стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
90

Хроники Восточного полигона. 2021

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © neftegaz.ru

Байкало-Амурская магистраль наращивает мускулы

В 1997 году по БАМу в сутки проходило лишь несколько составов. Только ленивый не задавался вопросом: «А зачем мы построили эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?»

Грузопоток рос мучительно медленно, с трудом преодолев в начале «нулевых» отметку в 10 млн тонн и принося РЖД до 5 млрд рублей убытков в год.

К 2009 году объём грузоперевозок по направлению Тайшет — Тында — Комсомольск составлял примерно 12 млн тонн в год. И именно тогда, в самый разгар экономического кризиса 2008 года, в РЖД заявили: грузооборот БАМа и Транссиба вскоре вырастет в 8-10 раз, и существующих возможностей магистралей нам не хватит. Нужна модернизация и расширение БАМа.

По БАМу пошёл уголь. В 2012 году пропускная способность БАМа перевалила за 50 млн тонн, в 2019 году достигла 100 млн тонн.

По мере того, как на западе начиналась и расцветала «зелёная революция», рос спрос на русский уголь. В первую очередь в азиатских странах, где строились новые теплоэлектростанции.

 © avatars.mds.yandex.net

Уголь Кузбасса, якутский уголь, бурятский… Свыше 70% загрузки БАМа и Транссиба в восточном направлении уже приходится на экспортные отправки угля. Достигнутая в 2021 году в ходе первого этапа модернизации пропускная способность БАМа в 144 млн тонн оказалось недостаточной. БАМ задыхается от нехватки мощностей.

Решить проблемы должен проект «Восточный полигон», первый этап которого был начат в 2014 году. Это проект транспортного потока между Европой и Азией.

Проект предусматривает глобальную модернизацию и расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, строительство автодорог, модернизацию портов на Дальнем Востоке и строительство новых. Планируется проложить почти 1700 километров вторых железнодорожных путей, расширяя узкие места, обеспечив подходы к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу и портам Приморья.

Строительство второго этапа намечено на 2021-2027 годы, начало эксплуатации — на 2028-30 годы.

Железнодорожные войска начали строительство 2-й ветки БАМа

5 апреля подразделения 5-й отдельной Познанской Краснознаменной железнодорожной бригады Железнодорожных войск ВС России приступили к строительству вторых путей на центральном участке Байкало-Амурской магистрали.

 © sun9-30.userapi.com

Строительство ведётся на наиболее сложном 340-километровом участке от железнодорожной станции Улак до Февральска. Срок окончания работ — 2024 год.

Станция Улак — это начальная точка железнодорожной ветки Эльга-Улак, ведушей к Эльгинскому месторождению коксоющегося угля в Якутии. Станция Февральск расположена в направлении Огоджинского уголького месторождения.

Уголь Эльгинского и Огоджинского месторождений переваливают через порты в акваториях Ванино и Владивостока.

23 июня открыто движение на втором пути перегона Кутыкан — Кувыкта, расположенном на участке Хани — Тында

 © transmost.ru

Протяженность нового второго пути составляет 21 км. В рамках проекта построено 19 искусственных сооружений, в их числе — мост через реку Кованту длиной 465 м, а также 8 металлических и железобетонных мостов длиной от 23 до 44 м. Проведено переустройство линий связи и систем управления движением.

 © irk.today

Модернизация БАМа на участке Хани — Тында предусматривает строительство 14 разъездов и укладку вторых путей на 7 перегонах.

К июлю общая численность строителей на объектах Восточного полигона достигла 11 тыс. человек.

Военные инженеры возвели четыре временные паромные переправы для реконструкции БАМа, а строители построили блочно-модульные городки в населенных пунктах Дрогошевск, Тунгала, Огорон и Верхнезейск.

28 июля открыто движение по Новому Байкальскому тоннелю

На перегоне Дельбичинда — Дабан на западном участке БАМа запущено движение по Новому Байкальскому тоннелю.

 © ic.pics.livejournal.com

Запуск нового Байкальского тоннеля и второго пути на участке Дельбичинда — Дабан позволит увеличить пропускную способность магистрали с 17 до 85 пар поездов в сутки.

 © opt-1489567.ssl.1c-bitrix-cdn.ru

Существовавший до этого однопутный тоннель был одним из самых узких мест на БАМе, он построен ещё в 1985 году. Поезда на перегоне Дельбичинда — Дабан простаивали в ожидании пропуска встречных составов.

В августе численность рабочих на модернизации БАМа достигло 16 тыс. человек, численность военнослужащих железнодорожных войск 1,4 тыс. и 900 единиц техники. Это втрое больше, чем в начале года.

Варианты развития дороги

Правительство и РЖД в течение лета и осени продолжали прорабатывать различные варианты развития БАМа. Их три:

— расширение БАМа для дополнительного вывоза 16,6 млн т угля с Эльгинского месторождения. Для этого будет перестроен участок магистрали Улак—Комсомольск. Подходы к портам Ванино-Совгаванского узла и участки западнее Улака не затрагиваются. В рамках этого варианта РЖД проложат дополнительные 553 км путей, стоимость работ оценивается в 332,6 млрд руб. Этот вариант рассматривается как основной.

— по второму сценарию к 2030 году пропускная способность БАМа должна быть увеличена до 210 млн т. В это входит не только вывоз 16,6 млн т эльгинского угля на порты Ванино, но ещё 13,4 млн т грузов на порты Приморья. Чтобы добиться поставленной цели, РЖД должны будут проложить 1,1 тыс. км вторых главных путей на БАМе в дополнение к 553 км, предусмотренных «эльгинской» частью. Расчётная стоимость работ — 1,22 трлн руб.

