономия, а дальше больше — своя армия, и это дело рук буржуев-демократов (КаДетов, они же были Белыми в основной своей массе).

            Ко времени Октябрьской революции у хохлов для самостийностм уже было всё сформировано, благо всё не на пустом месте зараждалось, а со времён Николая Первого точно (середина 19в), а то и раньше, это и собственная пресса, и Щенявмерла, и язык Кулишовка, и всякие легенды о величии, типа первой конституции и Киевской Руси. Даже крейсер при царе был такой — «Украйна», гугли, но каким образом? Это ведь Ленин придумал Украину?

            Ладно, помогу с ссылкой, а то найти его не просто и начался бы визг, что всё брехня, не было такого и Ленин хохлов выдумал

            [ссылки отключены] "Украйна"

            4. К моменту когда Большевики взяли власть, Украина по факту уже была независимой и признана такавой многими гос-вами в т. ч. и типа «союзниками», и немцами, с коими хохлы заключили мир раньше, чем РСФСР, а попутно и завели немцев на свою территорию.

            И если Белые кричали, что воевать надо с немцами до победы, то находясь на Дону, они почему-то не стреляли в немцев стоявших на Донбассе и Харькове. Но зато Белые охотно стреляли в русских.

            И что характерно, когда буржуи скинули царя, то никто в них не стрелял.

            Когда же Большевики скинули буржуев, то те сразу же (ноябрь 1917) побежали формировать армию, Красная же армия, в ответ на наступление немцев, Белых и Антанты, родилась лишь 23 февраля 1918 г (сегодня это днём защитника называют, а раньше днём рождения Красной Армии и Флота)

            Красные хотели мира с немцами, но с ними воевали.

            Белые орали «до победного конца», но с немцами не воевали, а ещё и оружие от них получали, такие вот басни про немецкого шпиона и «опломбированный вагон».

            Вор всегда громче всех кричит держи вора.

            Белые же согласились и с англо-французским планом раздела России на сферы влияния, концессии, уплаты долгов с процентами, сдачу ж/д, шахт и пр.

            Хотя это Россия понесла в той войне самые большие потери, залезла в долги перед Антантой, спасала Париж своими тупыми наступлениями и при этом же поставляла своих солдат во Францию, которые французами отбирались на кастинге, как племенной скот, чтобы и высокие, и голубоглазые блондины, и образованные, и таких собирались поставить до 400 тыс, сколько в реале отправили не помню, но до х_я. А Романов вместо русских завез сотни тысяч китайцев и собирался ввезти японских солдат, которые и сами потом завезлись. Азиаты впоследствии были на стороне Белых и не плохо по грабили и по убивали русских.

            Но вернёмся к нашим хохлам.

            По факту Ленин и Красные захватили и присоединили уже признаную другими гос-вами Украину!

            А ты думал за так Ильича манданщики валили? Они конечно может и не в курсе были за что конкретно они валят памятники, по своему скудоумию, вроде Ильич там ещё и придавил парочку дебилов, но те кто им давали им приказы, знали, что к чему.

            п.с.

            Кстати, к тому моменту, когда твари разрушили СССР, хохлы на Украине по хохлятски и размовлять не умели, не смотря на нац.ТВ, радио и книги.

            Много было анекдотов в начале 90х на эту тему, что говорит о том, что коммунисты хохлов успешно русифицировали, а «демократы», сегодняшние наши КаДеты, русских в России ураинизируют, своей ежедневной укропропагандой.

