стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
73

Как «РКЦ «Прогресс» делает ракеты «Союз». Российская промышленность

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © live.staticflickr.com

АО «РКЦ «Прогресс» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Фоторепортаж

С 1961 года по настоящее время все запуски отечественных пилотируемых космических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства. Первая и вторая ступени ракеты-носителя для первого полета человека в космос были изготовлены тоже на заводе «Прогресс». А так предприятие ведёт свою историю с 1894 года, а космическую технику выпускает с 1958 года. С 1959 года было осуществлено почти 2000 пусков ракет-носителей производства ракетно-космического центра, запущено около 1000 космических аппаратов, созданных в стенах предприятия.

Ракетно-космический центр «Прогресс» — предприятие уникальное. Вся его история — это путь создания совершенно новой техники и непрерывного освоения самых передовых технологий. Начав в 1894 году с первого в России серийного выпуска велосипедов, московский завод «Дукс» в последующие 15 лет коренным образом поменял свою судьбу и взялся за труднейшее дело — производство первых российских самолетов и дирижаблей. К 1917 году предприятие уже являлось одним из крупнейших авиастроительных центров царской России. «Дукс» изготавливал знаменитые самолеты «Ньюпор», «Моран», «Фарман», «Сопвич», а также дирижабли «Кречет», «Дукс», «Ястреб».

В советские годы Государственный авиационный завод № 1 (бывший «Дукс») успешно освоил производство многочисленных экспериментальных и серийных образцов авиационной техники: самолеты-разведчики Р-1, Р-5; истребители И-1, И-3, И-5, И-15, И-153, МиГ-3. На счету этих самолетов множество мировых рекордов по скорости и высоте полета, золотые медали международных авиационных конкурсов, а также участие в боевых действиях.

 © live.staticflickr.com

Ордена РКЦ «Прогресс» на главной проходной предприятия:

— 31 декабря 1940 года — Государственный авиационный завод N1 за успешное выполнение задания правительства по освоению в производстве новых образцов вооружения награжден орденом Ленина.

— 2 февраля 1945 года — Государственный авиационный завод N1 за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов награжден орденом Красного Знамени.

— 29 июля 1960 года — Государственный авиационный завод N1 за успешное выполнение задания по освоению в производстве специальных изделий награжден орденом Трудового Красного Знамени.

— 15 января 1976 года — Завод «Прогресс» за заслуги в создании и производстве новой техники награжден орденом Октябрьской Революции.

— 25 июля 1979 года — За заслуги в создании и производстве новой специальной техники ЦСКБ награждено орденом Ленина.

 © live.staticflickr.com

Осенью 1941 года начался новый этап в истории развития Государственного авиационного завода № 1. Он был эвакуирован из Москвы в Куйбышев (ныне Самара), где заводчане в невероятно трудных условиях наладили выпуск штурмовиков Ил-2. Первый из них взлетел в небо в декабре 1941 года. В годы Великой Отечественной войны завод внёс значительный вклад в Победу советского народа над фашистской Германией — каждый шестой самолет, воевавший на фронтах Великой Отечественной, был изготовлен в цехах завода № 1. В послевоенные годы Авиационный завод № 1 освоил производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16.

2 января 1958 года было принято Постановление Совета Министров СССР об организации серийного производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7 на базе Государственного авиационного завода № 1 в г. Куйбышеве. С этой целью главный конструктор ОКБ-1 С.П. Королев направил в Куйбышев своего заместителя Д.И. Козлова, который организовал сначала конструкторский отдел, а позднее филиал № 3 ОКБ-1 и стал его руководителем. Авиационный завод № 1 под руководством В.Я. Литвинова, не прекращая выпуска самолетов Ту-16, реконструировал производство и освоил выпуск МБР Р-7 в четвертом квартале 1958 года. 17 февраля 1959 года состоялся первый пуск МБР Р-7, изготовленной в Куйбышеве. Он подтвердил технические возможности завода и готовность к принятию на вооружение Советской Армии межконтинентальных баллистических ракет. В 1959 году партия ракет Р-7 была отправлена в ракетные части и поставлена на боевое дежурство, а завод получил право на серийное изготовление изделий по заказу Министерства обороны СССР. Страна получила надежный ядерный щит в тревожные годы «холодной войны».

