ВТБ и «Эфко» подписали соглашение на строительство терминала в порту Тамань
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruВТБ и «Эфко» в ходе XI ежегодного инвестиционного форума «ВТБ Капитал» «Россия зовет!» подписали соглашение о намерениях по совместному созданию и эксплуатации инфраструктурных объектов в морском порту Тамань. Они построят терминал по перевалке до 12,5 млн т зерновых и шротов, а также 3 млн т масел в год, говорится в совместном релизе ВТБ и «Эфко». Предполагается, что компании будут использовать инфраструктуру как на базе совместного предприятия, так и независимо друг от друга. Объем инвестиций в проект и сроки его реализации не уточняются.
Первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Юрий Соловьев напомнил, что стратегия ВТБ на зерновом рынке предусматривает создание вертикально-интегрированного холдинга за счет объединения активов в области транспортной экспортной логистики и торговли зерном. А сотрудничество с «Эфко» поможет создать на рынке «экосистему», которая сможет максимально эффективно реализовать экспортный зерновой потенциал страны. Ранее глава ВТБ Андрей Костин в интервью Reuters говорил, что группа не исключает возможность строительства новых терминалов на Черном море. До этого ВТБ формировал зерновой холдинг только за счет покупки долей в профильных компаниях.
По словам гендиректора «Эфко» Евгения Ляшенко, компания намерена интенсивно наращивать объемы экспорта и в среднесрочной перспективе планирует выйти на новые рынки, и ее логистический мощности должны соответствовать долгосрочным планам. «Уверен, что наше партнерство с банком ВТБ по строительству морского терминала обеспечит увеличение объемов экспорта зерна, растительных масел и шрота, что необходимо для решения задач, поставленных в указе президента о наращивании экспорта продукции АПК», — подчеркнул топ-менеджер (цитата по пресс-релизу). Ляшенко уверен, что реализация проекта будет одним из ключевых драйверов для наращивания отгрузок растительных масел до 9 млн т, а шротов и жмыхов до 7 млн т к 2024 году, как предполагает проект развития агроэкспорта. Другой информации по проекту компания пока не дает, сказала «Агроинвестору» представитель «Эфко», пресс-служба ВТБ также не уточнила никакие подробности совместной работы с «Эфко».
По информации РБК, терминал будет создан на базе уже существующих мощностей «Эфко», также совместно с ВТБ компания может реализовать еще один проект в сухогрузном порту. Ранее «Эфко» планировала создать в Тамани зерновой терминал мощностью 20 млн т, но недавно стало известно, что мощности сократились до 6 млн т. Кроме того, группа рассчитывала вложить 10 млрд руб. в строительство в Тамани универсального глубоководного терминала по перевалке подсолнечного масла, шротов и жмыхов. Реализация проекта позволит увеличить объемы перевалки до 3 млн т по маслу и до 3,5 млн т по насыпным грузам, рассказывал в апреле Ляшенко.
«Заявленное ВТБ и „Эфко“ создание перевалочных мощностей до 12,5 млн в порту Тамань для перевалки зерна, на мой взгляд, избыточно. Особенно с учетом других подобных проектов и сильного падения ставок на перевалку, — прокомментировал „Агроинвестору“ гендиректор аналитического центра „СовЭкон“ Андрей Сизов. — Не уверен, что это резонно с точки зрения окупаемости инвестиций». А вот вкладываться в строительство новых мощностей по перевалке масла есть смысл, считает он, поскольку их нехватка до сих пор остается одним из серьезных сдерживающих факторов для увеличения экспорта, в частности, на крупнейший в мире рынок Индии. Правда, заявленная мощность в 3 млн т кажется эксперту слишком высокой. «Сомневаюсь, что в среднесрочной перспективе прирост экспортного потенциала масла превысит 1-2 млн т, сдерживающим фактором будет выступать нехватка маслосемян», — говорит Сизов.
Сейчас в порту Тамань зерно отгружается на экспорт через одноименный зерновой терминальный комплекс, которым на паритетных началах владеют украинский агрохолдинг Kernel и международный трейдер Glencore. Нормативная пропускная способность терминала составляет 3,5 млн т в год, говорится на его сайте. По данным аналитического центра «Русагротранс», в сезоне-2018/19 через него было отгружено 2,8 млн т зерна. ВТБ планирует выкупить долю Kernel, и, по словам Костина, переговоры находятся в финальной стадии. Ранее он говорил, что закрыть сделку планируется до конца года.
В июне Костин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой помочь ВТБ создать новую компанию — лидера российского зернового рынка, вертикально-интегрированный «Объединенный зерновой холдинг». Это необходимо для того, чтобы снизить роль иностранных трейдеров и позволить государству повысить контроль над экспортом. Группа уже вложил в зерновой бизнес свыше $1 млрд. Она купила контрольные доли в зерновых терминалах НЗТ и НКХП в Новороссийске, а также стала владельцем контрольных пакетов оператора железнодорожных перевозок зерна «Рустранском» и зернового трейдера «Мирогрупп Ресурсы». Кроме того, ВТБ является совладельцем «Объединенной зерновой компании» и хотел бы принять участие в ее приватизации.
«Эфко» входит в число крупнейших предприятий пищевой промышленности России, лидирует на рынке пищевых ингредиентов, используемых в кондитерской, хлебопекарной и других отраслях. Компания занимает передовые позиции на рынке переработки масличных и поставок белковых компонентов комбикормов. Группа является одним из ведущих производителей растительного масла, майонеза, кетчупа, молочной и кисломолочной продукции, которая выпускается под брендами «Слобода» и Altero. Также компания является одним из крупнейших экспортеров подсолнечного масла. По итогам 2018 года выручка «Эфко» составила 114 млрд руб.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