    • 2
      Сергей Турчин Сергей Турчин
      18.11.1901:56:51

      Кто вы такие, я вас не звал, идите <далее на Ютьюбе>

      Хватит уже. Переносили из Казани в Николаев целое авиадвигательное КБ, на основе которого теперь получился Машпроект (который в Зоре-Машпроекте), переносили из Ярославля в Минск и Кременчуг завод грузовиков и самосвалов, переносили из Горького завод тяжелых мотоциклов в Киев, организовывали производство бескапотных грузовиков, разработанных в Москве в Тбилиси (вместо автомобиля получилась Колхида). Оснащали киевский оптико-механический завод репарационным прецезионным немецким оборудованием фирмы Contax, организовывали производство, сначала самосвалов, а затем прицепов в Одессе, высаживали в Львове десант конструкторов из Ярославля и развивали там разработку и производство автобусов. Передавали конструкцию ленинградского вертолетного двигателя в Запорожье и разработанного в Москве двигателя для крылатых ракет туда же. Организовывали и оснащали в тяжелые военные годы, согласно решению ГКО (читай за подписью Сталина) в Днепропетровске, сначала крупнейший автозавод (дублер ЗиС), превратившийся при Хрущеве в уникальный ракетный центр. Переносили КБ Антонова из Новосибирска и оснащали его за счет ресурсов всей страны, прежде всего России. И т.д.

      ГДЕ ВСЕ ЭТО?! НЕТ УЖ, ХВАТИТ! Живите на свои, своим умом, работайте своими руками, за счет своих ресурсов. И отстаньте, наконец, от злой и неблагодарной (по Вашему) России.

      Вперед и с песней на Ютьюб. Ну или в Перу.

      Отредактировано: Сергей Турчин~09:36 18.11.19
      • 0
        Нет аватара mikr
        18.11.1915:33:20

        Если вы и дальше собираетесь отмахиваться от нас, желающих вернуться в СССР, то со временем и Россию потеряете. Запад ни от кого не отмахивается, и прибирает к рукам все, что плохо лежит. Не хотите иметь Украину и Белоруссию в качестве субъектов Российской Федерации? ОК. Тогда получите их в составе НАТО и в качестве непримиримых врагов (см. Литва, Латвия, Эстония, Украина, Грузия). Вам ЭТО надо?

        • -1
          Сергей Турчин Сергей Турчин
          18.11.1917:09:44

          Идите Вы всё-таки в Перу. Это я вам как сибиряк по рождению скажу. Именно за счет богатств Сибири (а также Урала и т. п. регионов где пашут по-настоящему), ее ресурсов, металлургических, химических и других вредных производств наедали себе толстое пузо «Литва, Латвия, Эстония, Украина, Грузия», Узбекистан, Туркмения, Киргизия.

          Мой отец, строивший пару-тройку металлургических заводов в Сибири, умер в 66 лет от заболевания легких, чтобы эти дармоеды паразитировали смотрели на русских. как на людей второго сорта.

          ВОТ ЭТОГО МНЕ — НЕ НАДО.

          Если Белоруссия скинет усатого колхозного хама и вежливо попросит включить несколько ее областей в состав России — так и быть, об этом надо будет подумать и спросить россиян, надо ли им это. Остальные — не нужны. Совсем не нужны.

          Отредактировано: Сергей Турчин~17:24 18.11.19
  • Комментарий удален
    • 0
      Нет аватара mikr
      18.11.1915:48:20

      Ну хорошо, допустим построили вы свой ПД-14. А что дальше? Думаете, что за ним очередь выстроится? Не надейтесь, не выстроится. Современный рынок не работает по принципу честной конкуренции, и если американцы наложат санкции на покупателей, то на ПД-14 никто и не взглянет. А если его производить по четыре штуки в месяц, то производство окажется нерентабельным. Так нафига, спрашивается, он такой нужен.

      А ответ очень простой. Для успешной продажи своих самолетов со своими движками необходимо продавливать свою продукцию так, как это делают американцы. Помните Мордюкову из «Брильянтовой руки»? — Не будут брать, отключим газ. Вот так решаются все вопросы в современном мире. А для такого решения нужна не Россия, а СССР во всей своей красе, не больше и не меньше…

      • Комментарий удален
        • 0
          Нет аватара mikr
          18.11.1917:11:03

          только самолеты российского производства допустят летать на внутренних рейсах.