Цех окончательной сборки и испытаний ракет-носителей:

 © live.staticflickr.com

Триумфом ракетно-космической промышленности страны явился первый в мире пилотируемый космический полет Ю.А. Гагарина. Первая и вторая ступени «гагаринской» ракеты были изготовлены на куйбышевском заводе «Прогресс». С 1961 года по настоящее время все запуски отечественных пилотируемых космических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства. С начала 1960-х годов предприятие осуществляет разработку и производство космических аппаратов различного назначения: «Зенит», «Янтарь», «Ресурс-Ф», «Бион», «Фотон», «Ресурс-ДК1», «Ресурс-П» и других. На базе легендарной ракеты Р-7 (Р7А) были разработаны трехступенчатые ракеты-носители среднего класса: «Восток-2М», «Восход» и легендарный «Союз». В 1962-1991 годах предприятие участвовало в таких масштабных космических проектах, как создание «лунного» комплекса Н1-Л3 и многоразовой космической системы «Энергия-Буран».

Боковые Блоки РН Союз:

 © live.staticflickr.com

Сегодня АО «РКЦ «Прогресс» — это ведущее предприятие ракетно-космической промышленности по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей «Союз-2» и систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Знаменитые «Союз-2» в разных модификациях до настоящего времени остаются самым надежным и экономичным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей и большинства отечественных космических аппаратов, а также спутников иностранного производства.

 © live.staticflickr.com

Центральный блок РН СОЮЗ-2 в цехе общей сборки и испытаний ракет-носителей. Ракета-носитель «Союз-2» в сочетании с разгонным блоком «Фрегат» или БВ «Волга» позволяет выводить космические аппараты на всевозможные типы орбит: низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные. Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1А успешно состоялся 8 ноября 2004 года с космодрома Плесецк. Первый коммерческий пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1А осуществлен в 2006 году с европейским метеорологическим космическим аппаратом Metop.

 © live.staticflickr.com

Сейчас в РКЦ «Прогресс» активно создаются новые средства выведения — двухступенчатая РН «Союз-5» и РН «Амур-СПГ».

"Союз-5» — это проектируемая российская двухступенчатая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъемности, которая была разработана здесь. Основным отличием «Союза-5» от эксплуатируемых в настоящее время ракет носителей «Союз-2» является грузоподъемность. Нынешние ракеты способны выводить на околоземную орбиту порядка 8 тонн полезного груза, а «Союз-5» смогут выводить 17 тонн. В составе ракеты «Союз-5» будут использоваться новые двигатели. На первой ступени используется двигатель РД171МВ разработки АО «НПО Энергомаш», на второй ступени — РД0124МС разработки воронежского АО «КБХА». Напомню, РД171МВ — это самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире с тягой 740 тонн-сил, а РД0124МС — самый экономичный среди кислородно-керосиновых двигателей этой размерности. Он имеет рекордный удельный импульс в 361 секунду. Первый пуск ракеты-носителя «Союз-5» запланирован на конец 2023 года. Запуски будут осуществляться с космодрома Байконур в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек».

А ещё в составе новой ракеты будет использоваться система управления, созданная также на отечественной элементной базе. За её разработку отвечает дочернее предприятие АО «РКЦ «Прогресс» — АО «НПО Автоматика» из Екатеринбурга. Применение новой системы упростит процесс подготовки РН «Союз-5» к пуску на космодроме и минимизирует состав наземного оборудования на стартовом комплексе.

