Лого Сделано у нас
56

Богучанская ГЭС: вчера, сегодня, завтра

Возьму на себя смелость написать небольшую обзорную статью о Богучанской гидроэлектростанции. На написание статьи меня сподвигла планируемая 15-го апреля 2012 года заделка последних временных донных отверстий на станции, и, соответственно, начало наполнения водохранилища.

Богучанская ГЭС - гидроэлектростанция на Ангаре на территории Красноярского края. Необходимость строительства станции была определена еще в 1971 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971 - 1980 г.г. производительных сил Красноярского края".

Богучанская ГЭС расположена в 12 километрах от  города Кодинск. Своё название станция получила от названия Богучанского района Красноярского края, где находилась первая предложенная площадка для строительства новой ГЭС на Ангаре. Спустя несколько лет для строительства была выбрана новая, более удобная площадка выше по течению Ангары, возле села Кодинская Заимка (будущий город Кодинск) Кежемского района, но название Богучанская за станцией сохранилась.

читать полностью

  • 0
    Нет аватара akm
    14.04.1200:07:12
    Теперь про Эвенкийскую или как её называли раньше - Туруханскую ГЭС на правом притоке Енисея - Нижней Тунгуске, той самой реке, которую В. Шишков описал в "Угрюм-реке". Я родился и вырос в посёлке Туруханск Красноярского края, жил там, учился в школе. "На большую землю" как это называли тогда, мы переехали в 1983-м. Мой отец был инженером геологоразведки одного из трёх крупных геологических трестов, работавших там в то время. На тот момент были выполнены все изыскания и мы вернулись обратно в Башкирию. А тресты были закрыты в 1985-м. Поэтому знаю о чём говорю и могу привести аргументы против строительства там плотины: В номере 8 журнала "Наука и жизнь" за 1989 год, стр. 62-69 (кому интересно - могут скачать этот номер отсюда и прочитать самостоятельно - ссылка) есть хорошая статья красноярского член-корреспондента Академии Наук СССР И. Гительзона "Уроки одной экспертизы". Вот какие отрицательные последствия этой плотины могут возникнуть: 1. Т.к. Нижняя Тунгуска протекает в узких ущельях с высокими краями, вся жизнь - ценный лес, охотничьи угодья, оленьи пастбища и тд, всё, что составляет основу жизни местных жителей - сосредоточена в узкой береговой полосе. Заполнение плотины приведет к появлению узкого и длинного (тысяча километров) безжизненного пространства. При высоте плотины в 200м - затоплено будет 940.6 тыс. гектаров При высоте плотины в 140м - затоплено будет 256.7 тыс. гектаров 2. Затопленный лес При высоте плотины в 200м - 49 млн. кубометров При высоте плотины в 140м - 12.1 млн. кубометров Ленгидропроект предлагал либо вывозить и складировать, либо затопить и поднимать потом, однако техники для работы на таком рельефе просто не существует. 3. Есть опасность протаивания мерзлоты под ложем плотины. На Вилюйском водохранилище такое наблюдалось и наблюдается. 4. Возможно незначительное изменение климата вблизи водохранилища, однако оно повлечёт исчезновение многих видов рыб и животных типичных для данной местности, иными словами - эндемиков. 5. Рыба. Ценные породы исчезнуть однозначно, т.к. изменятся условия их жизни. На смену им придёт сорная рыба. Основная важность Нижней Тунгуски в том, что в неё из Енисея заходят на нерест промысловые рыбы. 6. Изменение климата ниже плотины - образование огромной полыньи, туман и повышенная влажность зимой, а морозы там за 50. Летом плотина поднимает со дна холодную воду, меняя температурный режим реки и далее всю подводную фауну по цепочке. Всё это подтверждается Красноярской ГЭС. 7. Социальные проблемы. Населения там немало, куда его переселять? Согласятся ли они жить в новом месте? Если СССР ещё мог как-то решить эти проблемы - социальной напряженности тогда не было, сейчас проблемы встали в полный рост - люди из затапливаемой зоны БоГЭС поставлены перед фактом - надо "уезжать в никуда". Хотя РУСГИДРО и рапортует на своём сайте о построенном жилье, но сами жители говорят о другом. Жилье не качественное, инфраструктуры и работы на новом месте нет. Выводы комиссии Академии Наук СССР были однозначными - плотину строить нельзя. Следует учесть, что необходимость строительства той и нескольких других плотин были вызваны необходимостью опережающего роста энергетических мощностей СССР. Чтобы там ни говорили про тот период - промышленное производство страны росло и требовало всё больше энергии. Но автор статьи тогда вполне справедливо сказал - по примеру западных стран следует снижать энергоемкость производств, экономить электроэнергию. И можно обойтись без этих гигантских плотин, вреда от которых гораздо больше чем пользы. Восточная Сибирь это ещё бОльшая кладовая природных ресурсов чем уже полностью загаженная Западная Сибирь. Но там не только нефть, газ и руда. Там ещё и тайга - дом для зверей, крупнейший производитель кислорода на Земле (если не считать океан), даже Амазония на втором месте после сибирской тайги. Чистейшие реки и озёра с рыбой, ещё не отравленные нефтью и отходами производств. И ладно бы если строительство плотин приносило пользу стране и народу, все же прекрасно понимают - тарифы будут расти, а кто-то станет ещё богаче. Моё личное мнение таково - развивать нужно атомную энергетику, хорошую подножку которой поставили Чернобыль (хотя наши ученые и инженеры извлекли все нужные уроки и атомная энергетика нашей страны на голову выше любых других стран, общаюсь с несколькими атомщиками и сам как инженер могу судить об этом) и Фукусима, которая выявила профнепригодность западных атомщиков. Хотя если копнуть глубже, выясняется, что могильщиком атомной отрасли ещё в 60-е выступил нефтяной бизнес.
    • 0
      Нет аватара Norem
      19.04.1208:59:27
      1. Т.к. Нижняя Тунгуска протекает в узких ущельях с высокими краями
      То есть, пастбища оленей расположены не в тундре и лесотундре, а в узких ущельях с высокими краями?
      Затопленный лес
      Если раздать бесплатно концессии - вырубят и вывезут все, что можно.
      Есть опасность протаивания мерзлоты под ложем плотины. На Вилюйском водохранилище такое наблюдалось и наблюдается
      А на Курейском? А на Усть-Хантайском?
      Возможно незначительное изменение климата вблизи водохранилища, однако оно повлечёт исчезновение многих видов рыб и животных типичных для данной местности, иными словами - эндемиков.
      Оно же незначительное? И вдруг - массовая гибель. Вопрос с рыбой - решается разведением.
      Населения там немало, куда его переселять? Согласятся ли они жить в новом месте?
      Немало это сколько? Если каждой семье давать бесплатно трехкомнатную квартиру в Красноярске, как думаете, переедут?
      Там ещё и тайга - дом для зверей, крупнейший производитель кислорода на Земле (если не считать океан), даже Амазония на втором месте после сибирской тайги. Чистейшие реки и озёра с рыбой, ещё не отравленные нефтью и отходами производств.
      Ну так может ну её эту промышленность? Вернёмся в пещеры, к охоте и собирательству?
      И ладно бы если строительство плотин приносило пользу стране и народу, все же прекрасно понимают - тарифы будут расти, а кто-то станет ещё богаче.
      Строительство плотин пользу приносит народному хозяйству. А не только владельцам. От себя добавлю - я лично считаю, что вопросы экологии очень важны, что забывать о них нельзя, и что их нужно решать посредством применения новых технологий, а не путем отказа от строительства ГЭС и вообще от развития промышленности. Про атомную энергетику - тут нужно целое отдельное исследование проводить.
      • 0
        Нет аватара akm
        20.04.1213:27:38
        Спасибо за комментарий моего сообщения. Немного удивляет ваша манера спора, вы задаете вопросы вместо опровержения или подтверждения моих высказываний. Тем не менее, отвечу на часть ваших вопросов, на остальное - чуть позже. 1. "То есть, пастбища оленей расположены не в тундре и лесотундре, а в узких ущельях с высокими краями?" Уж простите, видно, что вы незнакомы с той местностью. Долина Нижней Тунгуски представляет собой фактически широкое ущелье, шириной до нескольких километров. Более подробно вы сможете прочитать в Викимапии и посмотреть на фотографиях. Вы несколько путаете север Красноярского края, где действительно есть тундра и лесотундра (это характерно для п-ова Таймыр), и центральную и южную его часть, где преобладает тайга. В эвенкийской, как и якутской тайге, как на Ямале и на Чукотке местные жители занимаются оленеводством, а пасти оленей приходится в долинах рек, т.к. на вершинах плато и плоскогорий пастбищ нет.