          А владельцы российских авиакомпаний готовы обеспечить такое требование? Или Вы думаете, что весь мир живет только по бумажным законам? Если Вы действительно так думаете, то это — заблуждение. Экономику нужно не декларировать, а выстраивать, а для этого нужны силы и время. Но не ждите, что это время вам предоставят. Конкуренты не дремлют, и будут вставлять палки в колеса там, где вы и не ждали. В том числе и посредством лоббирования и/или саботажа тех же самых авиакомпаний. Так что приготовьтесь к упорной борьбе, и не забывайте, что у вас пока еще есть союзники в нашем лице. Но это «пока» не вечно…

          • Комментарий удален
        • 0
          Нет аватара mikr
          18.11.1917:22:52

          Так что вы зря заранее паникуете.

          Паникую я не зря. Я уже не так и молод, всю последнюю половину жизни живу с надеждой, что Россия позовет и мы все соберемся вместе, как в лучшие времена. Но судя по тому, как медленно все происходит, приходится констатировать, что это произойдет нескоро. А в реальной жизни эта медлительность выглядит как какое-то издевательство над людьми. Например в Донбассе каждый день кого-то убивают. Может объясните родственникам, что не стоит паниковать?

          Был бы молодой, так свалил бы к чертовой матери в какую-нибудь Польшу или Америку. Но я ведь не молодой и к тому же Родину люблю (в смысле СССР) и понимаю, что рано или поздно он все равно вернется. И очень обидно осознавать, что меня к тому времени уже не будет.

          • -1
            Сергей Турчин Сергей Турчин
            18.11.1917:30:41

            Поймите, никто вас звать не будет. Хотите — проситесь, а не прячтесь трусливо от своего колхозника.

            А издевательством выглядит фраза одного минчанина в альплагере Алибек, сказанная им в 1979 году одной девушке из Великого Новгорода.

            Она сказала, что у них в В.Новгороде иногда видно северное сияние.

            Знаете что ей ответил этот красивый, гордый, веселый минчанин в 1979 году? «мы его у Вас за колбасу купим».

            Эти его слова я запомнил на всю жизнь.

          • Комментарий удален
      • 0
        Сергей Турчин Сергей Турчин
        18.11.1916:59:08

        Для успешной продажи своих самолетов со своими движками необходимо продавливать свою продукцию так, как это делают американцы.

        Нюанс состоит в том, что никто не купит за рубежом ни транспортный, ни пассажирский самолет даже с двигателем ПС-90, не говоря уже про более старые двигатели. Таким образом, чтобы продать что-то за рубеж даже силовыми методами, на нем должен стоять ПД-14 или аналогичный, с близкими параметрами экономичности и ресурса. Это раз. Второе — двигатели в наше время создаются семействами, покрывая значительный диапазон тяг и вариантов применения. Иначе говоря, нужны двигатели на замену украинских Д-18 и Д-136. Доведя до ума ПД-14 получается основа для этих вариантов для тяжелых вертолетов и транспортников. Третье — отработка решений по технологиям для ПД-14 — того же точного литья по турбине обязательно будет востребовано на военных двигателях. Что не раз бывало в прошлом. Лирическое отступление — двигатель МиГ-31 — это движок с пассажирских тушек, доработанных, с убранной одной ступенью и выполненный из других материалов. Но в его основе — ранее разработанный пассажирский движок. Четвертое — у китайского транспортника Y-20 до сих пор не решен вопрос с двигателем, они заказали в сумме что-то около 350 двигателей Д-30КП технического уровня конца 60-х гг для Y-20 и китайского наследника Ту-16, эти движки для них доделывает Рыбинск. И хотя китайцы работают над своим мотором для Y-20 — думаю шансов сделать что-то толковое у России гораздо больше. Пятое, Китай пока не имеет проблем с поставками европейских движков для своих пассажирских самолетов, но проблемы с движками для военных вертолетов перед Китаем уже вставали в полный рост. так что ПД-14 может иметь спрос в Китае для самой разной техники. Сами они до уровня ПД-14 дорастут нескоро.

