MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
21 сентября 36
17

Про веники и экономику, или почему в России кредиты дорогие


Давайте представим что вы что-то производите, ну например веники. Хорошие такие веники, надежные, хорошо метут. И у вас их все раскупают подчистую да еще и очередь выстроилась. И вот вы думаете, что пора бы увеличить производство, сам вы уже итак работаете на износ. Вы нанимаете еще одного работника, и что бы платить ему зарплату немножко поднимаете цену веников. Теперь вы работаете в четыре руки, и производите в два раза больше веников.
Это здоровая экономика. Есть спрос, растет производство. Хорошо!

Теперь представьте, что грянул кризис, у людей стало меньше денег, спрос на вашу продукцию упал. Теперь веники почти не покупают. Первым делом вы конечно же увольняете помощника, и за счет этого снижаете цену веников, вам теперь не нужно платить зарплату, и снизив цену вы стараетесь все хоть чуть чуть увеличить продажи, ведь у людей нет денег что бы покупать ваши замечательные, но дорогие по нынешним временам веники. Кое как вы сводите концы с концами, но спрос все падает и падает. Ветки для веников вы закупали у своего соседа, он тоже сидит на подсосе, ваши закупки сильно упали. Что бы хоть как-то поднять продажи, вы договариваетесь с соседом о снижении цены на сырье, убеждая его в том, что это позволит вам еще немного снизить цену на ваши веники, тем самым увеличив на них спрос, а значит сможете немного больше закупать у соседа веток.
Это больная экономика. Спроса нет. Плохо.

[читать статью полностью...]