Амур-СПГ или Союз-7 — это многоразовая двухступенчатая ракета-носитель среднего класса на метановом двигателе РД-0169. Предполагается, что после 2026 года она сможет заменить всё семейство ракет-носителей «Союз-2». Стартовый стол будет располагаться на космодроме Восточный (третья очередь строительства).

Для примера (в одинаковых масштабах) слева ракета-носитель — «Союз-2», а справа — «Союз-5»:

 © live.staticflickr.com

Кстати, недавно успешно прошли ряд статических испытаний топливных баков первой ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5». Для этого конструкция одного из баков окислителя была доведена до разрушения внутренним испытательным давлением. Результат испытаний подтвердил правильность всех конструкторских решений по разработке верхнего и нижнего днища бака и их стыковки к корпусу. На следующем этапе новые топливные баки направят на динамические вибропрочностные испытания, которые пройдут в «Центральном научно-исследовательском институте машиностроения» (ЦНИИмаш, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в Королёве Московской области.

Испытания бака (бак «О») РН Союз-5:

 © live.staticflickr.com

Работы над созданием бака ракеты Союз-5. Перед нами обычная аргоновая сварка, всё интересное дальше:

 © live.staticflickr.com

©Видео с / https://www.youtube.com/embed/VVcrhf_xVK8

Кстати, 21 октября 2021 года исполнилось 10 лет со дня первого запуска самарских РН «Союз-СТ» из Гвианского космического центра в Южной Америке. Для этого специалистами «Прогресса» была специально разработана новая модификация ракеты-носителя «Союз-СТ». На 21 октября 2021 года всего выполнено 25 коммерческих запусков ракет-носителей. А в апреле 2016 года специалисты РКЦ «Прогресс» и смежных предприятий осуществили первую миссию с нового российского космодрома «Восточный». Это четвертый космодром, с которого стартуют самарские ракеты.

 © live.staticflickr.com

Каждый мм изделия под опытным контролём. Не зря же нашему Роскосмосу всё-таки доверяют больше, и список тех же космических туристов у нас постоянно растёт.

 © live.staticflickr.com

 © live.staticflickr.com

А вот тут и начинается космос, пусть и на Земле. Наши машиностроители не сидит на месте, а уверенно смотрят вперёд и не забывают у себя внедрять новые технологии. Так при производстве ракет-носителей «Союз-5» будет использоваться новая для отечественного ракетостроения технология — сварка трением с перемешиванием.

Сам станок синий, а жёлтое — это свариваемая деталь в оснастке:

 © live.staticflickr.com

Сегодня на РКЦ «Прогресс» работает более 16 тысяч человек. А ведь у них плюсом есть ещё и филиалы.

 © live.staticflickr.com

Важно отметить, что само оборудование, выполняющее роботизированную сварку трением с перемешиванием, разрабатывают и производят тоже в России — это компания ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель». Такие молодцы.

 © live.staticflickr.com

Ага, знакомые всё лица, вернее, наклейки с логотипом Фонда развития промышленности. Они и тут наследить успели, молодцы! А история эта началась, когда в 2019 году Фонд развития промышленности предоставил РКЦ «Прогресс» льготный заем по специальной программе «Конверсия» на сумму 750 млн рублей. Эти средства и были направлены на создание производства ракет-носителей «Союз-5». Общий бюджет этого проекта составляет 1,6 млрд рублей.

 © live.staticflickr.com

Чебоксарское предприятие «Сеспель» специально для создания ракеты «Союз-5» изготовило три установки и оснастку к ним под сварку трением с перемешиванием деталей из алюминиевых сплавов. Эти установки способны обеспечивать сварку листов толщиной порядка 30 мм, оборудование мощное, и это положительно сказывается на качестве шва и точности работ.