        Отредактировано: Сергей Турчин~17:43 18.11.19
  • 0
    александр столярчук александр столярчук
    18.11.1900:27:05

    Я это уже читал где-то в дзене.

  • 3
    Сергей Турчин Сергей Турчин
    18.11.1902:32:04

    Отличная статья. Надеюсь она хоть немного расскажет и покажет всем нетерпеливым гражданам, соратникам лирического героя В.С. Высоцкого, пропагандирующего подход в стиле «часочек покумекаем и выправим дефект», «знатокам», заявляющим, что при СССР такие вещи делались по щелчку пальцев — какого уровня сложности решаются при создании и производстве серийных двигателей. Сколько усилий, таланта, крови, пота, экспериментов, вариантов, неудач, падений и взлетов требует для своего создания современный авиационный двигатель. Неужели и после этой статьи будут появляться комментаторы, рассказывающие, что российский авиапром топчется на месте и ничего нового не сделал и сделать не может.

    А ведь еще в двигателе есть компрессор с огромными и, одновременно, миниатюрными, лопатками, работающие на невероятных оборотах, валы, диски, барабаны и пр. Камеры сгорания, где топливо сжигается при температорах, выше чем в доменных печах. И т.д. и т. п.

    Эххх, если бы не провал 90-х. Примерно такой цех литья по выплавляемым моделям видел в 80-х на московском ММЗ Союз (разработчик двигателей МиГ-21, 23 и др.). Конечно все было намного проще и примитивнее, но было. Не уверен, но кажется ММЗ Союз в Лужниках разрушен… Тем не менее Россия возродила эти технологии и выводит, я очень в это надеюсь, ее на мировой уровень. Сейчас заканчивается самый тяжелейший период в цикле создания действительно сложного мотора и как же хочется, чтобы все получилось, чтобы хватило таланта и упорства конструкторам, технологам, ученым, чтобы не появились сомнения у финансистов и людей, принимающих решение, не появилось предательское сомнение и желание зарезать курицу, которая уже почти готова начать нести золотые яйца.

    В общем — это на самом деле — «не ешака купить!»

    • 0
      Нет аватара gritsevsky
      18.11.1907:47:23

      Эххх, если бы не провал 90-х. Примерно такой цех литья по выплавляемым моделям видел в 80-х на московском ММЗ Союз (разработчик двигателей МиГ-21, 23 и др.). Конечно все было намного проще и примитивнее, но было. Не уверен, но кажется ММЗ Союз в Лужниках разрушен… Тем не менее Россия возродила эти технологии и выводит, я очень в это надеюсь, ее на мировой уровень.

      Литье по выплавляемым моделям весьма древняя и широко распространенная технология. Даже любители в домашних условиях отливают по ней всякие поделки. Тут как и везде в высоких технологиях дело в деталях. Высокое качество дают всякие «мелочи» и тонкости. Например управляемая кристаллизация.

      • 2
        Сергей Турчин Сергей Турчин
        18.11.1909:12:52

        Тогда о монокристаллах только слухи ходили. Но охлаждаемые турбинные лопатки делали, а также цельные турбинные колеса для малогабаритных двигателей. Вообще ММЗ Союз очень жалко. Его лебединой песней был уникальный двухконтурный двигатель для вертикально взлетавшего Як-141, с с уникальным поворотным соплом и кучей других интересных особенностей.

        • 0
          Е.Юрий Е.Юрий
          18.11.1915:16:21

          Одна из новостей на из сайте датирована 16 октября о разработке двигателя для беспилотнмкв http://www.amnt...ru/about/news/, значит что-то все же делают.

          • 0
            Сергей Турчин Сергей Турчин
            18.11.1917:34:42

            Хочется верить, но что-то мне подсказывает, что это только разговоры. Рад был бы ошибиться. Были, кстати, и публикации про какие-то шевеления с газогенератором двигателя, предназначавшегося для Як-141.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,