— третий вариант предполагает строительство инфраструктуры с расчётом на грузопотоки в объеме 240 млн т. Это включает уже масштабные работы не только на БАМе, но и на Транссибе, в них входит строительство путей в обход Хабаровска, моста через Амур и второго Кузнецовского тоннеля. В общей сложности предполагается проложить еще 1,45 тыс. км вторых главных и свыше 800 км третьих путей. С учетом «эльгинской» части проект обойдётся в 2,89 трлн руб.

Новая дорога?

И всё же главной проблемой модернизация БАМа являются даже не деньги и дефицит рабочей силы, а время. Срок пуска 2028-30 годы абсолютно не удовлетворяет «Эльгауголь» и другие угольные компании.

 © im.kommersant.ru

Всерьёз обсуждается и прорабатывается идея строительства специальной ветки Верхнезейск—Чумикан к Охотскому морю (или ветки Эльга-Чумикан). «Эльгауголь» просит приоритета для вывоза по БАМу на пять лет, а потом обещает уйти на собственную дорогу. Однако на фоне перегруженности БАМа это может ущемлять интересы грузоотправителей из других регионов, прежде всего Хакасии и Бурятии.

По грубым прикидкам стоимость работ составит не менее 200 млрд руб., необходимых на строительство почти 500 км дороги и терминала на 30 млн тонн. Средства «Эльгауголь» обещает выделить свои. Работы могут занять пять лет — с 2021 по 2026 год.

Вариант прорабатывается. Кроме сложности и стоимости строительства абсолютно новой дороги в горно-таёжной местности вопросы вызывают условия судоходства в Удской губе, где находится пос. Чумикан. Лёд здесь стоит до конца июня, а в этом году до 15 июля в посёлок не пробилось ни одно судно.

Вопросы остаются, модернизация БАМа продолжается.

 © oaobsm.ru

https://oaobsm.ru/ru/node/651

https://argumen...eme/n513/423132

https://gudok.r...ews/?ID=1569178

https://neftega.../?clear_cache=Y

https://gudok.r...ews/?ID=1569178

https://sdelano...u/blogs/142526/

https://www.kom....ru/doc/5018074

https://www.kp....8298.4/4437066/

https://www.kom....ru/doc/4967982

https://www.rbc...a7947ded5546e7a

https://www.eas...guba-dlya-elgi/

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • 12
    Корбен Далас Корбен Далас
    23.10.2105:35:54

    Спасибо! Интересно.

    • 15
      Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
      23.10.2113:13:41

      Я бы больше сказал — очень интересно и поучительно!

      И красивые фото, интересные карты — не только сухой текст.

      Действительно, большое спасибо автору!!!

  • 0
    d-rs.livejournal.com d-rs
    23.10.2113:52:44

    Спс.

    Если есть железнодорожники, то, может, кто скажет через какое кол-во км на БАМе/Транссибе положено делать депо со снегоуборочной/завалоразборочной техникой и прочей ж/д инженеркой?

    Чтобы в случае чего не гонять всё это через тыщу км такие инженерные депо должны по нормативам быть через какой-то промежуток.

  • 5
    exhausted1987 exhausted1987
    23.10.2114:19:19

    Спасибо за труд, интересная подборка.

  • 2
    Slava Arister
    23.10.2120:00:58

    Отличный познавательный текст!

  • 2
    Нет аватара cheri
    23.10.2121:34:03

    Отличная обширная статья!

    Спасибо!

  • 2
    Володимир Куприянов
    23.10.2121:43:41

    Отлично написано! Главное — чётко, кратко и по существу! Я сам интересовался ходом реконструкции БАМа, информации мало, приходится её выискивать, а тут всё в одном месте, да ещё и грамотно оформлено. Огромное спасибо за статью!

       

    Отредактировано: Володимир Куприянов~21:44 23.10.21
    • 2
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      23.10.2122:13:04

      информации мало, приходится её выискивать

      Потому и сделано сообщение    

  • 0
    Константин Норкин
    24.10.2110:41:39

    А планируется ли электрификация всего БАМа?

    • 3
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      24.10.2111:48:21

      Конечно. Но нескоро.

      Нужны новые мощности электростанций.

      На восточном конце будут расширяться Партизанская и Приморская ГРЭС.

      В центре в Бодайбинском районе скорей всего будет строиться новая мощная ТЭС для подачи электроэнергии на БАМ и Сухой Лог (крупнейшее золоторудное месторождение в мире, планируемый запуск 2026-28 годы).

      Отредактировано: Сергей Котенко~11:51 24.10.21
  • 1
    Филимоненков Виктор Филимоненков Виктор
    24.10.2113:24:42

    > Железнодорожные войска начали строительство 2-й ветки БАМа

    Насколько я понимаю, речь идет о втором пути, а не о новой ветке БАМа?

  • 0
    Нет аватара Сергей40
    25.10.2113:20:05

    Статья интересная, но есть вопросы, не к самой статье, а к схеме под названием «Варианты железнодорожного вывоза угля из Якутии». Ведь рассматривался вариант со строительством моста на Сахалин. Он уже забыт?

    • 0
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      25.10.2113:26:23

      Сдвинут «вправо». После 2025 года.

      Все усилия брошены на модернизацию Транссиба и БАМа.

  • 1
    Нет аватара старпом
    26.10.2120:10:33

    Спасибо, очень хорошая информация и изложение

       

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,