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 0
    Нет аватара guest21.09.12 17:19:30
    Давайте, для начала, ещё раз разберём пример с вениками. 1. Влияние привлечения нового сотрудника на цену. В приведённом примере автор утверждает, что для выплаты зарплаты новому сотруднику нашему вениковязу пришлось немного увеличить цену на веники (и это увеличение цены, якобы, привело к увеличению инфляции - пока просто запомним это). 2. Влияние привлечения нового сотрудника на спрос. Выпуск веников увеличился вдвое. 3. Наличие неудовлетворённого спроса на продукцию. За вениками выстроилась очередь, что и подтолкнуло вениковяза расширить производство. Из этих разложенных по пунктам утверждений возникают резонные вопросы: Вопрос 1: Зачем увеличивать цену на веники, если производство продукции увеличилось вдвое? Вопрос 2: Что явилось истинной причиной повышения цен на веники: приход нового сотрудника или наличие неудовлетворённого спроса (очереди покупателей) на веники (по цене, которая была ДО её повышения)? Вопрос 3: Что является первопричиной возникновения инфляции - повышение цены или наличие платёжеспособного спроса на товар? Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, давайте от примера с абстрактными вениками перейдём к реальной экономике сегодняшнего дня (о которой и просит говорить автор в комментариях к статье). Итак, когда в реальной жизни производитель задумывается о расширении производства (для которого, несомненно, потребуются новые сотрудники)? - Тогда, когда на его продукцию существует реальный спрос, который он уже не может удовлетворить в рамках имеющихся производственных мощностей. А теперь давайте вспомним, к чему приводит расширение производства в плане влияния на стоимость продукции. Наверняка многие слышали, как производители, выпускающие мелкосирийный товар говорят: «Сейчас мы запускаем новый завод по выпуску данного товара, что приведёт к существенному снижению его цены». Вспомнили? И это вполне понятно, т.к. в крупном производстве существенно возрастает производительность труда. Т.е. на одного работника приходится больше выпущенной продукции. За счёт чего это происходит? – На крупном заводе многие операции, которые кустарям-мелкосирийщикам приходится делать вручную, механизированы и/или автоматизированы. Пока кустарь-одиночка выкроит, и сошьёт один сапог, а затем прибъёт к нему подошву, обувной завод выпустит сотни пар самой разной обувной продукции! Это позволяет заводу быстро окупать оборудование и продавать товар дешевле индивидуала. Работает эта схема с увеличением производительности труда и в примере с вениками: пока один нарезает и складывает ветки в пучок, второй уже держит верёвку для связывания веника, т.е налицо экономия на переходе от операции резки к операции связывания – не нужно класть нож и брать моток верёвки. Мало того, пока второй вяжет, первый удерживает прутики от расползания. Что же мы видим? – приём второго сотрудника позволяет на самом деле более , чем вдвое увеличить выпуск продукции за счёт того, что не только сам сотрудник будет делать ещё столько же продукции, но и за счёт увеличения производительности труда. Как говорится в поговорке: двое-трое – не один! Вывод 1: приём нового сотрудника не только не должен привести к увеличению цены на товар для выплаты з/п этому сотруднику, но и приводит в реальности к её снижению, за счёт увеличения производительности труда. Получается, что мы можем увеличить выпуск продукции, не повышая её цену! Ну а увеличившийся выпуск позволит нам окупить и новое оборудование, и новую рабочую силу. И это замечательно, что нам не придётся повышать цену на товар, ведь мы имел спрос на наш товар по цене ДО приёма сотрудника. А если бы, как в примере автора статьи, с приходом нового сотрудника мы бы её увеличили, то вполне возможно, что наши веники вообще бы никто не купил, ведь у какого-нибудь соседа такие же веники нашлись бы и по старой цене, а кому-то проще оказалось бы связать веник самому, т.к. новая цена ему была бы уже не по карману. И тут самое время поговорить о том, как формируется цена на товар. С одной стороны мы не можем продавать товар дешевле, чем потратили на его изготовление (стоимость прутиков, закупаемых у соседа + наша зарплата и верёвка с ножиком). С другой – не можем продавать дороже, чем цена, которую люди готовы за неё платить. И это ещё без учёта конкурентов, но будем для простоты считать, что в деревне веники плетём только мы. Первоначально цена определяется методом проб и ошибок – заломили высокую цену – никто не берёт, снизили до определённого порога – получили приемлемое соотношение цены, прибыли и сбыта (количества продаваемых веников в месяц, достаточных для собственной зарплаты). Цена устаканилась. И вот однажды вениковяз стал замечать, что люди стали брать веники чаще, а порой даже и по два – впрок, то есть. Оказалось, что деревенским пенсионерам подняли пенсии (вариант: колхозникам увеличили зарплату). Ну тут и вениковяз решил не отставать от всеобщего счастья и немного поднял цену на веники. Или другой вариант – к вениковязу стали приезжать за вениками из других деревень – уж больно они у него хороши (или их вениковяз утонул) – веников стало на всех не хватать, вот он и поднял цену немного – часть покупателей отпала, но объём продажи не снизился, т.к. из увеличившегося числа покупателей нашлись те, кто готов был брать веники подороже. В обоих случая увеличение цены стало возможным по одной причине – наличие соответствующего спроса. А вот если бы спрос оставался на старом уровне, а вениковяз поднял цену, мотивируя её появлением нового работника, то он просто потерял бы часть старой клиентуры и всё. Вывод 2: Для повышения цены необходим платёжеспособный (!) спрос на покупку продукции по увеличенной цене – прихоть или нужда производителя в расчёт не принимается. Теперь давайте поговорим об инфляции. Многие, как и автор статьи, наверняка слышали: «Цены поднялись – инфляция растёт!». Вроде бы так и есть. Мало того, дурацкая Википедия так прямо и говорит: «Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги». Но мы-то с вами уже разобрались, что цены не растут сами по себе и даже по прихоти производителя – для этого необходим платёжеспособный спрос. Причём именно растущий, т.е. увеличение пенсий, зарплат. Т.е. производитель сможет поднять цену только если у потребителя появятся как бы лишние (за счёт увеличения доходов) деньги, которыми он будет готов это увеличение стоимости товара оплатить. А вот и более правильное определение инфляции , полностью подтверждающее последние умозаключения: Инфля́ция - устойчивая тенденция повышения цен и заработной платы в денежном выражении. http://dic.acad.../econ_dict/6922 Хотя даже и оно не до конца раскрывает механизм инфляции, но и не утаивает уже роста доходов населения, который, как мы уже знаем, и обеспечивает рост цен. Вывод 3: Первопричиной инфляции является не рост цен, а растущий платёжеспособный спрос на товар. Ну а что же мы получаем в итоге: в России наблюдается постоянный рост зарплат (тут бы надо график вставить, но некогда искать) – учителям, врачам, бюджетникам, военнослужащим млиционерам и т.д., и пенсий, причём по нескольку раз в год. А что в забугорье? - А у них как раз наоборот – снижение зарплат, сокращения, увольнения. Теперь скажите – где инфляция будет выше, и что на самом деле является этому причиной! ;) Вот такие веники, понимаешь! P.S. А о банковском проценте как-нибудь в следующий раз расскажу. Замечу только, сейчас ЦБ работает не на нас и это для экономики плохо. Почему? – А он, гад, не даёт нам напечатать столько денег, сколько нам нужно для увеличения зарплат людям (посмотрите на нашу минимальную зарплату, и не спрашивайте, когда она станет равна РЕАЛЬНОМУ прожиточному минимуму, пока ЦБ не национализирован) и разворачивания новых масштабных строек, типа ДнепроГЭСа!
    • 0
      club-k club-k21.09.12 18:54:11
      опередил про веники     но я написал короче     у Романа с экономикой видимо слабовато, даже с теорией по ней    
    • 0
      Нет аватара Worker23.09.12 04:55:12
      Полностью согласен.