 © live.staticflickr.com

©Видео с / https://www.youtube.com/embed/esTc7

 © live.staticflickr.com

И вот на таком станке создаётся такой ровный и прочный шов:

 © live.staticflickr.com

Между прочим, баки для «Союза-5» впервые изготавливаются из нового алюминиевого сплава Р-1580. Этот материал повышает прочность конструкции изделий и позволяет увеличить выводимую массу полезного груза на несколько сотен килограмм. И при этом у него приемлемая стоимость, по сравнению с материалом, использовавшимся при создании баков для «Союз-2».

 © live.staticflickr.com

Так что и в нашем Отечестве много поводов для гордости. Жаль, далеко не всё можно показать, предприятие стратегическое, секретов много, но я реально был восхищен, что база и задел на будущее у российской космонавтики есть!

 © live.staticflickr.com

Летайте только на русских ракетах!

 © live.staticflickr.com

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 5
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      06.11.2113:16:52

      Даже уже китайцы запускают сверхтяжелые ракеты

      А почему такое пренебрежение к Китаю?    

      Крупнейшая страна мира, фабрика мира.

      И в космосе не первый год на первом месте.

    • 6
      Е.Юрий Е.Юрий
      06.11.2117:12:20

      Даже уже китайцы запускают сверхтяжелые ракеты, а мы с Союзом и Протоном из прошлого века пляшем

      Вы мыслите как потребитель, а не как практический человек — в Космосе важно безопасно доставить и безопасно вернуть, да и ещё чтобы это не дорого стоило. Британский One Web почему-то выбрал доставщиком своих спутников именно Союзы, а не Масковские Х-ы, американские астронавты уже около двадцати лет долетают до МКС на Союзах. Космос не терпит резких перемен так как он подчинён законам физики, а не законам моды. И кстати нынешние Союзы полностью цифровые и в этом их новизна. Даже после того как проект Ангара наберёт проектную мощность Союзы будут также использовать ибо имет самую эффективную составляющую стоимость-надежность-эффективность.

    • 7
      Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
      06.11.2119:10:09

      Производство «стандартных» Союзов можно более менее свободно фотографировать. Поэтому и репортаж про это производство востребованных ракет. Но уже на подходе новые ракеты Союз-5. Про них сообщают и показывают то считают нужным.

      О Ангару-5 не беспокойся — сроки известные, в крайнем случае чуть сдвинутся — спешка тут крайне вредная.

      Отредактировано: Roman Wyrzykowski~19:11 06.11.21
      • 2
        Михаил Тельнов Михаил Тельнов
        07.11.2116:29:45

        Рогозин, помнится, в отчете годовом перед президентом много чего последнему обещал в 21-м году…Притом даже журналисты снимали это все и показывали в прямом эфире…В том числе про старт Ангары в 2-х версиях (легкой и тяжелой)…мол, из-за короны сдвинулись сроки, но в 21-м уложимся и старые закроем вопросы, и новые…и вот уже конец 21-го года, а ни тяжелую, ни легкую Ангару так и не запустили…вопрос к главе Роскосмоса: нафига обещать то, что не сделаешь?

    • 10
      Нет аватара brat_po_razumu
      06.11.2119:31:13

      Как-то стыдно что столько лет прошло, а до сих пор на морально устаревшем Союзе летаем.

      О-о-о, новые старые песни, заунывные: американцы, вона, на супер-пупер спейсшаттлах летают — а мы все по старинке, на кораблях одноразового использования…

      30 лет это нытье продолжалось — тридцать лет! Потом стихло. С чего бы это? А увы — спейсшаттл оказался отнюдь не супер-пупер — а неэффективная система. Крайне дорогостоящая, ненадежная и неэффективная. В отличие от нашей системы.

      на морально устаревшем Союзе

      Сказана глупость.

      Морально устаревшее — продукция, товары, оборудование, которые устарели и не соответствуют современным требованиям. Наша система соответствует всем наисовременнейшим требованиям. А вот спейсшаттл — увы, не соответствует.