      • 0
        Нет аватара akm
        20.04.1214:53:33
        Продолжаю. 5. "Немало это сколько? Если каждой семье давать бесплатно трехкомнатную квартиру в Красноярске, как думаете, переедут?" По официальным данным эвенков (которых раньше называли тунгусами) около 35 тысяч. Примерно треть живёт в долине Нижней Тунгуски. Переезжать в Красноярск они не будут, их дом в тайге. Я жил и общался с ними, пусть и в 70-80-е. Могу судить об этом. 6. "Ну так может ну её эту промышленность? Вернёмся в пещеры, к охоте и собирательству?" Хорошая шутка. Заметьте, это вы сказали, я с вашей мыслью не согласен. 7. "что их нужно решать посредством применения новых технологий, а не путем отказа от строительства ГЭС и вообще от развития промышленности." Золотые слова! Новых энергосберегающих технологий, именно! Замечу только, что не предлагаю "отказаться от развития промышленности вообще" - это ваши домыслы. Пусть действующие плотины останутся, новые строить не надо, ну если только в верховьях рек, что признано более эффективным вложением средств. 8. "Про атомную энергетику - тут нужно целое отдельное исследование проводить." Согласен, но надо учесть высочайший уровень нашей атомной энергетики, в плане технологий и опыта. 7. "Строительство плотин пользу приносит народному хозяйству. А не только владельцам." Воспользуюсь вашим приёмом полемики: Обоснуете про пользу? 8.
        • 0
          Нет аватара Norem
          22.04.1217:38:09
          Новых энергосберегающих технологий, именно!
          Вот, к примеру, в Сибири зимний максимум потребляемой мощности немногим более 30 тысяч МВт, средняя потребляемая мощность 25 тысяч. Планируется построить алюминиевый завод с потреблением порядка 2500 МВт. Вы как себе представляете энергосбережение в таких масштабах? Причем не последовательное за 10-15 лет, а за год-два пока алюминиевый завод строится. Каким образом и на чьи деньги можно выкроить 10% от потребления мощности энергосистемой? А если таких заводов планируется построить три? А если нужно обеспечить опережающий рост установленной мощности станций и выработки электроэнергии, для развития промышленности? Кроме как вводами нового генерирующего оборудования проблему дефицита мощности и энергии не решить ничем. Потенциал экономически обоснованного энергосбережения (касаемо исключительно электрической энергии) в нашей стране 10-15%. А если нужно удвоить выработку электроэнергии? Хоть засберегайся без новых вводов генерирующего оборудования удовлетворить потребности промышленности невозможно. Знали бы вы, сколько промышленных предприятий не было создано в нашей стране за последние лет 5-7 только из-за дефицита генерирующих электроэнергетических мощностей. А эти предприятия - это рабочие места, налоги, социальное развитие. То есть будь "свободные" генерирующие мощности (принадлежащие и приносящие прибыль все равно кому), было бы много новых промышленных предприятий, которые в своб очередь приносят пользу стране и ее гражданам.
          Пусть действующие плотины останутся, новые строить не надо.
          Гидроресурсы - это в отличие от газа, угля и урана - возобновляемый ресурс. Выбросов от гидростанций - нет. Воздейсвтие на окружающую среду по совокупности характеристик - намного меньше ТЭС, составляющих основу генерации в нашей стране. Атомные станции - не панацея, сравните хотя бы пример Франции, где атомная генерация - основа энергетики и Германию - где АЭС закрываются.
          ну если только в верховьях рек, что признано более эффективным вложением средств.
          Кем признано?
      • 0
        Нет аватара akm
        20.04.1214:55:00
        Про атомную энергетику (видимо превысил лимит символов на одно сообщение) - согласен, что надо исследование проводить. Но надо учесть наш высокий технологический уровень в этой отрасли.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,