      Отредактировано: brat_po_razumu~17:24 08.11.21
      • 2
        d-rs.livejournal.com d-rs
        08.11.2117:16:46

        Союзы, как ни странно, не только морально не устарели, но и, наоборот, морально новые: только на них можно летать на орбиту с максимальной скоростью. Электронно-автоматическая начинка Союза 2б ничего общего со старыми Союзами не имеет, поэтому творит чудеса!

    • 17
      Clausson Clausson
      06.11.2123:34:00

      А какой смысл вы вложили в такую прекрасную фразу как «моральное устаревание»?

      «Союз-2» (она же «Русь»), разработка начала 21 века.

      Помню длительную задушевную беседу состоявшуюся примерно 15 лет назад с запасным полковником из Плесецка, который ехал в наши края приглядывать себе жилье по сертификату… Ну так вот он как раз сильно ругал этот «Союз» как раз из-за слишком большого количества новаций как в самой ракете, так и в оборудовании старта. И сильно беспокоился, что молодое поколение военных инженеров просто не смогут справляться с такой возросшей сложностью изделия. Ну это так, вспомнилось.

      Так вот, я всегда считал, что «моральное устаревание» технически сложного изделия это не то что у кого-то в воспаленных мозгах, а ряд объективных технико-экономических и организационных критериев в результате действия которых полноцнное использование изделия становится невозможным или значительно затруднено. Вот, например, Windows 3.11 морально устарел. И даже легендарный Windows 7 — морально устарел. Но не потому, что говно (или кому-то так кажется), не потому, что кому-то он перестал нравиться, а по той причине, что фирма производитель перестала поддерживать данный продукт.

      Критериев морального устаревания довольно ограниченный перечень:

      1) Невозможность поддерживать полный функционал продукта ввиду полной или частичной остановки производства запасных частей и комплектующих. Обычно это происходит по экономическим причинам — например, спрос на автозапчасти снизился настолько, что производить их крупными серия стало не выгодно, а мелкие партии обходятся слишком дорого и на них по этим ценам нет спроса. (по этой самой причине можно сказать, что модули МКС «Звезда» и «Наука» морально устарели! так как их производство сегодня попросту невозможно)

      2) Серьезно снизилось количество специалистов способных работать (разбираться, ремонтировать) данное изделие или технологию и т. д. Ну например, уже можно говорить о том, что карбюратор морально устарел, так как найти хорошего специалиста по настройке и обслуживанию карбюраторов стало довольно сложно.

      3) Изделие становится несовместимым с современными стандартами. Ну например, попробуйте подключить к современной музыкальной Hi-Fi(End) системе, усилитель из 80-х годов прошлого века. Нет, это конечно же возможно и даже результат будет отличный, но… вот в данном случае этот усилитель «морально устарел», так как для подключения его к современной технике требуются танцы с бубном.

      Причем! Всегда этим же критериям отвечает и сверхсовременная техника ))))Только с приставкой не «уже» а «еще» — поставщиков ЕЩЕ мало, специалистов ЕЩЕ нет, стандарт ЕЩЕ не стал распространенным.

      НО! что принципиально важно!

      «Новейшее изделие» должно обеспечивать:

      1) Востребованное качественное изменение продукта

      2) Снижение если не себестоимости производства, то хотя бы эксплуатационных расходов, включая сюда в том числе и моральные страдания владельца, вынужденного отказываться от техники на время ремонта.

      Так с каких хренов Союз-2 «морально устарел»?

      Кто-то летает эффективней? Кто-то может дешевле выводить полезную нагрузку на орбиту? Кто-то летает безопасней?

      И при каком интересе тут вообще ракеты большего/меньшего класса?

      Союз идеален в своем конкретном классе. Этим и вызвано то, что никто не сильно торопиться его заменить.

      Это американцам 10 лет сидевшим на шее Роскосмоса надо было спешить. Это им надо рассказывать сказки об эффективности и демонстрировать «пиу-пиу» дизайн за отсутствием реальных технологических достижений.

      Отредактировано: Clausson~23:38 06.11.21
      • 5
        Нет аватара brat_po_razumu
        07.11.2107:30:43

        Столь интересный и исчерпывающий ответ заслуживает повышения кармы — но увы, ее можно повышать только один раз, и это уже сделано ранее.

        Отредактировано: brat_po_razumu~07:31 07.11.21
    • 4
      Alex M Alex M
      07.11.2100:30:35

      КПД тролля измеряется числом M букв, которые были напечатаны в ответ на N букв исходного сообщения     M >> N

      Отредактировано: Alex M~00:31 07.11.21
    • 0
      Нет аватара Scooter
      08.11.2100:35:41

      Уныние — это один из грехов, тянущий вниз, в тупик.

  • Комментарий удален
    • 1
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      06.11.2118:43:04

      А это как?

      • 4
        Koreev Ruslan Koreev Ruslan
        06.11.2120:30:03

        Это клёпка, обшивка «самолётной» конструкции со стрингерами-шпангоутами. «Космические» технологии это вот как у Союза-5 в этой статье, сплошной фрезерованный лист алюминия, сваренный трением.

        Вот только это всё чушь, как обычно. Взять те же США, у ракет ULA, которые делаются по этим самым модным технологиям, совершенно конские ценники, а Маск, внезапно, вернулся к «авиационным» технологиям и использует такой же «древний» силовой набор, ещё и со сталью вместо алюминия экспериментирует.

        • Комментарий удален
        • -8
          Das Schwarz Das Schwarz
          06.11.2121:25:52

          О чем разговор? У Маска пока только прототипы, отработка технологий, а штатовский сверхтяж для Луны стоит уже собранный и практически готовый к старту. Наш же РН обещают только 2027 году. Вот такая реальность.

          Отредактировано: Duo Power~21:27 06.11.21
          • 0
            Нет аватара KapitanBlad
            09.11.2119:33:47

            штатовский сверхтяж для Луны стоит уже

            Судя по всему, для вас главное — чтоб стоял. )))

            • 0
              Das Schwarz Das Schwarz
              09.11.2120:37:26

              Однако вы за стоящими деревьями не видите леса. Жаль!

              НАСА назначило ближайшей датой запуска сверхтяжелой ракеты Space Launch System (SLS) с космическим кораблем Orion к Луне 12 февраля 2022 года. Примите это — это факт, а не я язвлю. Отставание нам надо принимать достойно, не истерить и их устранять.

              Я еще полгода назад писал про то, что мы отстаем лет на 7 от США. Когда начинаешь оперировать фактами, люди почему-то начинают злиться на того, кто это здесь обнародовал.

              Дай вам волю, вы мне, как гонцу, принесшему худую весть царю, снесли бы голову!

              Ваши минусы делу не помогут. То, что в планировании в российской ракетно-космической отрасли у нас была полнейшая чехарда даже мне была понятна. То один проект начинают, то его через некотолрое закрывают, начинают другой, то снова открывают и так бег по кругу.

              Мне же интересно само достижение человеком возможности вновь полететь на Луну. Если все удастся у них, то я думаю США уже никогда оттуда не уйдут, а будут развиваться дальше. Они также как и мы строят космический ядерный буксир. Сврхтяж еще более мощный построят на основе этого РН. Мы же если будет также строить свой сверхтяж и ядерный буксир можем отстать в космической гонке. А это военные технологии. не зря аналитики говорят, что в мире осталость 3 страны технологически развитые, а другие страны уже фактически потеряли возможность их догнать, даже массовое вливание средств не позволит их догнать. т.к это научные школы,кадры, которые развивались десятилетия и нашей стране в этой гонке никак нельзя отстать. Для этого нужно следить за достижениями союзников,соперников (противников). ИМХО.

              Отредактировано: Duo Power~21:09 09.11.21
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,